Зачем нужен пост?

Разве для Бога имеет значение, что мы едим?

Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека — в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе — стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас. Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью — душевному и телесному.

Отвечает ХУДИЕВ Сергей, журнал "Фома"
22 июня 2011, 00:43
№ 1Без темы
Много чего верного,но почему-то Христос постился ,но не то что -бы не ел жирного!Он вообще не ел и не пил.На это,каков ответ?
18 июня 2012, 23:18
№ 2На эту же тему у меня еще вопрос!Жду вашего ответа
Мне 13 лет и родители говорят, что если буду себя лишать чего-то, то буду плохо развиваться( я уже несколько лет не расту и они беспокоятся). Раньше пост не соблюдала, т.к. "Главное вера", "Богу не важно. что мы едим" или просто срывалась. Без мяса я обходиться могу, сейчас Петров пост и есть стараюсь по календарю, не чревоугодствую-всегда чувство легкого голода. Но бывает,что не сдерживаюсь- масла, молока немного...К тому же у меня семья крещеная, но не верующая, поэтому пост не соблюдают и в доме практически нет постной еды. В храме чуть в обморок не упала.И у меня проблемы с желудком-долгое время без еды обходиться тяжело и вредно.
Считается ли то, что я иногда срываюсь на запрещенные продукты, грехом? И надо ли в среду и пятницу есть только то, что не термообработано или это особый подвиг? Ответьте, пожалуйста, для меня важно, так как я много ошибок совершила в храме и мирской жизни, потому что везде по-ращному пишут.
Адрес заметки: http://www.zavet.ru/a/post_1291288664.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. При указании автором комментария сана, титула и т.п. (напр., священник, диакон) также следует указать адрес места службы, телефон и др. информацию по которой можно проверить достоверность титула. Иначе комментарий не будет принят или будет удален титул.
2. Все поля формы обязательны для заполнения.
3. Email в комментарии не будет опубликован.
4. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
5. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:




E-mail подписка: