Александр Солженицын: Не гонитесь за призрачным

Александр Солженицын Не гонитесь за призрачным

Александр Солженицын Не гонитесь за призрачным

«Самое главное в жизни, все загадки её — хотите, я высыплю вам сейчас?

Не гонитесь за призрачным — за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.

Живите с ровным превосходством над жизнью — не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей... Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха — кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.

Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните.

Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.»

Александр Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»

Одиночество муравейника

Автор: священник Андрей Мизюк.

Одиночество муравейника Мы живем в мире, переполненном ритмами и скоростями. Порой даже слишком переполненном. И дело не в вечно спешащих поездах, самолетах и автомобилях, а в информационном потоке, шквале новостей и событий, вседневной спешке, постоянной суете, желании браться за несколько дел сразу и неизбежном, как следствие, недоумении, оттого что не все и не всегда получается. Все это задает такой темп, что всякий движущийся в нем забывает даже себя, не говоря уж о том, чтобы помнить: рядом есть люди. Люди, которых Господь заповедовал нам любить, потому что по любви к ним Он поймет, насколько мы любим Его.

Суета и течение событий упрямо выталкивают нас из чего-то очень важного и необходимого, на что мы потом оглянемся с тоской и сожалением. И скажем: во вчерашнем дне я не заметил в себе человека, а еще я не разглядел его в ближнем. Все чем-то заняты, что-то делают, и все это очень часто является хаотичным, без цельной логики и смысла. И, что самое печальное, за всей этой беготней и кажущейся деятельностью зияет обыкновенная пустота, в которой царят равнодушие и скука. Под этой пеленой скуки скрывается отсутствие интереса к жизни, как будто бы жизнь — это всего лишь калька, шаблон, кем-то заранее составленный и испытанный.

Со временем я стал замечать одну очень интересную вещь. Подъезд родного дома, в котором я живу много лет, стал меняться. Мы знаем, что нередко квартиры на первых этажах жилых домов покупаются под обустройство магазинов, офисов компаний, риэлторские и адвокатские конторы. Это удобно, поскольку позволяет не заботиться о покупке земли и строительстве отдельного здания, сопряженного с утомительным оформлением бумаг. Вместо семьи за стенкой появляется офис, жизнь в котором строится совершенно иначе, нежели в квартире, — с другими отношениями и самыми разными людьми. Снаружи делают отдельный вход, а дверь, которая когда-то вела в квартиру, закладывают кирпичом. Впоследствии при ремонте подъезда проем штукатурят, и появляется сплошная стена. Как будто бы здесь ничего и не было. Никогда.

Подходя к такой стене, я думаю о том, что прекрасно помню, какая тут была дверь, как звучал старый звонок, кто жил за этой дверью. Только вот, глядя на глухую стену, задумываешься: а было ли все это? Люди, которые были в нашей жизни и уходили из нее, люди, которых мы совершенно незаметно для себя забыли, — кто они и где теперь? Как так получилось, что их больше нет? Может быть, так сложилась жизнь… Но не мы ли ее складывали?

* * *

Современный человек замкнут на себе. Тут можно возразить: а как же семья, дети, родители? Но и в отношениях с ними мы, сами того не замечая, любим лишь то, что удобно нам. Если бы это было не так, то разве бы мы проявляли к ним такое нетерпение, не выдерживая их недостатков и немощей? Вчитаемся: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7). Что из всего выше перечисленного похоже на наше отношение к родным и близким людям? А просто к ближним? К детям мы относимся, как к личной собственности, к родителям — с досадным нетерпением, плохо скрывая свое раздражение от их интереса к нашей жизни. А любим мы в них только то, что сами для себя посчитали нужным любить. Это правда. Во всем остальном мы заключены в самих себе. Карьера, деньги, проекты, перспективы, конкуренция, креативность… Это то, чему мы посвящаем большую часть себя, а люди вокруг нас очень часто становятся просто интерьером, пусть даже и любимым, но все же...

Разве не так? А когда мы ругаем детей, не попрекаем ли их тем, что все, что им дано, — результат нашего труда и стараний? Тем самым мы приводим их к мысли о том, что слушаться и уважать родителей можно лишь за что-то подаренное или сделанное ими. Получается, что вся наша самостоятельность и успешность — это тоже результат наших собственных родителей. А где же во всем этом другие люди? Особенно — те, о которых мы часто, даже не испугавшись этого слова, говорим, что они нам никто? Ведь о них-то и идет речь в заповеди о любви к ближнему. Как это страшно: Бог говорит нам «Возлюби ближнего своего», а мы очень часто говорим о ком-то: «Да он мне вообще никто»...

* * *

Когда-то очень давно во дворе, где я рос, рядом с трубами для несостоявшейся теплотрассы жил бездомный. Питался он отходами на мусорке, целыми днями где-то ходил или же спал. Он как мог обустроил свой угол. Это многих раздражало, но никто особенно его не гнал. И я, тогда еще подросток, проходя мимо, как-то раз подумал: «А вдруг это Бог? Вот пришел и живет здесь в этом человеке…». Я почему-то запомнил, как эта мысль посетила меня тогда. Я не помню, что было дальше. Кажется, с холодами он куда-то ушел. Больше я его никогда не видел. Но отчего-то мне, тогда ничего толком не знавшему о Христе, пришла в голову такая ошеломляющая догадка. Это теперь я понимаю, что в каждом человеке мы обязаны увидеть образ Божий, а тогда я знал только, что в нашем многолюдном дворе этот человек был нелюбим и был совершенно одинок. В это одиночество он и ушел однажды осенним утром, когда спать на улице стало уже слишком холодно.

Одиночество, невидимое для людей потому, что они слишком заняты собой, — это одиночество Христа в ночной Гефсимании. Наверное, как Человек Он тоже его чувствовал. Но вместе с тем это было особое одиночество. Одиночество перед горечью той Чаши, что ему надлежало Одному испить на голгофском Кресте. И понести всю тяжесть ее мог только Он, а мы… Единственное, что можем в благодарность за эту Жертву сделать мы, — попытаться облегчить одиночество людей, находящихся рядом с нами.

За той больше не существующей дверью на первом этаже жил человек. Жил вместе с сестрой и мамой. Когда мамы не стало, он остался с сестрой, своей семьи у него не было. Он был болен: страдал шизофренией. Он ходил в храм, а в своей комнате иногда слушал записи богослужений. Местные подростки периодически обзывали его, но не более того — все чуть-чуть посмеивались, однако относились благосклонно. Живет себе и живет. Когда я начал воцерковляться, то заметил, что мы ходим в один храм. Как-то раз я, не подумав, обидел его. Он стоял и что-то объяснял человеку, а я услышал какой-то возмутивший меня отрывок из его речи, достаточно резко оборвал его и сделал замечание. Он обиделся. Но каким же счастливым было его лицо, когда я позже подошел извиниться… У него были какие-то знакомые, которые иногда приходили, и они часами разговаривали в подъезде, домой он никого не пускал. Но это было редко. А еще у него был друг — дворовая собака, которая прожила под его дверью, а зимой и у него в коридоре, наверное, лет пятнадцать. И вот однажды молодой человек, только недавно въехавший в соседний подъезд, решил, что его ребенку мешает собачий лай. Не могу сказать, чтобы пес лаял часто и без повода, но дело не в этом. Эту проблему парень решил кардинально. Поскольку собака была ручная, он скормил ей вместе с колбасой какой-то медленно действующий яд. Агония была страшной. А через пару дней, наутро, когда собаки не стало, мой отец помогал хоронить дворового любимца в клумбе. Пожилой и одинокий человек, только что лишившийся друга, плакал как ребенок, тяжело и горько. А в это время кто-то выглянул из окна и спросил о том, насколько целесообразно с точки зрения санитарных норм хоронить собаку в клумбе. А еще помню, что когда не стало отца, он, придя к нам на поминки, сел за стол и тихо произнес: «Ну вот, теперь все только начинается...».

Уже позже я, будучи священником, отпевал этого своего соседа. Он умер в одиночестве. После того как закончился чин погребения, я попрощался с его немногочисленными родственниками и вышел из квартиры. Дверь за мной захлопнулась. А через некоторое время не стало и двери. В квартире, из которой когда-то давно по ночам были слышны записи богослужений, теперь просто магазин.

Я так и не нашел его могилы, хотя знаю, на каком кладбище он похоронен. Там с высоты видна Волга, лес, видно, как вдалеке куда-то убегает поезд. И совершенно потрясающий закат, который над всем тем, что нам так дорого — над нашей техногенной суетой и скукой, креативностью, карьерой и амбициями. Закат и небо, которые напоминают о неслучайности человека. Не бывает случайных людей, которые появились в этом мире ни для чего и ни за чем. Бывает лишь наше жестокосердие, которое удаляет нас от человеческого образа, оставляя наедине с чудовищами, порожденными нашим разумом.

* * *

...Иногда кажется, что муравейник — это какое-то хаотичное движение, лишенное всякого смысла. Но это не так. Все движение в нем посвящено чему-то единому, какому-то общему замыслу, оно органично и правильно. Так обстоят дела у муравьев — в отличие от нас, жителей человеческого муравейника, одиноких в своих мечтах успеть все самому. А Господь снова и снова посылает нам людей, чтобы мы учились замечать на этой земле не только самих себя.

Источник: Портал Саратовской епархии, газета «Православная вера» № 13 (537)

Современные сказки о Луне

Автор: А.В. Архипов

Эскадрильи НЛО. Уфологический крест. Бой с тенью. Технология обмана.

Современные сказки о Луне Луна не дает покоя современным любителям чудес. Известно, что на Луне неоднократно замечали и даже фотографировали необычные феномены (Земля и Вселенная, 1991, № 3, с. 76). Много удивительного о соседке Земли можно прочитать в отечественной уфологической литературе, захлестнувшей сейчас лотки уличных торговцев. Из нее неискушенный читатель узнал о летающих тарелках, встречавших на Луне американских астронавтов, об инопланетных эскортах кораблей «Аполлон», «цветных траншеях» и прочих диковинках. Отделить правду от вымысла очень непросто, но весьма полезно. Это и попытался сделать сотрудник нового Научно-исследовательского института по изучению аномальных явлений (НИИАЯ) г. Харькова А.В. Архипов.

Обычно авторы сенсационных материалов об НЛО или не утруждают себя ссылками на источники информации, или ссылаются на другие уфологические издания. Сам первоисточник установить весьма трудно. Но если это все же удается, то ознакомившись с исходным текстом (почти всегда зарубежного издания), становится понятным происхождение сомнительных заявлений. Как правило, рождение очередного мифа весьма сходно с игрой «испорченный телефон». Например, где-то за рубежом появляется научно-популярная статья о Луне или просто газетно-журнальная «утка». Затем материал многократно перепечатывается в различных уфологических изданиях, искажается и обрастает новыми подробностями. Наконец, одна из таких публикаций попадает в нашу страну и начинает «гулять» по газетам, журналам, бюллетеням, дайджестам. В результате информация изменяется до неузнаваемости и вводит в заблуждение доверчивых читателей...

Эскадрильи НЛО

Три десятка лет назад прекрасный американский научно-популярный журнал «Sky and Telescope» (1963, № 6, 26, с. 316-317) опубликовал статью о том, как в ночь с 29 на 30 октября 1963 г. Дж. А. Гринакр и Э. Барр в 24-дюймовый рефрактор Обсерватории Ловелла наблюдали три неподвижные цветные пятна в районе кратера Аристарх. Вот что говорилось в статье:

«В 6 ч 50 мин я отметил красновато-оранжевый цвет на куполообразной структуре в юго-западной части Головы Кобры. Почти одновременно увидел малое пятно того же цвета на вершине холма, вытянувшегося вдоль Долины Шрётера. Не было других окрашенных пятен до 6 ч 55 мин вечера, когда я наблюдал вытянутую розовую полоску вдоль внутренней юго-западной части вала Аристарха... Приблизительно в 7 ч 00 мин пятна у Головы Кобры и на холме у Долины изменили цвет на светло-рубиново-красный... Мне казалось, что я смотрю в большой полированный кристалл рубина, но не могу видеть сквозь него... В 7 ч 05 мин стало очевидно, что окраска исчезает... Пятна нельзя было видеть без светофильтра до их исчезновения в 7 ч 15 мин.».

Размеры пятна у Головы Кобры были оценены в 1,5 x 5 миль (2,4 x 8 км). Далее следовал одобрительный комментарий директора обсерватории Дж. С. Холла. Случай этот считается классическим в научной литературе о кратковременных лунных явлениях. Позже Дж. А. Гринакр и Э. Барр еще раз стали свидетелями подобного феномена («Sky and Telescope», 1964, № 1, 27, с. 3): «Они увидели еще одно цветное пятно в той же части Луны 27 ноября 1963 г. Это образование, подобно другим, казалось рубиново-красного цвета, согласно м-ру Гринакру. Оно было больше, чем предыдущие, — около 12 миль в длину и 1,5 миль шириной, на валу Аристарха... Четыре наблюдателя видели это пятно в 24-дюймовый рефрактор, включая Джона С. Холла и Фрэда Дангана...» Явление отметил и П. Бойс в 69-дюймовый телескоп той же обсерватории. А известный астроном К. Томбо приблизительно тогда же видел красное пятно на западном краю Головы Кобры.

Увы, неразбериха возникла еще на стадии публикации этих сообщений в научной литературе. В. С. Камерон в своем списке кратковременных лунных явлений (Icarus, 1972, № 2, 16, с. 339— 387), замеченных в районе Аристарха, описала событие 30 октября 1963 г. так: «Рубиново-красные пятна (3 шт.), яркое сверкание, движение (молния?). Розовый цвет на валу...» Откуда же появилась информация о движении? Ссылка дана не на известную публикацию Дж. А. Гринакра, а на персональное сообщение Дж. Уэстфалла, который сам феномен не видел, но пересказал некие наблюдения, сделанные Бьюдином, Фэрреллом и Джэмисоном в Нью-Йорке при посредственных условиях видимости. Через несколько лет в «Каталоге кратковременных лунных явлений» (NASA, Гринбелт, июль 1978 г.) В. С. Камерон все же сослалась на статью Дж. А. Гринакра, не упоминая более Дж. Уэстфалла. Интересно, что авторы «Хронологического каталога известных лунных событий» (Б. М. Миддлхерст и др., NASA, Вашингтон, июль 1968 г.) движения пятен не упоминают вовсе, отсылая читателя к статье Дж. А. Гринакра и сообщению... В. С. Камерон!

В уфологических же изданиях сообщения очевидцев превратились в настоящую сказку. Так книга Б. А. Шуринова «Парадокс XX века» (М.: Международные отношения, 1990, с. 50—51) содержит уже совсем иную версию событий: «Известный антитарелочник д-р Джеймс Гринакр признает, что в 1963 г. он и четверо других астрономов из Флэгстафской обсерватории (Аризона, США) наблюдали на Луне 31 (!) подвижный светящийся объект гигантских размеров (5 км x 300 м). Объекты перемещались в строгом построении. Между большими объектами передвигались маленькие (диаметром 150 м).» Отметим: в телескоп заметить круглую форм 150-метровых тел на Луне просто невозможно (их угловые поперечники были бы всего 0,077»). Показательно, что Б. А. Шуринов предпочел не отвечать на мой запрос об источнике своей информации. Отсутствие ссылки, однако, не смутило других. Еще из рукописи «Парадокс XX века» история о десятках лунных летающих тарелок перешла в книгу эмигранта из СССР С. Шульмана «Инопланетяне над Россией» (Нью-Йорк, Эрмитаж, 1985 г.), впоследствии перепечатанной у нас Профиздатом в 1990 г. Эта же сказка была перенесена и в монографию Г. К. Колчина «НЛО. Факты и документы» (Л.: Географ. общ-во СССР, 1991, с. 120). Причем, в последнем издании, после изложения мифа неожиданно следует ссылка на... меня. Позаимствовали лихую историю и журналист А. Гаков («Кочевники космоса», Л.: 1990, № 1, с. 20), и наш «главный» уфолог В. Г. Ажажа (Рабочая трибуна, 1992, № 49 (602), с. 6). Миф даже еще раз вырвался за рубеж и опять вернулся к нам в виде перевода книги болгарского журналиста Д. Деляна с претенциозным названием «Серьезно о НЛО» (М.: изд-во МАИ, 1991, с. 185)!

Уфологический крест

Стоит рассказать и о другом распространенном мифе — «мальтийском кресте» на Луне. Началось все в 1959 г. с публикации в «Sky and Telescope» (№ 8, с. 414) невинной заметки «Лунная редкость»:

«Область на Луне к северо-западу от кратера Буллиальд богата низкими гребнями и малыми неправильными образованиями. По мере восхода солнца, вид деталей там меняется прямо на глазах наблюдателя, и появляются многие интересные конфигурации.

Роберт Е. Куртисс из Аламогордо (Нью-Мексико) заснял такое явление ночью 26 ноября 1956 г. На 16-дюймовом рефлекторе системы Ньютона он вел пробную съемку 35-миллиметровой кинокамерой на скоростях от 48 до 24 кадров в секунду. После проявления пленки он заметил крест в холмистой местности к северо-западу от кольцевой равнины Фра Мауро.

Уолтер Х. Хаас, директор Ассоциации наблюдателей Луны и планет, полагает, что этот крест может состоять из освещенных горных отрогов или хребтов, и явление могло быть весьма кратковременным, исчезающим при освещении низких склонов. Желающие подтвердить существование этой детали должны учитывать, что она, вероятно, будет видна только при условии почти такого же освещения, как было во время съемок мистера Куртисса».

Действительно, «крест» располагался у самого терминатора и был, несомненно, деталью лунного рельефа. Вскоре нашли еще один «крест». Но уфологи по привычке предпочли принять курьезную деталь за НЛО. Например, в книге Д. Деляна «Серьезно о НЛО» без тени сомнения говорится: «В каталоге лунных аномалий, опубликованном NASA в 1968 г., приведено 579 самых загадочных наблюдений, выполненных в течение четырех веков и не получивших до сих пор приемлемого объяснения. Представляет интерес наблюдавшийся 26 ноября 1956 г. большой светящийся «мальтийский крест»...» (с. 185). Обратившись же к самому «Хронологическому каталогу известных лунных событий», мы не обнаружили там никаких упоминаний о «кресте» или о каком-либо кратковременном лунном явлении в указанную дату. Впрочем, не только Д. Делян ссылается на каталог, который не видел. Тем же грешит и А. Шнайдер, автор книги «Пришельцы из космоса» (Фрейбург, 1976), а на него часто ссылается Г. К. Колчин. Наконец, сам директор «Союзуфоцентра» В. Г. Ажажа внес свою лепту в создание мифа: «В 1957 г. астрономы наблюдали странное световое явление — вдруг на поверхности Луны вспыхнул гигантский крест. Ему даже дали название «мальтийский» («Возможно, «тарелки» и в самом деле стартуют с Луны», Рабочая трибуна, 1992, № 49 (602), с. 6). Как видим, писание понаслышке ведет к ошибкам и дезинформации читателя.

Бой с тенью

В 1912 г. американский журнал «Popular Astronomy» (20, с. 398—399) опубликовал сообщение Ф. Б. Харриса «Пекулярное явление на Луне» о феномене, очевидцем которого он стал 27 января 1912 г.: «... Я был удивлен видом левого рога (лунного серпа — Авт.), обнаруживавшего присутствие интенсивно черного тела приблизительно в 250 миль длиной и 50 шириной, принимая во внимание, что между вершинами рогов 2000 миль. Феномен был совершенно черным, как знаки на этой бумаге, и по форме подобен висящей в воздухе вороне...». Наблюдатель не отметил движения темного силуэта относительно Луны. Объект наблюдался приблизительно 3 ч 30 мин пока позволяли облака. Не станем обсуждать интерпретацию и достоверность этого сообщения. Обратим внимание лишь на искажение оригинальной информации в уфологической литературе. У Г. К. Колчина читаем: «В 1912 г. американский астроном Харрис наблюдал темный объект диаметром около 50 миль, двигавшийся вокруг Луны, причем было видно, как его тень перемещалась по поверхности Луны» (с. 119). Здесь подчеркнуты «нововведения», лежащие на совести современных сказочников. А в дайджесте «НЛО: за и против» (вып. 2, сб. 1, Гомель: ФЕНИД, 1990, с. 70) содержится даже более искаженная версия: «В 1912 г. американский астроном Харрис сообщил, что он наблюдал за большим объектом диаметром примерно 80 км. Он летел над Луной и был отчетливо виден. Причем объект летел так низко над лунной поверхностью, что астроном даже видел его тень». Увы, в первоисточнике не упоминается ни движение, ни тень от объекта... Примечательно, что и Г. К. Колчин, и дайджест ссылаются на одну и ту же книгу А. Шнайдера «Пришельцы из космоса».

Еще один пример. Известный немецкий планетолог И. И. Шрётер в своем труде «Селенографические очерки для подробного познания лунной поверхности, происшедших на ней перемен, и атмосферы» (Гёттинген, 1791, с. 592—595) описал необычный феномен: «... Когда я наблюдал утром 15 октября 1789 г. ночную сторону Луны, ... приблизительно после 5 ч на темном диске возник, насколько я мог заметить при такой неожиданности и быстроте, в центре Моря Дождей мгновенный световой поток, состоявший из множества маленьких светлых искр, имевших такой же яркий белый цвет, как и освещенная дневная часть Луны. Они (искры — Авт.) были расположены по прямой линии вдоль направления на север на фоне северной части Моря Дождей и прилегающих лунных равнин и двигались дальше по пустому полю зрения. Когда этот поток достиг половины своего пути, то южнее места, где он возник, и немного восточнее, появился второй такой же световой поток: маленькие белые светлые искры, двигавшиеся в том же направлении и исчезнувшие из поля зрения... По карманным часам я определил время прохождения каждого потока от места появления до края поля зрения телескопа. Оказалось 2 с, а общая продолжительность явления — 4 с, после чего я не видел никаких следов потоков... Поле зрения телескопа имеет диаметр 9′, так что путь, пройденный потоками, был около 5′ …». Сам наблюдатель считал феномен атмосферным явлением. Но вот как этот же случай пересказан в книге Г. К. Колчина «НЛО. Факты и документы» (с. 119) после не менее четырех перепечаток и переводов оригинального текста И. И. Шрётера с немецкого языка на английский, а с английского — на русский: «В 1875 г. астроном Шрётер наблюдал на Луне светящееся пятно, двигавшееся по прямой линии из Моря Дождей на север. Второе такое же пятно появилось на юге. Расчетная скорость движения относительно поверхности Луны составляла 63 мили/ч».

Здесь уже больше вымысла, чем правды.

Мифическими тенями на лунной поверхности от НЛО пытается удивить нас и В. Г. Ажажа в уже цитировавшейся статье «Возможно, «тарелки» и в самом деле стартуют с Луны»: «Наконец, последняя новость. Я узнал о ней в Японии в ноябре 1991 г. на международном симпозиуме «Космос и НЛО». Японские уфологи передали мне видеофильм. Он длится не более десяти минут, но снимали запечатленные на пленке события несколько лет с помощью 800-кратного телескопа. За это время исследователю Я. Мицусиме удалось буквально подкараулить пролет над Луной материальных тел. На экране они видны как некие светящиеся сферы, которые отбрасывают тень на поверхность...». К счастью, этот фильм неоднократно показывали по российскому телевидению (передача «НЛО: необъявленный визит», 16 июня 1991 г.; «Под знаком π, 6 июня 1992). Действительно, студент Токийского государственного университета Иссуо Мицусимо продемонстрировал по японскому телевидению видеозаписи, на которых видно, как лунный диск пересекают движущиеся темные пятна с размытыми краями и один светлый объект. Но эти образования двигались равномерно и прямолинейно, поэтому можно предположить, что объекты скорее всего находились в земной атмосфере (например, тополиный пух). С такими «чудесами» знаком каждый наблюдатель Луны. Заметим, что на телеэкране появлялось либо только темное пятно, либо светлое. Не было ни одного случая, когда светлый объект сопровождался бы темным пятном своей тени на поверхности Луны.

Технология обмана

Примеров подобных «сказок» можно привести гораздо больше. Но уже сейчас видна технология мифотворчества: некритическое, небрежное обращение с информацией из ненадежных источников, излагающих лишь результаты многократных перепечаток и пересказов оригинальных сообщений. По-видимому, новые сказки и варианты старых легенд будут продолжать появляться и впредь. Как распознать такие истории? Как отличить вымысел от правды? В этом могут помочь характерные признаки «испорченной» информации:

1. Отсутствие подробной ссылки на первоисточник, доступный для проверки (в лучшем случае упоминаются лишь пересказы в популярных изданиях или «персональное сообщение» лица, излагавшего событие понаслышке).
2. Дефицит данных о времени, месте события, личности очевидца, что затрудняет проверку достоверности информации (обычно называются лишь год, страна, фамилия без инициалов).

3. Сенсационное, но краткое и обедненное деталями изложение события.

4. В различных изданиях варианты события существенно отличаются друг от друга.

Чем больше этих признаков замечено в сенсационном материале, тем осторожней следует быть читателю. Кстати, указанным критериям соответствует популярная легенда об инопланетных кораблях, встречавших первых людей на Луне. Действительно, мне так и не удалось разыскать первоисточник о фразе, якобы сказанной Н. Армстронгом на Луне: «О Бог, вы не поверите!.. Я говорю вам, что здесь другие космические корабли... находятся на противоположном краю кратера... они на Луне наблюдают за нами» (цитируется по книге Д. К. Уилсона «Наш загадочный космический корабль Луна». Лондон, Svia Bux Limited, 1976, с. 48). В уфологической литературе часто ссылаются на... анонимных радиолюбителей, перехвативших этот фрагмент переговоров с Землей (см., например, газету «Аномалия». Л.: 1990, № 1, с. 4—5). Д. К. Уилсон ссылается на сотрудника NASA Отто Биндера, который, между прочим, писал: «Это невероятное сообщение, понятно, не было подтверждено NASA или официальными лицами. Мы не можем ручаться за его достоверность... ». Но В. Г. Ажажа и Г. К. Колчин продолжают удивлять доверчивых читателей леденящим душу рассказом.

Наконец, рассмотрим свежий пример сказки о Луне. 17 октября 1989 г. газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала сенсационный материал о том, что американские астронавты сфотографировали на поверхности Луны след босой ноги и человеческий скелет. Заметка была перепечатана многими изданиями мира. Вот и у нас эту историю можно найти в сборнике «НЛО. Истоки истины» (под ред. В. И. Авинского, Самара, 1991, с. 54—55). Заявил об «открытии» отнюдь не один из американских уфологов, а... китайский астрофизик Канг Мао-Канг на конференции журналистов в Пекине, сославшийся на «надежный источник в США». Почему именно китайскому ученому якобы удалось раздобыть «более тысячи фотографий NASA с отпечатками босой человеческой ноги и скелетом», хотя «американцы, по-видимому, считают, что больше никто в мире не вправе владеть этой информацией»? Не потому ли, что это затруднит проверку достоверности сомнительной истории? Вероятно поэтому, другая газета — «Курьер» (г. Вена) — в номере от 30 августа 1990 г. ссылается уже не на Канг Мао-Канга, а на астрофизика из Москвы Георгия Шакалова. Я пытался навести о нем справки среди московских астрономов. Разумеется, безрезультатно... Между прочим, версия венской газеты разительно отличается от вышеизложенной легенды. Речь идет лишь о снимке отпечатка шестипалой, как бы детской, ноги инопланетянина, высадившегося на Луну 300 тыс. лет назад. Сам снимок якобы сделан в 1972 г. экипажем «Аполлона-17». Как видим, налицо все характерные признаки очередной сказки...

Хочется надеяться, что предложенные критерии помогут любителям необычного отличать правду от вымысла.

Источник: Земля и Вселенная. М.: Наука, 1993. № 2, Библиотека «Халкидон».
Прыг: 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:

Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.


Реальные сигналы форекс бесплатно

Тренировки по реальному айкидо

strade24.com