Почему у православных "не все по Библии"?

Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрей

Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан — Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют священников «отцами», хотя Библия запрещает это делать. Они исполняют множество обрядов, о которых в Библии вроде бы нет ни слова. Что же это значит: православные отказались от Библии, заменив ее собственными изобретениями, которые они называют «Преданием»? Давайте разберемся.

Церковь, написавшая Библию

Один православный священник в США рассказывал такую историю. На улице к нему подошел проповедник и сказал: «Хотите, я расскажу вам о Церкви, которая основана на Библии?» На это священник ответил: «А хотите, я расскажу вам о Церкви, которая написала Библию?» Его ответ может показаться дерзким и надменным, но, если задуматься, он довольно точно отражает то, какой Православная Церковь видит саму себя. Это не значит, разумеется, что она полностью уравнивает апостольскую общину с тем, что мы сегодня называем Православием. Нет, апостолы не носили митры, не имели икон, не служили водосвятные молебны, и это всем понятно. Но православные настаивают: они — прямое и непосредственное продолжение этой общины. Наша Церковь возникла не потому, что кто-то когда-то прочитал Библию и решил, что теперь ему нужно учредить такую-то организацию на таких-то принципах, а потому, что в свое время Господь призвал Авраама, затем Исаака, затем Иакова, и на каждом новом этапе Божественное Откровение дополнялось и расширялось, затем записывалось — и так возникла Библия внутри этой Церкви, избранного Божьего народа. Сегодня она продолжается в Православии.

Преданием как раз называют вот эту живую связь эпох, а вовсе не некоторую сумму обычаев и привычек, которые могут меняться от века к веку и от народа к народу. Священное Писание, то есть Библия, — центральная и главная часть этого Предания, с которой должно сверяться всё остальное.

И все-таки, почему же тогда у православных многое «не по Библии»? Почему бы им не отказаться от того, чего нет в Библии в явном виде?

Прежде, чем начинать разговор об этом, постараемся точнее определить, что именно мы имеем в виду. Во-первых, в Православной Церкви, какой она существует на земле, всегда было и будет немало искажений и нарушений идеала Православия — этого никто не скрывает. Приходя в Церковь, человек не перестает быть несовершенным и часто совершает такие поступки, которые противоречат учению этой самой Церкви. Но такие искажения опровергаются и отвергаются самими православными. Значит, об этом мы сейчас говорить не будем.

Есть и другой вид несовпадений — когда в современной церковной или даже светской жизни появляются какие-то обычаи, отсутствующие в Библии, но не противоречащие ей. Так, некоторые, хотя и очень немногочисленные христиане, не считают возможным праздновать дни рождения, поскольку единственный день рождения, упомянутый в Библии, — это торжество в честь царя Ирода, на котором и отрубили голову Иоанну Крестителю. Конечно, так, как Ирод, нам веселиться не стоит — но значит ли это, что мы вообще не вправе отмечать дни рождений дорогих нам людей? По-моему, никак не значит. Ведь очень многое в нашей жизни тоже не встречается в Библии, но глупо было бы требовать от христиан отказаться от этих признаков современной жизни, а равно и от обычаев и привычек, которые не находят в Библии прямого подтверждения, но ни в чем ей не противоречат. Они возникли позднее, в иных условиях, ведь жизнь никогда не стоит на месте. Поэтому простота и непритязательность апостольской молитвы постепенно превратилась в пышность византийских обрядов — точно так же, как легким средиземноморским туникам пришли в нашем климате на смену тяжелые зимние пальто.

Словом, такие несовпадения мы тоже сейчас рассматривать не будем. Поговорим о третьем роде несоответствий: когда что-то в современной православной практике напрямую противоречит, как кажется, велениям Библии. А таких моментов критики называют немало: православные молятся не только Богу, но и умершим людям, поклоняются их телам и изображениям, называют своих наставников отцами, а еще… Впрочем, для начала хватит — разберемся хотя бы с этим.

Глаза, руки и ноги

Но прежде, чем обращаться к православным, давайте посмотрим на всех христиан вообще. Много ли среди них людей с выколотыми глазами и отрубленными руками и ногами? Немного, причем они не сами сделали себя инвалидами. А ведь Христос ясно требует в Евангелии: если тебя соблазняет глаз, рука или нога, нужно избавиться от этой части тела, потому что лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый (Мк 9:43-48). Если понимать эти слова буквально, вывод остается только один: взглянул на что-то непристойное — выколи себе глаз; пошел, куда не надо, — немедленно отруби ногу. Конечно, в жизни каждого человека такое бывает не единожды, и буквально исполнить это нет никакой возможности. Так что нам стоит задуматься — какой смысл стоит за этими яркими и запоминающимися словами, чему хочет научить нас Христос? По-видимому, тому, что в борьбе с грехом не следует себя жалеть, и на пути к Богу не обойтись без самоограничений, порой очень болезненных и неприятных.

Всем очевидно, что в Библии немало таких мест, которые невозможно принять как непосредственное руководство к действию во всех случаях жизни — ведь Библия не инструкция по пожарной безопасности, которой нужно следовать в соответствующей обстановке без раздумий и колебаний. Нет, она, скорее, выстраивает для человека некие основные ценности и приоритеты, которые могут по-разному воплощаться в его повседневной жизни, и тут уже ему самому приходится многое решать для себя. Ведь и Бог ждет от нас не слепого фанатизма, а разумного и осмысленного послушания.

Вот с этих позиций мы и постараемся понять, как согласуется практика Православной Церкви с библейским учением.

Богородица и святые

Главной новостью, которую принесла в мир Библия, была весть о Едином Боге. Язычники могли помнить о Творце мира, но предпочитали иметь дело не с Ним, а с многочисленными божествами, каждое из которых заведовало какой-то определенной сферой жизни: этому надо молиться об урожае, тому — о военной победе, а вон той — в случае зубной боли. Именно к такому миру были обращены слова первой заповеди: Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх 20:2-3). Но что же мы видим у православных — снова многобожие? Молятся не только Богу, но и святым, особенно Богородице? Просят их о помощи, словно бы забыв о Творце?

Давайте вслушаемся: как и о чем просят святых православные? Говорят ли они им: «Такой-то, как господин над урожаем или зубной болью, надели меня своими дарами»? Нет, они обращаются к ним со словами: «моли Бога о нас». Все христиане, да и не только они, время от времени просят других о молитвенной поддержке, потому что понимают: человеку трудно одному предстоять перед Богом, ему нужна помощь собратьев по вере, их согласная молитва обладает огромной силой. Именно о такой помощи и поддержке православные просят своих старших братьев и сестер, которые уже закончили свой жизненный путь и предстоят перед Господом. Эти люди в своей жизни показали, как много может их молитва, как охотно они приходят на помощь другим — так неужели мы должны пренебрегать их поддержкой?

Ведь мы верим, что у Бога все живы. Не случайно еще в Ветхом Завете Господь, обращаясь к людям, называл Себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова» — первых святых Своей Церкви. Он мог бы сказать о Себе: «Я Вечный, Я Творец неба и земли» — и многое, многое иное. Но Он предпочел говорить о Себе в связи со святыми, в жизни которых и раскрывалось представление о Едином Боге. Знать, что есть Творец, — хорошо, но это мало что значит лично для тебя. А вот знать, что есть Тот, Кто заключил союз с Авраамом, Исааком и Иаковом, и Он предлагает тебе войти в этот союз, присоединиться к ним, — это уже совсем другое дело. И в этом деле просто необходима будет поддержка тех, кто вошел в этот союз прежде тебя.

Но отдельно стоит сказать о Богородице, ведь Ее не только просят о молитвах, но и постоянно возвеличивают в церковных песнопениях, ставят фактически на второе место после Христа. Но ведь Она всего лишь человек!

Эти споры возникли не вчера, им почти столько же лет, сколько и христианству. Один из византийских императоров активно противился почитанию Богородицы. Однажды он привел своим приближенным такой пример: показал им кошелек с золотом и спросил, дорого ли тот стоит. «Разумеется, дорого», — ответили придворные. Тогда он высыпал из него золотые монеты и снова задал тот же вопрос. «Теперь ничего не стоит», — ответили они. «Так и Мария, — напутствовал он их, — пока носила во чреве Христа, была достойна почитания, теперь же ничем не отличается от прочих женщин».

Неужели не отличается? Евангелие с этим не согласно. Достаточно прочитать первую главу от Луки, чтобы увидеть: с Марией почтительно беседовал архангел Гавриил, а мать Иоанна Крестителя Елисавета называла Ее «блаженной среди женщин». Но и этого мало — Сама Мария, получившая Духа Святого, поняла, что это почитание останется с ней навсегда: призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк 1:48-49). Собственно, именно в таком виде Ее почитание и доныне существует у православных — практически теми же словами они возвеличивают Деву из Назарета и сейчас.

Есть тут и еще один очень важный момент: прославляя Богородицу, православные христиане свидетельствуют о величии человека. Да, Христос тоже родился как простой человек, но при этом Он не перестал быть Богом, и в этом отличается от всех нас. Но Мария была простой девушкой, а значит, Ее праведность и чистота могут быть хотя бы в теории доступны каждому из нас. Наконец, Христос прожил земную жизнь как мужчина. Он пережил и испытал всё, что может выпасть здесь на долю человека, но Он не жил в женском теле, у Него не было семьи, родных детей. Мария испытала все и даже прошла через страшную потерю Сына — и поэтому в какие-то моменты жизни мы можем обратиться за помощью и поддержкой именно к Ней: Она пережила это… Отказаться от такого заступничества означало бы не просто обеднить себя, но и напрямую отвергнуть сказанные в Библии слова.

Мощи, иконы

Хорошо, но зачем же тогда святых не просто просят о молитве, но и почитают их мертвые тела (мощи) и даже изображения? Ведь ясно сказано: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им… (Исх 20:4-5). Сказано, но и объяснено: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Лев 4:15-16).

Итак, запрет на изображения явно относится к Ветхому Завету, в котором Бог пребывает невидимым и непостижимым, и всяческие фантазии на Его счет строго запрещаются. Собственно говоря, этот запрет остается в силе и в Православной Церкви (хотя встречаются и его нарушения): Бога-Отца и Святого Духа изображать нельзя. Но почему нельзя изобразить человека Иисуса? Или других людей, которые дороги нам? Если нельзя, то придется уничтожить все вообще портреты и фотографии. Когда кто-то держит перед собой изображение любимого человека, находящегося вдалеке, мысленно или вслух разговаривает с ним, целует его, он, собственно говоря, совершает точно то же самое, что и почитатели икон. При этом никто, конечно, не думает, что икона или фотография заменяют нам живую личность, что они нужны нам сами по себе, а не как своеобразная связь с этой личностью.

Но мощи, мертвые тела, которые следовало бы похоронить и оставить в покое? Первый пример чудотворных мощей мы, кстати, встречаем в Библии: умерший, которого случайно положили на кости пророка Елисея, внезапно ожил! (4 Цар 13:21) Даже в Ветхом Завете, где любое прикосновение к трупу или могиле делало человека ритуально нечистым, для людей было исключительно важно быть похороненными в собственной родовой гробнице. Бывали случаи, когда в такую гробницу специально клали тело умершего пророка, завещав похоронить себя рядом с ним (3 Цар 13:29-32). Если ты почитал человека при его жизни, если надеешься увидеться с ним после смерти, тебе не может быть безразлична его могила. Да и современное общество, так старательно скрывающее смерть, пожалуй, нуждается в еще одном напоминании, что этот порог всем нам предстоит переступить, и важно другое: с чем мы подойдем к нему.

Конечно, верно, что икона или мощи, или любой другой материальный предмет (крестик, освященная вода, просфора) могут стать настоящим идолом, предметом поклонения, который якобы сам по себе исцеляет человека. Это уже явно нарушает библейскую заповедь — но ведь и Православие такой подход считает магическим и однозначно его осуждает.

Однако Церковь в том числе призвана освятить и преобразить этот мир, поэтому она никогда не станет уходить в «область чистого духа», отказываться от обрядов, освященных предметов — то есть от материального мира. Нет, она принимает и преображает человека в его целостности, с душой и телом, о чем и свидетельствует почитание мощей и икон. И почитание здесь отличается от поклонения, которое принадлежит только Богу.

Множество отцов

Христос, казалось бы, ясно сказал ученикам: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф 23:9). Но отчего же у православных только и слышно: «отец такой-то»? Это же явное противоречие!

Начнем с того, что противоречие это встречается уже внутри Нового Завета. Апостол Павел в 4-й главе Римлянам неоднократно называет «отцом верующих» Авраама, но мало того: он категорически настаивает, что сам является отцом по отношению к тем, кого он обратил к вере! Вот что он пишет: …прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих (Флм 10). И даже объясняет: хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына (1 Кор 4:15-17).

Вряд ли апостол не знал процитированных выше слов Христа или сознательно ими пренебрег. Значит, он понимал их вовсе не в том смысле, будто запрещено само слово «отец». Видимо, Христос обличал определенное отношение к человеку — и можно даже понять, какое... В Евангелии мы читаем спор Христа с Его противниками (Ин 8:37-45): они уверенно называют своим отцом и Авраама, и даже Бога (казалось бы, куда правильней!), но Христос бросает им в лицо страшное обвинение: ваш отец — диавол. Почему? А потому, что они охотно и последовательно исполняют его волю.

Людям свойственно бывает ссылаться на какие-то внешние авторитеты. В том же самом послании, где он отстаивал свое отцовство, Павел писал: у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор 1:12) Вот, по-видимому, что запрещал Христос: сектантство, при котором имя учителя становится знаменем борьбы с последователями иных сект. А вот духовных связей, подобных отношениям отца и детей, Он явно запрещать не собирался. Так что цитату из Евангелия не стоит выдирать из контекста. И кстати, сразу после слов об отцах идет запрет называться наставниками (закроем все школы и институты?), а также призыв больший из вас да будет вам слуга (всюду директоров назначим уборщиками?).

Разумеется, список мнимых несоответствий между Библией и жизнью православных христиан можно было бы продолжать — но уже, наверное, показано главное. Библия никак не содержит некий свод универсальных правил поведения, соблюдение которых и будет «христианской жизнью». Нет — она зовет нас к переменам в сердцах, к взрослению и самостоятельности, указывая главные ориентиры и ограничения и предоставляя свободу в остальном. Православное Предание предлагает нам двухтысячелетний опыт осмысления и проживания каждой библейской цитаты — и прежде, чем отвергать его, стоит к нему присмотреться повнимательней. Ведь вполне может быть, что, присмотревшись, вы захотите не отвергнуть его, а принять.

Источник: журнал "Фома"
06 апреля 2011, 22:53
№ 1Почему у православных не все по Библии ?
Очень ёмкое и правильное объяснение догматов и вероучения православной веры спаси вас Господи за ваш труд!
26 апреля 2011, 14:49
№ 2Почему у православных не все по Библии ?
Я бы не сказал так как в комментарии Евгения Горбикова, по моему мнению в статье больше прослеживается попытка минимизировать и оправдать уход в сторону от истинного поклонения. Хотя об этом уходе апостолы говорили еще при жизни (Евреям 13:8,9; 2Тимофею 4:3.4).
20 мая 2011, 21:28
№ 3кумиры
>>Это уже явно нарушает библейскую заповедь — но ведь и Православие такой подход считает магическим и однозначно его осуждает.
Где? Когда?
Что-то я не встречал осуждения статей в жёлтых газетах, где Православие доводят до стандартной магической практики с шаманами и амулетами, со стороны Церкви. Почему-то только атеисты занимаются разоблачением "чудотворных икон" и прочих фокусов. Церковь же, в лучшем случае, проявляет нейтралитет - и её с этим самым и ассоциируют. Может, не зря?
У меня подозрение, что данный текст - попытка извинения перед сомневающимися, ведь заповедь о кумирах - одна из важнейших. И одна из труднейших. А оправдание не есть покаяние, но совсем наоборот.
22 июня 2011, 00:28
№ 4Без темы
Да это просто смешно!Не знаю,кто автор этой ерунды,но если это священник,то горе тем у кого он наставник!
Как там сказано было?
Директоров в уборщицы?Тут совсем другое имелось в виду.Сам себя возвышающий,гордец,в конце -концов будет повергнут пред Богобоязненными людьми!
Я полностью с Владимиром согласен!Ибо только пыль и пускают народу в глаза!Превратили церкви в базары,торгуя там всем,на чем можно заработать!
О фотографиях любимых людей,я слышал уже лично от нашего сельского батюшки.Не ново!Ето можно назвать ** Лапша на уши**!
10 октября 2011, 22:56
№ 5о мощах
Хочу сказать по поводу исцелении Елисея от прикосновения к мощам .До крещения Иисуса Христа Дух Святой пребывал НА некоторых верных Богу людях,а после крещения Господа Дух Святой пребывает В человеке после его покаяния и крещения по-вере в Иисуса Христа.Возникает вопрос зачем прикасаться к мощам ,НА которых Дух Святой если Он пребывает уже В верующем человеке.
ольга
14 февраля 2012, 17:36
№ 6Почему у православных не все по Библии ?
Статья хорошая и многое объясняет. Со всем своим недостоинством дерзну пояснить некоторые места в статье, вызвавшие непонимание авторов всех (кроме первого) предыдущих комментариев. Отвечу, сначала, на вопрос Ольги. Хорошо, я крестился и если согрешу – каюсь, это всё? Молиться мне не надо? Пост соблюдать не надо? Добрые дела творить не надо? А ведь благоразумный разбойник и без крещения вошёл в Царство Небесное… первым. Так что получается, и крещение теперь под вопросом? На самом деле НЕТ! Просто у этого разбойника не было возможности ни креститься, ни сделать вообще что-нибудь подобное и он сделал ВСЁ что мог: уверовал, покаялся и взмолился. У большинства из нас есть возможность и креститься, и молиться, и причащаться, и мощи почитать, и т.д. Так если у нас есть эта возможность, почему мы не должны её использовать? Не нужно пытаться упрощать и делать удобным для себя Христианство. Что касается мощей, то в их почитании мы прославляем святых угодников, которые пред престолом Божиим предстоят, просим у них помощи и по их молитвам получаем просимое (если просимое не противоречит воле Божьей о нас). Православие обладает всеми средствами (среди них – почитание мощей и икон) для приближения человека к Богу и предписывает верным своим чадам как можно больше использовать их ВСЕ.
Владимиру, Константину и Сергею хочу посоветовать не выдавать желаемое за действительное. Православные христиане не станут извиняться и оправдываться за свою веру НИ-КОГ-ДА! Извиняться и оправдываться за веру – значит отрекаться от неё. Столько мучеников за Христа, сколько их было на просторах Святой Руси, не было, наверное, больше нигде! Во все времена (ещё до крещения Руси, византийская вера уже была распространена в русских землях) люди УМИРАЛИ, но не отрекались.
Владимиру: некоторые иудейские “мудрецы ” взялись толковать и “расшифровывать” книги Ветхого Завета – получили каббалу, которую считают тайной истиной, открытой только им. Православная Церковь в вопросе толкования Писания опирается на авторитет святых угодников – старцев, которые сердцем прозрели и сподобились видеть волю Божью. Некоторые протестанты, например, видят “истинное поклонение” в накоплении денежных знаков (для них, чем больше денег, тем ближе к Богу). Только повреждённый грехом человеческий разум мог так понять смысл Библии. Истина одна, а частных мнений много. Вопрос: кто ушёл в сторону? Умные “дешифровщики” Писания с учёными степенями или святые пустынники и затворники, сподобившиеся воспринять благодатные дары Святого Духа.
Константину: Где? На Link или на http://sueverie.net например. Когда? Очень давно. А вот “разоблачениями” действительно чудотворных икон, как и самой религии (не только Христианства) атеисты на самом деле занимаются. На то они и атеисты.
Сергею: эмоции и ещё раз эмоции. И про директоров с уборщиками – тоже эмоции. Читайте, пожалуйста, внимательно. Фразы: “закроем все школы и институты? ” и “всюду директоров назначим уборщиками? ” – употребляются автором в смысле: “неужели мы вот так НЕПРАВИЛЬНО поймём Евангельские строки, неужели мы сделаем вот такую глупость(т.е. закроем и назначим)? ”. А вот насчёт превращений “церкви в базары” советую прочитать статью Александра Оконишникова “Храм и деньги - заметка о часах Патриарха” по адресу http://www.zavet.ru/a/post_1252996586.html.
Андрей
15 февраля 2012, 22:38
№ 7Андрею про апологетику а -нормальности
Андрей, Link http://zona4.arhiva-ortodoxa.info/0.upload/Icoane% 20DVD/CD4%20-%20365%20icoane%202%20(altele)/Moaste /Ioan%20Gura%20de%20Aur%2001.JPG поклоняются этому и еще целуют и разговаривают
Link
Link
Link
это прямо никрофилия в чистом виде

Нигде в Новом Завете не то что упоминаний нету о поклонении иконам, Марии и трупам людей, но наоборот есть масса предостережений о поклонении вместо Творца твари...
А насчет поклонения Марии и мощам, стоит привести не свои умозаключения, а конкретные места из Писания - нет ниединого! Насчет же православных преданий, так любому человеку может ченить присниться, и это не значит что ему нужно верить и поклоняться его "откровениям"
Жалко людей, которые служили Богу при жизни, а из них теперь создали идолопоклонство и превратили их прах в окультные практики! В ветхом Завете Бог назвал общение с умершими мерзостью!!!

ВЗ: "15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Второзаконие 4, 15).

"Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. (Левит 26,1)

"Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. 5 Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: "Тебе должно поклоняться, Владыко!" 6 Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших. 7 Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные, и не могут говорить. 8 И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото, и приготовляют венцы на головы богов своих. 9 Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих; 10 уделяют из того и блудницам под их кровом; украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами, как людей. 11 Но они не спасаются от ржавчины и моли, хотя облечены в пурпуровую одежду. 12 Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много. 13 Имеет и скипетр, как человек — судья страны, но он не может умертвить виновного пред ним. 14 Имеет меч в правой руке и секиру, а себя самого от войска и разбойников не защитит: отсюда познается, что они не боги; итак, не бойтесь их. 15 Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека, так и боги их" (книга пророка Иеремии)

"18 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? 19 Горе тому, кто говорит дереву: "встань!" и бессловесному камню: "пробудись!" Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. 20 А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!" (Аввакум)

" Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, 7 ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне [всё] с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. 8 Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю. 9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. 12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. 13 Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. 14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. 15 И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. 16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". 17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой". 18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, [и] сердца их, чтобы не разумели. 19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" 20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?" (Исайа)

"Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. (Левит)

"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Иоанна 14:6)

21 марта 2012, 11:29
№ 8Игорю. Дочитайте этот комментарий, пожалуйста, внимательно и
Игорь, так что же Вы хотели сказать мне “про апологетику а -нормальности”? Апология – слово защитное, а не оскорбительное. Вы же с первых слов начали поливать грязью, не только меня, к сожалению, но и всю Православную веру. Горько читать, написанное Вами кощунство. Возьмите толковый словарь, прочитайте значение слова “некрофилия” и подумайте, к месту ли его напасли. И мой Вам добрый совет: если не знаете значения слова – не применяйте его. Надеюсь, что написанное Вами – следствие практически абсолютного незнания Православной веры и бьющих через край эмоций. Теперь, относительно Ваших аргументов. “Нигде в Новом Завете не то что упоминаний нету о поклонении иконам, Марии и трупам людей, но наоборот есть масса предостережений о поклонении вместо Творца твари...” – здесь Игорь отождествляет “ поклонение иконам, Богородице, мощам ” и “поклонение вместо Творца твари ”, что является просто абсурдом! Любой православный христианин скажет, что икона не есть Сам Бог и НИКТО из православных христиан НЕ поклоняется иконам, Богородице, или святым как Творцу! НИКТО!
Авраам встал и поклонился народу земли той, сыном Хетовым (Быт. 23: 7), поклонился Иаков брату своему Исаву (Быт. 33: 3… ), Сонамитянка поклонилась пророку Елисею, после того как он воскресил её сына (4 Цар. IV, 37.), поклонились Иисус, сын Навина и Даниил Ангелу Божию (Нав.5:14; Дан. 8:17,18). Как они поклонились? Как Творцу поклонились? НЕТ! Так и православные христиане покланяются Богородице и святым НЕ как Богу, но как верным и наиболее близким Ему, в знак благодарности им, уважения и почитания их, как старшим в вере, как достигшим Царства Небесного, как любящим нас, ходатайствующим и молящимся за нас Богу. Православные христиане УТВЕРЖДАЮТ, что НЕТ никого и ничего выше или равного Творцу, но есть те, кто ближе к Нему и имеет особое дерзновение пред Ним. Нами почитается Богородица и святые угодники Божии не потому, что они такие сами по себе, а потому, что их прославил Сам Господь (1 Цар. 2:30; Лк 1:49), сделал их проводниками воли Своей, через них явил величие, силу и славу Свою и они сделались живыми храмами Духа Святого. И потому, почитая святых, мы прославляем в первую очередь Бога.
Святые — это прежде всего наши небесные друзья, которые могут нам помочь в нашем продвижении на пути ко спасению, на пути к Богу. И лишь во вторую очередь святые — те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах[2]. Православные христиане ЧЁТКО ПОНИМАЮТ, что святые НЕ обладают силой Бога сами по себе, но Бог наделяет их силой Своей, Бог действует через них. И не только через них, но и через материальные, РУКОТВОРНЫЕ предметы: и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Исх.25:18-20),Там Я буду открывать тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым (Исх.25: 22); И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив (Числ. XXI, 9.); Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. (Деян. 19:12). Надеюсь, по поводу поклонения я всё достаточно подробно объяснил. Теперь, про иконы. Православные христиане молятся и покланяются не САМОЙ иконе (не дереву и краскам) но Богу, на ней изображённому. Невидимый и непостижимый Бог, после воплощения Своего, стал видимым и осязаемым. Евангелие даёт нам возможность прочесть слова Христа, как бы услышать их, но мы не слышим голоса Его ушами своими, но ВИДИМ “нарисованные” на бумаге буквы. Мы верим – эти слова принадлежат Ему, а не бумаге и чернилам. Так и икона, мы верим – это Его лик. Лик на иконе НЕ приравнивается ДОСКОНАЛЬНО к оригиналу. Так и в Писании, досконально не описываются все события, но описывается основное.
Икона — это только напоминание, только некий символ той реальности, которая за ней стоит[2]. Голос Его, деяния Его, голоса и деяния апостолов Его “ИЗОБРАЖЕНЫ” ЧЕРНИЛАМИ НА БУМАГЕ В ЕВАНГЕЛИИ. А вот внешность Христа и апостолов в Евангелии не описывается. Описывается она на иконах. Т.е. Писание, тоже является иконой, только другого “формата”. Господа нашего Иисуса Христа видели и слышали, то что слышали от Него – записали в Евангелии, лик Его, который видели – изобразили на иконах. Теперь мы знаем – Он был на земле, Он говорил эти слова, совершал такие дела и выглядел Он вот так. Кстати, православные христиане могут молиться и без икон, что явно доказывает: ИКОНА – НЕ ИДОЛ! Когда мы молимся перед иконой, то подсознательно осознаём, что молимся Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, о пришествии Которого говорили пророки в книгах Ветхого Завета, земной путь, искупительная жертва Которого и свидетельства о Нём апостолов описаны в книгах Нового завета и ЛИК Которого видим перед собой. Икона (образ), как и Евангелие – святыня, но не Сам Бог. Сам Бог раскрывается нам через эти святыни, и эти святыни помогают нам соприкоснуться с Ним.
Когда мы подходим к иконе Спасителя или Божией Матери и прикладываемся к ней, то есть целуем ее, мы тем самым выражаем нашу любовь к Спасителю или к Божией Матери[2]. Очень распространённый пример использования образа в общении между людьми – мобильный телефон. Мы разговариваем с человеком, которому звоним, но при этом слышим НЕ его собственный голос, а ОБРАЗ его голоса. Это может показаться смешным, но это ТАК! Мы не слышим звуков, производимых голосовыми связками человека на другом конце “провода”, мы слышим звуки, производимые колебанием мембраны динамика приблизительно с той же частотой и примерно в той же тональности. Но мы же НЕ думаем, что говорящий с нами “сидит” в мобильнике, также НЕ думаем, что разговариваем с самим мобильником. А что мы думаем? Правильно, что разговариваем с человеком С ПОМОЩЬЮ мобильника (по мобильнику). Надеюсь и вопрос об иконах раскрыт достаточно подробно. Далее: “А насчет поклонения Марии и мощам, стоит привести не свои умозаключения, а конкретные места из Писания - нет ниединого!” – знаете, есть такая секта “Свидетели Иеговы” (я исхожу из того, что Игорь к ним не относится), так вот, это типичный для них аргумент и опираясь на него они зашли очень далеко, начав отрицать Божественную сущность Иисуса Христа, т.к. в Писании “нет ниединого!” “конкретного” утверждения, что Христос – Бог (Сын Божий, но сынами Божиими в Библии много раз названы и Ангелы и люди[3]: «…когда все сыны Божии восклицали от радости…» (Иов 38, 7)). Такие аргументы сектантов легко опровергаются. Если же Игорь всё-таки состоит в вышеупомянутой секте, советую ему прочитать на этом сайте статью священника Марка “Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа ” по адресу http://www.zavet.ru/a/post_1307277423.htmlи и статью священника Олега Давыденкова “Учение православной церкви о Пресвятой Троице” на http://www.zavet.ru/a/post_1085821685.html .
Святой Богородице мы поклоняемся не как Богу, но как Матери Бога по плоти[1]. И молимся мы Божией Матери не как некоему среднему звену между нами и Богом, но мы молимся Ей, потому что Она — Божия Матерь, потому что Ее невозможно отделить от Ее Божественного Сына[2]. В статье упоминается фраза из Евангелия: призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк 1:48-49). Таким образом, если Сильный сотворил Богородице величие, то все роды, должны признать это величие.
И ещё, когда Господь был на кресте, рядом с Ней стоял Его любимый ученик, и Он сказал Ей: “Жено! Се, сын Твой”, – а ученику сказал: “Се, Матерь Твоя” (Ин. 19:26—27). Тем самым Он как бы вручил не только любимого ученика, но и всех Своих учеников Ее покровительству и попечению. С этого момента Она, Мать Своего Сына, стала и Матерью Его последователей, то есть Матерью Церкви. [2]. Далее: “Насчет же православных преданий, так любому человеку может ченить присниться, и это не значит что ему нужно верить и поклоняться его "откровениям”. Ключевое слово в этом предложении – “любому”. Хочу уверить Игоря в том, что православное Предание основывается на опыте далеко НЕ ЛЮБЫХ людей, а СВЯТЫХ! Предание – это не только откровения, но и двухтысячелетний опыт христианской Церкви, людей, которые служили Создателю, которые шли к Нему всю свою земную жизнь. Отвергать Предание, значит согласится с тем, что Бог, начиная со 2-го века от Р.Х. перестал Себя проявлять в этом мире, никому не открывал Своей воли, не являл знамений, по молитвам Ему ничего не происходило и святых угодников с тех времён не появлялось. Притом, почти всё Писание (особенно Ветхий Завет) состоит из откровений: Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. (Быт. 31: 10-13, 31:24,29.). И было ночью видение Павлу…(Деян.16: 9). И таких мест в Писании очень много. Так почему нужно верить пророкам и святым, о которых говорит Писание и не верить святым, жившим после составления Библии? И если верить, что человек – свят и Бог открывает ему волю Свою, руками его творит чудеса, то почему не верить его словам? Предание НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ И НЕ ЗАМЕНЯЕТ Писание! Как сказано в статье “Священное Писание, то есть Библия, — центральная и главная часть этого Предания, с которой должно сверяться всё остальное”. Святые отцы, исполнялись благодати Духа Святого и отрекаясь от воли своей, служили Господу и чтили Писание как непререкаемый авторитет, многие из них приняли мученическую смерть за Христа. Так как они, будучи отмечены Богом и служа Ему даже до смерти, могли исказить Писание? В своём отзыве я использовал труд св. Иоанна Дамаскина “Три слова в защиту иконопочитания ”, который был написан 13 столетий (!) назад! Т.е. утверждения о противоречии Православной веры и Писания, были опровергнуты более тысячи лет назад! Беда в том, что эти опровержения практически никто из неправославных не читает (будучи честным с самим собой), более того, о самой Православной вере культивируются абсолютно ложные сведения (идолопоклонство, сектантство, противоречие Придания Писанию и т.д.). Насчёт того, как и кому поклоняются православные христиане, я писал в начале своего комментария. “Жалко людей, которые служили Богу при жизни, а из них теперь создали идолопоклонство и превратили и
22 марта 2012, 09:22
№ 9Игорю. Дочитайте этот комментарий
“Жалко людей, которые служили Богу при жизни, а из них теперь создали идолопоклонство и превратили их прах в окультные практики!” – вначале разберёмся с понятием – оккультизм. Оккультизм (с христианской точки зрения) – любая сознательная, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ связь человека со ЗЛЫМИ духами (демонами), независимо от того, понимает ли человек (вступивший в эту связь), что общается с духами, и что эти духи – злые. Вспомните, когда фарисеи стали говорить, что Иисус творит чудеса силой веельзевула (Мк.3:22), что им было сказано?: И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? (Мк.3:23-27).Так какая же сила воскресила умершего, положенного на кости пророка Елисея (4 Цар. 13:21.)? Сила Бога! А значит об оккультизме и речи быть не может. Так если и через платок с тела апостола Павла действовал Бог (Деян. 19:12), то что говорить о самом теле апостола.
Ибо святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, также и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а вследствие благодати и (божественнаго) действия[1]. Но мощи святых почитаются не столько как источник благодати, а в первую очередь, в знак любви (а не содомской страсти, о которой писал Игорь) и уважения к самим святым. Чем почитание отличается от “идолопоклонства” я описывал выше. Последнее: “В ветхом Завете Бог назвал общение с умершими мерзостью!!!” – А о мёртвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь. (Мк.12:26,27). И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (Мк.9:4).
[1]. Св. Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания.
[2]. Митрополит Иларион (Алфеев). О молитве: что такое молитва? как правильно молиться? 25 июня, 2010.
[3]. Священник Марк, храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, г. Москва. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. 05 июня 2011, 16:37.
22 марта 2012, 11:39
№ 10Множество отцов
..у протестантов такое-же множество отцов, только они этого не признают. Если смотреть адекватно и из нутри церкви то очень видно, что люди поклоняются разным человекам типа пастерам. А разные церкви вообще спорят, чей епископ типа "круче" и тому подобное. Верующие подходят и просят помолиться служетелей за то за сё....почему-же православные не могут помолится с кем-нибудь из святых !?...Не надо мне задавать вопросы, спорить я с вами не собираюсь..
06 ноября 2012, 03:11
№ 11Поклонение мощам
Я не протестантка, я хожу в православную церковь. Многого не понимаю, но стремлюсь понять. По духу мне близки догматы православия, кроме почитания святых мощей. Когда первый раз это увидела, волосы на голове зашевелились от ужаса. Не могу понять и принять, почему мы почитаем на светлый духовный образ святых людей, а их высушенные мумии, ведь сказано же "из праха в прах", "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его." Только не надо мне заумных ответов, попроще как-нибудь объясните, кто придумал почитать бренные тела вместо бессмертной души? Для меня это очень большое препятствие к истинному воцерковлению, без преувеличений.
08 декабря 2012, 02:19
№ 12поклонение мощам
Cветлана, мощам ведь православные не поклоняются, а почитают. Вы своим родителям поклоняетесь или почитаете их? Думаю второе. Так и прав.христиане особое место уделяют святым угодникам Божиим. Было бы проще только просто знать их жития, просить их о ходатайстве за нас перед Богом и всё, что можно было бы о них знать. Это верно, но есть люди которые более грубые сердцем, которые нередко придерживаются слов: "пока не увижу не поверю", так вот для таких людей, на мой взгляд, и стоят в храмах наших мощи, которые не просто остаются нетленными, но и являют чудеса, естественно не без промысла Божия. Так, например, в Киево - Печерской Лавре, есть мощи на которых обувь за ночь снашивается. Честные главы (черепа), испускают миро, которое реально по вере людей исцеляет. Мощи Александра Свирского сохраняют температуру 36 и 6. как это понимать? Диавольские прелести или Милость Божия?! Как не странно, но бывают и тленные мощи святых, которые нередко мы видим в мощивиках. Тогда вопрос: зачем их почитать, ведь они тленны, т.е. явным чудом они не свидетельствуют о своей святости? Тленность и нетленность мощей святых - это не четкие указатели на пребывание тех или иных святых в раю или аду. Это скорей всего явления с немного другим смыслом, который есть не что иное как Милость Божия, свидетельство о будущей жизни, которая ожидает верных Ему людей. И если это засвидетельствовано на мощах одних святых, а на других нет, то это не значит, что те менее святы этих или вообще такими не являются. Такое разнообразие мощей говорит о том, что Божий Промысл далеко превосходит наши познания в чем угодно, хоть то пусть будет богословие или светская наука, Есть множество канонезированных прав.святых, которые засвидетельствовали только чудесами исполняемыми после их земной смерти на просящих у них молитв за себя и своих ближних. И люди, опять таки же, выносят их на общее, визуальное почтение. Если б все люди были намного чище внутренне и богобоязненны чем сейчас, то не нуждались бы в мощах святых, которые не являются, сами по себе, источниками благодати, но являются "посудой", которую Бог, по Своему усмотрению, "наполняет" Своей целебной Силой- исцеления хромых, больных, чающих движения воды...
26 мая 2013, 11:12
№ 13О иконопочетании.
Не буду цетировать места ВЗ или НЗ так как там справедливо не говориться о запрете иконопочетания а осуждаеться лишь идолопоклонство. Вместе с тем и нет повеления почитать иконы. Конечно я понимаю что в тот момент не было нужды не говорить об этом и не практиковать такой тип поклонения ( как чтение акафистов и молебнов к какой то из них).
В связи с развитием церкви конечно многие не имели представление не о священной истории как и о Спасителе и таки нужен был дидактический материал который бы переводил от образа к первообразу причем безоброзно. Но история вещь упрямая то что приносило пользу в одно время не преносит в другое.
И так воросы:
1. До второй мировой войны на облачениях встречалась свастика почему убрали её если это открыто Духом Святым?
2. Каком мне грех если я молюсь Христу да и Богу без иконы?
02 мая 2019, 08:55
№ 14Вывод из статьи.
Вывод и з статьи из освещаемых вопросов.

Нет конкретных ответов, ответы сводятся к некому православию которое что-то установило. Потому что сами как хотят так и делают. Не важно что Бог не заповедовал того или другого, - все ответы: "мы вот так понимаем".

Вывод: православие - это необходимая, переходная религия от язычества к истине. Равно как и другие религии призваны для постепенного ухода от язычества.

Адрес заметки: http://www.zavet.ru/a/post_1299929828.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. При указании автором комментария сана, титула и т.п. (напр., священник, диакон) также следует указать адрес места службы, телефон и др. информацию по которой можно проверить достоверность титула. Иначе комментарий не будет принят или будет удален титул.
2. Все поля формы обязательны для заполнения.
3. Email в комментарии не будет опубликован.
4. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
5. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:




E-mail подписка:




ИЗГОТОВЛЕНИЕ нашивок И ШЕВРОНОВ на заказ- Контакты тут

instamp.ru