Как создавалась Православно-Христианская вера

В этом кратком обзоре описывается как создавалась Православно-Христианская Вера. Кто и когда участвовал в этом процессе и что они делали.

Я есмь путь и истина и жизнь;
(Иоанна 14:6)
Содержание:
Введение;
(1) Ветхий Завет;
(2) Новый Завет;
(3) Созидание Церкви;
(3.1) Молитвы и богослужения;
(3.2) Церковные храмы;
(3.3) Написание Св. Евангелия;
(3.4) Написание «Апостола»;
(3.5) Вселенские Соборы;
(3.6) Утверждение Священного Писания (Библии);
(3.7) Святые Отцы и Учители Церкви;
(3.8) Богословские науки;
(3.9) Святые;
(3.10) Монашество;
(3.11) Священство;
(3.12) Рядовые члены Церкви;
Заключение.

1. Введение

Благодатные семена Православно-Христианской Веры были посеяны Самим Господом Иисусом Христом. В ее дальнейшем созидании, толковании, укреплении и распространении участвовали тысячи и тысячи православных христиан, начиная от самых известных пророков, апостолов, отцов и учителей Церкви, епископов, монахов, священников и мирян и кончая никому неизвестных рядовых верующих. Конечно, как это было уже сказано, это началось с откровением от Самого Господа Бога и под Его постоянным благодатным Покровом и Промыслом. Эту проделанную огромную работу - кропотливое собирание и изучение фактов и вывод соответствующих заключений - можно описать как поиски человечества найти своего Отца, истинного Господа Бога.

Нужно сказать что именно в этом православная вера резко отличается от всех других религий, у которых был только один пророк или учитель и это все. Поэтому, даже слово «религия» к ней не совсем подходит, так как тогда это ее, в какой то степени, приравнивает к другим верованиям, включая религию людоедов.

Церковную историю принято делить на три периода: Ветхий Завет, Новый Завет и историю Церкви. Внизу следует краткое объяснение того что происходило в эти периоды.

1. Ветхий Завет

[1,2] В ветхозаветные времена (до рождения Иисуса Христа) у древних евреев уже была вера в одного Бога, создателя всего мира, праведного и были известны Десять заповедей (1615 г. до РХ), которые являются основой для любого цивилизованного общества. Язычники (не древние евреи) же жили в духовной темноте, верили в самых невероятных богов, отличались своей жестокостью и приносили своим богам жертвы, включая человеческие. Постепенно у древних евреев появлялись духовно одаренные люди и пророки через которых Господь открывал Себя, Свои свойства и волю. Их творчество вылилось в священные книги, позже собранные в одну и названную «Священное писание». (Позже, христиане прибавили к ним еще «Новый Завет», первую назвали «Ветхим Заветом», а всю книгу назвали еще Библией). Эти священные книги стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества. Среди них находились Псалтырь и предсказания о пришествии Спасителя Иисуса Христа и Божией Матери. Псалмы из Псалтыри, из такой давности, до сих пор являются краеугольным камнем во всех православных богослужениях.

2. Новый Завет

[1,2] Этот период охватывает жизнь Иисуса Христа - Его рождение, проповедь, распятие, воскресение и вознесение. Происшествия в этом периоде вращались вокруг Него и Его ученики, апостолы следовали за Ним и учились. В это время мир в духовном и нравственном отношении заходил в тупик и как было предсказано раньше, Господь Бог послал Спасителя который Своей проповедью положил новый фундамент для человеческих взаимоотношений и для всего общества. В Ветхом Завете был закон строгой правды, а Иисус Христос учил закону любви. Этим Он углубил и усовершенствовал старый закон и когда книжники, из древних евреев, Его не понимали и обвиняли что Он учит что то другое, то Он им ответил «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Во всяком случае, в этом периоде Его ученики и другие слушатели главным образом Ему помогали и учились.

3. Созидание Церкви

[3,4] Этот период начинается с «Сошествием св. Духа на апостолов», пятьдесят дней после Воскресения Христова. В начале этого периода и после окончания 300 лет гонений на христиан Церковь начинает укреплять свои основы. Во первых христиане собирались, читали и пели псалмы и молитвы, читали Священное Писание и служили богослужения. Потом были написаны и утверждены Св. Евангелие и «Апостол». Очень важные происшествия были Вселенские Соборы на которых обсуждались ереси и утверждалось правильное учение. Все это растолковывалось Святыми Отцами и Учителями Церкви.

3.1 Молитвы и богослужения. [6] С самого начала древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св. Писание, совершали священные действия и принимали Св. Причастие. Есть частные молитвы и общественные. Частные это личные молитвы (утренние и вечерние правила), молебны и панихиды, а общественные это всенощное бдение, литургия и т. п. Все они единят нас с Господом Богом, учат мудрости Закона Божия, наставляют нас и преподают нам урок нравоучения. Православные молитвы и богослужения имеют в себе неисчерпаемое богатство православной мысли и содержат все существующие богословские науки. Молитвы и богослужения сочинялись всеми членами Церкви. Авторов некоторых молитв и богослужений мы знаем, а некоторые нет.

Например образец для христианской молитвы дал нам Сам Господь Иисус Христос. Когда Его спросили как нужно молиться, то Он ответил словами которые потом стали знаменитой и широко известной молитвой «Отче наш» или «Господней молитвой» (Мат. 6:9-13) [1]. Эта самая известная молитва христиан, повторяется ими один или несколько раз в день, в течение уже двух тысячи лет.

Второй пример это основная воскресная и праздничная служба Литургия, сперва совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была записана Св. Василием Великим, а потом Св. Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св. апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св. Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого.

3.2 Церковные храмы. Первоначально, в Ветхом Завете, богослужения совершались под открытым небом, а потом был построен храм. Первые христиане сперва собирались в частных домах, а во время гонений в подземных пещерах. Когда гонения кончились то они начали строить храмы. Храмы представляют собой замечательную школу жизни Господа Иисуса Христа, святых и вообще всего христианского учения. Все в церкви - каждая икона, каждый крест, каждый узор, каждый цвет - не только назидательны, чему то учат, но и красивы.

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о храме так: «Входя в церковь, .. вы входите как бы в особенный какой то мир, непохожий на видимый... В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное... В храме вы видите и слышите небесное, непроходящее, вечное, святое» [7].

Православное Богослужение благотворно влияет на душу Христианина благолепием храма, обрядами и особенно назидательностью чтений и песнопений.

Церковные храмы, как и молитвы и богослужения, единят нас с Господом Богом, учат мудрости Закона Божия, наставляют нас и преподают нам урок нравоучения. Храмы содержат огромное богатство православного духовного искусства. Много православных тружеников, духовенства и мирян, с большой любовью трудились и продолжают трудиться над созиданием, убранством и поддержкой православных храмов.

3.3 Написание Св. Евангелие. Довольно скоро после вознесения Иисуса Христа, четыре апостола, свидетели происшедших событий, под влиянием Св. Духа решили записать, независимо друг от друга, знаменательные дни Его жизни на земле. Были записаны происшествия вокруг Иисуса Христа, Его проповедь и учение. Таким образом произошли четыре Евангелия, от свв. апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Все они описывали одни и те же происшествия, но каждый по своему. Древние христиане пользовались ими, в особенности во время богослужения. Позже на Вселенских соборах они были утверждены как часть Священного писания, первая часть Нового Завета (смотри пункт 4.6 внизу). Эти священные книги называются «Евангелие» и вместе с «Апостолом», стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества.

3.4 Написание «Апостола». Десять дней после вознесения Иисуса Христа, Св. Дух сошел на апостолов, обыкновенных рыбаков. Результат этого был что они стали понимать и говорить на разных языках, приобрели особенно глубокий разум и мудрость и стали невероятно смелыми, бодрыми и храбрыми. После этого они продолжили проповедь Иисуса Христа и под влиянием Св. Духа написали послания и письма, всего 23 труда. Древние христиане пользовались тоже и ими, вместе с Евангелием. Позже, они тоже были включены в Священное Писание, во вторую часть Нового Завета под названием «Апостол» и утверждены на Вселенских Соборах. Эти священные книги, как уже было сказано вместе с Евангелием, тоже стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества.

3.5 Вселенские Соборы. [5] Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру этого собора, начали созываться Вселенские Соборы. На них присутствовало множество епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после многих молитв и прений решались разные вопросы.

Все суждения основывались на Священном Писании, здравом разуме и природных явлениях. Сама природа и природные явления являются творчеством Господа Бога и как всякое другое творчество они тоже содержат данные о своем Создателе и через это можно узнать Самого Творца и Его волю. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и как уже было сказано выше, вместе со Священным Писанием, стали частью основополагающего учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

Итак 1-ый собор был в 325 г. (в городе Никея), 2-ой в 381 г. (в Константинополе), 3-ий в 431 г. (в Ефесе), 4-ый в 451 г. (в Халкидоне), 5-ый в 553 г. (в Константинополе), 6-ой в 680 г. (в Константинополе) и последний 7-ой в 787 г. (в Никее).

На 1-ом соборе присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир-Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора - всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, который точно определяют Христианскую веру состоит из 12 членов и был выработан на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах.

На 7-ом соборе присутствовало 150 отцов. На этом соборе было утверждено употребление икон. Этот Собор был последним на котором присутствовали все Церкви и на нем развитие церковного учения было закончено. Таким образом Вселенских соборов было семь. На первых шесть главными темами соборов были личность Иисуса Христа и сущность Св. Духа. Только после шестого, все споры связанные с этими вопросами были окончательно решены.

Архиепископ Аверкий (Таушев), знаменитый служитель Русской Православной Церкви Заграницей, написал в своем учебнике так: «Семь Вселенскихъ Соборовъ, после Евангелiя Христова, - основанiе и утвержденiе нашей Православно-Христианской Веры, ибо вера наша не только Апостольская, проповеданная Св. Апостолами, учениками Самого Господа Iисуса Христа, но и Отеческая, истолкованная и изъясненная Святыми Отцами, какъ законными благодатными преемниками Святыхъ Апостоловъ. Духъ Святый, почившiй на Св. Апостолахъ въ день Пятидесятницы, просветившiй и умудрившiй ихъ, почивалъ и на Святыхъ Богоносныхъ Отцахъ, просвещая и умудряя ихъ»[5].

3.6 Утверждение Священного Писания (Библии). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

3.7 Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. Священное Писание и вообще все христианское учение растолковывается именно так как они его объясняли. В трудные времена, они (апологеты) защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.). Духовные книги растолковывающие суть и глубину человеческой души, которые можно назвать «Психологией нравственности» («Христианской Психологией» 8) или «Психологией Свв. Отцов») представляют огромный и величайший клад Православной-Христианской веры, который еще ждет своих исследователей.

3.8 Богословские науки. Богословские истины и науки разрабатывались учеными мужами Церкви изучая и исследуя учение Иисуса Христа из Евангелия, Апостола и вообще все Священное Писание, постановления Вселенских Соборов, творчества святых отцов и учителей Церкви и согласовывая их со здравым разумом, а также с природой и ее явлениями. Этот последний факт очень важно отметить. Все это нужно было обязательно сделать, так как разум и природа тоже являются творчеством Господа Бога и как всякое другое творчество, содержат данные о своем Создателе.

Пример как исследуя Священное Писание христиане установили свойства Божии может послужить отдел о «Свойствах Божиих» из учебника Слободского 2). Там перечисляются все свойства и из какого стиха в Священном Писании они взяты. Итак: Бог вечный (Псал. 89:3; Ис. 40:28), Бог неизменяемый (Иак. 1:17; Мал. 3:6), Бог всемогущий (Быт. 17:1; Лук. 1:37), Бог вездесущий (Псал. 138:7-12), Бог всеведущий (1 Иоан. 3:20; Евр. 4:13), Бог всеблагий (Матф. 19:17), Бог всеправедный (Псал. 7:12; 10:7), Бог вседовольный (Деян. 17:25), Бог всеблаженный (1 Тим. 6:15).

Таким же самым образом были раскрыты и другие истины которые стали частью богословских наук как Нравоучение, Катихизис, Догматика, Апологетика и т.п.

3.9 Святые. Святые это те боголюбивые люди которые как то особенно отличились и за это христиане их глубоко почитают. Они являются основой и фундаментом на котором стоит все здание Православной Церкви. Среди них есть проповедники, старцы, учителя, пустынники, мученики, духовные лица и много других. Все они совершили духовные подвиги и являются нравственными примерами для подражания и являются гигантами человеческого духа.

Имена святых записаны в православных календарях, а их лики запечатлены на святых иконах. Православные христиане любят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и для своих детей, прославляют дни посвященные им, вдохновляются их примерами, всячески стараются подражать им, молятся им чтобы они молились Господу Богу за них, украшают дома их иконами, дарят их иконы друг другу и т.п. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это и есть день святого чье имя они носят.

Сербский епископ Николай (Велимирович) Жичкий написал Катихизис (основы православной веры) и назвал его «Вера святых». Глубокие и мудрые слова говорят, что именно так верили эти герои духа - наши святые.

3.10 Монашество. С самого начала Христианской Церкви многие из верующих стремились к достижению высшего духовного и нравственного совершенства, добровольно отказывались от имущества, раздавали его бедным и уходили в монастыри. Не смотря на то что монахи удалялись из мира для достижения нравственного и духовного совершенства, монашество имело большое благотворное влияние на все общество. Уже один взгляд на жизнь монахов, дает знать людям где их истинное отечество. Слава о жизни и подвигах святых подвижниках, привлекала к ним много людей, которые искали наставление и утешение. Посетители не только сами учились их благочестию, но и рассказывали о них другим и записывали их деяния (жизнь) и слова. Собрания деяний и изречений святых подвижников, становились учебником и руководством нравственности для всех христиан.

Таким образом монастыри были местом где особенно проявилось церковное творчество. Здесь писались молитвы, церковные богослужения, переписывалось Священное Писание, писались иконы, строились церкви, делались переводы с греческого и других языков, писались жития святых, всевозможные духовные труды и т.п.

Монастыри помогали духовному и нравственному благу ближних. Они были центром и примером благочестия, духовного просвещения, образования и были центром чистой и не поврежденной веры.

Монастыри тоже помогали и телесному благу ближних. Монахи сами добывали свое пропитание и делились с бедными. При монастырях были странноприимницы (гостиницы для странников), где монахи принимали и питали странников. Из монастырей рассылалась милостыня бедным и заключенным в темницах.

3.11 Священство. Священство поддерживало всю структуру Церкви и способствовало осуществлению учения Христа на местах. Все верующие имели общение с Церковью через священников - они были интерфейсом. Священники обслуживали свою паству и были их духовными руководителями на местах. Часто когда светская власть прерывалась то они становились руководители «по умолчанию».

3.12 Рядовые члены Церкви. Рядовые члены Церкви тоже участвовали в творчестве Церкви, укреплении и утверждении ее учения. Были случаи когда решения церковных соборов небыли приняты рядовыми членами Церкви и поэтому они были отменены. В наше время, у русских за рубежом, а также и в России, большинство церквей строятся рядовыми верующими, а также ими издается духовная литература и устраиваются вебсайты. Это показывает что сами верующие чувствуют истинность Православной Веры, нуждаются в ней, любят и поддерживают ее и все совместно участвуют в ее творчестве.

Заключение

Церковное, православное христианское творчество можно условно разделить на четыре группы: (1) поиски и описание Самого Господа Бога, (2) объяснение Его учения, (3) развитие церковной структуры и (4) развитие методики жизни согласованной с Его учением.

Таким образом, как было уже сказано выше, некоторые истины о Себе, человеке и мироустройстве Господь Бог нам открыл Сам. Основываясь на Его откровении людям, тысячи и тысячи верующих участвовали в созидании Православно-Христианской Веры. Сперва это были древние евреи и их пророки, а потом из православных христиан: апостолы, отцы и учители Церкви, епископы, монахи, старцы, священники и рядовые верующие - многие из них святые. Конечно, все это происходило под влиянием Св. Духа и благодатным Божьим Промыслом. В течение всей истории Церкви появлялось масса вопросов и ложных учений и она всегда успешно их разрешала. Можно сказать что Церковь ответила на все вопросы которые человек вообще способен задать и придумать. Поэтому наша вера и отличается своей глубиной, жизненностью и истинностью. Исходя из всего выше сказанного, Православная Церковь (здесь имеется в виду вся Соборная Православная Церковь) дерзает заявить что ее учение есть истина проверенная веками, что она обладает полнотой учения и что у нее имеется все что нужно для спасения человека. Что это правда, доказывает тот факт, что ей никогда не приходилось отступать и признавать что она совершила ошибку.

В заключении этого обзора можно ответить на вопрос поставленный в начале этой работы. «Как создавалась Православно-Христианская Вера. Кто и когда участвовал в этом процессе и что они делали»? Ответ на этот вопрос такой: Сам Господь Иисус Христос посеял Свое благодатное учение. После этого, под руководством Св. Духа и Промысла Божия, все члены Православной Христианской Церкви, от духовенства до обыкновенных рядовых верующих, трудились над созданием всего того что нужно для воплощения Его учения в жизнь. Церковь есть совместное творчество всех ее членов.


БИБЛИОГРАФИЯ:

[1] Священное Писание- Библия. Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.
Суть христианства можно понять прочтя главы 5, 6 и 7-ую из Евангелия от Матвея (Мат. 5-7).
Так как Библия является основой для нашей культуры и цивилизации то она, для лучшей ориентации, поделена на книги (сейчас это отделы), а они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.
Существует Священное Писание на «церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской и протестантской мысли. Западная Церковь отделилась от Православной в 1054 г.
Каждому православному христианину нужно иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».

[2] Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание.
1967 г. Св.Троицкий Монастырь, Джорданвиль, Нью-Иорк.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA.
723 стр., твер.пер., по ст. орф.
Тоже переиздана в РФ и переведена на английский язык. Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Кроме обзора Истории Христианской Церкви есть предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, О вере и жизни христианской, О Богослужении.
Каждому православному христианину хорошо было бы иметь этот учебник.

[3] Протоиерей Петр Смирнов. История Христианской Православной Церкви. Издание двадцать третье.
1914 г. (?), С-Пб., 279 стр., тверд. переплет.
Переиздано за границей Св. Троицким Монастырем в Jordanville, NY и в РФ.
Лучший начальный учебник Истории Христианской Церкви. Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY.

[4] Н.Тальберг. История Христианской Церкви.
1964 г., Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. 352+143 стр., мягк. переплет.
Краткий курс составленный по «Истории Христианской Церкви» Евграфа Смирнова. Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY.

[5] Семь Вселенских Соборов.
По руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского.
1968 г., Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. 144 стр., мягк. переплет.
Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY.

[6] Священникa Н. Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное.
Учебникъ Богослужения для средней школы.
1912 г. С.-Петербургъ.
Перепечатано Св. Троицким Монастырем в Jordanville, NY, а также и в РФ. 236+64 стр., мягк. перепл.
Лучший учебник по Богослужению. К сожалению, в описании икон чувствуется левое, либеральное веяние. В то время в России не понимали и не ценили свое творчество и преклонялись перед западным.

[7] Небо на земле, учение Св. Прав. Иоанна Кронштадтскаго о Божественной Литургии.
Составленное по творениям его Архиепископом Вениамином, стр. 70.

Подготовлено на основе материалов электронных страниц "Дорога домой"

Учение православной церкви о Пресвятой Троице

Священник Олег Давыденков

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово "Троица" небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: "Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы".

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы."

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): "Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа".

Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что "один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен". "И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: "Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях".

Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе "Троическое явися поклонение". Учение о Христе "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для "строгого" иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).

Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина "омоусиос" понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и, "ипостасью" как между общим и частным.

Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие "ипостась" и "лицо". "Лицо" в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив "лицо" и "ипостась" в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - "личность". Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси "способами бытия" Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.

Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): "Вначале сотворил Бог небо и землю". Глагол "бара" (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное "элогим" – во множественном, что буквально означает "боги".

Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Слово "сотворим" стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло". «Из Нас» – тоже множественное число.

Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их", слово "сойдем" – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: "Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения".

XVIII глава книги "Бытия", явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит "Иегова". Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом "Адонаи", буквально "Господь", в единственном числе.

В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.

Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона "Троица ветхозаветная").

Блаженный Августин ("О граде Божием", кн. 26) пишет: "Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах".

Указание на троичность Бога в Новом Завете - это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.

Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Здесь слово "имя" стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: "Сказал Господь "во имя", а не "во имена", потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога".

2 Кор. 13, 13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами". Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.

1, Ин. 5, 7: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.

Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.

Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: "Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?

Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.

Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

См. также:
- День Святой Троицы. Пятидесятница. Подробно о Празднике

Таинство крещения

Небольшая статья о сути таинства крещения и о том, что происходит во время крещения.

О сути таинства крещения

РАЗГОВОР О ТОМ, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.

Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. С того времени жизнь Адама и Евы приобрела свой Смысл: любить все творение Божие, любить друг друга и больше всего любить Бога, как Источника этой любви.

Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому Смыслом человеческой жизни стало также то, чтобы быть рядом с Богом.

ГРЕХОПАДЕНИЕ было предательством любви. которое было совершено первыми людьми. Они разменяли любовь к Богу на желание быть самостоятельными, автономными. Утратив любовь, они отдалились от Бога. Между ними и Богом была воздвигнута некая стена, которая препятствовала им общаться с Ним и быть с Ним в единстве.

Удалившись от Источника жизни – Бога, – люди получили смерть. Смерть была двоякой. Во-первых, духовной, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Человек в своей духовной смерти разлагается на гордость, ненависть, зависть, лукавство и т.д., которые являются для него малым адом.

Во-вторых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют ее предтечи: телесные немощи, болезни, старость.

Удаленность людей от Бога повлияла на все человеческое общество, введя разложение в самые его основы. Это выразилось в возникновении социальной несправедливости, вражды, войн, геноцидов, фашизма и т.д.

ОДНАКО, хотя люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания или Библии.

ЦЕНТРОМ истории спасения человечества стало событие Боговоплощения, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек.

Это был Богочеловек (то есть Бог и человек) Иисус Христос.

Он принял на Себя падшее, в клочья изодранное грехом человеческое естество, чтобы исцелить Его Собой, заживить его раны и соединить со Святой Троицей.

Через Боговоплощение совершилось великое Таинство Воссоединения человека с Богом, Таинство Спасения.

Господь и Бог наш Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже Его учениками в Евангелиях, был схвачен по зависти иудеями, принял самые унизительные и жестокие муки: насмеяния, оплеухи, бичевание, был осужден на смерть и распят на кресте. Он добровольно предал Себя на эти страдания. В нем, в этом предании Себя на смерть, проявилась Его великая любовь к падшему человеческому роду.

Будучи Жизнью и Источником Жизни, Он не мог быть объятым смертью и адом, но разрушил их. Он победил смерть: духовную и физическую, – воскреснув на третий день после Своего распятия.

С тех пор разрушилось господство смерти над миром и человеком, ад был побежден. Это торжество Жизни и Любви Церковь особенно празднует в день Пасхи.

ЧЕРЕЗ сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову.

ЦЕРКОВЬ Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией Здесь они силой Христовой избавляются от смерти и получают Жизнь Вечную. В Церкви они ускользают из рук ада и вступают в Царство Божие, становясь детьми Божиими. Церковь сама есть Царство Божие на земле. Она объединяет в себе всех, кто имеет одинаковую – православную – веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто живет одной церковной жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, и кто принял Крещение во имя Святой Троицы.

Таким образом, вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д., осуществляется через Крещение.

Крещение, это не магия, его принимают НЕ ради телесного здоровья, жизненного успеха или избавления от неприятностей. Крещение принимают для того, чтобы иметь Жизнь Вечную и жить в единении с Богом.

Что происходит во время крещения

СЛОВО «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».

Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.

Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.

ЕСЛИ крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.

СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:

– Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:

– Отрекся.

Священник говорит:

– И дунь, и плюнь на него.

Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает:

– Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:

– Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетался.

Священник спрашивает:

– И веруешь ли Ему?

Крещаемый отвечает:

– Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.

ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы».

Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).

ПОСЛЕ Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.

В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.

Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.

Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:

Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.

Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, и чин Крещения можно считать завершенным.

Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...

КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.

КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.

ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.

МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.

Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.

Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»:

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути.

В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.

ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т.д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.

Человек должен оставаться верным Православной Церкви и не участвовать в собраниях баптистов, иеговистов и прочих сектантов. Смертельный грех совершают те, которые повторно принимают «крещение» у баптистов.

Христианин не может быть последователем Рерихов, оккультизма, различных восточных культов.

Таинство крещения. Из серии "Закон Божий" :


См. также:
- Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Памятка приходящему ко крещению


Из книжного магазина:

Прыг: 01 02 03 04 05



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.