6. О необходимости труда для спасения и духовного роста
Евангелие учит нас, что Царство Небесное силою берется и что только употребляющие усилие достигают его. Тому же учат и святые отцы, сказавшие: дай кровь и прими дух, — то есть, чтобы получить духовные дары, нужно много потрудиться — даже до пролития крови. Собственно, и простой здравый смысл говорит нам о том же: любое доброе, хорошее, полезное дело всегда совершается многими трудами и напряжением сил. Сколько, например, трудов нужно положить, чтобы вырастить урожай? Нужно вспахать поле, удобрить, засеять, ухаживать, пропалывать, беречь от вредителей, поливать, терпеливо ждать… Или сколько сил нужно затратить, чтобы построить храм? Сначала необходимо все подготовить: собрать средства, составить проект, оформить документы, закупить и доставить материалы и, после того как все будет подготовлено, положить великое множество трудов и усилий при строительстве.
Вот и храм человеческой души можно построить только многими трудами и многой борьбой. Наша душа предназначена для того, чтобы Сам Господь, Царь Славы, обитал в ней, и потому она должна быть очищена и украшена, должна иметь, подобно храму, благолепный вид. Если обычный храм мы украшаем позолотой, мрамором, белым камнем, колоннами, арками, сводами и куполами, то храм души должен быть украшен любовью к Богу и к ближним, кротостью, смирением, чистотой, великодушием, мужеством, терпением и всеми прочими христианскими добродетелями.
Однако для того, чтобы стяжать каждую из них, нужно немало потрудиться. Добродетель — не груша, ее вдруг не съешь, говорил преподобный Серафим Саровский. Вот мы, например, часто просим: «Господи, дай мне любовь к ближнему» или: «Научи меня быть смиренным». Но нам нужно знать, что Господь не дает добродетели без усилий и трудов с нашей стороны. По словам старца Паисия Святогорца, Господь, когда мы просим Его о добродетелях, не приносит их в готовом виде на блюдечке, но предоставляет нам случай их заработать и стяжать. То есть Он посылает нам некоторые испытания, некоторые ситуации, в которых мы должны повести себя правильно и выйти из них победителями.
Например, если мы просим о том, чтобы не быть гордыми и научиться смирению, то должны великодушно и даже с благодарностью потерпеть оскорбление, или обиду, или несправедливость по отношению к себе, не срываясь на гнев, ропот или ответное оскорбление. Если мы хотим быть кроткими, нужно научиться не впадать в гнев и раздражение, когда что-то делается не по-нашему. Чтобы стяжать целомудрие, нужно найти в себе силы не смотреть на все непристойное, соблазнительное и развратное — в фильмах, телепрограммах, журналах, Интернете. Чтобы получить дар молитвы, молитвенную Благодать, нужно сначала заставлять себя молиться, — даже когда Благодати нет и молиться не хочется. Чтобы стать милосердным, нужно понудить себя помогать людям — раздавать деньги, одежду, вещи, еду. Если мы будем успешно сдавать такие посылаемые от Бога экзамены, то будем возрастать в смирении, чистоте, молитве и милосердии, а если будем их проваливать, то никакого духовного роста у нас не получится.
То же самое можно сказать и о всех прочих добродетелях: они приобретаются многими трудами и напряжением сил. В Евангелии не напрасно сказано, что Царствие Божие силою берется и достигают его только те, кто употребляет усилие, кто трудится. Все святые шли по пути спасения, не предаваясь расслаблению, бездействию и лени, а напротив, шли, «труды к трудам прилагая», как повествуют их жития. У того, кто трудится, труд входит в привычку, и тогда со временем добродетели начинают совершаться легко — как бы сами собой. Преподобный Силуан Афонский говорит, что привычка имеет великую силу и к чему человек привыкнет, так потом и будет поступать всю жизнь. Если привыкнет молиться, помогать людям, быть щедрым, прощать обиды, великодушно переносить жизненные испытания и невзгоды, — то так потом и будет поступать всю свою жизнь. А если привыкнет раздражаться, осуждать, завидовать, роптать на Бога и людей, быть жадным, мелочным, помнить обиды, то так и будет его всегда тянуть к этим грехам, и враги наши, бесы, конечно, всему этому способствуют.
Потрудимся же, братия и сестры, над тем, чтобы приобрести благую привычку к исполнению Евангельских заповедей. Будем понуждать себя на все доброе, а от злого удаляться. Тогда с Божией помощью мы начнем возрастать в духовной жизни, будем продвигаться по пути спасения и явимся подражателями святых. И если понесем такие труды с верой и терпением, то награда нам будет та же самая, что им — вечное спасение в Царстве Христа и Бога нашего. Аминь.