Евангельская история в проповедях

Сретение – праздник встречи

Сретение А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом , исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. (Лук. 2,25-32)

(Синодальный перевод)

За время церковного года мы вспоминаем всю Евангельскую историю, все тридцать три года земной жизни Христа Спасителя. И если расстояние между некоторыми праздниками имеет символическое значение, так, между Рождеством и Крещением Господа в истории прошло около тридцати лет, но в календаре два этих события следуют одно за другим, как объединенные внутренним смыслом, то время между другими праздниками соответствует земному измерению: так на сороковой день по Рождестве Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Богомладенца в Иерусалимский храм и на сороковой день по Рождестве Церковь совершает Праздник Сретения – вспоминает это событие.

Дева Мария и Иосиф Обручник входят в храм, что бы там, согласно Моисееву закону, принести положенную жертву за рождение ребенка. Обычно такой жертвой был агнец – ягненок, но евангелист говорит только о двух жертвенных горлицах. И не только потому, что Мария и Иосиф были бедными, а потому что принесенный ими Младенец и был Божьим Агнцем, Который в последствии принесет Себя в Жертву за грехи мира и за жизнь мира. Ведь в эпоху Ветхого Завета агнец был не только жертвенным животным, но и прообразом Христа который взойдет на Крест чтобы принести Себя в Жертву.

Богомладенца, Его Матерь и Иосифа в храме встречает праведный Симеон, именуемый «Богоприимцем», потому что он сподобился принять на свои руки Творца Вселенной. Симеону было предсказано Духом Святым, что он не вкусит смерти, доколе не увидит пришедшего в мир Христа. Святой Симеон по особому ожидал пришествия Христова, чаял «утехи» – утешения Израиля, как говорит евангелист.

Размышление об этом человеке привели к рождению легенды о том, что Симеон входил в число тех семидесяти толковников – ученых мужей, которые переводили книги Священного Писания с еврейского языка на греческий. Было это в Александрии при фараоне Птолемее Филадельфе еще за три века до Христова Рождества. Конечно, роль Симеона, как переводчика Писания, есть знак единства Ветхого и Нового Заветов.

Завет – это союз, который заключает с человеком Бог. Заветом также называются книги Писания, в которых этот союз раскрывается. Ветхий Завет Господь Бог заключал с Адамом, Ноем и Авраамом, а Новый дан через Господа Иисуса Христа. И в центре Писания, в центре двух Заветов, стоит Сам Господь Иисус Христос. В Завете Ветхом Он присутствует в пророчествах и прообразах, а в Новом в совершенстве открывает Себя. И день Сретения можно назвать праздником встречи Бога и человека и праздником встречи Ветхого и Нового Заветов.

Согласно преданию, Симеон переводил пророка Исаию, которого традиция назвала ветхозаветным евангелистом, ибо у него находятся столь значимые о Христе пророчества и у него же в Ветхом Завете – исключительно, используется слово «благовествовать» (в переводе семидесяти). Размышляя над известным пророчеством, которое впоследствии евангелист Матфей приведет, описывая события Рождества: «Сам Бог даст вам знамение: Вот Дева во чреве примет и родит Сына…» – Симеон недоумевал: как правильно передать еврейское слова «альма», которое обозначает и деву, и молодую женщину. В итоге Симеон перевел это слово как «Дева», и без него не было понятно, в чем состоит «знамение» – чудо, о котором говорит Бог, ведь, если бы родила молодая женщина, это было бы самым обычным положением вещей. И тогда же Симеон получил обетование, о котором говорит евангелист, – что он встретит Христа.

Принимая на руки Богомладенца, прежде чем отправиться домой, чтобы наконец-то покинуть этот мир, Симеон возглашает слова, которые на церковно-славянском звучат так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, яже уготовал пред лицем всех людей и славу людей Твоих – Израиля». Эти слова, которыми Симеон прощался с миром, стали молитвой всей Церкви. Темы Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение и ожидание Мессии – в дневном богослужебном круге выражает Вечерня. И одним из завершающих молитвословий Вечерни стала молитва праведного Симеона. Вечерня предваряет Утреню и Литургию. В начале Утрени звучат слова из Ветхого Завета о том, что «Бог Господь явился нам», а на Литургии происходит явление Господа в Таинстве Причащения. И заканчивают молитвы по Святом Причащении этими же, произнесенные когда-то Симеоном Богоприимцем, словами. Потому что стать причастником Святых Христовых Тайн – это значит увидеть спасение, приобщиться к полноте жизни.

Христос приходит для всех: для Израиля, чтившего Истиного Бога, и для язычников, бывших идолопоклонниками, но приходит в «знамение пререкаемое». Это знамение – Крест, оружие, которым сокрушил Господь силу диавола. А «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия», (1 Кор. 1:18) – говорит апостол. Весть о Боге, умалившем Себя до человека и казненном на кресте, была безумие для неверующих современников апостола Павла. Для нас же Крест есть Слава и Сила Божия. Но Сила и Слава Христа Бога нашего воспринимаются верою, и так будет до второго Славного Христова пришествия, когда Слава Божия будет явлена уже всем: «Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой» (Мф. 24:30).

И о Кресте святой Симеон говорит Деве Марии: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Евангелист особо отмечает удивление Иосифа и Девы Марии, вызванное словами Симеона, и это так : после событий связанных с Благовещением и Рождеством, они с трепетом ожидали, что же будет дальше. Часто на иконах Дева Мария, держащая на Своих пречистых руках Богомладенца, изображается с печальным Ликом. И, быть может, именно с этого дня, когда Богомладенец был внесен в храм для посвящения Богу, Дева Мария начала скорбеть о том, что произойдет с Ее Сыном. И прославляя Христа, в праздник Сретения мы «чтем Пречистую Матерь Его, Ею же по закону принеслся еси в храм Господень». И облачения священнослужителей в этот день Богородичные – синие, цвета небес.


Православные книги

E-mail подписка: