«Я верую, верую»: рассказы А.П. Чехова (к 155-летию писателя)

Автор: А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орёл.

 Я верую верую рассказы А П Чехова к 155 летию писателя Достойное место в истории отечественной литературы занимают святочные и пасхальные рассказы Антона Павловича Чехова (1860 – 1904), 155-летие которого мы отмечаем в нынешнем году.

В настоящее время возрождается, поистине – воскресает! – классический жанр пасхального рассказа, который долгое время пытались замалчивать, скрывать от читателя. Однако глубоко прав оказался в своём пророчестве Н.В. Гоголь, из "Шинели" которого, по известному образному выражению Ф.М. Достоевского, вышла вся русская литература: "Не умрёт из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесётся звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее – праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!" [1].

Светлое Христово Воскресение – сердцевина русской пасхальной словесности, впитавшей главнейшие идеи праздничного мироощущения: спасение человечества, преодоление смерти, пафос утверждения и обновления жизни. В этот свод включаются также единение и духовное сплочение, братство людей как детей общего Отца Небесного. Как писал Гоголь о Пасхе, "день этот есть тот святой день, в который празднует святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него человека".

В пасхальной идеологии ведущее место принадлежит идее свободы во Христе, освобождения человека от рабства греха и от ига страха смерти. В послании святого Апостола Павла сказано, что Иисус послан был в мир, "дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех" (Евр. 2: 9), "И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2: 15); "Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа" (Гал. 4: 7).

Таким образом, событием Христова Воскресения утверждается ценность, достоинство и духовная свобода человека, который уже не является узником и рабом собственного тела, но наоборот – вмещает в себя всё мироздание. В Богочеловечестве Христа сквозь телесное естество сияет неизреченный Божественный Свет: "Одеялся светом, яко ризою, наг на суде стояще и в ланиту ударения принят от рук, их же созда".

В Пасхе заложена также идея равенства, когда словно сравнялись, сделались соизмеримыми Божественное и человеческое, небесное и земное; утверждается полнота величественной гармонии между миром духовным и миром физическим.

Праздничный эмоциональный комплекс радостной приподнятости, просветления разума, умиления и "размягчения" сердца составляет ту одухотворённую атмосферу, которая в пасхальном рассказе становится нередко важнее внешнего сюжетного действия. Внутренним же сюжетом является пасхальное "попрание смерти", возрождение торжествующей жизни, воскрешение "мёртвых душ". Лейтмотивом в русской пасхальной словесности звучит торжественно-ликующий православный тропарь:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!"

Идеи русской классической словесности: "духовное проникновение", "нравственное перерождение", прощение во имя спасения души, "восстановление человека", воскрешение "мёртвых душ",– приводят к мысли о том, что "если не всё, то многое в русской литературе окажется пасхальным" [2].

По своему смысловому наполнению, содержательной структуре, поэтике чрезвычайно схожи святочные и пасхальные рассказы. Не случайно в XIX столетии они нередко публиковались в единых сборниках под одной обложкой [3]. "Одноприродность" пасхальной и святочной словесности проявилась в их взаимопроникновении и взаимопереплетении: в святочном рассказе проступает "пасхальное" начало, в пасхальном рассказе – "святочное".

Так, например, главное событие святочного рассказа Н.С. Лескова (1831 – 1895) "Фигура" (1889) происходит под Пасху; лесковский "рождественский рассказ" "Под Рождество обидели" (1890) содержит пасхальный эпизод. В пасхальном рассказе А.П. Чехова "Студент" (1894) воспоминания о событиях Страстной Седмицы (отречение Апостола Петра) представлены на фоне почти святочном, по-зимнему морозном: "Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха"[4]. В то же время в чеховском рассказе "На святках" (1900) явственно проступает возрождающее пасхальное начало.

Ярко самобытные художественные миры Лескова и Чехова имеют немало точек пересечения. Для Чехова Лесков – "любимый писака", "Человечина, стоящий внимания" [5]. Курьёзная ситуация святочного рассказа Лескова «Рождественская ночь в вагоне (Путешествие с нигилистом)» (1882) нашла отклик во многих рассказах Чехова: «В бане», «Шило в мешке», «Ночь перед судом» и др.

Вслед за Лесковым Чехов вскрывает истинную суть "маски", марионетки. Чеховские святочные "вещицы" населяет целая толпа "ряженых". Этот традиционный образ выносится в заглавие, объединяющее серии сценок и зарисовок, которые заполнили январский номер журнала "Зритель" за 1883 год. А в 1886 году (кстати, год этот – целый всплеск святочного творчества: выходят лесковский сборник "Святочные рассказы", "Рождественская сказка" Салтыкова-Щедрина и др.) в новогоднем номере "Петербургской газеты" появляется новый ряд чеховских рассказов под тем же названием – "Ряженые".

Писатель переосмысливает святочный обычай ряжения. В его миниатюрах маскарад, розыгрыш с переодеванием открывается своим вторым – страшным, неприглядным – планом. Герой одной из сценок – адвокат – страстно защищает в суде невинную женщину: "Глаза адвоката горят, щёки его пылают, в голосе слышны слёзы. Он страдает за подсудимую, и если её обвинят, он умрёт с горя!.." (С 2, 8). "Он поэт", – шепчут слушатели. Но экзальтированные чувства, возвышенный пыл его речи имеют вовсе не поэтическую, а самую тривиальную подоплеку: "Дай мне истец сотней больше, я упёк бы её! – думает он. – В роли обвинителя я был бы эффектней!" (С 2, 8).

"Пьяное умиление" деревенского мужичонки, который всё время приплясывает и "визжит на гармонике", – тоже маска. "Ему весело живётся, не правда ли? Нет, он ряженый. «Жрать хочется», – думает он" (С 2, 8). Мы видим даже "храм ряженый" (С 2, 8).

Автор убеждает читателя не верить внешности, позе и в доказательство снимает маски с героев, открывая их сокровенные мысли. Важно, что в этой серии не только писатель, но и сами герои, устраняя самообман, выносят приговор: "Я ряженый. Наедет ревизор, и все узнают, что я только ряженый!.." (С 2, 8). "Я ряженая», – думает нарядно одетая барыня. – <…> Завтра или послезавтра барон сойдётся с Nadine и снимет с меня всё это…" (С 2, 7).

Есть в данном цикле рассказов и настоящие ряженые – зарисовка любимого народного развлечения. Но у Чехова это отнюдь не бытовой эпизод. На "маленького солдатика в старой шинелишке" набрасывается унтер: "Ты отчего же мне чести не отдаёшь? <…> А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?

– Миленький да ведь мы ряженые! – говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается звонким смехом…" (С 2, 7). Эта крохотная сценка наполнена актуально-общественным смыслом, отражает "время и нравы" "пришибеевской" России. В косноязычных выкриках представителя власти слышится другой чеховский "унтер" – Пришибеев – зловещий символ эпохи.

Так, в маленьких, "меньше воробьиного носа", зарисовках, призванных развлечь и позабавить читателя юмористических журналов, Чехов обличает черты социального зла: всеобщую продажность, позёрство, лицемерие. Здесь "ряжение" – то же, что "хамелеонство", приспособленчество, бесовство.

Чеховская выставка "ряженых" 1886 года очень напоминает "население" повести Гоголя "Невский проспект". В сходном стилистическом ключе: "Выходите на улицу и глядите на ряженых" (С 4, 276) – Чехов нашёл оригинальный поворот темы, показал гротескное "ряжение наоборот": не люди оделись в маскарадные костюмы, а звери вырядились людьми, маскируя свою животную сущность. "Вот солидно, подняв с достоинством голову, шагает что-то, нарядившееся человеком. Это «что-то» толсто, обрюзгло и плешиво <…> Говорит оно чепуху <…> Это – свинья" (С 4, 276). В "нарядившемся рецензентом" "по бесшабашному лаю, хватанию за икры, скаленью зубов нетрудно узнать <…> цепного пса <курсив Чехова. – А.Н.-С.>" (С 4, 277).

В этом перевёрнутом мире "закройщик модной мастерской" вырядился драматургом; рядом стоят талант, загримировавшийся забулдыгой, и "нарядившийся талантом" (С 4, 277); пробегает "лисица"; мчится в роскошных санях "чёртова перечница" в костюме "дамы-благотворительницы". Из 1013 рублей 43 коп., собранных "для страждущего человечества", бедные получат только 43 копейки, остальное пойдёт на расходы по благотворению" (С 4, 276).

Стихия чеховского смеха, как и у Гоголя, Лескова, Салтыкова-Щедрина, вбирает в себя не только весёлую шутку, но и сатиру, сарказм, гротеск – "невидимые миру слёзы".

Чехов не просто раздвигает устоявшиеся жанровые рамки святочного рассказа, он иронизирует над самой праздничной традицией, превратившейся в бессмысленный и бездуховный обряд: новогодние поздравления-"приневоливания", выматывающие визиты, непременный бокал шампанского и т.п. Традиционно умилительная атмосфера зимних праздников рисуется у Чехова совсем не поэтично: "На улицах картина ада в золотой раме… Если бы не праздничное выражение на лицах дворников и городовых, то можно было бы подумать, что к столице подступает неприятель. Взад и вперёд, с треском и шумом снуют парадные сани и кареты… На тротуарах, высунув языки и тараща глаза, бегут визитёры…" (С 4, 279). А затем ошалевших визитеров – "новогодних великомучеников", которые падают прямо на улицах "без гласа и воздыхания", городовые толпами свозят в полицейский приёмный покой, где те постепенно приходят в себя.

В рассказе "Шампанское" Чехов пишет: "при встрече Нового года с бокалами в руках кричат ему «ура» в полной уверенности, что ровно через двенадцать месяцев дадут этому году по шее и начихают ему на голову" (С 4, 282).

В том же ключе молодой Чехов составил "Завещание старого, 1883 года" и "Контракт 1884 года с человечеством": "Тысяча восемьсот восемьдесят четвертого года, января 1 дня, мы, нижеподписавшиеся, Человечество, с одной стороны, и Новый 1884 год – с другой, заключили между собой договор, по которому:

1). Я, Человечество, обязуюсь встретить и проводить Новый, 1884 год с шампанским, визитами, скандалами и протоколами.

2). Обязуюсь назвать его именем все имеющиеся на Земном шаре календари.

3). Обязуюсь возлагать на него великие надежды.

4). Я, Новый, 1884 год, обязуюсь не оправдать этих надежд <...>

Нотариус: Человек без селезёнки. М.П." (С 2, 306).

Подобный взгляд на будущее в преддверии Нового года высказывал молодой Чехов в № 1 журнала "Осколки" за 1884 год: "Всё старо, все надоело и ждать нечего <...> Канальи останутся канальями, барышники останутся барышниками. Кто брал взятки, тот и в этом году не будет против благодарности...".

И всё же, несмотря на скепсис, страдание от несовершенства жизни, Чехов, испытывая острую тоску по идеалу, сохранил поэтическое ощущение Рождества и святок. «Поздравляю Вас с Рождеством, – писал он Григоровичу в 1888 году. – Поэтический праздник. Жаль только, что на Руси народ беден и голоден, а то бы этот праздник с его снегом, белыми деревьями и морозом был бы <…> самым красивым временем года. Это время, когда, кажется, что сам Бог ездит на санях" (П 3, 102).

Явно несправедливы те, кто в приснопамятные советские времена безоговорочно записал Чехова в стан атеистов. В конце XX века этот взгляд стал понемногу пересматриваться: "Какое это соблазнительно простое и какое неверное решение вопроса – называть Чехова атеистом. Без веры, без духовных ценностей, которые всегда назывались святыми, поскольку другого слова для них нет, без мысли о прошлом и надежды на будущее, без боли за ближних жить нельзя, как нельзя жить без совести» [6].

Сам Чехов писал В.С. Миролюбову: "Надо веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать её место шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своею совестью…" (П 10, 142). С особой силой звучит чеховская мысль: "Теперешняя культура – это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, может быть, еще десятки тысяч лет для того, чтобы хотя в далёком будущем человечество познало истину настоящего Бога..." (П 11, 106).

Художественное подтверждение этой писательской позиции – в пасхальном шедевре "Святою ночью" (1886), где очевидно нравственно-эстетическое воздействие "рождественского рассказа" "Запечатленный Ангел" (1873) Лескова. Особая тема лесковского рассказа – отношение к русской иконе и иконописанию. "Запечатленный Ангел" – уникальное литературное творение, в котором икона стала главным "действующим лицом".

Рассказ Лескова был книгой для семейного чтения. Интересно сообщение Чехова редактору Лейкину 7 марта 1884 года: «Отец читает вслух матери "Запечатленного Ангела"» (П 1, 81). Таким образом, лесковский "Ангел", был у Чехова "на слуху", что не могло не отразиться в его творчестве, а именно – в создании пасхального рассказа "Святою ночью".

Бесспорно, этот рассказ создан в художественной манере Лескова. Как лесковский шедевр снискал всеобщее признание, так и чеховское творение принесло автору заслуженную награду: рассказ был упомянут в материалах о присуждении Чехову Пушкинской премии.

Духовно-эстетическое начало чеховского рассказа связано не с иконописью, как у Лескова, а с красотой церковной поэзии, святого слова. Но в произведениях обоих авторов явственно проступают христианские идеалы истины, добра и красота. Только Христос "мог установить между истиною и красотою тот союз мира, из которого потом возникло христианское искусство" [7], – подчёркивал профессор богословия Ф. Смирнов.

Чеховский герой иеродиакон Николай – простой монах, который "нигде не обучался и даже видимости наружной не имел" (С5, 96), – обладал Божественным даром создавать акафисты. "Радуйся, древо светлоплодовитое, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!" (С5, 97), – воспевается в хвалебном гимне Богородице. Сложные, многокорневые слова, усвоенные православной гимнографией из греческой традиции торжественной церковной риторики, выражают чувство благоговения перед святыней и в какой-то мере чувство бессилия достойно воспроизвести святой образ на человеческом языке.

В рассказе "Святою ночью" словно слышен лесковский рассказчик с его удивлением перед чудом ангельского лика: "Лик у него <…> самый светлобожественный и этакий скоропомощный" [8]. Чеховский герой также стремится передать святую красоту иконы в святой фразе – теми же многокорневыми словообразованиями, свойственными церковным песнопениям, которые, как сказано у Чехова, вмещают "много слов и мыслей" в одном слове. "Найдёт же такие слова! Даст же Господь такую способность! – дивится чеховский рассказчик таланту сочинителя акафистов. – Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово <…> "Светоподательна"! <…> слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашёл в уме своём" (С5, 98).

Устами своего рассказчика – молодого послушника Иеронима – писатель развивает теорию жанра и стиля русского религиозного искусства: "Кроме плавности и велеречия <…> нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молнии, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого" (С5, 98), "надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость, нежность <…> Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил" (С5, 97).

Здесь отчётливо различима та "очарованность" – душевное свойство изумляться открывающейся взору святой красоте, молитвенная способность к тончайшему духовному и эстетическому переживанию, характерная для любимых героев Лескова – праведников, "очарованных странников". Наличествует не только слуховая, но и зрительная, живописная, как в "Запечатленном Ангеле", образность. Стиль этих художественных творений Лескова и Чехова можно определить как словесную живопись.

Оба писателя настойчиво подчёркивают, что создание такого искусства, по Лескову, – "редкого отеческого художества" [9] (1, 417) – возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.

Так, с болью видит рассказчик "Запечатленного Ангела", как цинизм и корыстолюбие, "обман и ложь бессовестные" разрушают "отеческие предания": "Встарь благочестивые художники, принимаясь за священное художество, постились и молились и производили одинаково, что за большие деньги, что за малые, как того честь возвышенного дела требует" [10]. Но теперь "это люди не того духа": "как чёрные цыгане лошадьми друг друга обманывают, так и они святынею <…> что становится за них стыдно и видишь во всём этом один грех да соблазн и вере поношение. Кто привычку к сему бесстыдству усвоил <…> даже <…> хвалятся: что-де тот-то того-то так вот Деисусом надул, а этот этого вон как Николою огрел, или каким подлым манером поддельную Владычицу ещё подсунул"[11].

В рассказе "Святою ночью" Чехов пишет, что подлинного благообразия нет и в монастыре: "народ всё хороший, добрый, благочестивый, но … Ни в ком нет мягкости, деликатности" (С5, 99), "некому вникать" в слова пасхального канона, и кроткий поэтичный человек – безвестный творец акафистов – остаётся непонятым, ненужным даже среди монастырской братии. Он умирает под Пасху, и, согласно традиционному житийному представлению, это смерть праведника, открывающая двери в Царствие Небесное.

Также под праздник Светлого Христова Воскресения заканчивает свой земной путь герой другого пасхального рассказа Чехова – "Архиерей" (1902).

Главный герой рассказа – представитель высшего церковного духовенства, викарный архиерей. Наречённый в монашестве Петром, при крещении в младенчестве он получил имя Павел. Так в имени и судьбе архиерея соединяются имена новозаветных Апостолов Петра и Павла, вводятся мотивы апостольского служения, подвижничества, мученичества.

Сюжетное действие разворачивается на фоне прогрессирующей болезни архиерея. Но перед самой кончиной ему ниспослано утешение, точно он скидывает с себя тяготивший земной груз, тяжкое телесное бремя и становится бесплотным, невесомым, готовым раствориться в небесных сферах, в милосердии Божием. Преосвященный Пётр "в какой-нибудь час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто он постарел, стал меньше ростом, и ему уже казалось, что он худее и слабее, незначительнее всех, что всё то, что было, ушло куда-то очень-очень далеко и уже более не повторится, не будет продолжаться.

«Как хорошо! – думал он. – Как хорошо!»" (3, 361).

Герой уже не ощущает себя высшим церковным иерархом, наоборот – он один "из малых сих", дитя Божье, дитя своей матери. А старуха-мать – вдова бедного сельского дьячка, которая стеснялась и робела перед высоким саном владыки, не знала, как вести себя с ним, – только теперь увидела в преосвященном Петре своё дитя – сыночка Павлушу: "она уже не помнила, что он архиерей, и целовала его, как ребёнка, очень близкого, родного.

– Павлуша, голубчик, – заговорила она, – родной мой!.. Сыночек мой!.. Отчего ты такой стал? Павлуша, отвечай же мне!" (3, 361).

Любовь, жалость, сострадание острее проявляются к слабому, незначительному, беззащитному. Любовь соединяет человека с Богом и с людьми, а всё остальное, в том числе служба, карьера, чины, – разъединяет, подавляет душу, приносит страдание, одиночество.

На пороге инобытия преосвященному привиделось, что он стал простым богомольцем: "он уже не мог выговорить ни слова, ничего не понимал, и представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, как птица, может идти, куда угодно!" (3, 362).

Отлетающей душе открылась истинная суть человека, который в своей земной юдоли – только путник к Богу. Герой испытал чувство необъятной свободы – той, что даруется свыше, но люди, придавленные материальными попечениями, забывают об этом даре, не умеют ценить его. И лишь душа, от Бога исшедшая и к Нему отходящая, освобождённая от гнёта земных забот, способна постичь эту свободу сполна.

Событийный ряд рассказа "Архиерей" разворачивается в течение Страстной Седмицы и завершается в праздник Пасхи. Автор преднамеренно точно указывает вехи развития действия во времени и в пространстве. "Под Вербное воскресенье в Старо-Петровском монастыре шла всенощная" (3, 348) – это точка отсчёта. Развязка основного действия происходит с наступлением Светлого Христова Воскресения: "А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило" (3, 362).

Очевидно, что у Чехова представлено религиозно-философское понимание времени и пространства. Эти категории в рассказе "Архиерей" пасхальны, христиански сакрализованы. События Священной истории прочными духовными нитями связаны с православной верой, богохранимой землёй русской.

Настоящее показано в свете минувшего и в духовной перспективе предстоящего, православного чаяния "жизни будущего века". Именно эта философия времени, определяющая христианский смысл русских пасхальных рассказов, представлена в чеховском пасхальном рассказе "Студент" (1894), которому в прошлом году исполнилось 120 лет.

Убедившись на живом примере, что новозаветные пасхальные события имеют непосредственную связь с настоящим, герой рассказа Иван Великопольский – студент духовной академии – испытал небывалую, захватившую дух радость: "и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. "Прошлое, – думал он, – связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого". И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой" (2, 511).

Действие рассказа происходит в Страстную Пятницу – трагический день распятия Христа. Подводное течение внутреннего лирико-символического сюжетного плана движется от ощущения вселенского холода и мрака, людского одиночества и отчаяния, сиротского чувства богооставленности: "казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно" (2, 508) – к ликующей пасхальной радости, приветной молитвенной вести о Светлом Христовом Воскресении, о торжествующей победе вечной жизни с её высоким таинственным смыслом: "Правда и Красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы <…> невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им <героем. – А.Н.-С.> мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла" (2, 511).

Здесь очень важно синергийное "сотрудничество Божественного и человеческого, благодати и свободы твари" [12], сочетание Божественного отклика на свободное человеческое усилие по стяжанию благодати, ибо, как говорил преподобный Максим Исповедник, "у человека два крыла, чтобы возлетать к Богу: свобода и благодать".

Художественное время русских пасхальных рассказов не ограничено календарными рамками. Настоящее и прошлое сливаются воедино с грядущим в поистине евангельской "полноте времён", проповеданной Апостолом Павлом: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного) <…>, Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление"(Гал. 4: 4 – 5); "В устроение полноты времён, дабы всё небесное и земное соединились под главою Христом" (Ефес. 1: 10).

Так, в русских пасхальных рассказах устанавливается диалогическая соотнесённость с христианским новозаветным контекстом. Праздник Пасхи является мощным импульсом, уводящим в метафизические глубины художественного текста; придаёт ему религиозно-философскую универсальность, позволяет обратиться к вечным вопросам бытия.

Особое эмоционально-психологическое состояние радостной просветлённости, изумления перед непостижимостью Божественного Промысла, характерное для пасхального мироощущения отечественной словесности, передано у Чехова так, что "плакать хочется", "дух захватывает" (С5, 99). В произведениях русских классиков открывается необозримая духовная перспектива. Это истинное чудо, и не случайно оно является в чеховском пасхальном повествовании ключевым: "Чудо, Господи, да и только <…> Истинное чудо!" (С5, 96).

Подлинно пасхальным становится также знаменитый финал пьесы Чехова "Дядя Ваня" (1896). В ставших поистине крылатыми словах о "небе в алмазах" словно воспаряют на ангельских крыльях Истина, Добро и Красота – в христианских упованиях верующих душ на беспредельное милосердие Божие: "Мы отдохнём! Мы услышим Ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую..."

Финал чеховской пьесы созвучен Символу Православной веры: "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым", пасхальным его чаяниям: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь".


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. – М.: АН СССР, 1937 – 1952. – Т. VIII. – С. 409 – 418.

[2] Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск: ПётрГУ, 1994. – С. 252, 256.

[3] См., например: Баранцевич К. С. Чудные ночи. Рождественские и пасхальные рассказы и очерки. – М., 1899.

[4] Чехов А.П. Избранное: В 3-х т. – М.: Векта, 1994. – Т. 2. – С. 510. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением номера тома и страницы арабскими цифрами.

[5] Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. – М.: Наука, 1974 – 1988. – Письма. – Т 1. – С. 88. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием соответствующей литеры: С – сочинения, П – письма; тома и страницы.

[6] Громов М. П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989. – С. 126 – 127.

[7] Смирнов Ф. Общий богословский взгляд на историю древнецерковной иконографии. – Киев, 1879. – С. 7.

[8] Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. – М.: Правда, 1989. – Т. 1. – С. 400.

[9] Там же. – С. 417.

[10] Там же. – С. 428.

[11] Там же. – С. 429.

[12] Хоружий С.С. . После перерыва. Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. – С. 310.

Происшествие на стройплощадке

Сказка для детей, автор: Ирина Рогалёва.

В город пришел Вечер. Тёплым летним дождем он вымыл улицы, пригладил растрёпанные шевелюры деревьев, успокоил галдящих птиц. Затем взял в руки невидимую нить, привязанную к солнцу и начал опускать солнечный диск за черту горизонта.

На строительной площадке детского сада было тихо, рабочий день закончился. На стройке остался только сторож Иван Иванович и постоянные жители: подъёмный кран Палыч, цементовоз Ромашка, камаз Мурзик и экскаватор Брюс.

Солнце садилось за крыши домов, окрашивая небо в ярко-розовые и красные цвета.

- Какая красота, - пробасил Палыч. – Такого яркого заката я давно не видал.

- Все закаты по-своему хороши, - отозвалась Ромашка.

- А я люблю смотреть на ночное небо: на звезды, на луну, на млечный путь. Звёздное небо прекрасно, - мечтательно сказал Мурзик.

- Опять вы говорите о пустяках. Нет, чтобы помолчать после работы, - проворчал Брюс.

Мастер, принимавший экскаватор на работу, забыл посмотреть справку о его здоровье, а Брюс поленился ему сказать, что болен ленью.

Больше всего на свете Брюс любил спать в тенечке, поэтому водителю приходилось с экскаватором нелегко. Чего только водитель ни делал, чтобы заставить лентяя трудиться наравне с другими машинами: упрашивал, пел песни, читал стихи о пользе труда, угощал вкусным машинным маслом, ставил в пример трудолюбивых Палыча и Ромашку – ничего не помогало, экскаватор еле шевелил ковшом.

Однажды на стройплощадку понадобился ещё один кран. Все жители с нетерпением ждали новичка. Наконец за воротами раздался сигнал автомобиля и на площадку, сверкая глазами-фарами, въехала платформа, на которой стоял маленький подъёмный кран.

- Ура! – радостно зашумели машины. – У нас появился новый друг!

Выгрузив новичка, платформа уехала.

- Как тебя зовут, малыш? – ласково спросила у него Ромашка.

- Не знаю, - растерялся маленький кран. – Разве у машины должно быть имя?

- Конечно! – воскликнул камаз. – У всех должны быть имена. Вот меня зовут Мурзик.

- А почему у Вас такое странное имя? – захлопал глазами новичок.

- Водитель не любит его мыть, поэтому строители прозвали камаз Мурзилкой, а мы сократили его до Мурзика, - пояснил Брюс.

Услышав эти слова, Мурзик покраснел, потому что очень стеснялся своих грязных боков.

- А как звали мастера, который тебя собирал? – спросил новичка Палыч. – Можно назвать тебя в его честь.

- Меня собирали на заводе, на конвейере. Там работает много людей, - улыбнулся малыш.

- Нет уж, конвейером мы тебя звать не будем, - рассмеялась Ромашка.

- Назовите меня Гоша, - попросил новичок. – Сегодня, когда мы стояли на светофоре, пропуская пешеходов, мимо меня прошла женщина с мальчиком. Он улыбнулся мне и помахал рукой. Женщина сказала ему: «Гоша, зачем ты здороваешься с подъёмным краном?» А мальчик ответил: «Потому что он хороший. Он много трудится и приносит пользу людям». После этого женщина погладила мальчика по голове и тоже помахала мне рукой. Мне было бы приятно, если бы меня звали, как доброго мальчика.

- Гоша - отличное имя для подъемного крана! – пробасил Палыч. Его самого назвали в честь водителя, которого на стройке уважали за трудолюбие и аккуратность.

- А как Вас зовут? – обратился Гоша к Брюсу, но тот промолчал, так как на него нашёл приступ лени.

- Это Брюс. Он болен ленью, - печально вздохнул Палыч.

- Ой, - заволновался Гоша, - Я слышал, что эта болезнь очень опасна. Она лечится?

- Конечно! Надо позвать совесть и она прогонит лень, – засмеялся Мурзик. – Лень боится совести.

- А меня зовут Ромашка, потому что на мне нарисованы ромашки, - сообщила цементовоз. – Моего водителя зовут Костик и он необычный человек. Костик придумывает песни и часто поёт их во время работы. Вот эта - наша любимая.

- Мы построим новый дом,

Чтобы люди жили в нём, - запела Ромашка приятным голоском.

- Жили счастливо и дружно, - подхватили слова друзья, -

Это всем нам очень нужно!

- А я тоже придумал стихи, - вдруг признался Палыч и пропел гулким басом:

- Я с моей высоты

Вижу реки и мосты,

Птицы машут мне крылами,

Пролетая над домами.

Как я счастлив, как я рад,

Что я строю детям сад!

«У меня появились замечательные друзья, - думал Гоша, слушая песню, - какие они добрые и трудолюбивые! Я тоже буду работать изо всех сил!»

Машины долго рассказывали новичку о своей жизни, не подозревая, что сидящая на заборе ворона Крона запоминает каждое сказанное слово.

Крона была шпионкой Бармаглюка, который строил огромные развлекательные торговые комплексы – мегамаркеты.

- Я хочу, чтобы дети с родителями проводили свободное время в мегамаркетах, делая покупки, вместо того, чтобы играть, читать и гулять. Чтобы они тратили деньги в моих магазинах, - сказал однажды Бармаглюк вороне. – Моя заветная мечта превратить весь мир в один гигантский магазин, а человечество в его покупателей. И тогда все понесут мне свои денежки!

- Чтобы тратить деньги, надо их иметь, - заметила Крона.

- Правильно! Для этого надо загнать людей в замкнутый круг – потёр ладошки Бармаглюк. – Сначала они будут зарабатывать деньги, а потом покупать, покупать, покупать на них всякие ненужные вещи. Человеку для жизни надо немного вещей, но он не должен об этом знать. Не люблю людей и особенно детей! – закончил он.

Бармаглюк любил только себя и бабушку. «Быть жадным и злым – хорошо, а добрым – плохо», - учила она его с детства, поэтому Бармаглюк вырос жадным и злым. Бабушка умерла, оставив в наследство внуку деньги, которые копила всю жизнь. На них он построил свой первый мегамаркет.

Бармаглюк был высокий и очень худой. Одежду ему приходилось шить на заказ. Чтобы его не снесло ветром, в брюки и пиджак портные вшивали утяжелители. Волосы у него были длинные. Бармаглюк не подстригался, потому что жалел денег на парикмахерскую. Ещё он носил очки, так как испортил зрение, играя всё детство в компьютерные игры. Друзей у него не было, потому что никто не хотел дружить с жадиной и злюкой.

- Босс, на стройплощадку привезли новый подъёмный кран. Его назвали Гоша, - доложила ворона Крона Бармаглюку на следующее утро.

- Ещё один подъемный кран! – от злости тот начал скакать на одном месте.

- Что будем делать, босс? – спросила Крона, когда Бармаглюк успокоился.

- Надо сломать всю технику! На новые машины они денег не найдут и продадут мне эту землю. А я быстренько построю на ней мегамаркет.

- Но сторож не пускает на стройку посторонних.

- Я проникну туда ночью, когда сторож уснёт!

- Босс, Вам нельзя рисковать. С Вашими деньгами Вы можете нанять любого специалиста по поломкам машин. Кстати, я знаю такого человека. Его зовут Карабулька. Он ломает все, что попадается ему в руки. Плату он берет гамбургерами и конфетами «сникерс».

- Гамбургерами и сникерсами?! – поразился Бармаглюк. – Они же вредны для здоровья. К тому же от гамбургеров толстеют и болеют, а от «сникерсов» глупеют.

- Так и есть, - хихикнула Крона.

- Бери своего Карабульку и встречаемся у ворот стройплощадки ровно в полночь, - решил Бармаглюк.

Тем временем на стройке кипела работа. Ромашка мешала бетон, распевая вместе с водителем новую песенку:

- Я кручу-верчу бетон,

Потому что нужен он.

Солнце светит, дрозд поёт,

Бетон Ромашка к вам везёт.

- Как я счастлив, как я рад,

Что я строю детям сад! – подпевал им с высоты птичьего полета Палыч.

- Эй, Ромашка не зевай,

Нам бетону наливай! - поторапливал подругу Мурзик.

- Дайте мне тяжёлый груз!

Я уже вошел во вкус! – пел Гоша.

- Ты, малыш, погоди!

Твои грузы впереди! – отзывался Палыч.

- Ох, быстрей бы на обед.

Так устал, что силы нет, - тихо бубнил Брюс, еле шевеля ковшом.

Наконец, рабочие сделали перерыв, дав возможность отдохнуть и машинам. Брюс встал в тени огромного тополя, закрыл глаза и тут же захрапел, а Ромашка, освободившись от бетона, наслаждалась легким ветерком, обдувавшим её разгоряченные бока.

- Ветерок, расскажи, пожалуйста, где ты был, что видел? – попросил она старого друга.

- Я видел моря и океаны, горы и пустыни, закаты и восходы, заснеженные города и покрытые пальмами острова, - тихо, чтобы не потревожить спящего Брюса, ответил ветерок.

- Моря, пустыни, океаны, это, конечно, очень интересно. А ты был на других стройплощадках в нашем городе?

- Конечно! Сейчас строят много новых домов.

- А какие машины там работают?

- О, машины там разные, но все они, как и вы, помогают людям…

Под певучий голос ветра задремал и Палыч. Пока он спал, на его кабину опустилась пара аистов, которые искали место для гнезда. Возвышающаяся над городом кабина подъемного крана им понравилась, и птицы принялись за работу.

Вскоре каркас для гнезда был готов. Полюбовавшись на него, аисты полетели в парк за новыми ветками.

Проснувшись, Палыч обнаружил, что на его голове появилась шляпа. «Теперь моему водителю будет не так жарко в кабине», - обрадовался он. Палыч переносил бетонную плиту, когда вернулись аисты. Заметив птиц, кран догадался, что шляпа - их подарок. «Спасибо вам!», - пробасил он, но птицы его не расслышали – на стройке было очень шумно. «Пожалуй, мы ошиблись в выборе места для дома», - решили аисты и улетели, оставив недостроенное гнездо на кабине Палыча.

Тем временем Мурзик вёз на стройплощадку щебень. Его водитель лихо мчался по городу, не обращая внимания на дорожные знаки и распевая во всё горло:

- Вай, вай, вай! Человек не зевай!

- Ой, ой, как мне быть?

Как людей не задавить? – переживал Мурзик, изо всех сил стараясь ехать медленней, но у него ничего не получалось - водитель то и дело жал на педаль газа.

Вдруг перед Мурзиком появилась маленькая лохматая собачка. Заметив её, водитель вывернул руль и нажал на тормоз. Мурзик упёрся в землю всеми колесами и … упал на бок. Щебень высыпался на дорогу, чуть не засыпав собачку. К счастью аварийная помощь прибыла быстро, Мурзика подняли и он, кряхтя и охая, поехал в ремонтную мастерскую.

Друзья, не дождавшись его возвращения, стали волноваться, но знакомая синица рассказала им, что с Мурзиком всё в порядке, и они успокоились.

В город неслышно вошла Ночь, укутанная в звёздное покрывало. Она зажгла на улицах фонари, постучала в шумные квартиры, прося тишины, погасила свет в окнах домов и заглянула на нашу стройплощадку. Увидев спящие машины, Ночь улыбнулась. «Труженики. Как они сладко спят. Наработались за день, устали» - подумала она и погасила фонарь, освещавший территорию стройки. Задремавший сторож этого не заметил, зато сидевший в засаде Карабулька обрадовался неожиданной удаче. Он достал мобильник и набрал номер Бармаглюка.

- Босс, - прошептал он, - приходите скорее, на площадке неожиданно погас свет. Машины спят.

- Все спят?

- Все! – воскликнул во весь голос Карабулька, забыв о конспирации.

- ТЯ рядом! Готовьтесь!

- Всегда готов! – выкрикнул весело Карабулька.

От его голоса проснулся Гоша. Он открыл глаза и с удивлением увидел, что вокруг темно. На стройплощадке никогда не выключали свет, поэтому маленький подъёмный кран насторожился. «Всё это очень странно, - подумал он и уже хотел разбудить друзей, но в последний момент передумал. «Может, в фонаре перегорела лампочка. Если это так, то Брюс никогда мне не простит, что из-за такого пустяка я оторвал его от сна. Подожду немного».

Некоторое время на площадке было тихо. Ночь, убаюкав птиц живущих на тополях, ушла на другой конец города. «Наверное, голос мне послышался, - подумал Гоша, как вдруг заметил, что тонкий луч света на миг уколов темноту исчез около Ромашки.

- Держи, - прошептал Бармаглюк, передавая Карабульке ящик с инструментами.

- Какой хороший набор, - обрадовался тот, - гаечный ключ, разводной ключ, отвертки, пассатижи, плоскогубцы, кусачки, клещи, молоток, гвоздодер, зубило, монтировка и даже рашпиль! Только зачем такое разнообразие, Босс? Мне достаточно кусачек и шила. Открою капот, перекушу провода зажигания, проткну колёса и дело в шляпе!

- Это подъёмный кран в шляпе! – хмыкнул Бармаглюк, осветив мощным фонарем кабину Палыча, - Во-первых, не смейте мне перечить, а во-вторых, мне надо, что бы Вы вывели технику из строя навсегда, а не на два дня!

- Тогда надо её в прямом смысле вывести из строя, - ухмыльнулся Карабулька. – Угнать куда-нибудь за город и утопить.

- Делайте, что Вам говорят, - разозлился Бармаглюк. – Неужели непонятно, что без документов на машину по городу на ней не проехать?

- Да, ладно, шеф, не злитесь. Давайте деньги, и я все исполню!

- Какие деньги?! – завопил от возмущения Бармаглюк. – Крона сказала, что Вы работаете за гамбургеры и сникерсы!

- Это было раньше. Теперь я беру наличными. Коплю на новый компьютер.

- У меня нет денег. Я бедный! – жалобным голоском пропищал Бармаглюк. – Помогите мне бесплатно!

- Ни за что! – отрезал Карабулька, делая вид, что уходит.

Пришлось Бармаглюку заплатить.

Получив плату, Карабулька подпер снаружи дверь сторожки, и направился к похрапывающему Брюсу. Открыв капот, слил масло а вместо него налил воду. Брюс спал очень крепко и ничего не почувствовал.

- Карр! Карр! Молодец Кар-р-абулька! Скор-р-о мы сломаем эти противные машины! Скор-р-о на этом месте будет мегамаркет! – закричала Крона, следившая за происходящим.

Ободрённый удачей, Карабулька взял ножовку и перебежал к Ромашке, стоявшей рядом с Гошей. Увидев его, тот понял, что подруге грозит беда. Неожиданно в тёмном небе появились две белые точки, которые быстро приближались к стройплощадке. Это были аисты. Они нашли новое место для дома и вернулись за гнездом.

- Помогите, пожалуйста! – взмолился к ним Гоша.

- Чем птица может помочь машине? – удивились аисты.

- Нас хотят сломать, чтобы мы не смогли построить детский сад. А вместо него Бармаглюк хочет построить мегамаркет, чтобы родители с детьми проводили в нём своё свободное время.

- Вместо детского сада построить магазин?! Это очень плохо! – возмутились аисты, любившие детей. Ну, мы ему сейчас покажем!

Птицы хорошо видели в темноте. Первый аист спикировал на Карабульку, который начал пилить у Ромашки важный рычаг. Второй сдёрнул с головы Палыча гнездо и сбросил его на Бармаглюка. Карабулька от испуга завопил так громко, что проснулись жители соседнего дома. Они прибежали на площадку, выпустили сторожа, зажгли фонари и увидели, как Бармаглюк борется с гнездом. Это выглядело так смешно, что все захохотали. Ничего более обидного, чем этот смех, Бармаглюк в своей жизни не слышал. Он сорвал с головы гнездо и закричал:

- Не смейте смеяться! Вы не знаете, над кем смеётесь! Я Бармаглюк – будущий владелец самого большого мегамаркета в вашем городе.

- Это тот самый Бармаглюк, который хочет построить на этом месте торговый комплекс! – крикнул кто-то из толпы.

- Да! Я хочу и построю вместо детского сада магазин! – кричал Бармаглюк, раздуваясь от злости. – Дети должны ходить в магазины, а не в детские сады!

- А мы с этим не согласны! – крикнул другой голос. – Мы хотим, чтобы наши дети учились рисовать, лепить, петь, танцевать, и самое главное – дружить.

- Я вам ещё покажу! – погрозил всем кулаком Бармаглюк и убежал. Аисты, подхватив гнездо, улетели.

Тут жители вспомнили о Карабульке, и стали думать, как его наказать. Одни предлагали выселить его на необитаемый остров, другие – отправить жить в жаркую Африку. «Давайте всех плохих, жадных, злых людей звать Карабульками», - предложил сторож.

- Простите меня! – заплакал Карабулька, размазывая по лицу машинное масло. – Я больше не буду. Я починю всё, что сломал. Я пойду учиться на механика, выучусь и отремонтирую все машины, которые сломал.

- Вот и хорошо, - обрадовались люди и разошлись по домам.

На стройплощадке стало тихо.

- Спасибо тебе, Гоша, - сказали друзья.

- Я ничего не сделал, - смущенно ответил малыш. – Это всё аисты.

- Теперь аисты будут моими любимыми птицами! – воскликнул Палыч.

- Тебе хорошо говорить, - вздохнул Брюс. – Тебя никто не ломал. А я теперь не смогу работать.

- Ты же не любишь работать, – удивился Палыч.

- А я выздоровел! – объявил экскаватор.

Утро встало очень рано. Накинув на плечи сотканный из тумана шарф, оно закрасило голубой краской тёмное ночное небо, добавило белил в пространство между домами, и нарисовало оранжевое солнце на месте желтой луны. «Прекрасная картина получилась. Люди будут рады. Теперь можно и отдохнуть» - подумало Утро, зарылось в стог сена на поле рядом с городом, и закрыло глаза.

На стройплощадке царила суматоха. Узнав о ночном происшествии, на стройку приехали журналисты со всего города. Сторож в сотый раз рассказывал им о нападении Бармаглюка и Карабульки на строительную технику. Гоша, Брюс, Палыч и Ромашка вместе со своими водителями то и дело улыбались в фото и телекамеры.

«Строительство детского сада под угрозой срыва!» «Бармаглюк грозится превратить весь город в мегамаркет!» - то и дело передавали по радио.

Бармаглюк проснулся и сразу включил телевизор, чтобы узнать новости. «Бармаглюк - прочь из нашего города!», - появилась надпись во весь экран. Потрясённый увиденным, он покрутил головой, надеясь, что слова ему померещились. Но на экране появился следующий плакат: «Нет мегамаркетам!»

«Катастрофа, - испугался Бармаглюк. – Мне нельзя оставаться в городе, жители которого так любят своих детей». Он быстро собрал чемоданы и улетел на остров Мора-мора, где у него был дом. Там он попытался построить магазин на месте футбольного поля, но жители острова, узнав об этом, напустили на него пчёл, и Бармаглюк снова был вынужден бежать. Так он и бегает до сих пор из города в город, с острова на остров в поисках места, где живут люди, которые больше всего на свете любят ходить в магазины.

См. также:
- Другие рассказы и сказки Ирины Рогалёвой
- Книги Ирины Рогалёвой в Озоне
- Сказка про девочку Выгоду
- Рассказ "Замёрзшие небеса"

Чем неверующий Чехов интересен христианину?

Как великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову, который не раз говорил о том, что «он давно растерял всю веру», удавалось создавать произведения, созвучные духу и смыслу христианства? Об этом и многом другом мы говорим с доктором филологических наук, заведующим кафедрой истории русской литературы филологического факультета МГУ, председателем Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН Владимиром Борисовичем Катаевым.

Чехов: быт или бытие?

Чем неверующий Чехов интересен христианину

– Как Чехов относился к религии, менялось ли оно на протяжении его жизни, и если да, то как?

– Оно менялось, потому что менялся сам Чехов как человек. Впрочем, кое что оставалось постоянным и неизменным. По письмам Чехова и его разговорам с современниками видно, что он на протяжении всей жизни неоднократно твердил об отсутствии у себя веры. Из раннего письма: «Легко любить Бога, сомневаться в котором не хватает мозга». В 1892 году он пишет: «Религии у меня теперь нет». В 1900 году: «Я человек не верующий». В 1903 году то же самое: «Я давно растерял свою веру». Также об этом в мемуарах говорят люди, которые знали Чехова.

Итак, он говорил об этом постоянно, но на самом деле все не так просто. Здесь очень важны детали и нюансы.

– Я обратил внимание на слова «теперь у меня нет веры». Значит, раньше она все же была?

– Чехов воспитывался в религиозной семье. Отец его, Павел Егорович, был человеком твердых религиозных убеждений. При воспитании своих детей он добивался того, чтобы те строго следовали церковным обрядам и правилам. Он сам руководил церковным хором и детей привлекал к пению в церковном хоре в Таганроге.

Чехов, когда вспоминал годы детства, говорил, что когда он пел с братьями в церковном хоре в храме, то присутствующие умилялись и видели в них ангелов. Они же сами чувствовали себя глубоко несчастными. Дело в том, что религиозность их отца сочеталась с авторитарностью и физическими наказаниями детей. Чехов позже говорил, что в таком религиозном воспитании всегда есть ширмочка: перед этой ширмочкой все кажется благообразным, а за ней – розги, наказания и так далее. Авторитарность, насильственное внедрение религиозности оставила у него тяжелые воспоминания и впечатления.

Но при этом с самого раннего детства Чехов все равно воспитывался в лоне православной культуры. Если брать с внешней стороны, он прекрасно знал главные церковные обряды, и это отразилось во многих его произведениях. Несомненна его любовь к красоте церковной фразы, виртуозное знание библеизмов и использование их в произведениях, любовь к колокольному звону. Брат его вспоминает, что не было ни одной Пасхи, чтобы Чехов пасхальную ночь провел дома: он обязательно шел слушать колокольный звон. Бывал он и на пасхальных службах.

Когда он поселился в Мелихове, а это была довольно бедная деревушка, то он там жил с родителями. Они, конечно, не просто ходили в местную церковь. Они у себя дома устраивали богослужения, и именно Чехов часто был инициатором этих богослужений с участием мужиков, жителей деревни. Так что можно уверенно сказать, что как минимум к обрядовой стороне Церкви Чехов сохранил интерес, он ее любил и хорошо знал. Я бы сказал, что в целом для Чехова характерно своего рода стилистическое согласие с христианством.

– А как Чехова воспринимали его религиозные современники или исследователи его творчества?

– Многие из поверхностно знавших Чехова считали, что его творчество лишено глубочайшего содержания, которое есть у Толстого, Достоевского. «Быт без бытия» – так Зинаида Гиппиус говорила о творчестве Чехова. То есть, Чехов прекрасно изображает земное, но бытийное ему не доступно.

Или Солженицын говорил в разговоре с Варламом Шаламовым, что у Чехова нет устремления ввысь, поэтому он и не написал значительных, больших романов. Между прочим, Варлам Шаламов спорил с Солженицыным и говорил в ответ, что были же такие романисты, как Боборыкин или Шеллер-Михайлов — они писали толстенные романы без всякого устремления ввысь.

Однако, несмотря на то, что многие глубоко верующие люди видели в Чехове чужого, в то же время многие столь же искренне верующие люди видели в Чехове христианина, находили у него недекларируемое христианство. Это отец Сергий Булгаков, Сергей Дурылин или Борис Зайцев, который в книге о Чехове дал свой портрет писателя. Показательно, что Борис Зайцев, писатель глубоко верующий, все-таки ощущал родство с Чеховым. С Чеховым, который не раз говорил о своем безверии.

Это, конечно, некоторый парадокс, но это так. Эти исследователи считали, что миропонимание писателя и его дела адекватны реальному воплощению христианских идеалов.

Никто не знает настоящей правды?

– А как Чехов, например, относился к религиозным поискам Толстого, а также к религиозным взглядам и мотивам у Достоевского?

– У Достоевского через все романы проходит вопрос: ты веришь в Бога или нет? И в зависимости от этого он выносит оценки своим героям. У Толстого вопрос ставится иначе: Бог есть, но как его понимать? Кто или что есть Бог? Для Толстого это некое универсальное и безличное начало любви. С ним спорил Константин Леонтьев: вера, по Леонтьеву, начинается не с любви, а со страха Божия.

Чехов же так вопрос не ставит. Он просто показывает в своих произведениях верующих и не верующих людей. Для него важно, каковы люди сами по себе. Возьмите повесть «Дуэль». Там дьякон и зоолог разговаривают между собой. Дьякон спрашивает: «Вы в Бога веруете? Вы же в Христа не веруете». Зоолог отвечает: нет, верую, но только не так как вы, не по-вашему. Чехов описывает разные виды религиозности, погружения людей в религиозную веру. Он занимается изучением того, как по-разному веруют люди.

И у него в то же время есть понятие «настоящая правда». Повесть «Дуэль» заканчивается тем, что два противника соглашаются: никто не знает настоящей правды. А «настоящая правда» в мире Чехова – это синоним понятия Бог. Так вот, по Чехову никто не знает настоящей правды. Можно сказать, что писатель всем своим творчеством изучает, как разные люди претендуют на знание настоящей правды. Но у него оказывается, что ее никто не знает.

Это понятие настоящей правды у Чехова важно не только для его «Дуэли». Возьмите повесть «Три года». Там представлена история любви Лаптева и его жены, история их семейных взаимоотношений. Жена Юлия очень религиозна, в отличие от мужа. Когда она была его невестой, ее религиозность ему нравилась, казалось трогательной. Однако позже определенность ее взглядов и убеждений стала представляться мужу преградой, из-за которой тоже не видно настоящей правды.

Перед самой смертью у Чехова была переписка по этому поводу. Тогда среди интеллигенции было время интенсивных религиозных исканий, создавались разные религиозные общества. Чехова тоже пытались уговорить принять в этом участие, но он отказался. Он сказал, что русская интеллигенция на самом деле все дальше и дальше уходит от Бога, а все тогдашние религиозные собрания – это чисто внешнее. И, добавлял он, предстоит еще громадная работа, может быть на десятки тысяч лет, чтобы человечество узнало истинного, настоящего Бога. Узнало эту истину так же, как знает, что дважды два четыре.

Итак, видно, что Чехов всю жизнь, как и Достоевский, и Толстой, был устремлен на проблемы веры, неверия, настоящей и ненастоящей веры, но те формы религиозности, с которыми он имел дело в своем окружении, казались ему незнанием настоящей правды.

– Они никогда не встречались?

– Встречались, и не раз. Однажды, когда у Чехова горлом пошла кровь и он лежал в клинике на Девичьем Поле, Толстой пришел навестить его. Толстой начал говорить о своем понимании божества, а Чехов потом рассказал, что понимание Бога как безличного начала, в котором растворено все живое, его тоже не удовлетворило. И он твердо, но спокойно возражал Толстому.

Самые знаменитые слова Чехова про веру: «Между "есть Бог" и "нет Бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало». Эту запись он повторил дважды в записной книжке. Итак, Чехов пребывал в постоянном состоянии поиска, исканий настоящей правды.

Но недостаточно остановиться на этой констатации. Нельзя представить Чехова как частицу, кружащуюся в броуновском движении между полюсами веры и атеизма. У Чехова были свои критерии соответствия или несоответствия настоящей правде.

Ведь дело писателя – не ответ на вопросы, а правильная постановка вопроса. Он верил в то, что есть настоящая правда, и показывал разные виды незнания настоящей правды. У Чехова были эти критерии, и он постоянно им сам следовал. И в больших, и в малых делах, без шумихи и рекламы, он делал дела, соответствующие делам доброго самарянина.

– А какие это были дела?

В Мелихове он видит грязных, грубых, нечистоплотных мужиков, и устраивает там медицинский пункт. Он принимает больных и бесплатно лечит этих мужиков. Чехов построил три школы для крестьянских детей из своих не очень больших средств. Он добился, чтобы провели дорогу к деревне от железнодорожной станции.

– Но был ли у Чехова какой-то позитивный идеал? Во что верил сам Чехов?

– Он говорил, что неверия вообще нет, все во что-нибудь да верят. Но когда его старались привлечь к той или иной группе, литературной или общественной, он говорил: нет, для меня главное – это свобода. На первое место он ставил свободу и независимость, в том числе и свободу от страстей, свободу от несправедливости, нравственное и физическое здоровье. Все его идеалы были связаны с человеком земным. В каком смысле земным? Иногда под этим понимают что-то низменное, принижающее человека. У Чехова же это все, связанное с человеческим пребыванием здесь, на земле.

Возьмите, например, его знаменитый рассказ «Архиерей». Во многом ситуация главного героя этого рассказа близка самому Чехову. Человек из низов, который достиг высот, которых он вообще максимально мог достичь в своей жизни. Чехов и сам был словно архиерей в русской литературе. У архиерея в рассказе присутствует и благодарность за все то, чего он добился, и в то же время какая-то неудовлетворенность. Он думал о том, что достиг всего, что было доступно человеку в его положении. Но все же чего-то еще ему не доставало. Архиерею поэтому не хотелось умирать, все еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то. Оказывается, что и вера, и сан – это еще не все. Что не хочется расставаться с надеждой, что в этой земной жизни архиерей Петр не получил всего того, на что он надеялся.

Тут дело не в том, что главный герой рассказа архиерей. Это чувство свойственно любому человеку. Тут нет раскаянья в земных делах, но присутствует некая неопределенная тоска. Солженицын в своей статье о Чехове говорил, что он совсем не показал архиерея в деле, там нет архиерейской жизни. Но в том и была цель Чехова: увидеть в архиерее человека, не сан, не должность.

– То есть, Чехов вложил в этот образ очень много личного?

– Конечно, Чехов не изображал реального архиерея, хотя известен реальный прототип рассказа. Это владыка Михаил Грибановский, архиепископ Крымский и Симферопольский. Однако Чехов писал в первую очередь о себе, о своей ситуации. Он вложил в художественный образ то, чем сам жил в последние годы своей жизни. Это и взаимоотношения с матерью, и чувство приближающейся смерти. Также то, что люди от него чего-то ждали, но не видели в нем обыкновенного страдающего человека.

Это ситуация, когда в архиерее видят, прежде всего, архиерейское, а не человеческое. Ведь даже мать в нем видит архиерея, владыку. Только когда он уже умирал, она вновь увидела в нем сына Павлушу. Так же было и у Чехова. Он все время был окружен людьми, но ему не с кем было поделиться своими размышлениями перед смертью.

Ведь чем заканчивается этот чеховский рассказ? Архиерей умер, и его очень скоро забыли. А его мать, бедная женщина, ходила на выгон скота, и рассказывала, что у нее сын был архиерей, и ей не верили. То есть, наступило людское забвение. И этого же Чехов ждал и по отношению к самому себе. Он говорил: меня будут читать лет семь, а потом забудут.

Тема ухода у Чехова вообще часто присутствует в его последних произведениях. «Вишневый сад», его последняя пьеса – это ведь тоже об уходе в неизвестность. Молодые устремлены в будущее, хотят насадить новый сад, прекрасней этого. И вдруг в самом конце – «человека забыли», и звуки вырубаемого сада.

Или его последний рассказ «Невеста», который заканчивается вроде бы вполне бодрым финалом. Героиня уходит из родного дома: «Впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила ее. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими и, живая, веселая, покинула город – как полагала, навсегда».

Характерная Чеховская оговорка – «как полагала». Героиня так думает, но что будет на самом деле, неизвестно.

– А как вообще в русской литературе изображали русских архиереев, владык?

– Часто с разоблачительным уклоном. Вскоре после чеховского «Архиерея» вышел рассказ писателя Константина Тренева (автора знаменитой революционной пьесы «Любовь Яровая») «Владыка». Там тоже изображен архиерей, но уже с критических позиций. А еще раньше Николай Лесков написал «Мелочи архиерейской жизни», прямо-таки обличительные по отношению к епископату. Они были поэтому запрещены церковной цензурой. А у Чехова совсем не было уклона в разоблачительство.

Возьмем для сравнения «Воскресение» Толстого. Он издевательски изображает в романе Литургию, демонстрирует свое абсолютное неприятие церковных обрядов, но у Толстого антиклерикальное, антицерковное в то же время явно связано с религиозным. Толстой говорит о том, как не следует служить Христу, и тут же показывает на то, как с его точки зрения следует служить. Чехов в отличие от Толстого изображает светлые чувства архиерея во время службы, но при этом он не говорит, как следует служить в церкви.

Хотя у Чехова есть и отрицательные образы священнослужителей. Он также говорил, что в Бога-то все верили, и Аракчеев верил, и Бирон. То есть, вера по Чехову может сочетаться со злыми, греховными делами. Но это суждение у него не было обоснованием атеизма или неверия.

– Скажите, чем Чехов вообще может быть интересен для христианина? Что он может благодаря его произведениям увидеть и понять?

– Хотя Чехов и говорил о своем неверии, тем не менее, его проблемы и поиски строились вокруг тех же вопросов, которые мучили Достоевского и Толстого.

По-настоящему Бога никому не дано знать, думал Чехов: «Никто не знает настоящей правды». И проблема веры для Чехова – не спокойное пребывание в состоянии веры, а ее постоянный и беспокойный поиск. Я думаю, что такое понимание веры, религии тоже может представлять для христианина определенный интерес.

Кроме того, Чехов обладал колоссальным художественным даром, мог выразить в слове самые разные состояния человеческой души. Разве не интересно поэтому верующему человеку посмотреть, как Чехов изображал того же архиерея? Между прочим, мне рассказывали, что чеховский «Архиерей» был любимым рассказом у патриарха Алексия Второго, а ведь этот рассказ Бунин считал лучшим в мировой литературе.

Так что я думаю, что Чехов для христианина может быть интересен с разных точек зрения: и как гениальный художник и писатель, и как человек, который тоже размышлял над проблемами веры и неверия.

– А правда, что своим любимым рассказом Чехов считал рассказ «Студент»?

– Да, правда. Он спрашивал, кстати, по этому поводу: почему меня считают пессимистом? Какой же я пессимист, если я такой рассказ написал?

«Студент» – это рассказ о том, как один молодой человек, студент духовной академии и сын дьячка, вдруг переходит из одного душевного состояния – мрачного и унылого – в другое – светлое и хорошее. Произведение как бы делится на три части. Сначала студент возвращается вечером к себе домой, и по дороге его охватывает очень плохое, унылое настроение. Вокруг себя по пути он видит все в мрачном свете, ему ничего не нравится, ни в природе, ни в истории, потому что он думает, что как все тут было уныло и некрасиво еще при Рюрике да Иване Грозном, так все здесь и останется: одна лютая бедность и голод. Но потом он встречает двух простых женщин, крестьянок, и пересказывает им историю о том, как апостол Петр в ту страшную ночь трижды отрекся от Христа. Студент находит такие слова, что женщины не просто принимают рассказанное к сведению, а начинают сильно переживать и плачут.

И в конце этого небольшого рассказа студент идет и думает о том, что если женщин так тронула эта история про Петра и Христа, значит, все это живо, и все это было по-настоящему: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Значит, думает студент, между тем прошлым и сегодняшним настоящим до сих пор тянется непрерывная цепь событий, и он словно одновременно тронул за оба ее конца, когда рассказал женщинам эту историю.

Вообще определяющими для поэтики Чехова являются два понятия – правда и красота. Правда состоит в неприкрашенном отображении жизни, какой бы тяжелой и мрачной она при этом ни была. Но Чехов все равно ищет, как и в таком мире себя вдруг проявляет красота: чистый белый снег на грязной земле, красота вдруг промелькнувшего женского лица, закат солнца летом на море и т.д. В рассказе показан тот нечастый случай, когда люди понимают друг друга по-настоящему. Понимают благодаря той непрерывной цепи, которая связывает времена, эпохи и людей. Чаще всего ведь люди не понимают друг друга. А тут – поняли. И это удивительно.

Чехов и политика

– Каково было отношение Чехова к русской интеллигенции того времени? Те же Достоевский или Толстой много ее критиковали.

– Здесь есть парадокс. С одной стороны, Чехов – эталон русской интеллигенции, он сам к ней принадлежал. Он был уездным врачом, и у него есть рассказы о сельских учителях, врачах, где он с сочувствием их изображает. И в то же время никто так не был строг и непримирим к современной интеллигенции, как Чехов. Он говорил, что русская интеллигенция, вялая, неспособная к делам, ведущая самый неприглядный образ жизни, не вызывает у него ничего, кроме брезгливости.

Иллюстрация к рассказу А. Чехова «Человек в футляре». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А. Чехова «Человек в футляре». Кукрыниксы. 1941

Еще Чехову был крайне неприятен такой недостаток русской интеллигенции, который он называл партийностью. Русская интеллигенция в то время делилась на партии в литературе и общественной жизни, политические партии еще как таковые отсутствовали. Но Чехов говорил, что вся эта партийность, деление на наших и не наших – сухо и бездарно.

Непременная черта партийности – это уверенность в обладании настоящей правдой. Но очевидно, что настоящей правды в партийности нет.

Политические партии будут позже. Чехов в политику не углублялся, в отличие от Горького, который быстро выбрал себе политические ориентиры. Но это стремление к противопоставлению и абсолютизации своих взглядов, которое позже пышным цветом расцветет среди разных партий, Чехов предчувствовал, и оно казалось ему неприемлемым.

– Большевизм ему был бы неприятен и на психологическом уровне?

– Как и меньшевизм. Если бы Чехов прожил дольше, он показал бы неправду и той, и другой стороны.

– Как Вы думаете, как бы Чехов встретил революцию 1905 года?

– Трудно сказать. Между прочим, покойный Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что Чехов ошибся, когда сказал, что революции в России никогда не будет. Но Чехов это сказал в конце 80-х годов 19 века, когда он написал повесть «Степь». В стране тогда действительно была тишина, все гайки были закручены. И тогда действительно казалось, что революции никогда не будет.

Но зато поздние произведения Чехова скорее предвещают революцию. Тот же рассказ «Невеста», где девушка готовится стать революционеркой. И вишневый сад, символ России, прекрасной Родины, который гибнет. Все вносят свой вклад в его гибель: и те, кто его вроде бы оплакивает, и те, кто его вырубает, и те, кто говорит, что нечего жалеть, мы насадим новый сад. Чехов словно показал, что от всего подобного можно ждать только революции. Здесь он практически провидец. А как бы он встретил революцию 1905 года, трудно сказать. Когда, например, он узнал о начале русско-японской войны, он хотел поехать на фронт в качестве врача.

– То есть, он не желал поражения своей стране, как радикальная интеллигенция того времени?

– Если говорить об отношении Чехова к политическим радикалам, то, например, тот факт, что актриса Мария Ермолова считала себя социал-демократкой, у Чехова вызывал улыбку. Для него главным была не ее партийная самоидентификация, а ее талант, ее дарование.

Хотя Чехов ждал и желал конституции. Об этом сохранились свидетельства в мемуарах. Также, когда воцарился Николай Второй, Чехов подписал одно письмо царю, в котором просили об упразднении предварительной цензуры. Группа писателей и журналистов обратилась к царю с такой просьбой, и Чехов был в их числе. Письмо осталось без ответа, но вполне возможно, что с этого момента за ним был учрежден негласный надзор.

В целом Чехов придерживался скорее демократических взглядов, но от участия в политических акциях он всегда воздерживался. Это был редкий случай, когда он подписал политическое письмо. Другой похожий случай – он отказался от звания почетного академика после того, как под давлением правительства Горького изгнали из академии наук. Но эти два события – все же исключение.

Источник: журнал "Фома"
Беседу вел ПУЩАЕВ Юрий.
Прыг: 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:

Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.