Возможно ли быть нравственным вне религии?

2 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. В актовом зале состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с членами Ученого совета и сотрудниками Центра им. Бакулева. В заключение встречи Святейший Владыка ответил на вопросы присутствующих.

Видео запись ответа Патриарха на вопрос: "Можно ли быть нравственным, милосердным и вместе с тем нерелигиозным человеком?"

Выдержка из выступления:

— Нравственное начало заложено в человеческую природу Богом. Всякие попытки материалистического объяснения нравственности несостоятельны. Когда нравственность связывается с социальным, историческим, культурным контекстом, это приводит к ложным выводам. Существует колоссальное разнообразие социальных, культурных, исторических контекстов, что должно было бы привести к разнообразию нравственных систем. Но тогда бы не существовало понятия «общечеловеческие ценности». Ведь общечеловеческие ценности — это не культурные ценности и не ценности демократии и либерализма, как некоторые сейчас полагают. Общечеловеческая ценность — это то, что принадлежит человеческой природе вне зависимости от того, родились ли вы в Папуа Новой Гвинее, в Соединенных Штатах или в России. Значит, Бог заложил нравственный код в природу человека — эту способность различать добро и зло.

Конечно, культура накладывает свой отпечаток, и этот код может приобретать различные модификации, но в основе всего, как ни удивительно, те же самые десять заповедей Моисея, и все законодательство мира основывается на этих принципах.

Поэтому, если Бог вложил нравственную основу в природу человека, то она ему присуща. В этом смысле, если взять идеально стерильную ситуацию, неверующий человек может быть нравственным, потому что природа-то работает — то есть его совесть. В чем же проблема? А проблема в том, что на человека оказывается колоссальное воздействие извне. Непременно нужен интеллектуальный критерий, потому что человека очень легко запутать — как происходит сейчас, когда теряется различие между добром и злом, когда зло рядится в одежды добра. В наше время, когда на личность оказывается колоссальное информационное влияние, потерять систему ценностей очень просто.

Задача религии заключается в том, чтобы сохранять этот критерий — абсолютный критерий — в оценке добра и зла. Божественная заповедь — это абсолютный критерий. Если завтра все скажут, что разрушение целомудрия есть норма жизни, если завтра все скажут, что нет разницы между естественным браком и гомосексуальными отношениями, потому что это соответствует правам и свободам человека, Церковь скажет: это грех. Сегодня Церковь говорит так, оставаясь уже в меньшинстве; но если она перестанет это говорить — на основании абсолютного Божественного критерия — люди утратят способность различать добро и зло.

Вот поэтому в идеальной ситуации может быть человек нерелигиозный и нравственный. Но удержаться очень тяжело.

И вот еще что очень важно. Мы иногда говорим о нравственности советского человека. Действительно, в то время была высокая нравственность, но ведь коммунисты не изобрели новой нравственности — они имплантировали христианскую нравственность, только Бога отвергли. Возьмите «кодекс строителей коммунизма» (люди нашего поколения помнят) — это же христианская система нравственности. И если сегодня нравственность в обществе еще сохраняется, то это пострелигиозный рудимент. А вот что произойдет в обществе, которое полностью отвергнет абсолютный критерий, страшно и подумать.

Можно быть верующим человеком — в плане воцерковленности, регулярного посещения храма; можно быть религиозным человеком с точки зрения признания идеи Бога. А можно и не признавать идею Бога, но признавать важную роль Церкви в сохранении нравственности — личной, семейной, общественной. Я думаю, сегодня так должен мыслить каждый человек.

Да, бывают люди озлобленные, которые хулят Бога, которые устраивают страшные, кощунственные выставки, которые растлевают детей. Есть такое понятие в Слове Божием — «хула на Духа Святого», и сказано: «любой грех прощается, кроме хулы на Духа Святого» (см. Мф. 12, 31). Когда человек ненавидит, когда он разрушает святыни, — это и есть хула на Духа Святого. А поэтому из того, что Вы сейчас сказали, вытекает очень важное следствие. Я сознаю, что в нашем обществе много интеллигентных людей, которые не считают себя религиозными по своему образу жизни, но у которых эта порядочность — я называю ее «рудимент религиозной жизни» — с генами передается от родителей к детям. Так нас еще бабушки и дедушки воспитывали, и это переходит из поколения в поколение. Этих людей я называю людьми доброй воли. Для меня термин «человек доброй воли» не идеологизированный термин, а реальность — это человек, способный поддерживать нравственное начало в жизни общества. С такими людьми Церковь должна быть сегодня вместе. Вот почему я выступаю за открытый диалог, за сотрудничество Церкви и интеллигенции, Церкви и образования, Церкви и науки — потому что если мы потеряем нравственное измерение жизни, то общество перестанет быть жизнеспособным.

Я долго говорю, но думаю, что в профессорской среде это будет понято.




Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:



E-mail подписка: