Мы тоже находимся сейчас
на пути к дню Пятидесятницы: на следующей неделе
мы будем праздновать это событие. Павел на пути
размышлял о том, что с ним приключилось во время
его путешествия из Иерусалима в Дамаск, а потом в
даре Святого Духа по молитве Анании, Нам тоже,
каждому в отдельности и всем сообща, надо
задуматься обо всем, что Бог нам дал. Он дал
нам бытие и вдохнул в нас жизнь; не только жизнь
тела, но жизнь, которая нас делает сродни Ему: Его
собственную жизнь. Он дал нам познать Себя
Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в
Евангелии и на путях жизни Своего Единородного
Сына, Господа Иисуса Христа. И в крещении, в
миропомазании, в причащении Телу и Крови
Христовым, в тайне безмолвного молитвенного
общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко
подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не
думали, Он давал нам так много.
Проведем эту неделю или
хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что
нам дано, ставя перед собой вопрос: действительно
ли мы ученики Христа? Мы знаем от апостола Павла, что
значит быть учеником. Павел сказал, что жизнь
для него – Христос, а смерть была бы
приобретением, потому что пока он в теле, он
отлучен от Христа, Которого любит, Который стал всем
в его жизни, не только временной, но на всю
вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить,
не умирать, потому что его присутствие на земле
нужно другим... Это была мера его
приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из
параллели между короткой фразой в Деяниях и
другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус
Христос и Его ученик говорят о том, что теперь они
идут обратно к Отцу, что время их отшествия
настало... Его, Павла, жизнь во Христе созрела в
такое отождествление с тем, что Христос означал,
и больше того: с тем, чем Христос был, Кем Он
был, что все, что относилось ко Христу, стало
приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь
была – Христос, и он тосковал по смерти; но он
научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска
по свободе, по общению с Богом, Которому он
поклонялся и служил с такой верностью. Он узнал,
что давать есть радость еще большая, чем
получать: получив столь много такого великого,
такого святого, он был готов продолжать жить,
отдаваясь.
Святые услышали слово
Христа: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто
отдает свою жизнь за своих друзей. Павел, другие
апостолы и бесчисленные святые вслед за ними
отдавали свою жизнь, истощали ее изо дня в день,
забывая о себе, отвергая всякую мысль, всякую
тревогу о себе, имея в помышлении только тех, кому
нужен был Бог, кому нужно было слово правды,
кому нужна была Божия любовь. Они жили для других;
они давали так же щедро, как получили.
И мы тоже призваны
научиться радости, ликующей, вдохновляющей,
дивной радости давать, отвернуться от себя, чтобы
быть свободными давать, – давать на всех
уровнях: самое малое и самое великое. И этому нас
может научить только сила Духа Святого, которая
соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с
Ним тело, в тело людей, связанных друг с другом в
их полной общности, единых с Богом, Который есть
наше единство.
И вот задумаемся над всем,
что мы от Бога получили, и поставим перед собой
вопрос: что мы можем дать? Ему – так, чтобы Он
мог радоваться о нас, чтобы Он мог знать, что Он
жил и умер не напрасно? И что мы можем дать тем,
кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого
скромного подарка своим близким, и кончая тем,
чтобы дать все, что только мы можем, тем, которым
это больше нужно?.. И тогда действительно,
Пятидесятница придет как дар жизни, дар, который
нас связует воедино, в единое тело, способное
быть на земле для других видением Царства, но
также и источником жизни и радости, так, чтобы
подлинно наша радость и радость всех, с кем мы
встречаемся, исполнилась бы. Аминь.
Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница.
17 июня 1973 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сейчас будем просить о
полноте Святого Духа, Который Церковь наполнил,
Который в Церкви живет, Которого мы получили в
день, когда нас крестили и миропомазали, но
Которого мы теряем – грехом, рассеянностью,
жизнью не по Христу. Будем молиться о том, чтобы
сошел на нас Вседержитель Святой Дух, и будем
силиться принести те плоды Духа, которые описаны
святым апостолом Павлом из недр его опыта: мир,
радость, любовь, терпение и другие плоды, которые
он упоминает, и венец которых, вершина
которых – самозабвенная, жертвенная,
радостная, все свое отдающая любовь. Будем
молиться, чтобы Господь нам дал Духа, а сами
обязуемся ныне трудиться над тем, чтобы не
напрасно снизошел на нас Святой Дух. Аминь.
[ << назад | вперед >> | к оглавлению ]
[ Митрополит Сурожский Антоний ] [ в библиотеку ]