Евангельская история в проповедях

«Свет миру». Память трех святителей

Свет миру. Память трех святителей Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий высоко на горе. И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме. Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах. Не подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить. Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется. А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Небесном. (Мт. 5. 14-19)

Перевод Сергея Аверинцева

«Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы». И с Воплощением Сына Божьего Свет Божественной любви пришел в наш мир, и этот Свет просвещает всякого человека грядущего в мир. И, прославляя святых, мы прежде всего прославляем «дивного во святых своих» Бога, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» стал человеком и свет Которого может просиять в человеке.

И в день памяти трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – мы слышим в Евангельском чтении слова Господа, обращенные к Его ученикам, к тем, кто тогда, две тысячи лет назад видел и слушал Господа, и к нам с вами, ко всем, кто понимает, что слово Господа обращено и ко всему миру, и к каждому человеку лично. И всем своим ученикам, всем нам Господь говорит: «Вы – свет мир. Не может укрыться город стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, да светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного» (Мт.5.14-16) Конечно же, эти слова согласуются с прошением из молитвы Господней «да святится Имя Твое», ибо Святость Бога должна воссиять в человеке. «Люди суть слава Божия», – эти слова произнес святитель Иоанн Златоуст (Толкование на Ис. Том 4,кн.1,гл.42) Эти слова – о призвании человека. Их исполнение мы видим на всех святых, угодивших Богу. В первые три века церковной истории слова Спасителя о невозможности укрыться городу, стоящему на вершине горы, понимались прежде всего как указание на мученический подвиг. А с окончанием гонений, когда на первый план вышли вопросы вероучения, эти слова стали относить к подвигу святительства. Именно епископ – святитель – в это время становится ключевой фигурой в Церкви, потому что именно от епископа зависело тогда единство Христовой Церкви и сохранение в неискаженном виде учения Господа. И тех святых епископов, которые в период великих богословских споров, будучи просвещенными Светом Христовой истины, принимали участие в формировании догматического учения Церкви, мы именуем еще Вселенскими учителями. И среди них Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

По традиции в день памяти трех святителей в храме Санкт-Петербургской Духовной академии Литургия служится на греческом языке. И не потому, конечно, что это был родной язык трех святителей, а потому, что греческий язык связан с греческой культурой. И три святителя были, с одной стороны, воспитаны на Евангелии, а с другой – получили классическое античное образовании и в своей жизни объединили земное и небесное. Именно их трудами (как и трудами их собратьев) лучшие достижения греческой культуры были воцерковлены и получили новую жизнь в богословии и богослужении. Три святителя были очень разными людьми, но при всей их индивидуальности у них была единая любовь к Богу и Бог прославил их в равной степени как святителей и Вселенских учителей.

И, конечно, пребывая в духовных школах – учась и уча, мы знаем их жития, их творения, их подвиг, мы знаем, что сделали эти три человека для Вселенской Церкви, сделали для нас с вами. И, значит, понимаем, что жизнь этих трех людей, их труды – это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир. Мы осознаем духовную связь с ними, потому что это они научили нас правильно мыслить о Боге, это составленные ими молитвы стали нашим живым обращением к Богу. И это Литургия святителя Василия Великого и это Литургия святителя Иоанна Златоустого являют нам живое присутствие Господа среди нас. И таким образом на Литургии все, что было в истории Церкви, и все, что совершил Господь, становится нашим достоянием – Божьей милостью мы оказываемся включены в историю спасения. И слова Христа Спасителя «Вы – свет мира», которые мы слышим на Литургии в день памяти трех святителей, тоже обращены к нам. И что же мы можем ответить на них? В Древнем патерике есть рассказ о том, как однажды некий брат спросил авву Исаию: «О чем прошение «да святится Имя Твое?» и получил ответ: «Это относится к совершенным, ибо имя Божие не может святиться в нас, обладаемых страстями». Конечно же, мы осознаем свою духовную немощь, но в том- то и дело, что в Христовой Церкви мы не одиноки, мы не предоставлены сами себе, и Свет Христовой любви и молитва святых могут касаться и нашей жизни. И потому так важно чтить и любить святых, так важно иметь опыт молитвенного к ним обращения и так важно осознавать их живое участие в нашей жизни. И так важно понимать, что для нас так жизненно необходим подвиг трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, всей своею жизнью прославивших в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: