Предтеча: Идущий впереди

Предтеча Идущий впереди Иоанну Крестителю отводится очень большое место в церковной традиции. С истории его рождения начинается евангельское повествование; о нем часто говорит Христос в Своих речах; ему посвящены многие храмы, монастыри и даже города. Но почему так? Ведь если бегло прочитать Евангелие, то может показаться, что Предтеча был таким же пророком, как и предшествующие Божьи посланники, а его проповедь мало чем отличается от их подвига. Что необычного было в его служении?

Да, собственно, все было необычно. Начиная уже тем, что его родители – священник Захария и Елизавета, будучи уже в весьма преклонном возрасте, не имели детей и уже смирились со своим статусом бездетной пары. А значит – и проклятой, ведь по тем временам отсутствие у супругов потомства вызывало у общества прямое подозрение в том, что они грешники, поскольку дети у иудеев считались наградой Божьей за праведную жизнь.

Но тут происходит чудо – уже окончательно смирившийся Захария во время службы получает в храме ангельскую весть о грядущем рождении сына. Да еще какого сына – пророка и вестника пришествия Миссии! Мог ли Захария не усомниться? Ведь когда о чем-то очень желанном уже перестаешь мечтать, то любые слова об осуществлении мечты воспринимаются с недоверием, даже если их говорит ангел. Захария не поверил. И в знак того, что сказанное ангелом – правда, Господь сделал его немым. Открылись его уста лишь в день рождения обещанного сына.

А вот Елизавета поверила! Узнав о беременности, она полгода не говорила о ней никому, не желая выносить на люди такое долгожданное и хрупкое счастье. Лишь после округления своей фигуры Елизавета перестала таиться. Наконец, кончилось ее поношение, и вместо косых взглядов презрения и жалости она принимала поздравления от родных, близких и знакомых. А когда родился сын – радости не было предела! Захария по воле Божьей смог заговорить и рассказать о том, что ему поведал ангел. И все их знакомые удивлялись происходящему, понимая, что столь чудесные обстоятельства говорят об особой судьбе ребенка.

Далее евангельская история обрывается, и далее в Писании Иоанн предстает уже зрелым мужчиной, закаленным жизнью в тяжелейших условиях пустыни. Недостающие сведения нам дает Предание, и эти факты полны трагизма. Через полгода после рождения Иоанна в Вифлееме родился Спаситель. Узнав о старинном пророчестве, что младенец из Вифлеема займет израильский престол, тогдашний царь Ирод испугался, и решил ликвидировать возможных конкурентов, убив всех детей в окрестностях Иерусалима младше двух лет.

Угроза нависла и над Иоанном, ведь его родители жили в пригороде Иерусалима, а в народе еще не стихла молва о чудо-ребенке. Сначала солдаты Ирода пришли к Захарии в храм и прямо во время богослужения стали требовать отдать им мальчика. Захария им не ответил, и они убили его между жертвенником и святилищем. А тем временем Елизавета успела бежать в пустыню.

Первые недели мать и сын вовсе не покидали пещеру в которой укрылись от солдат, но голодными не были – все нужное им приносил ангел. До года Елизавета кормила малыша грудью, потом стала приучать его к пустынной пище – саранче, дикому меду, траве. Прожив еще несколько месяцев, Елизавета умерла. Предание гласит, что воспитанием ребенка занялись ангелы, а современные исследователи полагают, что Иоанн рос у ессеев – представителей радикального иудейского течения, которое по своему уставу очень напоминало монашество.

Это были жители пустыни, которые добровольно уходили из людных мест ради более полного служения Богу. Но «ессейское» прошлое Иоанна – лишь гипотеза, и о детстве пророка мы почти ничего не знаем. Церковь говорит лишь о том, что именно в пустыне сформировался его жесткий и бескомпромиссный, огромной силы характер. Иоанн знал, что Господь избрал его, чтобы подготовить народ к пришествию Мессии. Он мог отказаться, но не сделал этого. Наоборот, Иоанн с энтузиазмом принял свой жребий и был верен до конца своему призванию.

Трудность подвига Иоанна была двоякой. одной стороны, в Израильском народе уже более трех веков не было пророков, и они стали восприниматься людьми как нечто фантастическое. Были, конечно, разные самозванцы, проповедники, экзальтированные сектанты и просто бунтари, но настоящих пророков, в которых чувствовалась сила Божья, дух, твердость и убежденность, – таких не было. Поэтому выход Иоанна на проповедь был для многих огромным соблазном: ведь он обличал и говорил так, как до него это делал лишь Илия.

«Казнь Иоанна Крестителя», Микеланджело Меризи де Караваджо.
«Казнь Иоанна Крестителя», Микеланджело Меризи де Караваджо.

Все понимали, что Иоанн – это пророк, но принять его слова, согласиться с правдивостью его доводов могли далеко не все. С другой стороны, еще во времена Соломона (а это 9 веков до Христа) в Израиле стала формироваться идея Мессии как земного правителя. И одна из целей Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы показать, что Мессия – совсем не тот, кого ожидает народ и политическая элита. Иоанн явно говорил, как представитель грядущего Христа. И если сам он представлялся обществу как грозный обличитель, не связанный никакими условностями, и не обладающий никаким общественным статусом, то это значило, что и Мессия тоже не будет политиком.

Иоанн был предтечей, то есть – первопроходцем. Он был тенью Христа, его проповедь всколыхнула тогдашнее общество и создала необходимый фон для распространения Евангелия среди иудеев. Первопроходцем и вестником Христа Иоанн был везде – даже в аду. Ведь до Воскресения Христова души всех людей попадали в шеол – место, лишенное радости, закрытое от Бога.

Христианское Предание гласит, что после своей гибели (коварно организованной Иродиадой, которая люто ненавидела Иоанна за обличения ее беззаконий), Предтеча попал в шеол. Но даже в тени ада он говорил всем, что на Землю пришел Спаситель, и очень скоро выведет их из царства тьмы к свету. Выведет всех, кто уверует в Него. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – эти слова были главными для Иоанна и здесь, и по ту сторону смерти.

Судьба Крестителя повторяет судьбу самого Господа: путь вверх, но – путь через крест. Потом этой же дорогой прошли многие и многие христиане – апостолы, мученики, монахи, юродивые, праведники. Все они в той или иной мере подражали Спасителю. Но в наиболее полной мере это сделал Иоанн. Поэтому Церковь дала ему такое высокое звание – Предтеча. В нем сочетался и монашеский аскетизм, и апостольская сила, и любовь к Богу, и стойкость мученика, и талант проповедника. Лишь в этом ключе становится понятно, почему Христос сказал, что среди рожденных женщинами нет равного Иоанну (Лк. 7: 28).

Автор: МОИСЕЕНКОВ Александр, журнал "Фома"

Брак со знаком неравенства. Как совместить несовместимое?

Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград»
(№ 5(49) сентябрь-октябрь 2012).

Брак со знаком неравенства Как совместить несовместимое Что такое неравный брак? Какие браки в настоящее время можно считать таковыми? Почему сегодня это явление широко распространено? Есть ли будущее у такого брака? На вопросы журнала «Виноград» отвечает психолог центра «Православная семья» Ирина Анатольевна Рахимова.

- Что такое, с точки зрения психолога, мезальянс, или неравный брак?

- Я думаю, неравным стоит считать брак, в котором между людьми есть явные эмоционально-психологические различия. Все внешние проявления неравенства, такие как возрастная или социальная дистанция, следует отнести к следствию, а не к причине проблемы.

Основная проблема заключается в том, что в силу разных причин сегодня очень много незрелых людей, то есть людей, не готовых вступать в брак в принципе. Очень часто это могут быть люди, которые воспитывались в неполных семьях, те, кому в детстве недоставало внимания, любви и заботы. На почве этого дисбаланса с возрастом формируются различные комплексы, и в дальнейшем такому человеку очень сложно создать полноценную семью, в результате чего и возникают неравные браки. Девочки, которые не получили в определенный период взросления необходимой доли заботы и внимания со стороны отца, могут неосознанно выбирать себе супруга намного старше.

Вообще отсрочка создания семьи, неважно, мужчиной или женщиной, иногда бывает связана с какими-то бессознательными причинами. С одной стороны, человек хочет создать семью, а с другой - у него находится масса поводов, чтобы не делать этого. Поэтому люди иногда находят для себя заведомо неблагополучный вариант для знакомства. На вопрос, к какому возрасту они «созреют», ответить очень сложно. Возможно, через пару лет, а возможно, и никогда. Если, несмотря на все внутренние противоречия, брак все же заключается, то в большинстве случаев, даже при наличии глубокого духовного родства и взаимного чувства, жизнь таких супругов нельзя назвать простой.

- Есть ли аргументы, которыми можно оправдать вступление в неравный брак? Могут ли положительные стороны перевесить отрицательные?

- Ответ на этот вопрос заключен в слове «неравный». Конечно, при благоприятном стечении обстоятельств, то есть когда разница между супругами сводится скорее к внешним факторам, основные краеугольные камни этого неравенства, такие как возраст или социальное положение, сгладятся сами собой. Но в любом случае этот, пусть даже и внешний, диссонанс будет источником дополнительных проблем. Степень неравенства определяется готовностью людей нивелировать свои негативные черты, т. е. искать компромиссы. Для этого у каждого из супругов должна быть мотивация к сглаживанию противоречий. Основной рецепт - это общение. Необходимо культивировать в себе способность услышать другого человека. Попытаться понять, что его тревожит, почему он совершает те или иные поступки - это лучший способ совершенствовать мастерство общения. После такой тренировки своей «зоны чувств» одним супругом другой начнет раскодировать и свои глубокие пласты личности и также начнет учиться языку общения.

Если немного отойти от каких-либо конкретных ситуаций, связанных с неравенством как таковым, хочется сказать о развитии отношений. В любых отношениях, да и вообще в жизни человека, есть либо развитие, либо деградация. Даже в неравном браке может быть эта перспектива развития, когда люди, в него вступающие, готовы отдавать любовь. Самое главное в брачном союзе - любить друг друга. В этом заключается основная цель отношений. Конечно, хорошо, когда путь взаимного духовного обогащения также имеет физическое продолжение - появление детей как производных этой любви, но оно не является необходимым условием состоятельности такого брака. Можно несколько рационально представить вариант, например, когда девушка выходит замуж за мужчину намного старше себя, но при этом он является сильной личностью и может обеспечить ей платформу для духовного роста. Она же, в свою очередь, готова впитывать тот опыт, который он может ей передать, отвечать ему поддержкой, заботой и обходить «острые углы» проблем, связанных с разницей в возрасте.

В противоположной ситуации все намного сложнее. Женщина, супруг которой моложе всего на несколько лет, уже испытывает гораздо больше отрицательных чувств из-за не столь значительной разницы. А если эта разница превышает 10–15 лет, то жена берет на себя скорее материнскую роль, нежели супружескую. Когда «сын» вырастает, то есть мужчина становится состоявшимся и в карьере, и как личность, его состоятельность является почвой для ревности и конфликтов. Наверное, и здесь бывают исключения, но надо признать, что встречаются они нечасто.

- С какими проблемами рискуют столкнуться супруги в неравном браке?

- Прежде всего, это ревность старшего из супругов. Очень часто она может возникать абсолютно необоснованно и быть причиной постоянных разногласий. В первую очередь нужно подумать, что скрывается за этим деструктивным чувством. Может быть, он или она ревнуют не потому, что боятся, а просто им недостает знаков внимания. Ревность в таком случае будет следствием дефицита общения.

Каждому человеку всегда нужно чувствовать, что его любят. Дать ему это понять легко: достаточно лишний раз сказать что-то приятное, добавить в отношения элемент романтики, найти немного времени, чтобы уделить внимание своему любимому или любимой - поговорить, а порой просто выслушать. Для этого нужно очень мало усилий, а результат превосходит их во много раз.

Также человеку, который перешел определенный возрастной рубеж, становится намного сложнее идти на компромиссы и сглаживать негативные черты своего характера. Здесь закономерность простая - чем старше, тем труднее. В данном случае я говорю о конце зрелого возраста и начале пожилого - 60–65 лет. Поэтому более молодому из супругов можно принять это обстоятельство как данность и жить с установкой «Я люблю тебя таким, какой ты есть». Это довольно непросто и требует достаточно много душевных усилий, но все-таки меньше, нежели попытки изменить другого человека. В данной ситуации можно сказать, что отношения держатся практически на одном человеке, но это, скорее, крайний вариант, когда действительно «старший» уже совсем не способен подстраиваться под «младшего». В такой ситуации важно предостеречь будущих супругов от завышенных ожиданий. Например, часто девушки выходят замуж с мыслью: «Я его изменю» или «Со мной он станет другим». Возможно, мужчина сам хотел бы меняться, но излишнее усердие со стороны женщины может только навредить. Другая крайность - сказать: «Все бесполезно, он никогда не изменится» и опустить руки. Здесь должна быть золотая середина между желанием самого человека измениться в лучшую сторону и помощью того, кто ждет от него этих перемен. Это в равной степени касается как мезальянсов, так и обычных браков. Иногда даже при большом возрастном разрыве в неравном браке случаются чудеса, люди меняются и живут счастливо.

Еще очень распространенной является ситуация, когда муж слишком педантичен и постоянно «поучает» и воспитывает свою молодую жену, обвиняя ее в нерадивости и несобранности. Он старается во всем ее контролировать, что может быть лишним поводом для раздражения. На это она может отвечать капризами или истериками. Таким супругам можно посоветовать слушать и слышать друг друга, относиться с уважением к проблемам противоположных сторон и не реагировать болезненно на подобные выступления. Я посоветовала бы смотреть на них немного иронично и не доводить ситуацию до реального конфликта, который может серьезно навредить отношениям.

- Как быть с социальным или культурным неравенством? Есть ли какие-то критерии, по которым можно определить готовность людей к браку и выявить скрытую предрасположенность к возникновению неравенства?

- Критерии готовности к бра­ку опре­деляются совпадением по многим сферам жизни людей, решившихся на этот шаг. Чем больше совпадений, тем больше вероятность удачного брака. Эти совпадения можно расположить по следующей иерархии: первое - это общее мировоззрение: верующий–неверующий, воцерковленный–невоцерковленный. Далее идет общность интересов: ты любишь кашу манную, я люблю овсяную, ты любишь кино, я - театр. Интересы могут быть разные, но вместе с тем в них должно быть нечто общее. Тогда супруги будут гармонично развиваться, имея не только личные, но и общие интересы, благодаря чему будут интересны друг другу. По социальному признаку тоже должно быть некое совпадение - например, высшее образование. Конечно, бывает, что он - водитель, а она - менеджер. Мы смотрим на них, и это вполне нормальная, дружная семья, но на самом деле внешне отношения могут казаться идеальными, а подспудно конфликт этот так или иначе есть и может проявиться в определенный момент. Почему? Потому что на какой-то период это их, возможно, устраивает, но поскольку женщина, как правило, более динамично развивается, со временем это неравенство скажется на их отношениях.

Мужчина всегда должен быть на шаг впереди женщины, потому что он принимает решения по всем главным вопросам. Есть некие законы, по которым развивается семья, и следование этим законам и определяет равенство или неравенство супругов в этих отношениях. Если эти законы соблюдаются, тогда первоначальное социальное или культурное разобщение можно будет преодолеть. Например, мы априори берем тот факт, что мужчина в семье первый, женщина - вторая. На нем лежит ответственность за территорию, на которой проживает семья, деньги, принятие важных решений. Да, жена - это его вторая половина, его советник и друг, но она находится «замужем». Это основополагающая иерархия, без которой построить крепкую семью очень сложно.

В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что при попытке смоделировать концепцию своей будущей семьи люди не осознают важность этой иерархии, и порой в ответе на вопрос: «Кто для тебя главный?» – можно услышать слова, далекие от понимания этого аспекта. Женщина может сказать, что это дети, или мама, или родители, а не муж. Мужчина вроде бы чаще говорит, что главный в семье он, но при дальнейшем разговоре выясняется, что он не осознает, что это такое - быть главным. Лидерство должно подкрепляться реальными действиями, но при этом не переходить в другую крайность - деспотию. Даже при формальном соблюдении этой иерархии мужчине необходимо помнить, что брак прежде всего строится на любви и уважении, а не на «монополии» на материальные ресурсы. Пока супруги не придут к общему знаменателю в этих вопросах, не стоит ждать от их союза больших результатов.

- Если мезальянс - уже свершившийся факт, как выравнять несоответствие между мужем и женой?

- В любой семье должен происходить постоянный обмен, поддерживаться баланс - «даю - беру». В неравном браке это особенно актуально: чем сильнее различия, тем больше сил потребуется, чтобы их компенсировать. Если муж приходит на территорию жены, то он вносит свой материальный вклад - покупка машины, мебели и т. д. Другой пример - если девушка из малообеспеченной семьи выходит замуж за состоятельного мужчину, то, чтобы чувствовать себя комфортно, ей необязательно вносить какой-то материальный вклад. Достаточно заниматься обустройством совместного дома, помогать мужу, заботиться о нем. Женщина может много дать в другом эквиваленте. Просто надо помнить, что если ты что-то берешь, то совершенно нормально отдавать что-то взамен. А вопрос, каким именно образом это можно сделать, не имеет принципиального значения.

Вообще в мезальянсе от супругов требуется больше терпения, чем в обычном браке. В любом браке при возникновении конфликта необходимо идти на контакт, искать возможность примирения. В неравном браке есть много дополнительных поводов для ссор и разногласий, таких, как необоснованная ревность, различия в мировоззрении в силу разницы в возрасте и т. д. Если сказать обобщенно, то все эти противоречия можно пре­одолеть только терпением и верой. Вероятнее всего, полностью они не сгладятся никогда, но они могут отойти на второй план и не будут оказывать существенного влияния на отношения.

- Как быть с друзьями и родственниками? Как налаживать с ними контакт, если это люди из другой социальной, культурной и возрастной среды?

- Здесь сразу хочется отметить тот факт, что родственники вообще редко когда бывают абсолютно всем довольны. Ситуация при вступлении в брак также не будет исключением. В голове у родителей всегда есть представление об идеальном муже для дочери или жене для сына, причем у каждого оно свое. При всем желании невозможно найти себе супругов, которые бы полностью соответствовали этим ожиданиям. Безусловно, надо прислушиваться к мнению родных об избраннике или избраннице, узнать, что конкретно настораживает маму и папу. Выслушав, постараться посмотреть на ситуацию объективно. Например, если опасения родителей или друзей совпадают со своими собственными, тогда стоит серьезно задуматься. Конечно, людям свойственно ошибаться и смотреть на вещи предвзято, но чтобы ложное представление было сразу у нескольких человек без адекватной причины - это маловероятно. Что касается неравного брака, то родители, естественно, могут быть настроены против него, в качестве аргумента приводя внешние различия. Тут важно четко понять, действительно ли ты выбираешь себе в супруги этого человека по любви, или же этот брак может быть своеобразной формой выражения протеста и способом самоутвердиться.

Бывают ситуации, особенно в случае с большим возрастным неравенством, когда родственники настроены очень негативно по отношению к жениху. Я вспоминаю один случай, когда на консультацию ко мне пришла женщина с такой проблемой. Она выходила замуж за мужчину старше лет на 25. Несмотря на возрастной разрыв, они хорошо подходили друг другу, он был очень умным, талантливым, уважаемым человеком в своем городе, но родители были так категорично настроены, что просто не дали им жить. Такие вещи тоже случаются, но как бы там ни было, это ваш выбор, и если вы его совершаете, то должны быть готовы не просто любить, но и защищать любимого человека. Просто иногда надо дать родственникам время осознать и принять этот факт, выражая такую позицию: «Я вас очень люблю, но и избранника тоже. Постарайтесь проявлять к нему уважение». При таком подходе со временем ситуация изменится в лучшую сторону.

Что касается друзей, не думаю, что тут должны возникать серьезные проблемы. Конечно, мировоззрение людей разного возраста может сильно отличаться, но при грамотном общении, т. е. при уважительном и понимающем отношении с обеих сторон, такие контакты наладить будет несложно. Если человек тебя любит и дает это понять окружающим в своей среде, куда ты попадаешь, то эта сложившаяся система автоматом тебя принимает. Для того чтобы лучше в нее вписаться и чувствовать себя свободно, можно повышать свой интеллектуальный уровень - больше читать, смотреть, узнавать что-то новое, заниматься самообразованием и присматриваться к тому, что интересно конкретно этим людям, иметь некий ресурс информации по этой теме. Тогда общаться с друзьями своего супруга или супруги будет легко и интересно.

Беседу вела: Попова Александра

«Со своей колокольни»: сборник колокольных партитур

 Со своей колокольни сборник колокольных партитур

Автор: священник Павел Витальевич Радин — штатный клирик и звонарь прихода Рождества прор. Иоанна Предтечи деревни Юкки Ленинградской области (Санкт-Петербургская и Ладожская епархия Московского Патриархата), руководитель Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей, преподаватель факультатива «Основы колокольного искусства» СПбДА, действительный член Ассоциации колокольного искусства России.
СПб.: Политехника-сервис, 2012. — 225 с. ISBN 978-5-905687-50-1

Сборник колокольных партитур содержит образцы церковных звонов локальных исполнительских традиций России. Произведения колокольного искусства, представленные в сборнике, могут использоваться в качестве учебного материала при практическом освоении данного вида церковного творчества.

Прорезной колокол Спасо-Преображенского собора г. Выборга
Прорезной колокол, отлитый по инициативе автора этого издания
на заводе «Литекс» в 2009 году. В настоящее время входит в ансамбль колоколов
Спасо-Преображенского собора г. Выборга.
СОДЕРЖАНИЕ:
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
  • РАЗДЕЛ 1. ЗВОНЫ АРХАНГЕЛОГОРОДСКОГО РЕГИОНА
  • Звоны В. М. Петровского:
    Будничный звон Красный звон
  • РАЗДЕЛ 2. ЗВОНЫ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
  • Церковь Иоанна Златоуста:
    Красный звон
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы:
    Красный звон
  • РАЗДЕЛ 3. ЗВОНЫ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
  • Данилов Ставропигиальный мужской монастырь:
    «Кресту Твоему»
  • Новодевичий монастырь:
    Схема Праздничного звона
    Фрагмент Праздничного трезвона в исполнении В. И. Машкова (запись с рук)
  • Троице-Сергиева Лавра:
    Схема Праздничного звона
    Фрагмент Праздничного звона в исполнении игумена Михея (запись с рук)
  • Церковь Знамения Пресвятой Богородицы:
    Красный звон
  • РАЗДЕЛ 4. ЦЕРКОВНЫЕ ЗВОНЫ ГОРОДА ОРЕЛ
  • Крестительская церковь:
    Красный звон
  • РАЗДЕЛ 5. ЗВОНЫ ПЕЧЕРСКОГО РЕГИОНА
  • Псково-Печерская традиция колокольных звонов
    Большая звонница Псково-Печерского мужского монастыря:
    Будничный звон
    Великопостный звон
    Погребальный звон
    Звон на вынос Креста, или Водосвятный звон
    Праздничный трезвон
  • Церковь Сорока Мучеников:
    Красный звон
  • РАЗДЕЛ 6. ЗВОНЫ РОСТОВА ВЕЛИКОГО
  • Ростовская традиция колокольных звонов
    Будничный звон
    Будничный звон (от Фоминой недели до отдания Пасхи)
    «Ионинский» звон
    «Акимовский» звон
    «Егорьевский» звон
    «Ионафановский» звон
    Красный звон
    Водосвятный звон
  • РАЗДЕЛ 7. ЗВОНЫ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • Звоны А. В. Смагина:
    Звон Александро-Невской Лавры
    «Георгиевский звон»
    «Ростовский звон»
  • Звоны В. В. Лоханского:
    «Петербургский» звон
    |Красный звон
  • Звоны храма Владимирской иконы Божией Матери:
    Праздничный трезвон
    Красный звон (В. С. Кайчук)
    Красный звон (М. А. Капранов)
    «Максимовский» звон (А. Е. Иванов)
  • Храм Рождества прор. Иоанна Предтечи в д. Юкки:
    Полиелейный звон (свящ. П. Радин)
  • РАЗДЕЛ 8. ЦЕРКОВНЫЕ ЗВОНЫ ГОРОДА ТУЛА
  • Церковь Двенадцати апостолов:
    Праздничный трезвон
  • Церковь Дмитрия Солунского:
    Праздничный трезвон
  • РАЗДЕЛ 9. КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЬ
  • Звоны А. Федорычева:
    Ярославский музейный звон
  • Федоровская церковь:
    Красный звон
  • РАЗДЕЛ 10. «МУЗЫКА ТЯЖЕЛОГО МЕТАЛЛА»
  • Колокольные композиции для малой концертной звонницы, свящ. Павел Радин:
    «Рождественский звон»
    «Разверни меха, гармошка!»
  • «Музыка тяжелого металла» цикл полиритмических этюдов:
    1. «Старый патефон» (А. Федорычев, свящ. П. Радин)
    2. «Печалька» (А. Федорычев, свящ. П. Радин)
    3. «Мороз и солнце»
    4. «Диалектика противоположностей»
    5. «Тонкие сны туманного утра»
    6. «Поговори со мной»
    7. «Ричеркар»
    8. «Бесконечная история»
  • ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Устав совершения колокольных звонов в схемах и таблицах
  • Литература
ВВЕДЕНИЕ

Сборник колокольных партитур «Со своей колокольни» – первый опыт систематизации церковного колокольного звона локальных исполнительских традиций. Его автор, священник Павел Радин, имеет высшее музыкальное образование и, будучи опытным практикующим звонарем, хорошо разбирается в специфике сохранившихся местных церковно-певческих и звонарских традиций. Это позволило ему более детально и тонко ощутить и зафиксировать скрытые музыкальные процессы, происходящие в таком сложном явлении, как колокольные звоны, традиционная специфика которых к настоящему времени почти полностью забыта.

Необходимо отметить, что попытки нотации колокольных звонов в России имеют достаточно давнюю историю. Автор учитывает опыт почти всех известных сейчас фактов нотирования колоколов. Им проделана большая работа не только по записи звучащего материала на совокупности нотоносцев в форме партитур, но и приложено много усилий по систематизации информации о сохранившихся на сегодня звукорядах важнейших колоколен и звонниц России. К примеру, автором расшифрованы звукоряды ансамблей колоколов Троице-Сергиевой Лавры, Московского Новодевичьего, Данилова монастырей, нотированы церковные звоны выдающихся звонарей XX века таких как игумен Михей (Тимофеев) и Владимир Иванович Машков. Все это способствует более полному представлению об употреблении различными звонарями исполнительских приемов и техник игры. Наконец, автор публикует целый ряд своих колокольных композиций, из которых видно, что он является незаурядным творцом, как в рамках звонов церковной традиции, так и современного направления колокольного исполнительства.

Несмотря на узкую сферу применения и некоторые ограничения при использовании представленного материала, что обусловлено особенностями русской колокольни как музыкального инструмента, данный сборник, несомненно, будет полезен многим. В первую очередь он нужен студентам богословского, регентского и иконописного отделений духовных училищ и семинарий, для которых церковное искусство является необходимой частью их профессиональной деятельности. Данный труд может быть использован в качестве учебного пособия при практическом изучении региональных традиций колокольного звона.

Cтарший научный сотрудник
Сектора инструментоведения
Российского института истории искусств,
кандидат искусствоведения А. Б. Никаноров

Ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора г. Выборга.
Ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора г. Выборга.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА: К проблеме нотации русских колокольных звонов

Вопрос о том, как точнее донести и сохранить для будущих поколений традицию церковного звона, с давних времен волнует исследователей русской колокольной музыки. Если процесс передачи звонов внутри локальной традиции не претерпел существенных изменений (сегодня, как и в древности, звон передается бесписьменным способом – от учителя к ученику), то с миграцией звона из одного региона в другой возникает множество сложностей.

Особенность передачи звона внутри локальной традиции заключается не столько в изустном характере обмена информацией между учителем и учеником, сколько в наблюдении ученика за приемами и манерой исполнения более опытного звонаря и попытках практического применения увиденного. Иными словами, ученик на первых порах полностью копирует манеру игры своего наставника, постепенно перенимая исполнительские приемы, характерные для местной звонарской традиции. Естественно, что если при этом и ведутся какие-либо нотные записи, то с течением времени они утрачиваются за ненадобностью.

Чтобы зафиксировать услышанный звон для последующего его исполнения на другом подколоколенном сооружении, где, возможно, бытует иная традиция, иной подход к производству звона, конечно же, будет необходимо записать его и попытаться адаптировать для своего инструмента. Главная проблема интерпретации (переноса чужого звона для своей колокольни) известна каждому звонарю. Заключается она в том, что звукоряды различных колоколен сугубо индивидуальны. В России нет двух идентичных колоколен. Различаться будут их звукоряды: тембровая и весовая составляющие колоколов набора и количество их на колокольне. Поэтому для звонаря, адаптирующего чужой звон для своего инструмента, нет ничего важнее, чем понять эту разницу и, оценив свои возможности, вынести решение о допустимости его исполнения.

В том случае, когда исследователь начинает нотировку звона какой-либо локальной традиции колокольного звона, на помощь ему приходят разнообразные пометки и записи, полученные в результате живого общения с носителем данной традиции. К ним можно отнести как изустные описания, полученные от исполнителя, так и аудио, видеозаписи, с которых позднее можно «снять» звон. Нужно отметить, что в последнее время электронная техника все более заменяет традиционный носитель информации – бумагу. Более того, сегодня для передачи звона от одного исполнителя к другому огромное значение имеет Интернет и его видеосервисы, где можно не только слышать, но и видеть, что и как играет исполнитель на своем инструменте.

Однако, я думаю, каждый согласится, что за всю историю человечества еще не придумано более надежного способа соблюсти и передать сведения, чем записать их на бумаге, так как природа электронных носителей не позволяет сохранить информацию с той же долговечностью, что и бумага. Форматы таких носителей нестабильны. Год от года происходит процесс улучшения аудио и видео кодеков, смена устройств для их воспроизведения. Давно ли мы составляли коллекции аудиозаписей на грампластинках? А теперь купить проигрыватель для их прослушивания можно только в дорогих специализированных магазинах. На смену пластинкам пришли видеокассеты, потом их сменили компакт-диски, DVD Конца этому процессу пока не предвидится. Поэтому, из всех возможных, наиболее удобным способом сохранения и передачи услышанного звона представляется нотная фиксация его на бумаге.

Вторая проблема, с которой сталкивается исполнитель, предпринимая попытку перенять приемы и манеру другого звонаря на колоколах своего инструмента, лежит в области профессионально-музыкальной, а именно в области акустики колокола.

Главная особенность звучания колокола заключается в том, что при ударе «языка» колокола о его край возникает не один, а сразу несколько звуков – так называемых обертонов. Профессиональный музыкант знает, что в спектр любого звука входит множество обертонов. Они выстроены в строгом порядке и практически не различаются на слух, сливаясь для нас в единую ноту. Однако, звуковой спектр любого колокола звукоряда представляет собой особое сочетание обертонов, соотношение которых для каждого из них индивидуально.

Кроме того, расходится и наше представление о природе звука вообще и о звуке колокола в частности. Ведь с самого детства, даже если человек музыкально не образован, его мозг структурирован и «натаскан» музыкой , звучащей вокруг. Мы можем не знать и не различать обертоновый состав окружающих нас звуков, но наш мозг различает его. Когда человек слышит звук колокола, где обертоны стоят в необычном для уха порядке, его мозг начинает работать в особом режиме, пытаясь заключить звучание колокола в привычные для себя рамки. Он старается расставить слышимые им обертоны в той последовательности, в какой научился их воспринимать, и в том порядке, который ему удобен и кажется логичным. Он ищет и не находит, ибо особенность звукового спектра колокола состоит в его негармонической кластерной структуре и, по этой причине, частичных тонов, нужных нашему мозгу для получения полноценной картины звучания, попросту может не быть. Исходя из того, чем он располагает, мозг слушателя автономно решает, какие звуки ему «подходят», и отсеивает те, которые он считает «лишними». В результате этой неосознанной работы у слушателя возникает некое субъективное представление о звучащем в данный момент комплексе звуков. Оно может сильно отличаться как от того, что слышит в этот же момент времени другой человек, так и от реальной звуковой картины, зарегистрированной с помощью приборов.

Так, например, известный исследователькампанолог нашего времени А. Б. Никаноров, нотируя звуки колоколов Псково-Печерской Лавры, фиксировал их с помощью профессиональной звукозаписывающей техники. В своей работе «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря» [7] он дает их полный спектральный анализ, указывает частоты, в которых колокол излучает звук. Но, как оказалось, приглашенные им для проведения дополнительных исследований профессиональные музыканты в своих субъективных описаниях, характеризуя звук того или иного колокола, не только не совпадали между собой в оценке его звуковысотности, но даже зачастую не подтверждали записи приборов. Действительно, человеческое ухо может слышать в звучании колокола те частоты, которых там нет.

Другой случай, уже из моей практики, подтверждает сказанное выше. В звукоряде моего инструмента – храмовой колокольни церкви Рождества прор. Иоанна Предтечи в д. Юкки – есть два небольших колокола весом 150 и 200 килограммов. Если их слушать последовательно один за другим в любом порядке, то ничего интересного не произойдет. Больший по весу колокол будет звучать ниже, чем более легкий. Так и должно быть. Но как только к их перезвону добавляется третий колокол («Полиелейный», весом около двух тонн), звуковая картина резко меняется. Теперь кажется, будто маленький колокол звучит ниже своего более тяжелого соседа. Этот эффект возникает каждый раз при сочетании именно этих трех колоколов. В результате осмысления услышанного феномена на колокольне храма родился один из самых красивых моих звонов – «Полиелейный», который я нотировал и поместил в седьмом разделе нашего издания, посвященном церковным звонам Санкт-Петербурга.

В качестве отступления от темы скажу здесь, что звуки, рождаемые колоколом, живут своей жизнью, которая меньше всего зависит от усилий или талантов исполнителя. На нее, эту жизнь, просто невозможно сиюминутно повлиять. Хороший звонарь, как священник, – только свидетель Таинства. Подобно тому как иерей на исповеди не своей волей подает прощение кающемуся, но лишь присутствует при общении человека с Богом, звонарь наблюдает за процессами, происходящими внутри звона, сообразуя свои исполнительские приемы с внутренней необходимостью подзвучить тот или иной обертон, добавить или убрать ту или иную краску. Иными совами, в случае с колоколами не музыкант управляет инструментом, а наоборот – инструмент музыкантом. Помните ли вы поговорку: «Каждый судит со своей колокольни»? Она как раз замечательно подходит для понимания отношений между звонарем и инструментом. Задача первого заключается не столько в том, чтобы искусственно навязать своим колоколам чуждые им звоны, но в том, чтобы заставить ансамбль колоколов органично звучать. Звон должен сам родиться на колокольне. Родиться, благодаря глубокому проникновению исполнителя в особенности инструмента. Только тогда звон будет аутентичен и традиционен в настоящем значении этих терминов.

Для того чтобы иметь более полное представление о сложностях, с которыми сталкивается любой исследователь, нотируя русские колокольные звоны, вкратце поговорим о природе колокольного звука.

Всего в звуке русского колокола различают три группы тонов. Первая — это ударный тон: один или несколько звуков, производимых колоколом непосредственно в момент удара. Ударный тон напрямую зависит от толщины стенок колокола в самой широкой его части (ударной , называемой иначе «губой»), и чем стенка толще, тем звук более высокий . Соответственно, тонкостенные колокола звучат более низко, глубоко и басовито, а толстостенные наоборот – более высоко. Естественно, что такое сравнение справедливо лишь для колоколов одного веса и размера. Если мы будем сравнивать колокол более тяжелый и большой с колоколом меньшим по весу и размеру, то более тяжелый колокол будет звучать ниже, чем его меньший собрат. Ударный тон — это тот тон, на который мы ориентируемся, когда говорим о «высоте» звучания колокола. Именно ударный тон слышится нами издалека, он распространяется дальше, чем все остальные звуки, издаваемые колоколом. Вторая группа тонов называется унтертоны. В больших колоколах унтертоны могут звучать даже в инфразвуке, уже не слышимом ухом диапазоне, но физически ощущаемом, выраженном в вибрации и колебании воздушных масс. Унтертон, иначе еще называемый тоном гудения, зависит от диаметра «юбки» колокола и звучит примерно октавой ниже ударного тона. Именно он остается звучать, когда погасают все остальные обертона колокольного звука. Унтертоны, хотя и более долгие по звучанию, менее слышимы на расстоянии. Они очень хорошо различимы на колокольне и в непосредственной близости от нее.

Третья группа тонов, собственно, обертоны. Они отвечают за характерный окрас данного колокола, придают ему неповторимое, уникальное звучание. Отчетливо различимых обертона два: квинта и октава по отношению к ударному тону. За их озвучивание отвечает средняя и верхняя части колокола. Конечно, чистую квинту или октаву в звуке русских колоколов мы встретим далеко не всегда, вместо них очень часто слышится тритон и септима. Прочие же обертоны негармонического колокольного ряда имеют свойство то проявляться на первом плане, то исчезать, преображая восприятие исходной звуковой картины.

Кроме того, звук колокола изменяется во времени. И в момент удара, и через секунду после удара колокол будет звучать по-разному, а еще через две секунды его звучание снова может перемениться. Для «фонации» колокола небезразлично, в какую именно его часть мы ударим. Удары выше или ниже ударного края также влияют на качество и состав колокольного звука. Так, например, даже неискушенный слушатель всегда скажет, в один или оба края благовестят в праздничный колокол. Это объясняется тем, что при благовесте «в оба края» звук будет как бы плавать, создавая ощущение игры в два почти похожих по тону колокола. Такова особенность звучания русской колокольни. И с ней необходимо считаться.

В связи с имеющейся проблемой возникают два вопроса: Каким образом фиксировать звук колокола? и Так ли уж необходима звуковысотная запись его звучания? Мой ответ: и да, и нет. Да – потому что при переносе чужого звона на свой инструмент нужно учитывать высотные отношения «родной» для этого звона колокольни. И нет – потому что, чрезмерно увлекаясь как можно более точной записью звуковысотной составляющей звона, мы рискуем потерять то, ради чего существуют ноты – простоту и универсальность их использования. В результате мы не только не облегчим, а наоборот – усложним себе жизнь. Если вы пробовали исполнять звон, записанный на стандартных пяти нотных линейках, вы знаете, как это неудобно. А теперь представьте себе, что будет, если в партитуре мы будем фиксировать всю полноту звучания колокола: отображать все частичные тона каждого колокола (по вертикали) и их взаимодействие друг с другом, а также с обертонами других колоколов (по горизонтали)?

К счастью, несмотря на всю сложность проблемы, выход из сложившейся ситуации есть, и он хорошо известен большинству практикующих звонарей благодаря работе С. Г. Рыбакова [12], где автор нотирует колокольный звон А. В. Смагина, оставляя без внимания звуковысотные отношения колокольного набора. Иными словами, речь идет об отображении только ритма, но не высоты звучания колоколов. Как бы то ни было, но благодаря сложившейся ситуации, сегодня мы имеем как минимум один удачный пример адаптации традиционных звонов одного локального региона (в случае А. В. Смагина – региона Ростова Великого и иных) к колокольням другого (Санкт-Петербургской митрополии). Стоит отметить, что, несмотря на столь удачный графический опыт записи русских звонов, С. Г. Рыбаков все же не смог обойтись без словесного рассказа о структуре звонов Смагина. На основе полученной от звонаря информации исследователь описал нам, сколько помощников понадобится для исполнения того или иного звона, какими колоколами и как управляет в этот момент каждый участник ансамбля, дал примерные веса используемых колоколов и, соответственно весу, определил их функцию в звоне.

Нужно заметить, что такое описание присутствует у многих исследователейкампанологов прежнего времени. Например, протоиерей А. А. Израилев в своей работе «Ростовские колокола и звоны», подобно С. Г. Рыбакову, не ограничивается только лишь нотированием услышанных звонов, но в конце каждого из них предлагает подробное описание, которое облегчает понимание звона. Должно присутствовать такое описание и после каждого современного нотированного звона. В него может входить историческая справка, ссылка на первоисточник или на звонаря (автора звона), какие-либо замечания, касающиеся практических или музыкальных вопросов, лежащих в сфере исполнительской деятельности.

В конце нотированного звона (или звонов, если все они фиксированы на одной колокольне), необходимо помещать так называемый «Паспорт звонов», который включает в себя нотацию всех звуков ансамбля колоколов. Если это представляется возможным, в звукоряде необходимо указывать и слышимые человеческим ухом обертоны, из которых состоит звук того или иного колокола. Повторно оговорюсь, что, как бы мы ни старались более точно и скурпулезно отразить всю полноту звучания отдельно взятого колокола, «на выходе» наша работа не имеет смысла просто потому, что нигде в мире больше нет и никогда не будет колокола с такими же тембровыми и звуковысотными характеристиками. Фиксируя ударный тон и обертоны колоколов звукоряда, мы должны отдавать себе отчет в том, что делаем это исключительно в целях ознакомительных и только лишь для того, чтобы дать представление о примерном их высотном соотношении. Главным же результатом такой работы должно явиться облегчение понимания внутренних процессов звона в свете возможного его исполнения на другой колокольне.

Когда автор этого нотного сборника путешествовал по колокольням и звонницам разных регионов России, записывая и нотируя звоны, у него не было под рукой профессионального оборудования. Все, чем я владел тогда – это диктофон, камертон и собственные уши. Благодаря такому нехитрому набору, а также помощи, которую оказывали звонарихозяева колоколен, мне удалось в конечном итоге составить звуковую картину нескольких знаменитых колоколен России. В какихто случаях она получилась более подробная, в иных, в силу разных причин, я фиксировал только ударный, явно слышимый тон колоколов. Как уже отмечалось ранее, звук колокола, воспринимаемый исследователем «на слух», может отличаться от того, что регистрируют приборы. Однако общее впечатление, сложившееся у экспедитора на момент записи колоколов ансамбля, имеет то преимущество, что, пусть и субъективно, представляет возможному исполнителю всю необходимую информацию для интерпретирования звона под иной звукоряд.

При перечислении колоколов звукоряда нужно стараться, где только возможно, давать названия группам колоколов таким образом, чтобы это отражало локальную традицию данного региона. Условно колокольный набор можно разделить на три группы колоколов: малые (зазвонные), средние и большие. Но в различных регионах России эти группы могут называться по-разному. Например, в Москве средние колокола зовутся «подзвонными», а в лексиконе звонарей Псково-Печерского монастыря группа малых колоколов называется «Тиньки» [8] и т. д. Не будем забывать и о том, что зачастую на колокольнях присутствуют именные колокола, названия которых нужно тоже отразить в «Паспорте звона». Далее, после описания звукоряда колокольни, должно даваться перечисление звонов в той последовательности, в которой они записаны в нотах, а также колоколов, участвующих в этих звонах (если звонов несколько). Такую информацию обязательно нужно указывать, потому что звонарь не всегда использует звукоряд колокольного ансамбля во всей полноте, но выбирает из набора лучшее, на его взгляд, их сочетание, необходимое для того или иного звона.

Для простоты понимания принято нумеровать колокола звукоряда от большего к меньшему в зависимости от их расположения на колокольне. Особое внимание нужно уделять средним и малым колоколам, которые могут быть подвешены на балке не в порядке уменьшения веса, а исходя из удобства употребления исполнителем. Так, зазвонные колокола звукорядов Троице-Сергиевой Лавры и Данилова монастыря нотируются мною в порядке их расположения (слева направо), а не в порядке звуковысотности.

Перечисляя в «Паспорте» употребляемые в звоне колокола, нужно разделять их на группы. Исходить при этом следует не столько из принятого на сегодня условного деления на три группы, сколько из реальной функции, которую та или иная группа колоколов выполняет в звоне и которую, конечно, необходимо отразить. Например, нотируя праздничный трезвон Псково-Печерского монастыря, можно услышать не три, а четыре группы колоколов: «Очепные», «Бурлаки», «Переборы» и «Тиньки».

Записывая звон «Кресту Твоему» Данилова Ставропигиального монастыря, колокольный ансамбль которого состоит из 22 колоколов, среди которых 6 зазвонных, 8 подзвонных, 4 теноровых и 4 басовых колокола, можно видеть, что исполнитель использует не все теноровые и подзвонные колокола, а также из шести зазвонных выбирает только четыре. Поэтому в «Паспорте звона» я перечисляю эти колокола следующим образом: 1, 2, 3, 4 – 6, 7, 8, 9, 10, 11 – 19, 20, 21, 22. Здесь через запятую даны колокола одной группы, а «тире» отделяет одну группу колоколов от другой. Взяв за основу широко известный труд Рыбакова, о котором уже говорилось выше, я позволил несколько изменить структуру его нотировки, добавив в нее некоторые важные специфические моменты, характерные для профессиональной музыки, как то: указание темпа и размера, использование реприз, фермат, пауз и прочих символов музыкальной нотации.

Колокола в партитуре группируются согласно их роли в звоне: большие колокола – это группа ниток снизу партитуры, средние колокола нотируются посередине и малые (зазвонные) колокола, соответственно, в верхней группе нитей партитуры. В одних нотировках вы увидите три группы линеек, в других таких групп может быть и больше: в зависимости от того, какую роль они исполняют в звоне. Количество ниток в каждой группе также может различаться. Иногда в зазвонных колоколах используется два колокола, иногда три. Опять же, состав группы средних колоколов может очень широко варьироваться и составлять от одного до десяти в группе.

Основываясь на всем известных принципах музыкальной грамоты, я как автор сборника, предлагаю некоторые усовершенствования, касательно отображения звонов в колокольных партитурах, которые, на мой взгляд, позволят облегчить работу с нотами возможного их исполнителя:

1. Использовать при нотировке особенное обозначение фигуры форшлага. Форшлаг – основной и очень часто встречающийся элемент колокольной мелизматики. Для того чтобы не усложнять нотацию звонов с использованием форшлага частоколом штилей, предлагаю употреблять следующие его обозначения:

вместо:

колокольных партитур

писать:

колокольные партитуры

2. Для того чтобы сделать ноты как можно более компактными, предлагаю использовать известный всем музыкантам знак репризы, который может охватывать музыкальный отрезок от одного до нескольких тактов. А над этим фрагментом ставить цифровое указание о том, сколько именно раз он должен быть проигран:

колокольные партитуры

колокольные партитуры

Если же над фрагментом стоит символ «-n», значит количество повторов данного такта (или группы тактов) ненормировано и зависит от ситуации.

3. Особое внимание в партитурах я уделяю направлению штилей. Предлагаю партию зазвонных колоколов всегда нотировать штилями вверх, партию альтовых и басовых колоколов – штилями вниз. Если же возникает необходимость раздвоения какой-либо партии, то здесь нужно употреблять знак «div.» и располагать штили вверх и вниз, исходя из надобности.

4. Для обозначения звона «в оба края» (прием, часто используемый при звоне в большие колокола) или «в очеп», предлагаю употреблять интуитивно понятный знак – двустороннюю лигу со стрелками:

колокольные партитуры

Все вышеперечисленные сокращения могут значительно облегчить работу с колокольной партитурой.

В нотном сборнике, посвященном прошлому, настоящему и будущему колокольной музыки, представлены те образцы церковного колокольного искусства, которые я, как составитель, считаю интересными в исполнительском плане. Так, например, для освоения локальной традиции Троице-Сергиевой Лавры, небезынтересной является расшифровка звона игумена Михея (Тимофеева), которая произведенамною с видеозаписи, любезно предоставленной старшим звонарем Данилова Ставропигиального монастыря иеродиаконом Романом (Огрызковым). Также очень важным для понимания современной московской традиции в целом является расшифрованный мною звон В. И. Машкова, звонаря Новодевичьего монастыря в Москве. Оба этих звона находятся в разделе «Звоны Московского региона». Звоны Владимира Марьяновича Петровского, который является учителем нескольких поколений исполнителей, буквально незаменимы для начинающего музыкантазвонаря. Несмотря на то что я не публикую здесь его сложные авторские произведения, принцип его звонарской манеры полностью отражен в представленных учебных звонах. В. М. Петровский был первым звонарем, который виртуозно использовал связку из трех зазвонных колоколов, высоко подняв планку исполнительского мастерства и сформировав современные стандарты многих локальных традиций колокольной музыки.

Композиции другого современного виртуоза, ярославского звонаря Андрея Федорычева, даны мною в соавторстве с ним в последнем разделе издания. Этот раздел посвящен современной колокольной музыке как этапу развития звонарского искусства.

Все колокольные звоны нотного сборника организованы в алфавитном порядке по разделам, каждый из которых представляет регион, в котором звоны были записаны. Напоследок отмечу, что не стоит относиться к сему изданию как к попытке дать всеобъемлющую картину русской колокольной музыки и зафиксировать всю ее полноту. Это попросту невозможно. Не вызывает сомнений лишь тот факт, что коль скоро в прошлом уже предпринимались попытки нотировать колокольные звоны, то эта тенденция, безусловно, будет развиваться и в будущем. Пока мы только в начале процесса формирования и структурирования колокольной грамоты, а этот сборник партитур только первый опыт подобных изданий.

Священник Павел Радин,
штатный клирик и звонарь прихода Рождества
прор. Иоанна Предтечи деревни Юкки
Ленинградской области,
руководитель Санкт-Петербургской
Епархиальной школы звонарей

Читать/скачать весь текст книги: файл pdf (4.9 mb) >>
(После нажатия ссылки откроется диалоговое окно. Чтобы читать книгу сразу с монитора нажмите "открыть", чтобы сохранить у себя на компьютере и прочитать потом, нажмите "сохранить")
Прыг: 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.