Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Колокольные звоны Великого Поста http://www.zavet.ru/a/post_1330172255.html <div class="st-avtor"></div> <p class="st-abz">С наступлением <a href="/k/vp/">Великого поста</a> в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период <a href="/kalendar/vp/ned.htm">святой Четыредесятницы</a>, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии <b>Николай Завьялов</b>.</p> <p>С наступлением <a href="/k/vp/">Великого поста</a> в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду <a href="/k/vp/">Великого поста</a>, например <b>часовые.</b> </p> <p> <a href="/k/vp/">Великий пост</a> начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение великой Четыредесятницы. </p> <p> <b><i>В приуготовительные дни</i></b> к <a href="/k/vp/">Великому посту</a>, в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: <i>«На часех в кампан не ударяем».</i> </p> <p> <i> <a href="/k/vp/p04-nai.htm"><b> В Прощеное воскресенье</b></a></i> к вечерне благовестят в праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина прощения – <b>звон в двои</b> (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине; впрочем, это не является обязательным и из соображений улучшения благозвучия иногда используются просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого звона). </p> <p> При наступлении Четыредесятницы во весь ее период перед началом 3-го часа совершают три удара в Постный колокол: перед 6-м – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов. </p> <p> К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров – звон в двои<b>.</b> </p> <p> Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то согласно указаниям Типикона <i>«кандиловозжигатель ударяет в древо»,</i> а к началу часа <i>«по первом же Трисвятом ударяет в кампан».</i> В современном варианте «ударение в древо» может быть в виде благовеста в постный колокол (поскольку била теперь используют довольно редко), а уже затем, в положенном месте, – удары в часовой колокол. </p> <p> <b><i>В понедельник к полунощнице</i></b> <i>«знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения»</i> (Типикон, гл. 49). </p> <p> Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например – через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», как это принято было, например, в Троице-Сергиевой лавре. </p> <p> Следующее указание в Типиконе: <i>«Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь</i>». Этот звон совершается для того, чтобы собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час, который в настоящее время предстоит читать в храме. </p> <p> Перед началом 3-го часа: <i>«Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды»</i>. </p> <p> О 6-м часе: <i>«Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат».</i> </p> <p> На 9-м часе: <i>«Кандиловозжигатель, взем благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час»</i>. </p> <p> И далее, так же как и в начале, после обычного начала: <i>«Параеккле</i><i>сиарх же, изшед, ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный»</i>. </p> <p> Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются. </p> <p> <b><i>С понедельника до четверга</i></b> <a href="/k/vp/n01.htm">1-й седмицы</a> на повечериях совершается чтение <a href="/a/post_1299673895.html">Великого канона Андрея Критского</a>. В эти дни к повечерию предписывается: <i>«Входит свещевозжигатель и, сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь»</i>. </p> <p> В настоящее время совершается благовест в постный колокол. </p> <p> <em><b>В</b></em> <b><i>среду и пятницу</i></b> во весь период <a href="/k/vp/">Великого поста</a> служится литургия Преждеосвященных Даров. </p> <p> Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней). «<i>П</i><i>араекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонити».</i> </p> <p> И еще: <i>«На блаженнах глаголем Предтечи… Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню»</i>. </p> <p> Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения звонов (именно этот вопрос является наиболее часто задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных Даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»). </p> <p> В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что <a href="http://www.zavet.ru/k/vp/n01.htm">1-я седмица</a> являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний. </p> <p> В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: <i>«Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем».</i> </p> <p> На время поста <b>не следует менять характер воскресных звонов</b>. Воскресенье – малая <a href="/k/px/">Пасха</a>. </p> <p> В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные. </p> <p> <em><b>К вечерням в воскресные дни</b></em> полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен. </p> <p> Каждый воскресный день в период <a href="/k/vp/">Великого поста</a> празднуется особо. </p> <p> <i><a href="/k/vp/n03.htm"><b>В неделю 3-ю, Крестопоклонную</b></a>,</i> в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «<em>во вся</em>», который продолжается до возложения креста на аналой. </p> <p> Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения. </p> <p> <i><a href="/k/vp/n05.htm"><b>В среду 5-й седмицы</b></a> «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни».</i> </p> <p> Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов. </p> <p> Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь <a href="/a/post_1299673895.html">Великий канон Андрея Критского</a> в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – <i>«во все кроме первого»</i>. </p> <p> Такой же звон совершается и <em><b>в</b></em> <b><i>пятницу вечером</i></b> к службе, которая именуется Суббота акафиста. </p> <p> <b><i>В</i></b> <i><b>пяток 6-й седмицы</b></i> Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов. </p> <p> <b>В <i>субботу, именуемой</i></b> <i><a href="http://www.zavet.ru/lazar.htm"><b>Лазаревой субботой</b></a>,</i> совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным. </p> <div class="st-ist">Источник: <a href="http://www.pravoslavie.ru" target="_blank">Православие.ru</a></div> <br> <div style="margin-left:10px;color:#575;font-weight:bold;"><a href="http://www.zavet.ru/a/comment_1330172255.html">Оставить комментарий</a></div> Sat, 25 Feb 2012 16:17:35 GMT