Евангельская история в проповедях

Первые и последние. Притча о званных на вечерю

Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. (Лук 14, 16-24)

Синодальный перевод

Господь, по Его собственному слову, пришел в мир «призвать не праведников, но грешников на покаяние». Потому Он и не отвергал явных грешников, да так, что про Него говорили: «Вот человек, который любит пить и есть, друг мытарей и блудниц». Но Господь посещал и тех, кто принимал себя за праведника. Так, однажды Господь пришел в дом к начальнику фарисеев, и это стало поводом и к совершению чуда и к поучению. Господь исцелил больного водянкой, причем была суббота и прежде чем совершить чудо, спросил собравшихся в доме книжников и фарисеев позволительно ли врачевать в субботу, но они молчали, а Господь исцелив страждущего одним прикосновением сказал им: «Если у кого то из вас осел упадет в колодец в субботу, разве не вытащит он его сразу же», а здесь в помощи нуждался человек.

А затем, Господь, наблюдая как гости, такие же фарисеи, как и хозяин дома, люди, полагающие что они первыми пойдут в Царство Небесное выбирали себе лучшие места, дал им назидание обращенное ко всем читающим Евангелие: «Когда будешь зван, не садись на первое место что бы тебя не согнали, а садись на последние чтобы тебя заметили и отметили, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет а унижающий себя возвысится».

И еще Господь обратился к пригласившему Его, и снова Его слова относились ко всем: «Когда зовешь на пир, то не приглашай ни друзей, ни родственников, никого кто может воздать тебе тем же, а зови нищих увечных хромых и слепых и так как они тебя не смогут отблагодарить, то сам Господь наградит Тебя в Царстве Божьем».

И как иллюстрацию к этим словам добавил притчу о званных на пир – историю о том, что много званных и мало избранных. Те, ради кого закололи тельцов упитанных и кого Господин пригласил на пир – не захотели придти, потому что первый приобрел землю и надо было ее осмотреть, второй купил волов и надо было их испытать, а другой женился… Так человек порабощается куплями, житейскими заботами и удовольствиями, забывая что все, что он имеет, дано свыше и потому все, является поводом благодарить Бога. Но человек отказывается разделить радость с Господом, «Имей меня отреченна» – отвечает каждый из званных.

Почему одной из причин отказа оказывается женитьба? Ведь сказано что «нехорошо быть человеку одному», с первых страниц Библии Господь благословляет брачный союз, и Церковь утверждает, что цель брака – это спасение. Но верно также и то, что если в браке люди забывают о Творце тогда, действительно, «враги человеку – домашние его» и тогда «женатый старается угодить не Богу, но жене».

Взамен недостойных своего призвания, в притче, Господин посылает своего раба пройти по улицам и перекресткам и привести на трапезу всех, кого только можно сыскать: нищих увечных, хромых и слепых.

Удивительно, что те кто были приглашены оказались недостойными, а те, кто входят на пир люди незначительные, такие которых не было за трапезой у пригласившего Господа фарисея. И действительно, «многие первые будут последними, а последние первыми» – говорит Господь, не фарисеи, трудившиеся над изучением Закона первыми вошли в Царство Отца, а покаявшийся разбойник, и в Церковь Христову вошли народы, которые были идолопоклонниками – язычниками, а тот народ который Бог воспитывал на протяжении всей Ветхозаветной истории, отпал, но это отпадение временное вот что говорит апостол язычников Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведе­нии о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточе­ние про­изошло в Израиле отчасти, до време­ни, по­ка войдет по­лное число язычников; и так весь Израиль спасет­ся, как написано: при­дет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. Ибо дары и при­звание Божие непреложны» Рим.11, 25-26, 29). Ведь если не верен человек, то всегда верен Бог.

И всех нас, кого Господь призвал в Свою Церковь, в соответствии в притчей, можно назвать нищими, так нет у нас нет не любви, не добродетелей, глухими, потому что мы слышим Слово Божие и не понимаем, слепыми, потому что видим и не разумеем, хромыми – Господь дал нам заповеди, но мы постоянно претыкаемся И вот таких нас, Господь призывает на Трапезу Господню, таково одно из названий Божественной Литургии. И за все, что сделал для нас Сын Божий мы, конечно же, не можем Ему воздать должным образом, но мы можем понимать, с одной стороны – высоту нашего призвания, а с другой – то жалкое состояние, в котором мы пребываем. Мы можем и должны помнить слова Господа сказавшего ученикам: «Вы же когда исполните все что вам повелели говорите: мы рабы недостойные, что должны были сотворить, то и сотворили».

И если так мы будем поступать, то пребывая в Христовой Церкви, мы, постепенно, из званых, милостью Божией, будем превращаться в избранных. Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: