Евангельская история в проповедях

Крещение как Богоявление

Крещение Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мт. 3,13-17)

(Синодальный перевод)

Между Рождеством и Крещением прошло около тридцати лет, но в церковном календаре два эти праздника следует непосредственно друг за другом как объединенные общим смыслом – явлением Бога. Только в Рождестве Бог приходит в наш мир сокровенно – совсем немногие посвящены в тайну рождения Христа, а в день Крещения Господь являет Себя миру как Сын Божий и с Крещения начинается Его проповедь.

Богоявление – есть откровение о Боге и в своей полноте – это откровение о Пресвятой Троице. В день Крещения, согласно тропарю праздника, людям «Троическое явися поклонение». В Евангелие сообщается о раздавшемся при Крещении гласе Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный в Котором Мое благоволение» и о явлении Духа Святого в виде голубя сходящего на Спасителя.

И слова Отца, и схождение Святого Духа для евангелистов перекликались с событиями Ветхого Завета. Во времена Ветхого Завета псалом царя Давида со словами, так похожими на те, что прозвучали с небес в день Крещения: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс.2,2) относился ко всякому благочестивому царю, но прежде всего, подразумевал вечного Царя Христа. Именование же Сына Возлюбленным заключает в себе указание на жертвенное служение Господа: в Ветхом Завете возлюбленным сыном назван только один человек – Иссак, которого его отец Авраам был готов принести в жертву. А ведь большинство современников земного служения Христа Спасителя ожидали, что Он изгонит ненавистных язычников – римлян и восстановит былую славу Израильского царства. Но Мессия приходит не для одного только народа, а для всего мира, и не для того чтобы стать политическим властителем, но для того чтобы принести Себя в Жертву на Кресте и стать Владыкой всех – и живых, и мертвых.

То, как Евангелие описывает явление Духа Святого, тоже имеет свои параллели в Ветхом Завете. В самом начале Библии говорится о творении мира: Дух Божий носился над бездной, буквально же в оригинальном еврейском тексте – «парил, реял», так же, как парит в небесах птица. И вот теперь Дух Святой в образе горлицы сходит на Спасителя. И еще голубь напоминает о потопе: выпущенный Ноем из ковчега голубь вернулся, неся в клюве зеленную оливковую веточку. Так Ной понял, что Бог не гневается – вода схлынула и где-то уже произрастает зелень. Воссоздание творения и примирение человека – все, о чем в прообразах говорил Ветхий Завет исполняет Иисус Христос устанавливая Новый Завет Бога и человека.

Река Иордан по Российским меркам совсем невелика: и мелка, и не широка, но именно здесь, в Вифаре, где один берег принадлежит теперь Израилю, а другой – Иордании, произошло великое событие – Крещение Господа, после которого началась Его проповедь и которым положено начало Таинства Крещения – нашего рождения для Вечной жизни.

И так же, как когда-то Господь сошел в Иордан и «тем освятил вод естество», так и ныне, совершая Таинство Крещения либо же чин освящения воды, Церковь молит, чтобы Сам Господь «наитием Святого Духа» освятил воду.

И так же, как когда-то Господь взял в Иорданских водах на Себя грехи всего мира, так и сейчас мы принимаем Крещение во оставление грехов.

И так же, как Крещение стало началом пути Господа Иисуса Христа к смерти и Воскресению, так и мы все в смерть Его крестились, чтобы стать наследниками Его Воскресения. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6.4-5).

И так же, как Крещение стало Богоявлением – откровением о Троичном Боге, так и мы принимаем Крещение по Господню повелению во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.


Православные книги

E-mail подписка:



Устройство буронабивных свай

устройство буронабивных свай

svaeburg.ru