Современные сказки о Луне

Автор: А.В. Архипов

Эскадрильи НЛО. Уфологический крест. Бой с тенью. Технология обмана.

Современные сказки о Луне Луна не дает покоя современным любителям чудес. Известно, что на Луне неоднократно замечали и даже фотографировали необычные феномены (Земля и Вселенная, 1991, № 3, с. 76). Много удивительного о соседке Земли можно прочитать в отечественной уфологической литературе, захлестнувшей сейчас лотки уличных торговцев. Из нее неискушенный читатель узнал о летающих тарелках, встречавших на Луне американских астронавтов, об инопланетных эскортах кораблей «Аполлон», «цветных траншеях» и прочих диковинках. Отделить правду от вымысла очень непросто, но весьма полезно. Это и попытался сделать сотрудник нового Научно-исследовательского института по изучению аномальных явлений (НИИАЯ) г. Харькова А.В. Архипов.

Обычно авторы сенсационных материалов об НЛО или не утруждают себя ссылками на источники информации, или ссылаются на другие уфологические издания. Сам первоисточник установить весьма трудно. Но если это все же удается, то ознакомившись с исходным текстом (почти всегда зарубежного издания), становится понятным происхождение сомнительных заявлений. Как правило, рождение очередного мифа весьма сходно с игрой «испорченный телефон». Например, где-то за рубежом появляется научно-популярная статья о Луне или просто газетно-журнальная «утка». Затем материал многократно перепечатывается в различных уфологических изданиях, искажается и обрастает новыми подробностями. Наконец, одна из таких публикаций попадает в нашу страну и начинает «гулять» по газетам, журналам, бюллетеням, дайджестам. В результате информация изменяется до неузнаваемости и вводит в заблуждение доверчивых читателей...

Эскадрильи НЛО

Три десятка лет назад прекрасный американский научно-популярный журнал «Sky and Telescope» (1963, № 6, 26, с. 316-317) опубликовал статью о том, как в ночь с 29 на 30 октября 1963 г. Дж. А. Гринакр и Э. Барр в 24-дюймовый рефрактор Обсерватории Ловелла наблюдали три неподвижные цветные пятна в районе кратера Аристарх. Вот что говорилось в статье:

«В 6 ч 50 мин я отметил красновато-оранжевый цвет на куполообразной структуре в юго-западной части Головы Кобры. Почти одновременно увидел малое пятно того же цвета на вершине холма, вытянувшегося вдоль Долины Шрётера. Не было других окрашенных пятен до 6 ч 55 мин вечера, когда я наблюдал вытянутую розовую полоску вдоль внутренней юго-западной части вала Аристарха... Приблизительно в 7 ч 00 мин пятна у Головы Кобры и на холме у Долины изменили цвет на светло-рубиново-красный... Мне казалось, что я смотрю в большой полированный кристалл рубина, но не могу видеть сквозь него... В 7 ч 05 мин стало очевидно, что окраска исчезает... Пятна нельзя было видеть без светофильтра до их исчезновения в 7 ч 15 мин.».

Размеры пятна у Головы Кобры были оценены в 1,5 x 5 миль (2,4 x 8 км). Далее следовал одобрительный комментарий директора обсерватории Дж. С. Холла. Случай этот считается классическим в научной литературе о кратковременных лунных явлениях. Позже Дж. А. Гринакр и Э. Барр еще раз стали свидетелями подобного феномена («Sky and Telescope», 1964, № 1, 27, с. 3): «Они увидели еще одно цветное пятно в той же части Луны 27 ноября 1963 г. Это образование, подобно другим, казалось рубиново-красного цвета, согласно м-ру Гринакру. Оно было больше, чем предыдущие, — около 12 миль в длину и 1,5 миль шириной, на валу Аристарха... Четыре наблюдателя видели это пятно в 24-дюймовый рефрактор, включая Джона С. Холла и Фрэда Дангана...» Явление отметил и П. Бойс в 69-дюймовый телескоп той же обсерватории. А известный астроном К. Томбо приблизительно тогда же видел красное пятно на западном краю Головы Кобры.

Увы, неразбериха возникла еще на стадии публикации этих сообщений в научной литературе. В. С. Камерон в своем списке кратковременных лунных явлений (Icarus, 1972, № 2, 16, с. 339— 387), замеченных в районе Аристарха, описала событие 30 октября 1963 г. так: «Рубиново-красные пятна (3 шт.), яркое сверкание, движение (молния?). Розовый цвет на валу...» Откуда же появилась информация о движении? Ссылка дана не на известную публикацию Дж. А. Гринакра, а на персональное сообщение Дж. Уэстфалла, который сам феномен не видел, но пересказал некие наблюдения, сделанные Бьюдином, Фэрреллом и Джэмисоном в Нью-Йорке при посредственных условиях видимости. Через несколько лет в «Каталоге кратковременных лунных явлений» (NASA, Гринбелт, июль 1978 г.) В. С. Камерон все же сослалась на статью Дж. А. Гринакра, не упоминая более Дж. Уэстфалла. Интересно, что авторы «Хронологического каталога известных лунных событий» (Б. М. Миддлхерст и др., NASA, Вашингтон, июль 1968 г.) движения пятен не упоминают вовсе, отсылая читателя к статье Дж. А. Гринакра и сообщению... В. С. Камерон!

В уфологических же изданиях сообщения очевидцев превратились в настоящую сказку. Так книга Б. А. Шуринова «Парадокс XX века» (М.: Международные отношения, 1990, с. 50—51) содержит уже совсем иную версию событий: «Известный антитарелочник д-р Джеймс Гринакр признает, что в 1963 г. он и четверо других астрономов из Флэгстафской обсерватории (Аризона, США) наблюдали на Луне 31 (!) подвижный светящийся объект гигантских размеров (5 км x 300 м). Объекты перемещались в строгом построении. Между большими объектами передвигались маленькие (диаметром 150 м).» Отметим: в телескоп заметить круглую форм 150-метровых тел на Луне просто невозможно (их угловые поперечники были бы всего 0,077»). Показательно, что Б. А. Шуринов предпочел не отвечать на мой запрос об источнике своей информации. Отсутствие ссылки, однако, не смутило других. Еще из рукописи «Парадокс XX века» история о десятках лунных летающих тарелок перешла в книгу эмигранта из СССР С. Шульмана «Инопланетяне над Россией» (Нью-Йорк, Эрмитаж, 1985 г.), впоследствии перепечатанной у нас Профиздатом в 1990 г. Эта же сказка была перенесена и в монографию Г. К. Колчина «НЛО. Факты и документы» (Л.: Географ. общ-во СССР, 1991, с. 120). Причем, в последнем издании, после изложения мифа неожиданно следует ссылка на... меня. Позаимствовали лихую историю и журналист А. Гаков («Кочевники космоса», Л.: 1990, № 1, с. 20), и наш «главный» уфолог В. Г. Ажажа (Рабочая трибуна, 1992, № 49 (602), с. 6). Миф даже еще раз вырвался за рубеж и опять вернулся к нам в виде перевода книги болгарского журналиста Д. Деляна с претенциозным названием «Серьезно о НЛО» (М.: изд-во МАИ, 1991, с. 185)!

Уфологический крест

Стоит рассказать и о другом распространенном мифе — «мальтийском кресте» на Луне. Началось все в 1959 г. с публикации в «Sky and Telescope» (№ 8, с. 414) невинной заметки «Лунная редкость»:

«Область на Луне к северо-западу от кратера Буллиальд богата низкими гребнями и малыми неправильными образованиями. По мере восхода солнца, вид деталей там меняется прямо на глазах наблюдателя, и появляются многие интересные конфигурации.

Роберт Е. Куртисс из Аламогордо (Нью-Мексико) заснял такое явление ночью 26 ноября 1956 г. На 16-дюймовом рефлекторе системы Ньютона он вел пробную съемку 35-миллиметровой кинокамерой на скоростях от 48 до 24 кадров в секунду. После проявления пленки он заметил крест в холмистой местности к северо-западу от кольцевой равнины Фра Мауро.

Уолтер Х. Хаас, директор Ассоциации наблюдателей Луны и планет, полагает, что этот крест может состоять из освещенных горных отрогов или хребтов, и явление могло быть весьма кратковременным, исчезающим при освещении низких склонов. Желающие подтвердить существование этой детали должны учитывать, что она, вероятно, будет видна только при условии почти такого же освещения, как было во время съемок мистера Куртисса».

Действительно, «крест» располагался у самого терминатора и был, несомненно, деталью лунного рельефа. Вскоре нашли еще один «крест». Но уфологи по привычке предпочли принять курьезную деталь за НЛО. Например, в книге Д. Деляна «Серьезно о НЛО» без тени сомнения говорится: «В каталоге лунных аномалий, опубликованном NASA в 1968 г., приведено 579 самых загадочных наблюдений, выполненных в течение четырех веков и не получивших до сих пор приемлемого объяснения. Представляет интерес наблюдавшийся 26 ноября 1956 г. большой светящийся «мальтийский крест»...» (с. 185). Обратившись же к самому «Хронологическому каталогу известных лунных событий», мы не обнаружили там никаких упоминаний о «кресте» или о каком-либо кратковременном лунном явлении в указанную дату. Впрочем, не только Д. Делян ссылается на каталог, который не видел. Тем же грешит и А. Шнайдер, автор книги «Пришельцы из космоса» (Фрейбург, 1976), а на него часто ссылается Г. К. Колчин. Наконец, сам директор «Союзуфоцентра» В. Г. Ажажа внес свою лепту в создание мифа: «В 1957 г. астрономы наблюдали странное световое явление — вдруг на поверхности Луны вспыхнул гигантский крест. Ему даже дали название «мальтийский» («Возможно, «тарелки» и в самом деле стартуют с Луны», Рабочая трибуна, 1992, № 49 (602), с. 6). Как видим, писание понаслышке ведет к ошибкам и дезинформации читателя.

Бой с тенью

В 1912 г. американский журнал «Popular Astronomy» (20, с. 398—399) опубликовал сообщение Ф. Б. Харриса «Пекулярное явление на Луне» о феномене, очевидцем которого он стал 27 января 1912 г.: «... Я был удивлен видом левого рога (лунного серпа — Авт.), обнаруживавшего присутствие интенсивно черного тела приблизительно в 250 миль длиной и 50 шириной, принимая во внимание, что между вершинами рогов 2000 миль. Феномен был совершенно черным, как знаки на этой бумаге, и по форме подобен висящей в воздухе вороне...». Наблюдатель не отметил движения темного силуэта относительно Луны. Объект наблюдался приблизительно 3 ч 30 мин пока позволяли облака. Не станем обсуждать интерпретацию и достоверность этого сообщения. Обратим внимание лишь на искажение оригинальной информации в уфологической литературе. У Г. К. Колчина читаем: «В 1912 г. американский астроном Харрис наблюдал темный объект диаметром около 50 миль, двигавшийся вокруг Луны, причем было видно, как его тень перемещалась по поверхности Луны» (с. 119). Здесь подчеркнуты «нововведения», лежащие на совести современных сказочников. А в дайджесте «НЛО: за и против» (вып. 2, сб. 1, Гомель: ФЕНИД, 1990, с. 70) содержится даже более искаженная версия: «В 1912 г. американский астроном Харрис сообщил, что он наблюдал за большим объектом диаметром примерно 80 км. Он летел над Луной и был отчетливо виден. Причем объект летел так низко над лунной поверхностью, что астроном даже видел его тень». Увы, в первоисточнике не упоминается ни движение, ни тень от объекта... Примечательно, что и Г. К. Колчин, и дайджест ссылаются на одну и ту же книгу А. Шнайдера «Пришельцы из космоса».

Еще один пример. Известный немецкий планетолог И. И. Шрётер в своем труде «Селенографические очерки для подробного познания лунной поверхности, происшедших на ней перемен, и атмосферы» (Гёттинген, 1791, с. 592—595) описал необычный феномен: «... Когда я наблюдал утром 15 октября 1789 г. ночную сторону Луны, ... приблизительно после 5 ч на темном диске возник, насколько я мог заметить при такой неожиданности и быстроте, в центре Моря Дождей мгновенный световой поток, состоявший из множества маленьких светлых искр, имевших такой же яркий белый цвет, как и освещенная дневная часть Луны. Они (искры — Авт.) были расположены по прямой линии вдоль направления на север на фоне северной части Моря Дождей и прилегающих лунных равнин и двигались дальше по пустому полю зрения. Когда этот поток достиг половины своего пути, то южнее места, где он возник, и немного восточнее, появился второй такой же световой поток: маленькие белые светлые искры, двигавшиеся в том же направлении и исчезнувшие из поля зрения... По карманным часам я определил время прохождения каждого потока от места появления до края поля зрения телескопа. Оказалось 2 с, а общая продолжительность явления — 4 с, после чего я не видел никаких следов потоков... Поле зрения телескопа имеет диаметр 9′, так что путь, пройденный потоками, был около 5′ …». Сам наблюдатель считал феномен атмосферным явлением. Но вот как этот же случай пересказан в книге Г. К. Колчина «НЛО. Факты и документы» (с. 119) после не менее четырех перепечаток и переводов оригинального текста И. И. Шрётера с немецкого языка на английский, а с английского — на русский: «В 1875 г. астроном Шрётер наблюдал на Луне светящееся пятно, двигавшееся по прямой линии из Моря Дождей на север. Второе такое же пятно появилось на юге. Расчетная скорость движения относительно поверхности Луны составляла 63 мили/ч».

Здесь уже больше вымысла, чем правды.

Мифическими тенями на лунной поверхности от НЛО пытается удивить нас и В. Г. Ажажа в уже цитировавшейся статье «Возможно, «тарелки» и в самом деле стартуют с Луны»: «Наконец, последняя новость. Я узнал о ней в Японии в ноябре 1991 г. на международном симпозиуме «Космос и НЛО». Японские уфологи передали мне видеофильм. Он длится не более десяти минут, но снимали запечатленные на пленке события несколько лет с помощью 800-кратного телескопа. За это время исследователю Я. Мицусиме удалось буквально подкараулить пролет над Луной материальных тел. На экране они видны как некие светящиеся сферы, которые отбрасывают тень на поверхность...». К счастью, этот фильм неоднократно показывали по российскому телевидению (передача «НЛО: необъявленный визит», 16 июня 1991 г.; «Под знаком π, 6 июня 1992). Действительно, студент Токийского государственного университета Иссуо Мицусимо продемонстрировал по японскому телевидению видеозаписи, на которых видно, как лунный диск пересекают движущиеся темные пятна с размытыми краями и один светлый объект. Но эти образования двигались равномерно и прямолинейно, поэтому можно предположить, что объекты скорее всего находились в земной атмосфере (например, тополиный пух). С такими «чудесами» знаком каждый наблюдатель Луны. Заметим, что на телеэкране появлялось либо только темное пятно, либо светлое. Не было ни одного случая, когда светлый объект сопровождался бы темным пятном своей тени на поверхности Луны.

Технология обмана

Примеров подобных «сказок» можно привести гораздо больше. Но уже сейчас видна технология мифотворчества: некритическое, небрежное обращение с информацией из ненадежных источников, излагающих лишь результаты многократных перепечаток и пересказов оригинальных сообщений. По-видимому, новые сказки и варианты старых легенд будут продолжать появляться и впредь. Как распознать такие истории? Как отличить вымысел от правды? В этом могут помочь характерные признаки «испорченной» информации:

1. Отсутствие подробной ссылки на первоисточник, доступный для проверки (в лучшем случае упоминаются лишь пересказы в популярных изданиях или «персональное сообщение» лица, излагавшего событие понаслышке).
2. Дефицит данных о времени, месте события, личности очевидца, что затрудняет проверку достоверности информации (обычно называются лишь год, страна, фамилия без инициалов).

3. Сенсационное, но краткое и обедненное деталями изложение события.

4. В различных изданиях варианты события существенно отличаются друг от друга.

Чем больше этих признаков замечено в сенсационном материале, тем осторожней следует быть читателю. Кстати, указанным критериям соответствует популярная легенда об инопланетных кораблях, встречавших первых людей на Луне. Действительно, мне так и не удалось разыскать первоисточник о фразе, якобы сказанной Н. Армстронгом на Луне: «О Бог, вы не поверите!.. Я говорю вам, что здесь другие космические корабли... находятся на противоположном краю кратера... они на Луне наблюдают за нами» (цитируется по книге Д. К. Уилсона «Наш загадочный космический корабль Луна». Лондон, Svia Bux Limited, 1976, с. 48). В уфологической литературе часто ссылаются на... анонимных радиолюбителей, перехвативших этот фрагмент переговоров с Землей (см., например, газету «Аномалия». Л.: 1990, № 1, с. 4—5). Д. К. Уилсон ссылается на сотрудника NASA Отто Биндера, который, между прочим, писал: «Это невероятное сообщение, понятно, не было подтверждено NASA или официальными лицами. Мы не можем ручаться за его достоверность... ». Но В. Г. Ажажа и Г. К. Колчин продолжают удивлять доверчивых читателей леденящим душу рассказом.

Наконец, рассмотрим свежий пример сказки о Луне. 17 октября 1989 г. газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала сенсационный материал о том, что американские астронавты сфотографировали на поверхности Луны след босой ноги и человеческий скелет. Заметка была перепечатана многими изданиями мира. Вот и у нас эту историю можно найти в сборнике «НЛО. Истоки истины» (под ред. В. И. Авинского, Самара, 1991, с. 54—55). Заявил об «открытии» отнюдь не один из американских уфологов, а... китайский астрофизик Канг Мао-Канг на конференции журналистов в Пекине, сославшийся на «надежный источник в США». Почему именно китайскому ученому якобы удалось раздобыть «более тысячи фотографий NASA с отпечатками босой человеческой ноги и скелетом», хотя «американцы, по-видимому, считают, что больше никто в мире не вправе владеть этой информацией»? Не потому ли, что это затруднит проверку достоверности сомнительной истории? Вероятно поэтому, другая газета — «Курьер» (г. Вена) — в номере от 30 августа 1990 г. ссылается уже не на Канг Мао-Канга, а на астрофизика из Москвы Георгия Шакалова. Я пытался навести о нем справки среди московских астрономов. Разумеется, безрезультатно... Между прочим, версия венской газеты разительно отличается от вышеизложенной легенды. Речь идет лишь о снимке отпечатка шестипалой, как бы детской, ноги инопланетянина, высадившегося на Луну 300 тыс. лет назад. Сам снимок якобы сделан в 1972 г. экипажем «Аполлона-17». Как видим, налицо все характерные признаки очередной сказки...

Хочется надеяться, что предложенные критерии помогут любителям необычного отличать правду от вымысла.

Источник: Земля и Вселенная. М.: Наука, 1993. № 2, Библиотека «Халкидон».
22 октября 2015, 18:04
№ 1Не согласен
Да, трудно конечно состязаться с современными масс-медиа, которые вещают: Спите жители Багдада, в Багдаде все спокойно. Но во-первых, приведенная статья написана в 1993 году, ох много воды утекло с тех пор. Ну ладно. Просто скажите, почему в интернете нет подробных фотографий Луны, хотя Марса - навалом и в жутко хорошем разрешении (25 сантиметров на пиксель), а если есть то над ними бессовестно потрудились ретушеры НАСА. Луна вроде как поближе Марса, да и атмосфера не мешает. Кстати, Марсианские фото не ретушируют, а просто закрывают то, что не должны видеть рядовые американцы черными прямоугольниками. Зайдите сами, посмотрите. Ваша статья рассчитана на уровень домохозяйки, но Вы занимаетесь абсолютно напрасным трудом. ДОМОХОЗЯЙКЕ АБСОЛЮТНО БЕЗРАЗЛИЧНО, ЧТО ТАМ НА ЛУНЕ. А для интересующихся любителей непознанного, все написанное просто СМЕШНО, ну а о КОМПЕТЕНТНЫХ товарищах говорить излишне, сами понимаете...
22 октября 2015, 18:04
№ 2Современные сказки о Луне
Вы бы на худой конец, опубликовали бы какую-нибудь выдержку из книги этого А.В.Архипова - "Неразгаданные тайны Вселенной или о чем молчат астрономы" - из серьезного издания, написанного для серьезных людей, а не цитировали желтую прессу, написанную для промывания мозгов обывателей.
Адрес заметки: http://www.zavet.ru/a/post_1436852551.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. При указании автором комментария сана, титула и т.п. (напр., священник, диакон) также следует указать адрес места службы, телефон и др. информацию по которой можно проверить достоверность титула. Иначе комментарий не будет принят или будет удален титул.
2. Все поля формы обязательны для заполнения.
3. Email в комментарии не будет опубликован.
4. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
5. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:




E-mail подписка:



http://www.zproton.ru Токарная обработка в EdgeCAM

zproton.ru