Евангельская история в проповедях

О грехе, осуждении и прощении. Женщина, застигнутая в прелюбодеянии

О грехе, осуждении и прощении.  Женщина, застигнутая в прелюбодеянии И приводят книжники и фарисеи женщину, застигнутую в прелюбодеянии, и, поставив ее посредине, говорят Ему: Учитель, эта женщина застигнута на месте прелюбодеяния. А в Законе Моисей заповедал нам таких побивать камнями. Итак, что Ты скажешь? Это они говорили, искушая Его, чтобы иметь обвинение против Него. Иисус же, низко наклонившись, пальцем писал на земле. А когда они упорно продолжали спрашивать Его, Он поднял голову и сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И снова, наклонившись, писал на земле. Они же, услышав, стали уходить один за другим, начиная со старших, и остался один Иисус и женщина посредине. Иисус, подняв голову, говорит ей: женщина, где они? Никто тебя не осудил? Она же сказала: никто, Господи. Сказал Иисус: и Я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши. (Ин. 8, 3-11)

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

Мы видим в Евангелии, что очень часто люди, в которых «не вмещалось» учение Христа Спасителя, люди, которые не желали принять Его в свою жизнь, пытались уловить Господа в слове, чтобы затем обвинить Его либо перед народом, либо перед властями. Так однажды, после того как Господь изгнал из храма торговцев, фарисеи спросили Его: «Какой властью Ты это делаешь?» Ты что – священник? А если нет, то, значит, Ты богохульствеуешь.

Но Господь Сам поставил перед выбором этих лукавых людей, спросив их о том, было крещение Иоанна с небес или от человеков. Именно в этом вопросе и заключался ответ на заданный фарисеями вопрос. Но фарисеи не могли ответить: если бы они сказали: «с небес», то почему же они тогда не принимают Иисуса, о Котором свидетельствовал Иоанн, но и сказать «от человек» они тоже не могли, так как боялись стоявшего тут же народа, почитавшего Иоанна Крестителя как пророка. «Не знаем», - только и могли произнести они и, не дав ответа Господу, они и сами не получили от Господа ответ.

В другой раз фарисеи объединяются со своими непримиримыми противниками – иродианами и посылают своих учеников, которые, начав с лести: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо» - спрашивают о том, позволительно или нет давать подать кесарю. Этим людям кажется, что они поставили Господа перед неразрешимой дилеммой: если Он ответит: «Позволительно», то Он против независимости народа, платящего дань завоевателям, а если скажет: «Нельзя», то Он враг римской власти – бунтовщик. Но разве может человек искушать – испытывать – Бога? Господь просит показать монету – динарий, у Него ее даже нет! Тогда вопрошатели тут же достают ее из карманов. (А дело происходит в храме и туда, из-за благоговения перед святыней, нельзя было вносить ничего, что имеет человеческое изображение.) «Чье изображение и надпись на монете?» – спрашивает Господь. «Кесаря». «Ну так отдайте кесарю кесарево, а Божие – Богу».

Человек может жить в мире с Богом посреди забывшего о Боге мира, если он посвящает Богу свое сердце и учится Бога любить. А было и так: пытались уловить Господа, и речь при этом шла о жизни и смерти человека. Привели к Нему женщину, застигнутую в прелюбодеянии, и возбужденно, перебивая друг друга, вопили: «Учитель! Моисей заповедал нам побивать таких камнями. А Ты что скажешь?» Но Господь ничего не отвечал, даже не смотрел на них, а, склонившись, писал что-то перстом на земле. Но эти люди не унимались, им надо было услышать, что выберет Господь: следование Закону и возьмет тем самым на Себя ответственность за осуждение грешницы, либо же Он станет противником закона и, значит, покровителем греха. И Господь дал ответ, но такой, какой никто не ожидал, Господь поднял на них глаза, и то, что Он сказал, было обращено лично каждому из этих людей, каждому Он предложил произвести этот суд. Господь, посмотрев на этих людей, увидел жизнь каждого из них и произнес: «Тот из вас, кто без греха, пусть первый кинет в нее камень». А затем, вновь склонившись, продолжил писать на земле.

Господь уже не смотрел на этих людей, оставив их перед судом собственной совести. И все они поступили в той ситуации очень правильно, у них действительно была совесть, было правильное отношение к себе, и все они, начиная со старших, постепенно разошлись – осталась одна только женщина. Только что она убедилась в том, о чем люди обычно, совершая грех, стараются не помнить, в том, о чем апостол напишет: «Сделанный грех рождает смерть». Только что смерть стояла совсем близко, и это Господь не позволил ее осудить, и это Он сказал ей: «И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши». Все, что совершил Господь, все что Он сказал во время Своей земной жизни, все, что мы читаем в Евангелии, говорит нам о самом главном – о том, как относится к нам Бог, и о том, как мы должны относиться к людям. И мы видим, что Господь Бог относится к нам бережно, Он нас щадит, Он нас даже не осуждает, Он нас прощает, Он и смерть принимает, чтобы искупить нас от грехов. Но мы сами должны осознать, что грех отделяет нас от Бога и, значит, несет нам смерть. Господь призывает нас, сделав ошибку, уже не повторять ее больше, как Он говорил женщине, взятой в прелюбодеянии: «Иди и впредь не греши».

А что же тогда Господь писал или рисовал на песке? Некоторые толкователи полагали, что Господь перечислял грехи этих обвиняющих женщину людей. Но, по-видимому, Господу не интересны были ни они, ни их прегрешения, ни их лукавый умысел в итоге обвинить Его. А быть может, Господь рисовал схему мироздания, которое одному Ему и ведомо, либо же Он чертил на песке буквы, из которых составлено Писание – Ветхий Завет, говорящий о Нем в пророчествах и прообразах, и Новый Завет – Живое Слово Живого Бога, обращенное лично к нам.

Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: