Ответ критикам христианства

Ибо Господь дает мудрость;
из уст Его - знание и разум;
Притчи 2:6
Автор - Михаил Назаров [1]

Автор отвечает неверующим на критику христианства о смирении и рабском подчинении любой власти. Он объясняет, что христианство - религия не слабая, а благородная и мужественная и что она объясняет смысл жизни человека. Далее автор объясняет основные постулаты: стремление к совершенству, любовь ко всем людям, служение человека высшим ценностям, уважение каждого человека и справедливость.

До сих пор огромная часть нашего народа считает себя неверующими. Некоторые даже подвергают критике христианство за "рабскость". Однако очень часто эта критика происходит от простого незнания. Ведь в СССР ни в школе, ни в вузах этому не учили: атеисты кололи штыками то чучело "христианства", которое сами же и изготовили для этих целей - чтобы оно выглядело как можно примитивнее.

В доказательство "рабскости" христианства его всегда сводят к тезису: "подставь врагу другую щеку". Но ведь речь идёт лишь о своей "щеке" - это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло; однако ни в коем случае не подставляй врагу "щеку" ближнего - его защити даже ценою своей жизни! А он так же защитит тебя.

Христианское смирение - это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение "раб Божий" означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире - и здесь "раб" должен превращаться даже в мужественного "воина" в битве против сил зла. Наш святой, Феодосий Печерский, в этой связи говорил: "Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими".

Ложно и утверждение, будто христианство повелевает "рабски" подчиняться любой власти, ибо "нет власти не от Бога". Ведь апостолы говорили о самом принципе в противоположность анархии и имели ввиду такую власть, которая сама служит Богу: когда "начальник есть Божий слуга, тебе на добро"; такие "начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых" (Рим. 13:1-6). Об отношении же христиан к недостойной власти можно судить по словам Христа об Ироде или святых отцов - о Юлиане Отступнике. А наш преп. Иосиф Волоцкий (один из наиболее правых "идеологов" царской власти) прямо утверждал, что неправедный царь - "не Божий слуга, но дьявол", и ему следует противиться даже под угрозой смерти. Св. митрополит Филипп, смело обличивший Ивана Грозного, - тому наглядный пример.

Таким образом, христианство - религия вовсе не слабая, а благородная и мужественная. Достаточно взглянуть на русскую историю, чтобы увидеть, какова была наша "христианская слабость": объединили в одно государство шестую часть суши. Причём, не столько силой, сколько добром, неся более высокую мораль, но не посягая на самобытность народов, в чьи земли вступали, - без этого их, пожалуй, было бы невозможно удержать… (В этом огромное отличие Российской империи от колониальных, западноевропейских).

Главное же: христианство "лучше" язычества не потому, что создало такую империю, и не потому, что мы к нему за тысячу лет привыкли, а потому, что только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории, универсально объемля и разрешая все сложнейшие противоречия земного мира: между личностью и обществом, свободой и государственным принуждением, смертностью человека и абсолютным смыслом его жизни; между миром, который "во зле лежит", и необходимостью делания добра в этом мире.

Это религия:

- предельно индивидуальная, ибо проповеедует путь личного спасения человека через стремление к совершенству;

- предельно коллективистская, социальнаая, ибо указывает единственное средство этого спасения и совершенствования: через любовь к другим людям, вплоть до самопожертвования;

- предельно свободная, ибо мыслима лишьь как свободное служение человека этим ценностям - внутренним решением, как бы через новое духовное рождение (для чего требуется огромное духовное усилие над "ветхим человеком" в себе - и такая победа над собой гораздо труднее и весомее, чем если выбить "око" или "зуб" у врага…);

- предельно дисциплинирующая и обязываюющая человека следовать Истине - самой очевидностью Истины (познавший её становится добровольным её служителем: "рабом Божиим"); именно поэтому христианство распространилось по миру, а не потому, что обещало какие-либо материальные выгоды;

- предельно уважающая и раскрывающая вееличие человека как бессмертного существа, созданного по образу и подобию Божию; расширяющая границы человеческой личности за временные пределы жизни - до Царства Небесного. Лишь в лоне христианской культуры, преодолевающей антиномию между духом и материей по аналогии с неслиянно-нераздельной богочеловеческой природой Христа, облагораживаются такие земные природные явления, как брак, труд, государство, вплоть до частной собственности, которая из природно-инстинктивной неизбежности сублимируется в духовную служебную ценность, превосходящую своё экономическое значение;

- и, наконец, это религия предельно спрраведливая, ибо мир устроен Богом так, что в конечном счёте победит добро; наша задача - понять смысл идущей в мире битвы между добром и злом и занять в ней соответствующее место - от чего зависит наша посмертная судьба; к этому мы созреваем всю жизнь и сделать это никогда не поздно; через второе рождение стать "рабом Божиим" - мужественным воином в битве против сил зла.

Этими особенностями христианства (точнее, истинного христианства - Православия) разрешаются и все другие антиномии, неразрешимые в прочих идеологиях - ибо для решения необходимо осознать человека, общество и мир как духовное целое. Западное же разделение мира на автономные, независимые друг от друга сферы (религия, наука, искусство, власть с её тремя независимыми ветвями) - лишь пытается решать эти проблемы формально-юридически, равнодушием к духовной основе и цели жизни.


Примечания:
[1] Опубликовано М. Назаровым под заглавием "Знают ли наши критики, что такое христианство?" в публ. "Русь Державная”, №18 (31), 1996 г.
Подготовлено на основе материалов электронных страниц "Дорога домой"

Как создавалась Православно-Христианская вера

В этом кратком обзоре описывается как создавалась Православно-Христианская Вера. Кто и когда участвовал в этом процессе и что они делали.

Я есмь путь и истина и жизнь;
(Иоанна 14:6)
Содержание:
Введение;
(1) Ветхий Завет;
(2) Новый Завет;
(3) Созидание Церкви;
(3.1) Молитвы и богослужения;
(3.2) Церковные храмы;
(3.3) Написание Св. Евангелия;
(3.4) Написание «Апостола»;
(3.5) Вселенские Соборы;
(3.6) Утверждение Священного Писания (Библии);
(3.7) Святые Отцы и Учители Церкви;
(3.8) Богословские науки;
(3.9) Святые;
(3.10) Монашество;
(3.11) Священство;
(3.12) Рядовые члены Церкви;
Заключение.

1. Введение

Благодатные семена Православно-Христианской Веры были посеяны Самим Господом Иисусом Христом. В ее дальнейшем созидании, толковании, укреплении и распространении участвовали тысячи и тысячи православных христиан, начиная от самых известных пророков, апостолов, отцов и учителей Церкви, епископов, монахов, священников и мирян и кончая никому неизвестных рядовых верующих. Конечно, как это было уже сказано, это началось с откровением от Самого Господа Бога и под Его постоянным благодатным Покровом и Промыслом. Эту проделанную огромную работу - кропотливое собирание и изучение фактов и вывод соответствующих заключений - можно описать как поиски человечества найти своего Отца, истинного Господа Бога.

Нужно сказать что именно в этом православная вера резко отличается от всех других религий, у которых был только один пророк или учитель и это все. Поэтому, даже слово «религия» к ней не совсем подходит, так как тогда это ее, в какой то степени, приравнивает к другим верованиям, включая религию людоедов.

Церковную историю принято делить на три периода: Ветхий Завет, Новый Завет и историю Церкви. Внизу следует краткое объяснение того что происходило в эти периоды.

1. Ветхий Завет

[1,2] В ветхозаветные времена (до рождения Иисуса Христа) у древних евреев уже была вера в одного Бога, создателя всего мира, праведного и были известны Десять заповедей (1615 г. до РХ), которые являются основой для любого цивилизованного общества. Язычники (не древние евреи) же жили в духовной темноте, верили в самых невероятных богов, отличались своей жестокостью и приносили своим богам жертвы, включая человеческие. Постепенно у древних евреев появлялись духовно одаренные люди и пророки через которых Господь открывал Себя, Свои свойства и волю. Их творчество вылилось в священные книги, позже собранные в одну и названную «Священное писание». (Позже, христиане прибавили к ним еще «Новый Завет», первую назвали «Ветхим Заветом», а всю книгу назвали еще Библией). Эти священные книги стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества. Среди них находились Псалтырь и предсказания о пришествии Спасителя Иисуса Христа и Божией Матери. Псалмы из Псалтыри, из такой давности, до сих пор являются краеугольным камнем во всех православных богослужениях.

2. Новый Завет

[1,2] Этот период охватывает жизнь Иисуса Христа - Его рождение, проповедь, распятие, воскресение и вознесение. Происшествия в этом периоде вращались вокруг Него и Его ученики, апостолы следовали за Ним и учились. В это время мир в духовном и нравственном отношении заходил в тупик и как было предсказано раньше, Господь Бог послал Спасителя который Своей проповедью положил новый фундамент для человеческих взаимоотношений и для всего общества. В Ветхом Завете был закон строгой правды, а Иисус Христос учил закону любви. Этим Он углубил и усовершенствовал старый закон и когда книжники, из древних евреев, Его не понимали и обвиняли что Он учит что то другое, то Он им ответил «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Во всяком случае, в этом периоде Его ученики и другие слушатели главным образом Ему помогали и учились.

3. Созидание Церкви

[3,4] Этот период начинается с «Сошествием св. Духа на апостолов», пятьдесят дней после Воскресения Христова. В начале этого периода и после окончания 300 лет гонений на христиан Церковь начинает укреплять свои основы. Во первых христиане собирались, читали и пели псалмы и молитвы, читали Священное Писание и служили богослужения. Потом были написаны и утверждены Св. Евангелие и «Апостол». Очень важные происшествия были Вселенские Соборы на которых обсуждались ереси и утверждалось правильное учение. Все это растолковывалось Святыми Отцами и Учителями Церкви.

3.1 Молитвы и богослужения. [6] С самого начала древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св. Писание, совершали священные действия и принимали Св. Причастие. Есть частные молитвы и общественные. Частные это личные молитвы (утренние и вечерние правила), молебны и панихиды, а общественные это всенощное бдение, литургия и т. п. Все они единят нас с Господом Богом, учат мудрости Закона Божия, наставляют нас и преподают нам урок нравоучения. Православные молитвы и богослужения имеют в себе неисчерпаемое богатство православной мысли и содержат все существующие богословские науки. Молитвы и богослужения сочинялись всеми членами Церкви. Авторов некоторых молитв и богослужений мы знаем, а некоторые нет.

Например образец для христианской молитвы дал нам Сам Господь Иисус Христос. Когда Его спросили как нужно молиться, то Он ответил словами которые потом стали знаменитой и широко известной молитвой «Отче наш» или «Господней молитвой» (Мат. 6:9-13) [1]. Эта самая известная молитва христиан, повторяется ими один или несколько раз в день, в течение уже двух тысячи лет.

Второй пример это основная воскресная и праздничная служба Литургия, сперва совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была записана Св. Василием Великим, а потом Св. Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св. апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св. Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого.

3.2 Церковные храмы. Первоначально, в Ветхом Завете, богослужения совершались под открытым небом, а потом был построен храм. Первые христиане сперва собирались в частных домах, а во время гонений в подземных пещерах. Когда гонения кончились то они начали строить храмы. Храмы представляют собой замечательную школу жизни Господа Иисуса Христа, святых и вообще всего христианского учения. Все в церкви - каждая икона, каждый крест, каждый узор, каждый цвет - не только назидательны, чему то учат, но и красивы.

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о храме так: «Входя в церковь, .. вы входите как бы в особенный какой то мир, непохожий на видимый... В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное... В храме вы видите и слышите небесное, непроходящее, вечное, святое» [7].

Православное Богослужение благотворно влияет на душу Христианина благолепием храма, обрядами и особенно назидательностью чтений и песнопений.

Церковные храмы, как и молитвы и богослужения, единят нас с Господом Богом, учат мудрости Закона Божия, наставляют нас и преподают нам урок нравоучения. Храмы содержат огромное богатство православного духовного искусства. Много православных тружеников, духовенства и мирян, с большой любовью трудились и продолжают трудиться над созиданием, убранством и поддержкой православных храмов.

3.3 Написание Св. Евангелие. Довольно скоро после вознесения Иисуса Христа, четыре апостола, свидетели происшедших событий, под влиянием Св. Духа решили записать, независимо друг от друга, знаменательные дни Его жизни на земле. Были записаны происшествия вокруг Иисуса Христа, Его проповедь и учение. Таким образом произошли четыре Евангелия, от свв. апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Все они описывали одни и те же происшествия, но каждый по своему. Древние христиане пользовались ими, в особенности во время богослужения. Позже на Вселенских соборах они были утверждены как часть Священного писания, первая часть Нового Завета (смотри пункт 4.6 внизу). Эти священные книги называются «Евангелие» и вместе с «Апостолом», стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества.

3.4 Написание «Апостола». Десять дней после вознесения Иисуса Христа, Св. Дух сошел на апостолов, обыкновенных рыбаков. Результат этого был что они стали понимать и говорить на разных языках, приобрели особенно глубокий разум и мудрость и стали невероятно смелыми, бодрыми и храбрыми. После этого они продолжили проповедь Иисуса Христа и под влиянием Св. Духа написали послания и письма, всего 23 труда. Древние христиане пользовались тоже и ими, вместе с Евангелием. Позже, они тоже были включены в Священное Писание, во вторую часть Нового Завета под названием «Апостол» и утверждены на Вселенских Соборах. Эти священные книги, как уже было сказано вместе с Евангелием, тоже стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества.

3.5 Вселенские Соборы. [5] Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру этого собора, начали созываться Вселенские Соборы. На них присутствовало множество епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после многих молитв и прений решались разные вопросы.

Все суждения основывались на Священном Писании, здравом разуме и природных явлениях. Сама природа и природные явления являются творчеством Господа Бога и как всякое другое творчество они тоже содержат данные о своем Создателе и через это можно узнать Самого Творца и Его волю. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и как уже было сказано выше, вместе со Священным Писанием, стали частью основополагающего учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

Итак 1-ый собор был в 325 г. (в городе Никея), 2-ой в 381 г. (в Константинополе), 3-ий в 431 г. (в Ефесе), 4-ый в 451 г. (в Халкидоне), 5-ый в 553 г. (в Константинополе), 6-ой в 680 г. (в Константинополе) и последний 7-ой в 787 г. (в Никее).

На 1-ом соборе присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир-Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора - всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, который точно определяют Христианскую веру состоит из 12 членов и был выработан на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах.

На 7-ом соборе присутствовало 150 отцов. На этом соборе было утверждено употребление икон. Этот Собор был последним на котором присутствовали все Церкви и на нем развитие церковного учения было закончено. Таким образом Вселенских соборов было семь. На первых шесть главными темами соборов были личность Иисуса Христа и сущность Св. Духа. Только после шестого, все споры связанные с этими вопросами были окончательно решены.

Архиепископ Аверкий (Таушев), знаменитый служитель Русской Православной Церкви Заграницей, написал в своем учебнике так: «Семь Вселенскихъ Соборовъ, после Евангелiя Христова, - основанiе и утвержденiе нашей Православно-Христианской Веры, ибо вера наша не только Апостольская, проповеданная Св. Апостолами, учениками Самого Господа Iисуса Христа, но и Отеческая, истолкованная и изъясненная Святыми Отцами, какъ законными благодатными преемниками Святыхъ Апостоловъ. Духъ Святый, почившiй на Св. Апостолахъ въ день Пятидесятницы, просветившiй и умудрившiй ихъ, почивалъ и на Святыхъ Богоносныхъ Отцахъ, просвещая и умудряя ихъ»[5].

3.6 Утверждение Священного Писания (Библии). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

3.7 Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. Священное Писание и вообще все христианское учение растолковывается именно так как они его объясняли. В трудные времена, они (апологеты) защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.). Духовные книги растолковывающие суть и глубину человеческой души, которые можно назвать «Психологией нравственности» («Христианской Психологией» 8) или «Психологией Свв. Отцов») представляют огромный и величайший клад Православной-Христианской веры, который еще ждет своих исследователей.

3.8 Богословские науки. Богословские истины и науки разрабатывались учеными мужами Церкви изучая и исследуя учение Иисуса Христа из Евангелия, Апостола и вообще все Священное Писание, постановления Вселенских Соборов, творчества святых отцов и учителей Церкви и согласовывая их со здравым разумом, а также с природой и ее явлениями. Этот последний факт очень важно отметить. Все это нужно было обязательно сделать, так как разум и природа тоже являются творчеством Господа Бога и как всякое другое творчество, содержат данные о своем Создателе.

Пример как исследуя Священное Писание христиане установили свойства Божии может послужить отдел о «Свойствах Божиих» из учебника Слободского 2). Там перечисляются все свойства и из какого стиха в Священном Писании они взяты. Итак: Бог вечный (Псал. 89:3; Ис. 40:28), Бог неизменяемый (Иак. 1:17; Мал. 3:6), Бог всемогущий (Быт. 17:1; Лук. 1:37), Бог вездесущий (Псал. 138:7-12), Бог всеведущий (1 Иоан. 3:20; Евр. 4:13), Бог всеблагий (Матф. 19:17), Бог всеправедный (Псал. 7:12; 10:7), Бог вседовольный (Деян. 17:25), Бог всеблаженный (1 Тим. 6:15).

Таким же самым образом были раскрыты и другие истины которые стали частью богословских наук как Нравоучение, Катихизис, Догматика, Апологетика и т.п.

3.9 Святые. Святые это те боголюбивые люди которые как то особенно отличились и за это христиане их глубоко почитают. Они являются основой и фундаментом на котором стоит все здание Православной Церкви. Среди них есть проповедники, старцы, учителя, пустынники, мученики, духовные лица и много других. Все они совершили духовные подвиги и являются нравственными примерами для подражания и являются гигантами человеческого духа.

Имена святых записаны в православных календарях, а их лики запечатлены на святых иконах. Православные христиане любят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и для своих детей, прославляют дни посвященные им, вдохновляются их примерами, всячески стараются подражать им, молятся им чтобы они молились Господу Богу за них, украшают дома их иконами, дарят их иконы друг другу и т.п. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это и есть день святого чье имя они носят.

Сербский епископ Николай (Велимирович) Жичкий написал Катихизис (основы православной веры) и назвал его «Вера святых». Глубокие и мудрые слова говорят, что именно так верили эти герои духа - наши святые.

3.10 Монашество. С самого начала Христианской Церкви многие из верующих стремились к достижению высшего духовного и нравственного совершенства, добровольно отказывались от имущества, раздавали его бедным и уходили в монастыри. Не смотря на то что монахи удалялись из мира для достижения нравственного и духовного совершенства, монашество имело большое благотворное влияние на все общество. Уже один взгляд на жизнь монахов, дает знать людям где их истинное отечество. Слава о жизни и подвигах святых подвижниках, привлекала к ним много людей, которые искали наставление и утешение. Посетители не только сами учились их благочестию, но и рассказывали о них другим и записывали их деяния (жизнь) и слова. Собрания деяний и изречений святых подвижников, становились учебником и руководством нравственности для всех христиан.

Таким образом монастыри были местом где особенно проявилось церковное творчество. Здесь писались молитвы, церковные богослужения, переписывалось Священное Писание, писались иконы, строились церкви, делались переводы с греческого и других языков, писались жития святых, всевозможные духовные труды и т.п.

Монастыри помогали духовному и нравственному благу ближних. Они были центром и примером благочестия, духовного просвещения, образования и были центром чистой и не поврежденной веры.

Монастыри тоже помогали и телесному благу ближних. Монахи сами добывали свое пропитание и делились с бедными. При монастырях были странноприимницы (гостиницы для странников), где монахи принимали и питали странников. Из монастырей рассылалась милостыня бедным и заключенным в темницах.

3.11 Священство. Священство поддерживало всю структуру Церкви и способствовало осуществлению учения Христа на местах. Все верующие имели общение с Церковью через священников - они были интерфейсом. Священники обслуживали свою паству и были их духовными руководителями на местах. Часто когда светская власть прерывалась то они становились руководители «по умолчанию».

3.12 Рядовые члены Церкви. Рядовые члены Церкви тоже участвовали в творчестве Церкви, укреплении и утверждении ее учения. Были случаи когда решения церковных соборов небыли приняты рядовыми членами Церкви и поэтому они были отменены. В наше время, у русских за рубежом, а также и в России, большинство церквей строятся рядовыми верующими, а также ими издается духовная литература и устраиваются вебсайты. Это показывает что сами верующие чувствуют истинность Православной Веры, нуждаются в ней, любят и поддерживают ее и все совместно участвуют в ее творчестве.

Заключение

Церковное, православное христианское творчество можно условно разделить на четыре группы: (1) поиски и описание Самого Господа Бога, (2) объяснение Его учения, (3) развитие церковной структуры и (4) развитие методики жизни согласованной с Его учением.

Таким образом, как было уже сказано выше, некоторые истины о Себе, человеке и мироустройстве Господь Бог нам открыл Сам. Основываясь на Его откровении людям, тысячи и тысячи верующих участвовали в созидании Православно-Христианской Веры. Сперва это были древние евреи и их пророки, а потом из православных христиан: апостолы, отцы и учители Церкви, епископы, монахи, старцы, священники и рядовые верующие - многие из них святые. Конечно, все это происходило под влиянием Св. Духа и благодатным Божьим Промыслом. В течение всей истории Церкви появлялось масса вопросов и ложных учений и она всегда успешно их разрешала. Можно сказать что Церковь ответила на все вопросы которые человек вообще способен задать и придумать. Поэтому наша вера и отличается своей глубиной, жизненностью и истинностью. Исходя из всего выше сказанного, Православная Церковь (здесь имеется в виду вся Соборная Православная Церковь) дерзает заявить что ее учение есть истина проверенная веками, что она обладает полнотой учения и что у нее имеется все что нужно для спасения человека. Что это правда, доказывает тот факт, что ей никогда не приходилось отступать и признавать что она совершила ошибку.

В заключении этого обзора можно ответить на вопрос поставленный в начале этой работы. «Как создавалась Православно-Христианская Вера. Кто и когда участвовал в этом процессе и что они делали»? Ответ на этот вопрос такой: Сам Господь Иисус Христос посеял Свое благодатное учение. После этого, под руководством Св. Духа и Промысла Божия, все члены Православной Христианской Церкви, от духовенства до обыкновенных рядовых верующих, трудились над созданием всего того что нужно для воплощения Его учения в жизнь. Церковь есть совместное творчество всех ее членов.


БИБЛИОГРАФИЯ:

[1] Священное Писание- Библия. Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.
Суть христианства можно понять прочтя главы 5, 6 и 7-ую из Евангелия от Матвея (Мат. 5-7).
Так как Библия является основой для нашей культуры и цивилизации то она, для лучшей ориентации, поделена на книги (сейчас это отделы), а они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.
Существует Священное Писание на «церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской и протестантской мысли. Западная Церковь отделилась от Православной в 1054 г.
Каждому православному христианину нужно иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».

[2] Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание.
1967 г. Св.Троицкий Монастырь, Джорданвиль, Нью-Иорк.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA.
723 стр., твер.пер., по ст. орф.
Тоже переиздана в РФ и переведена на английский язык. Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Кроме обзора Истории Христианской Церкви есть предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, О вере и жизни христианской, О Богослужении.
Каждому православному христианину хорошо было бы иметь этот учебник.

[3] Протоиерей Петр Смирнов. История Христианской Православной Церкви. Издание двадцать третье.
1914 г. (?), С-Пб., 279 стр., тверд. переплет.
Переиздано за границей Св. Троицким Монастырем в Jordanville, NY и в РФ.
Лучший начальный учебник Истории Христианской Церкви. Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY.

[4] Н.Тальберг. История Христианской Церкви.
1964 г., Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. 352+143 стр., мягк. переплет.
Краткий курс составленный по «Истории Христианской Церкви» Евграфа Смирнова. Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY.

[5] Семь Вселенских Соборов.
По руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского.
1968 г., Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. 144 стр., мягк. переплет.
Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY.

[6] Священникa Н. Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное.
Учебникъ Богослужения для средней школы.
1912 г. С.-Петербургъ.
Перепечатано Св. Троицким Монастырем в Jordanville, NY, а также и в РФ. 236+64 стр., мягк. перепл.
Лучший учебник по Богослужению. К сожалению, в описании икон чувствуется левое, либеральное веяние. В то время в России не понимали и не ценили свое творчество и преклонялись перед западным.

[7] Небо на земле, учение Св. Прав. Иоанна Кронштадтскаго о Божественной Литургии.
Составленное по творениям его Архиепископом Вениамином, стр. 70.

Подготовлено на основе материалов электронных страниц "Дорога домой"

Ученик дьявола

Гилберт Кийт Честертон Gilbert Keith Chesterton Гилберт Кийт Честертон (Gilbert Keith Chesterton), эссе.

Иногда я ввожу в свои эссе элемент правды: пишу о том, что действительно было — скажем, о встрече с президентом Крюгером или о том, как меня вышвырнуло из кеба. Сейчас я тоже расскажу об истинном случае, хотя в нём нет ни политики, ни приключений. Это простой разговор, но страшнее его я ничего в своей жизни не припомню. Случился он так давно, что за точность я не ручаюсь, но дух передам, а одну фразу воспроизведу слово в слово. Она так ужасна, что я бы её не забыл, если бы и хотел. Кроме того, она — последняя и сказана не мне.

Случилось это в те дни, когда я учился живописи. Заведение, где ей учат, отличается от всех институтов и колледжей тем, что, за недостатком дисциплины, там особенно легко различить прилежных и ленивых. Будущие живописцы или трудятся, не жалея сил, или вообще ничего не делают. Вместе с другими приятными людьми я принадлежал ко второй группе, что нередко сводило меня с людьми неприятными и даже непонятными. Сам я ленился, потому что был очень занят, с удивлением открывая, что я совсем не атеист. Многие открывали то, что Карлейль (на мой взгляд — с ненужной деликатностью) назвал тягой к горячительным напиткам.

Словом, это время принесло мне пользу, потому что я узнал достаточное, представительное количество мерзавцев. Тот, кому интересна человеческая жизнь, может заметить два любопытных обстоятельства. Во-первых, мужчины и женщины отличаются друг от друга хотя бы тем, что женщины любят беседовать вдвоём, а мужчины — втроём. Во-вторых, если три молодых подлеца и кретина напиваются вместе день за днём, вскоре окажется, что один из них — и не подлец, и не кретин. В такой компании почти всегда есть человек, который к ней снисходит. С собутыльниками он может пороть любую чушь, но с социалистом беседует о политике, с католиком — о философии,

Был такой человек и среди нас. Я не знаю, почему он любил грязное, пьяное общество, и уж совсем не понимаю, почему он общался со мной. Часами беседовали мы о Милтоне или о готике, пока он не уходил туда, куда я бы не хотел последовать за ним и в воображении. У него были длинное лицо, гладкие рыжие волосы, ироническая усмешка. Принадлежал он к джентльменам и мог соответственно держаться, но предпочитал ходить, как конюх, который несёт вёдра; так и казалось, что в конюшню нанялся архангел. А я не забуду никогда, как в первый и в последний раз мы говорили о реальных и насущных предметах.

Училище наше располагалось в большом здании, и лестница, ведущая к входу, была, мне кажется, круче, чем в соборе св. Павла. Тёмным ненастным вечером мы ходили на этих высотах, холодных и неприютных, словно пирамида под звёздным небом. Внизу, в темноте, горел костёр, видимо — садовник жёг листья, и алые искры иногда мелькали мимо нас, как алые мухи. Темно было и над нами: но, если вглядеться, можно было различить какие-то серые полосы, а там — и вспомнить, что мы ходим перед огромным и призрачным домом, заполняющим небо, словно дух язычества.

Собеседник резко спросил меня, почему я становлюсь правоверным. Я ещё этого не знал, но после его вопроса понял, что выразился он точно. Перемены во мне шли так долго и были так важны, что ответил я сразу.

— Потому, — сказал я, — что я думал, пока у меня чуть мозги не треснули, и пришёл к выводу, что ересь — ещё хуже греха. Ошибка страшнее преступления, потому что она его порождает. Сторонник империи хуже пирата, поскольку он бескорыстно учит пиратству. Поборник свободной любви хуже повесы; повеса серьёзен и беззаботен в самой короткой интрижке, поборник свободной любви осторожен и безответственен в самой долгой своей связи. Словом, я не принимаю нынешнего цинизма, потому что он опасен.

— Опасен в нравственном смысле, — с удивительной мягкостью сказал он. — Да, вы правы. Но что вам за дело до нравственности?

Я быстро взглянул на него. Он закинул голову, как делал нередко, и лицо его осветилось снизу, словно он был на сцене. Длинный подбородок и острые скулы придавали ему сходство с дьяволом. Я вспомнил об искушении в пустыне — и тут мимо нас пролетел фейерверк алых искр.

— Красиво, а? — спросил я.

— Да, красиво, — признал он.

— Только это я и прошу вас принять, — продолжал я тогда, — из этих искр я выведу всю христианскую нравственность. Когда-то я тоже думал, что удовольствие приходит и уходит как искра. Я думал, что оно свободно как пламя. Я думал, что алая звезда летит одна в пространстве. Теперь я знаю, что она венчает пирамиду добродетелей. Алый цветок растёт на стебле, который вам не виден. Мать научила вас благодарить за булочку, и только поэтому вы можете благодарить природу за эти мгновенные звёздочки и за неподвижные звёзды.

Вам нравится, что искры — алые, потому что вы слышали о крови мучеников; вам нравится, что они — яркие, потому что яркость — слава Божья. Пламя расцвело с добродетелями и завянет вместе с ними. Соблазните женщину, и эта искра станет тусклее. Пролейте кровь, и она утратит блеск. Станьте плохим, и этот фейерверк будет для вас как пятна на обоях.

Разум его был так честен, что я испугался за его душу. Обычный, безвредный атеист не согласился бы с тем, что вера ведёт к смирению, а смирение — к радости; но он не спорил. Он сказал:

— Разве нельзя найти жизнь во зле? Предположим, искра угаснет, если я соблазню женщину, — но радость разрушения…

— Видите этот огонь? — осведомился я. — Если бы у нас действительно правил народ, кто-нибудь сжёг бы вас, поскольку вы — ученик дьявола.

— Может быть, — устало и честно ответил он, — то, что вы считаете злом, я считаю добром.

Потом он пошёл один по огромным ступеням, а мне захотелось, чтобы их подмели и вымыли. Когда я отыскал шляпу в гардеробной, я снова услышал тот же голос, хотя не разобрал слов, и вслушался. Один из самых подлых наших студентов произнёс: «Да кто его знает…» И тут я чётко и ясно расслышал фразы, которые никогда не забуду. Мой сатанист сказал: «Понимаешь, я делал всё, кроме этого. Если я поддамся, я не буду знать разницы между добром и злом».

Не смея слушать дальше, я кинулся к выходу; и, пробегая мимо костра, гадал, адский это огонь или ярость Божьей любви.

Позже я слышал, что человек этот умер; можно сказать — покончил с собой при помощи наслаждений. Прости его, Господи; я знаю эту дорогу. Но никогда не узнаю и не посмею представить, перед чем же он всё-таки остановился.

Неожиданный Честертон: Рассказы. Эссе. Сказки / ISBN 5-88403-039-8 / Пер. с англ.; сост., биограф. очерки и общ. ред. Н. Трауберг. — М.: Истина и Жизнь, 2002. — 368 с. (стр. 100-104.)

Прыг: 078 079 080 081 082 083 084 085 086 087 088
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.