Из опыта тюремного служения

В конце 90-х годов, т.е. немногим более 10 лет назад в Питерских протестантских церквях было особенно активно проявлено движение катехизации (евангелизации) в местах заключения, в тюрьмах и зонах отбывания наказаний. Как сейчас становится ясно, движение это было связано с общей активизацией различных протестантских организаций, которые создавались под влиянием западных миссионеров. Их появление в то время было обусловлено общей «демократизацией» нашего общества.

Я был участником этого движения, сначала в составе протестантских, а затем православных миссионеров на протяжении почти 3-х лет с благословления отца Николая (настоятеля русской православного храма на территории женской колонии в поселке Саблино) исполнял там послушание. Познакомившись с о. Николаем я понял, что Православная Церковь никогда не оставляла свое служение в тюрьмах, исполняя заповедь Христа «…в темнице был и вы пришли ко Мне» (Мф.25:36). Представляю вашему вниманию несколько фрагментов из жизни женщин-заключенных по собственным их рассказам, которые мне удалось записать. Некоторые их суждения, конечно же, спорные, но я оставляю их без какой либо редакции, чтобы лучше понять психологию людей, годами находящихся в жестких условиях исправления.

Нежелание свободы

Женщины – заключенные. Вряд - ли в нашей стране есть категория людей более презираемая, чем эта. Отбросы общества- (зк)... Когда-то и мы думали так же. И, хоть часто любили повторять известную пословицу «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», никогда и в голову не приходило, что сами можем оказаться в таком же положении. Но случилось иначе, Господь дал нам «время» (7 и 8 лет) подумать и переосмыслить всю свою жизнь, ее цель и смысл.

Уже здесь, в колонии, мы смогли понять, что «зк» - не какие-то особенные люди, с патологической испорченностью, что и их раньше называли милыми, добрыми, нежными. По выражению опекающих их сотрудников МВД, они «имели глупость довести дело до суда». Поняли и то, что этот мирок - искаженное отражение того, который по ту сторону забора; только все чувства, все добродетели и пороки здесь резко обострены и обнажены до неприличия. И здесь тоже приходится выбирать - что делать: жить полной жизнью или существовать «до окончания срока»; сделать свое бытие интересным и насыщенным или вздыхать, что лучшие годы уходят безвозвратно, «в никуда».

В заключении не так сложно понять, что представляет собой человечество в глазах Божиих. «Нет праведного ни одного, все согрешили, все совратились с пути, до одного негодны...» (Рим.3:10-12). Как в зоне - все «зк», и не важно, - осудили тебя за кражу или убийство, мошенничество или сокрытие чужого преступления, за громкое дело или «просто случайность», так и на свободе, где люди пытаются классифицировать свои грехи на «большие и маленькие, ничего не значащие». К какой бы категории мы себя не относили, в глазах общества мы «зк», в глазах Божиих - мы все грешники. Граница, разделяющая эти два мира «зону» и «свободу», для человека весьма конкретна - есть закон, который устанавливает эту границу. Но для Бога, как следует из Писания, она условна, Он явил благодать всем, кто призывает Его имя, кто верит в Него (Гал.2:16), кто прошел через покаяние.

Как сложится наша жизнь на свободе, во многом зависит от того, какой путь мы изберем здесь; к чему будем стремиться; что из себя будем представлять в душе... Жизнь как и срок, явление временное. И в вечности мы будем находится в том состоянии, которое достигли, проходя свой земной путь.

И в жизни заключенных достаточно ярких, запоминающихся образов, которые могут дать представление о законе и благодати, милости и суде, свободе, праве выбора и ответственности за принятое решение.

Была в нашей бригаде женщина. Татьяна вступила в конфликт с законом, за что и понесла наказание: по действующему тогда УК РФ ее осудили сроком на 5 лет лишения свободы. Но даже в нашем, человеческом кодексе «милость превозносится над судом». Подошло время, когда стало возможным попытаться пройти комиссию на условно-досрочное освобождение. Нарушений у Татьяны не было, администрация написала положительную характеристику. Дома с нетерпением ждали родители, дети. Казалось бы, вот она- свобода. Да только на стала Татьяна писать заявление, что бы ее вызвали на комиссию. Ее и к начальнику отряда «на ковер» вызывали, и общественность «местная» разбирала - так и не смогли ни уговорить, ни заставить: «мне и так хорошо, - говорит, - с друзьями тяжело расставаться. Куда мне спешить?». В результате она побывала в штрафном изоляторе, отсидела весь срок до конца, да и с родственниками отношения оказались очень запутанными...

Странная история. До смешного глупая. Но так ли уж редки на свете подобные ситуации? Почему же миллиарды людей не спешат принять помилование от Бога, тем самым обрекая самих себя на заключение, предпочитают темницу свободе. В своем пустом и безрадостном существовании одни винят правительство, начальствующих, другие - исключительно правоохранительные органы. Тюрьма это не обязательно 4 стенки, это наше внутреннее состояние, независимо от того, где мы находимся физически.

Послушайте еще раз, что говорит всем нам Господь: «Жизнь и смерть предлагаю тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомки твои». (Втор.30:14-20). Мы же, как тот разбойник, у которого были прибиты руки и он не мог уже ничего сделать, а только обратится к Господу со словами прощения. Мы молимся и за себя, и за тех, кто рядом с нами в таких же обстоятельствах, и за тех, кто, хоть и на свободе, но стоит на распутье и не знает, куда ему идти.

P.S. Позволю себе небольшой комментарий из опыта моих посещений женской колонии.

В послании к Лаодикийской церкви мы читаем: «знаю твои дела; ты ни холоден ни горяч: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откр.3:15,16). Когда я первый раз посетил колонию, то почувствовал, что это явно не Лаодикийское место. Здесь ты или холоден или горяч. К сожалению, тёплость - явление более распространенное «на свободе». Это на свободе можно прийти в церковь, спокойно постоять, помолится, послушать, что тебе интересное скажут на проповеди, что споют, можно умилиться сердцем …на какое-то время и ...уйти, заняться более важными делами. В колонии не спрячешься. Здесь граница очерчена резко, воистину ощущаешь слова Христа «не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить...».(Мф.10:34,35).

Однако, есть в колонии и другое, обратное «тёплости» явление, гораздо более обнаженное, чем на свободе. Этот недуг обусловлен человеческим перенесением меча, о котором говорит Господь, не на то место, где он должен быть, а внутрь Церкви. Это наш общий недуг - разделение церквей. В зоне есть общины и православные и протестантские. И, если на свободе их представители относительно мирно сосуществуют, то в зоне это невозможно, и отношения часто перерастают допустимые грани. Не это ли нам всем предупреждение? Ведь колония - это не только место отбывания наказания, но и, в какой-то степени, отражение состояния нашего общества.

См. также:
- Другие публикации Валерия Орлова




Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:



E-mail подписка: