Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Зачем христианам "псалмы проклятия"? http://www.zavet.ru/a/post_1299926925.html <div class="st-avtor">Автор: АРХИПОВ Сергий, протоиерей</div> <p class="st-abz"> &laquo;Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!&raquo; &mdash; поет хор слова 136-го псалма на воскресной всенощной в течение нескольких недель перед Великим постом. Медленно и печально, а местами даже грозно звучат эти слова в православных храмах. Мы привыкли к ним настолько, что их страшное содержание уже мало кого шокирует. </p> <p> Как тонко подметил К.-С. Льюис, &laquo;когда мы читаем некоторые псалмы, ненависть пышет нам в лицо, словно жар из печи. Иногда эта ненависть не пугает, но лишь потому, что смешна современному разуму&raquo;. </p> <p> Наверное, проще всего было бы вовсе не обращать внимания на эти страшные слова, отбросить их. Но, увы, такие стихи не являются чем-то чужеродным в псалмах и у пророков. Напротив, они вполне органично сочетаются с другими, поистине дивными строками этих же песнопений. Псалмы буквально пронизывают все богослужение Церкви в виде ссылок, намеков, образов. Пропустить их мимо ушей попросту невозможно. Поэтому перед человеком, впервые или совсем недавно пришедшим в храм, неизбежно возникает вопрос: почему же в Церкви, которая проповедует о Боге-Любви, о Христе, Который велел любить даже своих врагов и молился за тех, кто Его распинал, звучат прямо противоположные слова? </p> <p> Например, на шестопсалмии молящийся в храме услышит такую просьбу псалмопевца, обращенную к Богу: <span style="font-style: italic;">по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб </span>(Пс <span style="font-weight: bold;">142</span>:12). Или в богослужении Первого часа: <span style="font-style: italic;">с раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли</span> (Пс <span style="font-weight: bold;">100</span>:8). А Великим постом гораздо чаще обычного будут слышны и такие пожелания Псалмопевца: <span style="font-style: italic;">да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его &mdash; вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих... да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его</span> (Пс <span style="font-weight: bold;">108</span>:8&ndash;12). Примеры богослужебных текстов подобного рода можно приводить довольно долго. </p> <p> Означает ли все это, что у Бога есть враги, которых Он ненавидит? А если нет, то почему же эти слова звучат в православном храме? </p> <h2 class="st-zag01"> Пусть ярость благородная... Но всё же... </h2> <p> Обычно, вместо внятного объяснения &mdash; почему Церковь приняла эти тексты в свой богослужебный обиход, человеку долго и подробно пересказывается исторический контекст, в котором писались ветхозаветные книги. Мол, время было трудное, окружающая среда не способствовала&hellip; и так далее. Конечно, тому, кто знаком с кодексом Хаммурапи, закон Моисея покажется мягким и гуманным. И зная, что в жертву финикийским богам ежегодно приносились сотни детей, современным людям легче понять поступок пророка Илии, убившего четыреста пророков Ваала. А уж на фоне языческих правителей той эпохи &mdash; любой израильский царь, даже самый нечестивый, будет выглядеть чем-то вроде деда Мороза. И все же&hellip; Жестокость не перестает быть жестокостью даже на фоне совсем уж откровенного зверства. </p> <p> Ничего не объяснит неофиту и тот факт, что апостолы и первые христиане были евреями, для которых псалмы были главнейшим содержанием ветхозаветного богослужения. Да, они и после своего обращения в христианство ходили молиться в иудейский храм. Да, ветхозаветная молитва была для них органичной частью традиции, в которой они выросли, но ведь с тех пор прошло уже две тысячи лет. Неужели же за такой долгий срок у Церкви не нашлось слов, которыми она могла бы выражать свои чувства в молитве как-нибудь более мягко? </p> <p> Ведь уже во II веке, после смерти апостолов, Церковь в большинстве своем состояла из эллинов. Евреи-христиане продолжали жить небольшими общинами, замкнутыми и обособленными. В этих общинах соблюдалась суббота, они сохранили первоначальное название христиан &mdash; &laquo;ноцрим&raquo;, то есть &laquo;назаряне&raquo;, в память об Иисусе из Назарета. Называли их и эвионитами, то есть бедняками. У них были свои епископы, свои храмы. В середине II века Иустин Мученик писал, что он знает таких людей, которые соблюдают Закон и живут по-христиански. Но уже тогда это были именно отдельные общины. В основном же Церковь наполнилась людьми иной, небиблейской традиции, воспитанными на Платоне, Аристотеле, Цицероне и Вергилии. </p> <p> Так, может быть, те древние христиане как-то по другому воспринимали тексты псалмов? И то, что в Ветхом Завете нас шокирует, было для них вполне приемлемо? </p> <p> История древней Церкви говорит как раз обратное. Множество ересей* появилось в тот период как раз из-за того, что люди не могли принять Ветхий Завет, считая жестокость и насилие, описанные в ветхозаветных книгах, действием злого начала &mdash; сил тьмы и материи, противопоставляя его новозаветному откровению сил света и духа. Люди охотно шли к еретикам, потому что в этом противоборстве сил тьмы и света видели простой и понятный ответ на &laquo;проклятый&raquo; вопрос о происхождении зла и страдания в мире. Блаженный Августин провел в подобной секте около девяти лет. Позже он вспоминал, в своей &laquo;Исповеди&raquo;, что буквальное прочтение ветхозаветных текстов его &laquo;убивало&raquo;. Они казались ему &laquo;проповедью извращенности&raquo;. Августину глубоко претило обилие жестокости, несправедливости и насилия в Ветхом Завете, и лишь встреча с Амвросием Медиоланским дала ответы на терзавшие его вопросы и помогла окончательно порвать с манихеями**. </p> <p> И все же в предисловии к Псалтири мы встречаем замечательные слова о ней того же блаженного Августина, которые, казалось бы, никак не вытекают из буквального текста самих псалмов: &laquo;пение псалмов души украшает, ангелов на помощь призывает, демонов прогоняет... Прибавляет веру, надежду, любовь... диавола постыжает, Бога показует... гнев прогоняет, всякую ярость утишает, и гнев сокрушает, это непрестанная хвала Богу...&raquo; Так в чем же дело? Почему же высказывания одного и того же святого человека по одному и тому же предмету могут быть столь различны между собой? </p> <h2 class="st-zag01">В действительности все не так, как на самом деле </h2> <p> В своей &laquo;Исповеди&raquo; Блаженный Августин так описывает поучения святителя Амвросия: &laquo;Я радовался также, что мне предлагалось читать книги Ветхого Завета другими глазами, чем раньше, книги эти ведь казались мне нелепыми, и я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так. Я с удовольствием слушал, как Амвросий часто повторял в своих проповедях к народу, усердно рекомендуя как правило: &ldquo;Буква убивает, а дух животворит&rdquo;. Когда, снимая таинственный покров, он объяснял в духовном смысле те места, которые, будучи поняты буквально, казались мне проповедью извращенности, то в его словах ничто не оскорбляло меня, хотя мне еще было неизвестно, справедливы ли эти слова&raquo;. Казалось бы &mdash; вот ответ на все недоумения! И действительно, этот аргумент чаще всего можно услышать в ответ на вопрос, почему в христианском храме слышатся слова о ненависти и вражде. Аллегорическое, духовное объяснение Псалтири звучит куда убедительнее, чем описание жестоких реалий эпохи, в которую были написаны псалмы. Можно назвать множество христианских авторов, начиная с Оригена и кончая святителем Феофаном Затворником, толковавших Псалтирь в том &laquo;животворящем ключе&raquo;, о котором пишет Блаженный Августин. И, конечно же, такое святоотеческое толкование необходимо для правильного понимания любого священного текста. </p> <p> Но, к сожалению, сегодня вся эта блестящая аргументация &laquo;от отцов&raquo; подчас разбивается об один момент культурно-психологического характера. Дело в том, что у современного человека нет ни навыка, ни вкуса в отношении к подобной экзегетике. Более того, сегодняшний читатель подчас испытывает даже какую-то подспудную неприязнь к аллегорическому прочтению Писания. Слова &laquo;толкование&raquo; и &laquo;ложь&raquo; для него если и не синонимы, то находятся где-то по соседству в одном понятийном ряду и вызывают ассоциации с лукавым юридическим крючкотворством, только развернутым в иной плоскости. &laquo;Закон что дышло...&raquo;, &laquo;попы что хочешь могут истолковать, как им надо...&raquo; &mdash; эти рассуждения часто можно встретить у современного обывателя на православных форумах в интернете. Такому человеку можно сколь угодно долго объяснять Писание &laquo;от отцов&raquo;, но это его мало впечатлит. В эпоху информационных технологий даже мало-мальски грамотные люди хорошо усвоили, что при желании из любого текста можно вывести какой угодно смысл. Поэтому любое упоминание об иносказательных смыслах нередко воспринимается с рефлекторным недоверием. </p> <p> Увы, в таком предвзятом отношении есть и своя доля правды. И прежде чем предлагать иносказательное толкование, необходимо сначала объяснить: в чем ценность данного текста самого по себе и зачем его вообще нужно толковать? Почему, несмотря на такие трудные и шероховатые для нашего понимания места, Церковь все же ввела его в свое богослужение? </p> <h2 class="st-zag01">Великий духовный закон бытия </h2> <p> Рассуждая о псалмах, каждый из нас может справедливо спросить: &laquo;А при чем здесь вообще я и моя молитва? Как современный человек может сравнивать себя с тем же царем Давидом или Соломоном?&raquo; Те в своих страстях и желаниях действительно могли развернуться по-царски. Нынешний же читатель Псалтири тихо и мирно живет в своей двухкомнатной квартире, войной идти ни на кого не хочет, озабочен одной лишь мыслью, у кого занять денег и с чего их потом отдавать. И даже жену у ближнего уводить не собирается &mdash; со своей бы хоть как-нибудь разобраться&hellip; Большинство людей благополучно избегают искушения богатством, властью, необычайными талантами и сверхъестественными способностями. Дом, работа, нехитрые развлечения, отпуск, поездка к морю, в лучшем случае за границу; затем опять &mdash; дом, работа. И так всю жизнь. </p> <p> Но есть один духовный закон, который действует в каждом из нас независимо от нашего положения в обществе. Этот закон очень точно сформулировал преподобный Марк Подвижник. Отвечая на вопрос учеников, откуда берутся многоразличные скорби, преподобный Марк говорит: &laquo;Причина всякого скорбного случая &mdash; помыслы каждого. Я мог бы указать как на причину &mdash; на слова и дела, но они не рождаются прежде помыслов, а потому помыслам приписываю все. Предшествует помысл; потом через слова и дела образуется общение человека с человеком&raquo;. Иными словами, все, что случается с человеком в его жизни, строго обусловлено теми процессами, которые происходят в его душе. То, что происходит в его мысленной сфере, определяет всю его внешнюю жизнь, его слова, поступки и их следствия. Если же высказать это еще проще, то внутри себя, в своих помыслах проживает человек всю свою жизнь. </p> <p> И главная ценность Псалтири в христианской традиции заключается именно в том, что она является точной, полной и объемной картиной человеческой души. По слову святого Афанасия Великого, &laquo;в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая &mdash; и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке&raquo;.</p> <p> Богатство и бедность, слава и неизвестность, власть и безвластие ничего не меняют в этой картине. Ведь у каждого человека есть свое личное царство, где Бог призвал его быть царем и военачальником одновременно. Это царство &mdash; мир наших мыслей и внутренних мотиваций, наше сердце. Именно здесь мы просто обязаны осуществлять свою власть над страстями, именно на этом поле должны воевать с духами злобы.</p> <h2 class="st-zag01">Кто виноват? </h2> <p> Псалмы не просто молитва: в них, словно в зеркале, открывается перед человеком его собственный внутренний мир &mdash; от высот богоподобия до глубин грехопадения. Но опыт переживания, обнаруженного в этом зеркале, может быть очень разный. Кто-то ужаснется тому, что он там увидит, и будет в покаянной молитве просить, чтобы Господь исцелил те темные стороны его души, которые открылись ему в псалмах. А кто-то, возможно, отреагирует так же как персонаж известной басни Крылова &laquo;Зеркало и Обезьяна&raquo;:</p> <p class="primer"> Что это там за рожа? <br /> Какие у нее ужимки и прыжки! <br /> Я удавилась бы с тоски, <br /> Когда бы на нее хоть чуть была похожа. </p> <p> &laquo;Не может быть, это не я!&raquo; &mdash; такой крик больной души знаком каждому христианину. Это естественная реакция на грех, на зло в самом себе. Но что делать дальше: &laquo;кумушек считать трудиться&raquo; или &laquo;на себя оборотиться&raquo;, &mdash; вопрос непростой, особенно для человека, еще не укоренившегося в церковной традиции. Кого-то слова о мести, услышанные в православном храме, возмутят, а кто-то, возможно, найдет в них оправдание своему немирному духовному устроению. Ведь нам так порой хочется припечатать всех, кого мы считаем &laquo;врагами истины и всего человечества&raquo;, начиная от сильных мира сего и кончая ведущим очередной пошлой телепередачи с его нападками на Церковь. Был бы гнев праведный, а враги найдутся, не свои &mdash; так Божии.</p> <p> Но это &mdash; кардинально неверный взгляд. Преподобный Кассиан Римлянин прямо называет его непотребнейшим толкованием Писания: &laquo;Некоторые, усиливаясь извинить эту пагубную болезнь души, покушаются умалить ее [непотребность] при помощи непотребнейшего толкования Писаний, говоря: <span style="font-style: italic;">не беда, если гневаемся на братий погрешающих, так как и Сам Бог воспламеняется гневом и яростью против тех, которые или не хотят знать Его, или, зная, не чтут как должно, как, например: и воспылал гнев Господа на народ Его </span>(Пс <span style="font-weight: bold;">105</span>:40), или как в другом месте, где пророк молится, говоря: <span style="font-style: italic;">Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня</span> (Пс <span style="font-weight: bold;">6</span>:2). И не разумеют они, что вместе с тем, как чрез это дают людям свободу действовать по сей страсти на пагубу себе, еще и Богу беспредельному, Источнику всякой чистоты, нечестиво приписывают нечистую плотскую страсть&raquo;. </p> <p> Поэтому любая попытка читать псалмы &laquo;на вехозаветный манер&raquo;, обращая свой гнев вовне, на людей, какими бы они ни были, &mdash; это уход от Евангелия назад, в мир ветхозаветных отношений. Неслучайно после каждой кафизмы во время домашнего чтения Псалтири есть особые молитвы, дающие душе правильный настрой, при котором только и возможно воспринимать &laquo;псалмы проклятия&raquo; без вреда для себя. В этих молитвах есть прошения об исцелении души, об исправлении жизни, о прощении грехов читающего. Но нет там ни одной просьбы наказать и покарать каких-либо людей, будь то личные враги молящегося или люди, ненавидящие Бога. И если в этих молитвах встречаются выражения, взятые из Псалтири, вроде: <span style="font-style: italic;">обнажи меч, и прегради путь преследующим меня</span> (Пс <span style="font-weight: bold;">34</span>:3), то направлены они исключительно против демонов, что очевидно из контекста этих молитв. </p> <h2 class="st-zag01">Щит Персея </h2> <p> Известный миф о Персее рассказывает о том, как этот герой сражался с чудовищем, взгляд которого обращал все живое в камень. Поэтому Персей бился с Медузой, глядя на ее отражение в полированном щите. Медь щита гасила смертоносную силу взгляда Горгоны, и герой смог ее победить. Комментарием к этому античному сюжету могли бы послужить слова Ницше: &laquo;Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем&raquo;. </p> <p> Заглянуть в свою душу бывает очень неприятно. Страшно осознавать, что зло, которое ты видишь вокруг, и зло в твоем сердце рождаются из одного источника. Но у каждого христианина, как у Персея, есть щит, при помощи которого он безопасно для себя может смотреть на зло и несправедливость во всем мире и в самом себе. Этот щит &mdash; Евангелие, рассказывающее о Воплотившемся Боге, ответившем на все зло мира самоотверженной Любовью и Крестной смертью за этот мир. Христос на все времена оставил Своим ученикам одну только молитву, которой христиане призваны молиться о своих врагах всех мастей и разновидностей. </p> <p> Конечно, псалмы помогают нам почувствовать горе человека, потерявшего близких, понять того, чье страдание неизмеримо больше нашего. Они помогают плакать с теми, у кого уже не осталось сил даже для проклятий своим обидчикам и небесам. Но все же никакое горе, никакая боль уже никогда не смогут стереть из сердца христиан эти удивительные слова Христа, которые особенно сильно звучат в храме на утрене Страстной Пятницы перед Крестом: <span style="font-style: italic;">Отче! прости им, ибо они не знают, что делают </span>(Лк <span style="font-weight: bold;">23</span>:34). </p> <p class="st-note">* Ереси &mdash; богословские мнения, признанные церковной полнотой ложными. &mdash; Ред. <br /> ** Манихейство &mdash; дуалистическое гностическое религиозно-философское учение. В чистом виде существовало с III по Х век. Манихейство признает два равноправных самостоятельных первоначала всего &mdash; злое и доброе. &mdash; Ред.</p> <div class="st-ist">Источник: <a href="http://www.foma.ru" target="_blank">журнал "Фома"</a></div> <br> <div style="margin-left:10px;color:#575;font-weight:bold;"><a href="http://www.zavet.ru/a/comment_1299926925.html">Оставить комментарий</a></div> Sat, 12 Mar 2011 13:48:45 GMT