Священник Иоанн Павлов
[ << назад | вперед >> ] [ предисловие | к оглавлению | оставить отзыв | скачать книгу: .html ]

100. Конечная цель христианского пути

Конечной целью христианского пути является некоторое высшее единство — соединение людей с Богом и друг с другом. Христос молился о христианах Богу Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» Это тайна из тайн: мы призваны к единству по подобию единства Господа Бога — так, как едины Лица Троицы — Отец, Сын и Святой Дух. Такое единство есть таинство Будущего века, где святые небожители сольются в единой вечной гармонии любви и славословия Бога.

Отчасти эта тайна приоткрыта нам в Священном Писании. Так, например, святой апостол Иоанн Богослов видел четырех крылатых животных, окружающих небесный престол и славословящих Бога. Животные эти были со всех сторон «исполнены очей», то есть полны глаз. Можно думать, что много глаз — это многие Ангельские силы, соединенные и слитые воедино в любви, предстоянии и славословии Бога.

Подобия такого единения мы можем видеть и на земле, в земной Церкви. Например, народ, участвующий в богослужении и молящийся в храме, составляет некоторое таинственное единство — единство по образу небесных Сил. Ведь не случайно на литургии поется «иже Херувимы тайно образующе…» Если смотреть со стороны, то молящийся народ действительно иногда напоминает какое-то странного вида существо, исполненное очей. Многочисленный народ в храме действует и служит Богу, как одно существо: поет одни и те же молитвы, одновременно осеняет себя крестным знамением, в один голос отвечает на пасхальное приветствие, а иногда выходит из храма и обходит вокруг него. Но при этом каждый человек остается самим собой. Народ, молящийся в храме, также может служить образом того небесного единства, к которому призваны последователи Христа и которое наступит в Будущем веке.

Ну а пока мы живем в мире, где царствуют рознь, непонимание и разделение. Единство и согласие в нем — лишь редкие островки посреди бушующего океана раздора. Такое состояние обусловлено свойствами падшей человеческой природы: грехопадение Адама раскололо ее единство и явилось причиной всеобщей вражды и разделения. Раскол этот проявляется не только внутри отдельного человека, но и целиком во всем человечестве. Уже от рождения каждый из нас является обособленным и отделенным от других людей, в определенном смысле просто обреченным на непонимание и одиночество.

Для того чтобы преодолеть это произведенное грехом Адама разделение и вернуть человеку его единство, чтобы восстановить некогда единую, а ныне расколотую человеческую природу, — для этого пришел в мир Спаситель мира Иисус Христос. «Главное в Спасителевом домостроении во плоти, — говорит святитель Василий Великий, — привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части». Соединяясь со Спасителем, входя в Него, человек становится единым с самим собой и с другими людьми, и таким образом преодолевается исконное человеческое обособление и раздор.

Разделение, неприятие другого, отчуждение и одиночество — это прообраз ада, его преддверие. В аду отчуждение и одиночество станут полными и окончательными, каждый там будет бесконечно далек от каждого. Напротив, Рай, Царство Божие — это совершенное единение, небесное единство душ во Христе и Святом Духе, которое можно сравнить с единством клеток в живом теле. Хотя во всей полноте такое единство наступит лишь в Будущем веке, однако начинается оно уже здесь, на земле. Господь, приготовляя нас к тому последнему великому единству, дал нам на земле многие школы, где каждый учится этой науке — быть единым с другими людьми.

Какие это школы? Это, например, семья, родина, народ, круг друзей, армия, разного рода коллективы и организации — все эти человеческие институты в какой-то степени объединяют людей, учат их единству. Однако то единство, которое они дают, является лишь внешним единством, полного же и совершенного единства они дать не могут. Совершенное единство возможно только в Боге, ибо только Он один проникает внутрь человека до последних глубин его природы. Когда люди соединяются с Богом и становятся с Ним едиными, то в Боге они соединяются и друг с другом, становятся одной общей природой. Такое единство называется соборным, и возможно оно только в Церкви Христовой.

Церковь есть большая семья Божия. В Евангелии Христос говорит: «Кто творит волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь». В этих словах — великий смысл и тайна: люди, исполняющие волю Божию, становятся родными Христу и родными друг другу, становятся единой Божией семьей. Есть малая обычная семья, а есть великая Божия семья. Обычная семья имеет, несомненно, большое достоинство, она соединяет людей самым тесным земным единством. Но по сравнению с таинством соборности, с небесным единением в Духе Святом, земная семья — лишь тень и образ. Она — только школа, которая готовит нас к единству высшему. Это как развивающие детские игры, готовящие ребенка к настоящей большой жизни.

В Церкви таинство соборного единения во Христе и Святом Духе доступно уже здесь, на земле. Не все христиане, конечно, достигают его, но только те, в ком живет большая Благодать Святого Духа, то есть святые и праведники. Дух Святой в Церкви учит такому единству и Сам осуществляет его среди тех, кто является сосудами Духа. Пример такого единства можно видеть в первоначальной апостольской Церкви, о которой в Писании сказано, что у множества уверовавших «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее… и великая благодать была на всех их».

Церковь по самой своей сути и происхождению есть единство множества, соединение многих воедино. Источник такого единства — Сам Господь Бог. Это великая тайна. Известный греческий старец Порфирий (+1991) даже говорил, что Церковь не во времени получила свое бытие, но существовала до сотворения мира, в вечности. Тогда Церковью были Три Лица Троицы — Единство Трех в Одном. После сотворения мира ко вхождению в это Божественное единство Господь призвал тварных существ — Ангелов и людей. Эта истина, кстати, очень хорошо выражена на иконе Святой Троицы, где стол, за которым сидят Ипостаси, с одной стороны остается незанятым, и сторона эта обращена к нам…

Итак, мы видим, что Церковь своими корнями уходит за пределы времени — в вечность. По словам старца Порфирия, в Церкви Христос соединен с Церковью, а также с Отцом и Святым Духом, и потому Святая Троица и Церковь едины. Ко вхождению в это единство, начинающееся на земле, а полноты своей достигающее в Будущем веке, призваны все христиане. В том, чтобы подготовить себя к нему, и заключается цель христианской жизни. Для этого даны нам и заповеди, например, заповедано покаяние и очищение от греха. Ведь души, плененные грехом, преданные нечистоте и страстям, окажутся неспособными к единению с Богом и друг с другом и потому не смогут войти в блаженную вечность. Также дана нам и самая главная заповедь — о любви. Христианская любовь соединяет людей воедино, и тот, кто стяжал ее, легко и беспрепятственно войдет в Царство святых.

На что же похож Будущий век, с чем можно его сравнить? Тайна эта превосходит все, что есть на земле, и ни с чем известным ее сравнить нельзя. Можно лишь указать отдаленные подобия или символы ее. Так, например, старец Порфирий однажды созерцал в видении таинственную прекрасную звезду. Смотря на эту звезду, старец знал, ему было открыто, что в ней, в этой звезде, присутствует Сам Триединый Бог, Матерь Божия, Ангелы, святые и вся Церковь. У меня было чувство, говорит старец, что там внутри были все мои родственники, души всех любимых мной людей, моих старцев, я ощущал, что она влечет меня прийти к ней, уйдя с земли. Я чувствовал великую радость, когда видел ее…

Конечно, это благодатное видение было дано старцу от Бога. И можно думать, что в образе звезды ему была приоткрыта тайна Будущего века, где святые сольются с Богом и друг с другом в любви и славословии и будут сиять, подобно самой яркой и прекрасной звезде. Ведь похожий образ звезды имеется и в Библии, где, например, Христос, в Котором мы должны быть собраны, назван «звездой» — «звездой от Иакова». А Рождеству Христа предшествовало, как мы знаем, явление чудесной Вифлеемской звезды.

Какой прекрасный, точный и глубокий символ — звезда! Поистине каждый святой, каждый праведник подобен сияющей звезде, отдающей в окружающее пространство бесконечное количество света и тепла. Если же только один святой сподобляется такой славы, то с чем можно сравнить славу Будущего века, где бесчисленные сонмы святых и праведников сольются в едином сиянии небесной славы? Сравнить эту славу ни с чем нельзя, и человеческими словами она невыразима. Ибо источник ее — Сам Господь, Который от Своего Собственного сияния, от Своей Собственной славы дает сияние и славу любящим Его.

Продолжая это сравнение из области астрономии, можно говорить, что если образом Царства Божия является звезда, то образом ада и гибели может служить черная дыра. Ведь черная дыра, в отличие от звезды, не излучает в окружающее пространство ни света, ни тепла, а, наоборот, пожирает свет и тепло, пожирает, подобно ненасытной бездне ада, все, что встречается на ее пути…

Следует сказать еще и вот о чем. Не всякое единство, не всякое единение людей, является истинным и спасительным. Истинное соборное единство, к которому Господь ведет Свою Церковь, это единство в Боге, и приходят к нему люди только через чистую и неповрежденную веру в Иисуса Христа, при точном соблюдении Его заповедей. Осуществляется такое единство силой и действием Святого Духа. Это нужно всегда помнить, чтобы не обмануться и не принять за истинное соборное единение его подделку. Ведь и диавол ищет для своих целей объединения человечества, и, более того, известно, что рано или поздно ему удастся на короткое время достичь своей цели. Произойдет это незадолго перед кончиной мира и Вторым пришествием Господа, когда на земле воцарится лжемессия-антихрист. Ибо этот обманщик и губитель перед самым наступлением Царства Христова предложит человечеству свою подделку, свое ложное царство, свой проект единения людей. Само собой разумеется, что единство, которое даст антихрист, будет единством гибельным, единством без Бога и против Бога, хотя по своей видимости оно и покажется для многих великим и благим делом. Христианам, которые доживут до последних времен, обязательно нужно это помнить и быть внимательными, чтобы не поддаться на соблазн антихристова единства, но сохранить верность Христу, Который пришествием Своим упразднит темное царство беззаконника, совершит последний Суд над миром и введет достойных в Свое истинное Царство, — туда, где пребывает единство святых в Боге, где жизнь, и радость, и слава бесконечная…

Христос пришел на землю, чтобы собрать в Себе воедино всех нас — разрозненных, обособленных и разделенных. И если мы стараемся жить по-христиански, то мы входим во Христа, соединяемся с Ним и друг с другом, становимся клетками Его тела. Это великая тайна. Пока, может быть, мы этого единства и не ощущаем, но придет время — время Его Второго пришествия — и эта тайна откроется. Тогда мы все вдруг увидим, что находимся в Нем, а Он в нас. Об этом Сам Христос говорит в Евангелии: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». Тогда, в тот последний великий день, и совершится тайна Будущего века, тайна всеобщего единства, тайна блаженной вечности, где, по слову апостола, будет Бог всем во всем. Аминь.

[ << назад | вперед >> ] [ предисловие | к оглавлению | оставить отзыв | скачать книгу: .html ]

Православные книги

E-mail подписка: