Евангельская история в проповедях

О злых виноградарях и о бесплодной смоковнице

О злых виноградарях и о бесплодной смоковнице Выслушайте другую притчу. Был некий домохозяин, который насадил виноградник, и обнес его оградой, и выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню, и сдал его внаем виноградарям, и удалился. Когда же настало время собирать урожай, послал он рабов своих к виноградарям востребовать свою долю урожая; но виноградари схватили рабов его и кого прибили, кого убили, а кого и камнями побили. Опять послал он новых рабов, больше, чем в первый раз; но и с ними поступили так же. Напоследок послал он к ним сына своего, рассуждая: „Уж сына-то моего они постыдятся!“ А виноградари, увидев сына, сказали друг другу: „Это наследник; давайте убьем его и завладеем наследством его!“ И они схватили его, извергли вон из виноградника и убили. Итак, когда вернется хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Они говорят ему:
«Предаст злых злой кончине, а виноградник вверит другим виноградарям, которые будут отдавать ему урожай в должное время». Говорит им Иисус:
«Или вы никогда не читали в Писании: „Камень, что отвергли строители, он-то лег во главу угла; от Господа произошло сие и дивно во очах наших“? (Мф.21, 33-42)

Перевод Сергея Аверинцева

В один из последних дней Своей земной жизни Господь рассказал притчу о том, что Он будет предан смерти, почему это произойдет и кто это сделает. В притче о злых виноградарях господин винограда символизирует Бога Отца – Творца всяческих, виноградник – избранный Богом народ, Ветхозаветная церковь, ограда – данный Богом закон, ограждающий от идолопоклонства, точило – пресс и башня соотносятся с алтарем и жертвенником Иерусалимского храма, в котором проливалась кровь агнцев символизируя собой Кровь Христа Бога нашего, пролитую на Кресте ради нашего искупления из рабства греха и смерти. В притче Господин виноградника удалился.

Действительно, человек в этой жизни не видит Бога и может решить, что это он сам распоряжается Божественным достоянием. Но Бог видит свой мир, видит человека и ждет от него плодов. Он на протяжении столетий посылал в мир Своих пророков. Но как их встречали и как с ними поступали люди? Как в притче – побивали камнями и убивали. И все-таки в мир Отец посылает Своего Возлюбленного Сына и это немыслимо – ведь совершенно понятно, что с Ним произойдет. То, что в притче совершают злые виноградари – начальники народа, они говорят: «Это наследник, пойдем убьем Его и все будет наше». И вывели Его из виноградника и убили Его. Так в притче Господь предсказал, что примет смерть вне городских стен – на Галгофе. «Что же сделает господин виноградника когда вернется?» - спрашивает Господь. «Погубит злых и отдаст виноградник другим», – отвечают Ему, производя тем самым суд над собой.

Потом книжники вдруг спохватываются – понимают, что притча про них, и восклицают: «Да не будет!» Нет, возражает им Господь, будет, потому что сказано в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот сделался главою угла». Господь – краеугольный камень мироздания, основа жизни вселенной и жизни каждого отдельного человека. Но помнит ли об этом человек, знает ли об этом мир? Нет, мир живет так, будто Господь не имеет к нему никакого отношения – как яв Притче о злых виноградарях – словно все теперь принадлежит им. И мы живем так, словно эта жизнь не является временем, в которое мы должны принести плод. Но что мы можем отдать Богу, если все, чем мы обладаем – включая саму нашу жизнь, – дар от Господа? Очевидно, Бог, Который «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17,25) ждет от человека обращения. «Сын мой! отдай сердце твое Мне» (Притчи 23:26 ), – говорит Господь Бог через пророка. Очевидно, что Бог, Который «есть Любовь», ждет любви от человека. Но не любви, ни веры не оказалось у тех, кому Господь доверил Свой виноградник – Свой народ. Потому и сказал Он: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мт.22,43).

За день до того, как Господь рассказал Притчу о злых виноградарях, Он сотворил чудо с бесплодной смоковницей. Эта притча и это чудо говорят об одном. Все чудеса, совершенные Господом в дни Его земного служения, являли сострадание и любовь к людям. Господь, проповедуя Царство Божие, являл Божественное милосердие «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мк. 4:4). И только однажды, в чуде об иссушении бесплодной смоковницы, Господь показывает нам, что Он еще и Судия, Бог, Который через пророка говорит о разрушении Иерусалима так: «Я Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево возвышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим» (Иез.17:24).

В Понедельник Страстной седмицы, в преддверии великих и страшных событий, Господь рано утром, направляясь из Вифании в Иерусалим, «взалкал» - испытал голод. Увидев на дороге смоковницу, подошел к ней и, и не найдя плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).

Что может означать то, что Господь обращается к дереву и дерево проклинает? Тем более что апостол Марк особо подчеркивает то, что «еще не время было собирать смоквы» (Мк. 11:13). Конечно, все это указывает нам на то, что смоковница была символом, а вся эта история стала своеобразной притчей в действиях. И кого же тогда символизировала смоковница. В тот же самый день Господь еще изгнал торгующих из храма, опрокинул столы, где разменивали деньги и обвинил торговцев, а значит, и тех, кто управлял храмом, что они сделали Дом Его Отца Небесного вертепом разбойников. Таким образом, мы видим связь между проклятием смоковницы и произнесенным над храмом приговором: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Лук.13.35). И, значит, Господь Своими действиями говорил Своим ученикам, что так же, как Он не нашел плода на смоковнице – одни только листья, так не было и плодов веры от храмого культа и от учености книжников и фарисеев. Но дерево как символ жизни, – еще и знак человека. Так и говорил проповедник покаяния Иоанн Предтеча: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10). Ну а какой плод должна принести наша вера и наша жизнь?

«Плод ваш есть святость» - говорит Апостол (Рим. 6:17). И мы понимаем, что совершенно не соответствуем высоте нашего призвания. И еще говорит апостол о плодах духовной жизни: «Плод же духа: любовь, мир, долгоденствие, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Как возрастить в себе эти добродетели? Как нам не остаться бесплодною смоковницей? Что можем мы принести Господу? «Сердце сокрушенное и смиренное» – то состояние, в котором «Бог не уничижит». Мы можем возжелать быть с Богом, быть со Христом посреди этого мира. И Господь говорит нам, что мы не можем принести духовный плод без Него, но мы можем пребывать в Его любви, пребывать в единстве с Ним, и тогда наша жизнь не будет напрасна. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1-2).

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4-5). Это Господь скажет ученикам в Великий Четверг, устанавливая Таинство Причащения, а еще до этого Господь снова пойдет из Вифании, из дома Лазаря, в Иерусалим, и Петр скажет Учителю о том что проклятая им смоковница засохла.

И в ответ Господь скажет нам слова уже не предостережения, но утешения: «Имейте веру Божию». «И все, чего ни попросите в молитве с верою, - получите». Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: