Евангельская история в проповедях

Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово

Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово

Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его?

Так или иначе, всю историю мироздания и всю священную историю знает один Господь Иисус Христос, и Он указывает на чудо Ионы как на прообраз Своей смерти и Воскресения: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф: 12:39-40).

То есть, самое чудесное в истории Ионы – то, как проглотил его кит, – есть образ Христовой смерти и Воскресения, а «чрево китово» есть аллегория ада – места, лишенного света, в которое Господь, умерев, сошел душой, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших. И, прославляя Христа воскресшего, Церковь утверждает, что Он «из чрева адова избавил нас».

И совершенно бессмысленно рассуждать о том, мог или нет кит проглотить Иону (с точки зрения его, кита, физиологии), или о том, какие именно китообразные обитали три тысячи лет тому назад (время, когда жил пророк) в Средиземном море (именно по нему из Иоппии (Яффы) в испанскую Киликию увозит корабль бегущего от Бога Иону). Согласно еврейскому тексту, Иону проглатывает «даг гадол» – «большая рыба», чудище морское, которое греческий, а за ним славянский и русский тексты передают словом «кит», обозначающим самое большое из обитающих в море существ.

Все другие события, происходящие в книге, совершенно обыкновенны: море бушует, растение вырастает, червь подтачивает его корень – в общем, обычное дело. Только за всем этим автор Книги видит действие Бога: это Бог повелевает ветру устроить на море волнение, это Бог повелевает киту сначала проглотить выброшенного за борт Иону, а затем выплюнуть его на сушу. И это Бог повелевает большому растению вырасти, а затем даже червю Бог повелевает подточить его корень. (Особенно поэтичен церковно-славянский перевод. В нем за ночь вырастает не просто «великое растение», а «тыква», а тот, кто ее точит, не просто червь, а «червь утренний»). И все это происходит чтобы Иона сначалаотправился в Ниневию возвестить ее гибель и разрушение, а затем, когда покаявшийся город был помилован, через скорбь об иссохшем растении Иона вразумился, что Господь жалеет и милует человека…

Совершенно потрясающий и живой человек сам Иона. Его психологический барометр все время зашкаливает: он то плачет, то «весьма радуется», то унывает так, что просит Бога взять его душу. Во время бури, когда все молятся «своим богам», Иона спускается в трюм и там спокойно спит – «храпит»! Разбуженный, он объясняет корабельщикам, что это он виноват в грозящей всем гибели и, чтобы спасти всех, готов безропотно принять смерть: просит бросить его в пучину. Когда же после его проповеди жители Ниневии каются и получают прощение, то Иона сильно раздражен переменой божьей воли: он устраивается напротив города и ждет, что с ним все-таки будет. И когда за одну ночь там, где он сидит, вырастает растение, под которым он может прятаться от «зноя восточного», Иона радуется ему как ребенок, когда же оно, подточенное «червем утренним», засыхает, огорчается так, что и жить не хочет.

Достойны удивления также и люди, которых встречает Иона. Корабельщики в момент опасности молятся – они даже не сомневаются в том, что виной происходящему чей-то грех. Когда же они узнают, что Иона раб Бога Небес, сотворившего море и сушу, то исполняются страха и не хотят сделать то, что предлагает Иона – выбросить его за борт. Также и жители Ниневии: еще не успевает Иона пройти город с проповедью, как они уже начинают каяться и тем самым изменяют свою судьбу – переменяют суд Божий. И даже правитель, до которого «доходит слух», облачается во вретище и садится а на куче пепла.

И вот эту невероятную, потрясающую историю упоминает Господь, говоря о Своем Воскресении, Своей победе над смертью. Победе, одержанной Им для того, чтобы люди, которые, подобно древним ниневитянам, не умевшим «отличить правой руки от левой», до сих пор не умеют отличить правого от неправого, не погибли, но получили дар вечной жизни.

См. также: Календарь >> Пасха


Православные книги

E-mail подписка: