История движения неопятидесятничества

Глава IV. Современное состояние пятидесятничества

4.1 Объединение "сверху" пятидесятников (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) с Евангельскими Христианами-Баптистами (ЕХБ)

В настоящее время существуют две большие группы общин пятидесятников — так называемые зарегистрированные и незарегистрированные.

Может возникнуть вопрос, почему сейчас, когда всем движениям предоставлена полная религиозная свобода, есть еще незарегистрированные объединения? И почему весьма многочисленные общины пятидесятников не спешат зарегистрироваться в Министерстве юстиции и получить все преимущества юридического лица. Чтобы разобраться в этом, следует рассмотреть элементы послевоенной истории пятидесятнических церквей.

В 1944 году баптисты и евангельские христиане объединяются в союз, получивший название Церковь Евангельских Христиан-Баптистов (ЦЕХБ), во главе союза стоял Всесоюзный Совет ЕХБ (ВСЕХБ). Не без давления извне пошли на объединение баптисты и евангельские христиане, но, впрочем, и без серьезного внутреннего сопротивления. В вероучениях этих двух направлений протестантизма практически не существовало разногласий.

Совет по делам Русской Православной Церкви (впоследствии — Совет по делам религий при Совете Министров СССР) предложил вступить в это религиозное новообразование пятидесятникам. Но объединение пятидесятников, пусть и с родственными течениями протестантизма: баптистами и евангельскими христианами, — представлялось весьма проблематичным, поскольку их вероучения по целому ряду положений были прямо противоположными и теоретически не допускали каких-либо компромиссов как со стороны пятидесятников, так и со стороны евангельских христиан-баптистов. И только угроза закрытия молитвенных домов заставила многих из лидеров ЕХБ дать свое устное заверение о согласии на объединение.

Иначе обстояло дело с пятидесятниками, поскольку у них практически нечего было отбирать, ибо молитвенных домов государство им не предоставляло. В отношении их последовали карательные санкции: собрания разгонялись, на верующих накладывались штрафы. Чтобы хоть как-то сохранить централизованную структуру управления и не оставить верующих без пастырей и духовных вождей, ряд руководителей пятидесятнических общин согласились вступить в навязанный им союз с ЕХБ на весьма унизительных условиях.

Как известно, центральным пунктом вероучения пятидесятников является положение о крещении Святым Духом со знамением языков. Но именно этот пункт отвергают богословы евангельских христиан-баптистов.

Обе стороны согласились признать, что незнакомый язык без истолкования останется без плода, о чем ясно говорит апостол Павел (1 Кор. 14, 6—9, 28). Они обязывались воздерживаться от молений на языках в общественных собраниях ввиду того, что наряду с действием Святого Духа в собраниях могут иметь место явления, нарушающие благопристойность.

Ввиду этого согласившиеся на объединения пятидесятники (ХЕВ, ХВЕ) должны были "отказаться" от этого основного пункта своего вероучения, поскольку в смешанных общинах запрещалось "говорить языками". На совместных совещаниях в августе 1945 года руководители общин ЕХБ и ХЕВ, ХВЕ, согласившихся пойти на объединение, условились, что их разделяет только подход к глоссолалии — учению о незнакомых языках как об обязательном признаке крещения Духом Святым.

Отныне пятидесятникам предписывалось собираться на служения в молитвенные дома евангельских христиан-баптистов без права "говорить языками", что дозволялось лишь в домашней молитве.

Надо признать, что союз с евангельскими христианами-баптистами сводил общины пятидесятников до уровня жалкого придатка. Они лишались возможности проповедовать о крещении Духом Святым, об исполнении Им, о дарах духовных, им постоянно приходилось держать свое "слово и дело" в рамках "номенклатуры" ЕХБ.

Руководители общин пятидесятников после объединения вынужденно уступали свою главенствующую роль среди единоверцев. Лидеры ЕХБ не допускали усиления влияния пятидесятников ни в толковании слова Божиего, ни в проповеди его с кафедры. Несмотря на то что августовское Соглашение запрещало в собраниях "говорить языками" без истолкования, пятидесятники повсеместно нарушали это требование и, более того, вели энергичную проповедь о необходимости крещения Святым Духом. Это вызывало понятное раздражение руководителей евангельских христиан-баптистов, которые почувствовали себя хозяевами положения в отношении к пятидесятникам.

В апреле 1946 года руководители ВСЕХБ обратились ко всем старшим пресвитерам с письмом, в котором говорилось: "Объединение, совершающееся на Украине, не сопровождается дружной, спаянной работой объединенных общин. Мы имеем сведения о прямом нарушении августовского Соглашения со стороны ХВЕ, как в смысле употребления незнакомых языков в общественных собраниях, так и в виде усиленной пропаганды омовения ног... Такое сознательное и часто упорное нарушение августовского Соглашения грозит расколом наших единых рядов и сеет смуты, разногласия и недоразумения в сердцах детей Божиих. Мы не для того открыли гостеприимные двери нашего дома для братьев и сестер ХВЕ, чтобы они, придя к нам, стали устанавливать свои порядки и дробить нашу единую семью".

В августе 1956 года в Харькове проходит Всесоюзный съезд незарегистрированных пятидесятников, предложивший новый бескомпромиссный курс в отношениях с властями, который вкратце был сформулирован в четырех основных положениях:

- отказ от каких-либо отношений с советскими государственными и общественными органами и организациями;

- игнорирование советских законов;

- отношение к военной службе — частное дело верующего;

- благотворительность, миссионерство, организованное обучение детей религии объявляются неотъемлемым правом церкви.

Подобные съезды проводились неоднократно и в последующие годы, создавая идеологический фон для разделений внутри среды евангельских христиан, который существует и поныне. [11]

Следует заметить, что явление это неизбежное среди сектантов, является следствием ложно воспринятого понятия «свободы во Христе», а точнее отсутствия смирения, терпения, послушания в исполнении определенных норм поведения. Проповедь этих христианских добродетелей звучала лишь из уст «братьев в отношении сестер». Для самих руководителей общин пятидесятников критерием истины остается Слово Божие, которое, однако, истолковывалось ими «как Бог на душу положит». Одна из сестер пятидесятнической общины признавалась: «крутят Слово Божие наши братья, как колесо». Отвергая апостольскую преемственность и институт священства, исповедующие лишь самонадеянно воспринятую персонифицированную приобщенность к воздействию Духа Святого и Его проявления, вступили на «зыбкую почву». «Подобно тому, как вышедший из лодки, пускается в самостоятельное плавание по океанскому простору. Доплывет ли до желанного берега? Если только увидит сильный ветер, испугается и, начав утопать, закричит, подобно Петру: «Господи! Спаси меня» (Мф.14:30)

4.2 Незарегистрированные пятидесятники

Несмотря на уговоры и откровенный нажим властей влиться в ЦЕХБ, большинство общин пятидесятников оставались непреклонными. Тогда их деятельность была объявлена антиконституционной и незаконной. Собрания разгоняли, а верующих штрафовали. Там же, где усматривались такие нарушения советских законов, как ведение религиозной пропаганды, обучение детей религии, членов общин сажали в тюрьмы на различные сроки.

Основной удар пришелся на лидеров групп и объединений, многие из которых неоднократно привлекались к суду. Так, видный организатор и руководитель одного из самых крупных направлений нелегальных пятидесятников в России И.П.Федотов трижды привлекался к уголовной ответственности. В общей сложности в ссылках, тюрьмах и лагерях он провел восемнадцать лет. Немногим меньше провел в заключении другой лидер этого братства, В.Белых. Надо отметить, что оба они пользовались у верующих большим авторитетом и сейчас их почитают как мучеников за веру.

Организаторы этого движения много ездят по стране, посещая различные незарегистрированные общины ХВЕ, устанавливают с ними контакты, подключая их к организационным связям общины Малоярославца. Этот небольшой город постепенно становится общепризнанным центром нелегальных пятидесятников, где собирается немало незаурядных личностей — проповедников. К таковым можно отнести В.Белых, П.Савельева и др. Федотов был частым гостем на Украине, в Белоруссии и других регионах страны. И хотя в России он был отнюдь не единственным авторитетом в среде пятидесятничества, надо признать, что это один из наиболее ярких представителей пятидесятничества. Сходным образом формировались объединения незарегистрированных пятидесятников и в других регионах страны.

Общины незарегистрированных пятидесятников собираются на квартирах, в личных домах, и, даже, на хуторах в сельской местности ( в Прибалтике). Уже сама атмосфера домашней обстановки создает весьма благоприятный фон для открытого и свободного прославления Христа. В воскресение перед служением, пока все собираются, присутствующие поют христианские гимны. Это хорошо изданные сборники, насчитывающие более 1000 песен, разделенных на различные темы: «перед собранием, молитвенные, перед хлебопреломлением, благодарственные и др.». Простые, легко запоминающиеся, красивые мелодии, которые нигде, кроме как в среде христиан, не услышишь, проникновенные, слова – все это; своего рода, особый, очень душевный христианский фольклор. Собрание начинается с коленопреклоненной молитвы. Как правило, начинают сестры, как бы передавая эстафету молитвы друг другу. Сама молитва на обычном языке, в которой присутствуют преимущественно благодарственные мотивы, рождающиеся непосредственно в процессе моления. Остальные присутствующие молятся вполголоса на обычном или «ином языке», как бы поддерживая молящегося. Молитва переходит от одного к другому, иногда может возникать негромкое духовное пение, без какого – либо экстаза или возвышения голоса. Завершается общая молитва руководителем собрания, дающего общий духовный настрой, где нет места плотским заботам и «житейским попечениям». Далее, руководитель собрания – пресвитер, призывает братьев к проповеди. Существует определенный порядок их произнесения, сначала молодые, малоопытные братья, затем старшие, которые резюмируют сказанное. Любопытно, что тема проповеди заранее не определяется, а возникает как бы стихийно, чему способствует «постоянное пребывание в Слове», поэтому она носит, живой и волнующий характер. Между проповедями поются гимны. Общий радостный настрой собравшихся поднимается. В заключении, проповедь произносит руководящий, который подводит итог «разбору библейской темы». Начинается «вечеря». Хлеб бесквасный испекается заранее в виде лепешки, которую пресвитер разламывает (преломляет) по числу присутствующих принявших водное крещение, вино домашнее или купленное сладкое. Перед принятием пресвитер читает слово из Писания, произносит краткое пояснение и молитву, основной смысл которой – обращение к Богу о благословлении на принятие его Тела и Крови. Сначала съедается хлеб, который передают друг другу. Затем предается чаша вина, которая выпивается всеми по глотку до дна. Звучит благодарственный гимн и заключительная благодарственная молитва. Однако, на этом собрание не заканчивается, потому что никому не хочется уходить. Собирается стол, каждый что-нибудь приносит, поэтому недостатка не бывает. Подается чай и после молитвы, как бы уже единой семьей вкушается пища. Так скромно и душевно живет маленькая христианская община, которая не ставит перед собой никаких задач, кроме как помогать друг другу во всяком деле, иметь постоянное общение с Богом, за все Его благодарить, «возгревать» те дары которые Он дает каждому кто отдает ему свое сердце, осознавать себя спасенной душой.

4.3 Закон о свободе совести и образование Союза ХВЕ

Даже после отмены известной запретительной инструкции 1961 года государство не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся принять регистрацию. Так, в марте 1990 года в США проходил крупный Международный съезд пятидесятников. В числе приглашенных были лидеры советских пятидесятников: И.П.Федотов, В.Белых, Р.И.Билас. Но если двое последних беспрепятственно получили визу на выезд, то Федотову было в ней отказано. Полную свободу своей деятельности пятидесятники получили только после вступления в силу в октябре 1990 года "Закона Союза Советских Социалистических Республик о свободе совести и религиозных объединений", где, в частности, говорилось: "Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другой не допускается".

После этого пятидесятники начинают более энергично осуществлять свою давнюю мечту о едином Союзе ХВЕ. Ставилась задача объединения четырех основных направлений пятидесятников. Это — восточное братство на Украине под руководством епископа Н.А. Мельника — воронаевцы, другое западное украинское — это шмидтовцы, а также незарегистрированное направление во главе с В.М.Боечко, церкви, входившие в Союз ЕХБ, с Р.И.Биласом, и общины с автономной регистрацией, возглавляемые В.И.Озирюгой.

Соглашение о возможности объединения этих направлений было достигнуто задолго до проведения Всесоюзного съезда пятидесятников. Сложнее было получить согласие на объединение в Союз от незарегистрированных пятидесятников и тех, кто получил регистрацию недавно (например, церковь в Латвии).

Как правило, не желавшие оформить свою регистрацию отказывались и от вступления в Союз. Все переговоры с лидерами этих объединений не дали практически никаких результатов, хотя отдельные группы и общины откликнулись на этот призыв.

С 12 по 16 марта 1991 года в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд пятидесятников, собравший руководителей союзов пятидесятников целого ряда союзных республик: Союза Украины — председатель Н.А.Мельник, Союза РСФСР — председатель Р.И.Билас. Союза Молдавии — председатель В.П.Павловский, Союза Белоруссии — председатель Н.Я.Дурило, Союза Литвы — председатель И.Н.Панько, Союза Закавказья — старший пресвитер Г.Д.Цыбульский и др.

На съезде 488 депутатов представляли около 1000 церквей численностью 100 тысяч человек и свыше 300 гостей из восьми республик.

На нем учрежден Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников. Вновь созданный Союз ХВЕ объединил в своих рядах около половины всех пятидесятников нашей страны. Председателем Союза ХВЕ был избран Р.И.Билас, его заместителями — Н.Я.Дурило, Н.П.Решиковец, П.В.Сердиченко. Ни один из незарегистрированных союзов пятидесятников, кроме группы шмидтовцев, так и не вступил в новообразованный Объединенный Союз ХВЕ. В своей речи на съезде Р.И.Билас объяснил это тем, что не во всех республиках принят новый закон о свободе совести, в частности на Украине (здесь проживает 60 процентов от общего числа пятидесятников СНГ) и в Белоруссии. Как показало время, и после принятия закона о свободе совести в этих республиках немногие общины вошли в Объединенный Союз ХВЕ.[11]

4.4 Настоящее положение пятидесятников на территории бывшего СССР

В настоящее время на территории Союза Независимых Государств (СНГ) в составе различных союзов действуют все направления пятидесятнического вероисповедания.

Представители шмидтовского и воронаевского направлений объединены в Союз ХВЕ (ОЕСХВЕ). Кроме того, существуют еще и независимые группы шмидтовцев и воронаевцев, не входящие в этот Союз и сосредоточенные в основном на Украине. Наиболее влиятельной группировкой, своего рода неофициальным центром (хотя и не всеми признанным), является епископат западно- украинского братства, возглавляемый епископом С.Артыцким (центр в Нововолынске).

Последователями Иванова и Смородина образован (на съезде в 1990 году) Союз Евангельских Христиан в Духе Апостолов, чьи последователи есть более чем в пятидесяти городах СНГ. В том числе в С.- Петербурге существует сильная Церковь, имеющая давние традиции, основанная Д.Л. Шатровым. В настоящее церковь возглавляют прямые наследники её основателя. Здание церкви, расположенное у м. Пионерская поражает своими размерами и убранством, так же как может поразить и то, что происходит внутри его во время Богослужения.

В целом пятидесятников в СНГ с каждым годом становится все больше. В 1984 году было зарегистрировано 26 новых сектантских групп, в 1985 году — 13, 1986 году — 12, 1987 году — 22, 1988 году — 30. В последующие годы заметно ускорился процесс перехода сект пятидесятников на легальное положение с последующей регистрацией.

В настоящее время процесс легализации деятельности незарегистрированных групп завершен. Все желавшие получить регистрацию ее получили, однако ряд общин предпочитает действовать без регистрации.

В чем же причина отказа некоторых организаций от регистрации? Многие лидеры незарегистрированных пятидесятников смотрят на перемены, которые принесла перестройка, как на временное. Возникает вопрос о причинах, препятствующих объединению незарегистрированных пятидесятников в единую организацию, как это наблюдается, например, в баптистской и адвентистской среде. Главное — это их взаимная неприязнь. "Самым убедительным доказательством этого, — пишет член пятидесятнической общины Владивостока, — является то, что в нашей стране нет общины ХВЕ, которая бы не разделялась: сколько враждующих между собой общин, групп, течений, сколько споров, клеветы, раздоров. В их среде постоянно идут разговоры о скорых гонениях на верующих. К тому же сам акт регистрации представляется некоторым из них как некая "печать антихриста", как причастность к чему-то "нечистому».

Руководители группировок крайнего толка не только не поддерживают никаких отношений с Союзом ХВЕ, но и запрещают это делать рядовым верующим, ибо видят в зарегистрированных общинах отступников от Бога и Церкви, утративших благодать. А выражается это, по их мнению, в отсутствии у зарегистрированных дара языков, так как в своих собраниях они практически не "говорят языками".

Действительно, большинство членов ХВЕ, входивших ранее в союз с ЕХБ, имеют, как они сами свидетельствуют, дар языков, но воздерживаются от употребления его, следуя словам апостола Павла, заповедовавшего молчать, если нет истолкователя (1 Кор. 14, 15).

Следует отметить, что продолжительное пребывание части пятидесятников в общении с верующими из общин ЕХБ наложило на их молитвенное служение отпечаток благопристойности. Ныне они не кричат, не прыгают, не падают ниц. На собраниях не услышишь злобных поношений в адрес властей предержащих и резких выпадов против других деноминации христиан, нелепых пророчеств и исступленных молитв. Все это резко контрастирует с атмосферой в некоторых крайних незарегистрированных общинах, где взвинченно- мистические вещания, обилие пророков и пророчеств, душераздирающие моления, доводящие до физического изнеможения, не так уж редки.

И совершенно в духе времени действуют ультракрайние пятидесятники. В большинстве общин, входящих в Союз ХВЕ, используются музыкальные инструменты, например, в городе Измаил (Украина) на служении играет настоящий вокально-инструментальный ансамбль. Ультракрайние не только исполняют песни о спасении и Спасителе в "стиле рока", но и танцуют, как на молодежных дискотеках. Нередко можно видеть, как руководитель, подпрыгивая и ликуя (по его словам, как царь Давид перед ковчегом), призывает со сцены своих единомышленников: "Прославим Господа Иисуса хлопаньем в ладоши". И "молящиеся" охотно хлопают, бьют в бубны и маракасы.


В заключение коснемся вопроса о численности и структуры общин пятидесятников на территории СНГ. Согласно статистическим данным пятидесятников насчитывается около 215 тысяч. При этом указывают, что около половины из них входят в Союз ХВЕ (около 1000 общин на 1991 год).

С 28 по 30 июля 1994 года в Москве проходил Второй съезд Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской. "Его делегатами были епископы Союзов ХВЕ Содружества Независимых Государств и стран Прибалтики". Съезд заслушал доклад о деятельности Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской Пятидесятников СССР за 1991 — 1994 годы и констатировал, что в настоящее время зарегистрированное братство объединяет 1700 общин с общей численностью около 160 тысяч человек.

Пятидесятники отметили, что располагают 4000 воскресных школ, имеется Московский теологический институт (150 студентов), а также институты в Иркутске и Киеве, библейская школа в Ростове.

В результате политических перемен братство вынуждено было пойти на реорганизацию Союза. Была изменена структура руководства объединения. Высшим руководящим органом теперь считается съезд ОЕС ХВЕ, а в период между съездами всей работой руководит совет епископов, возглавляемый старшим епископом, который избирается съездом. В "состав совета епископов входят епископы союзов суверенных государств". Старшим епископом ОЕС ХВЕ съезд вновь избрал Р.И.Биласа.

Подводя итоги съезда, делегаты приняли решения: сохранить централизованное объединение тех союзов и межрегиональных объединений ХВЕ суверенных государств, которые подтвердили свое членство в нем. Съезд принял новое название зарегистрированных пятидесятников: "Объединенный Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской" (ОЕС ХВЕ). Принято было решение оставить центр ОЕС ХВЕ в городе Москве.

На съезде было решено опубликовать "Вероучение ОЕС ХВЕ", что и было сделано в третьем номере журнала "Примиритель" за 1994 год (выходит четыре раза в год).

Не был оставлен без внимания и такой важный вопрос, как поиск возможности сближения с родственными религиозными течениями. Подводя итог обсуждения этой проблемы, журнал "Примиритель" писал:

"Мы (ОЕС ХВЕ. — И.Е.) не можем не искать единства с церквами, близкими нам по вероучению. Мы будем продолжать этот поиск, особенно с "Союзом церквей Христиан Веры Евангельской" (так называется незарегистрированное братство)"

Незарегистрированные пятидесятники упорно избегают каких-либо форм объединения. Эту позицию обобщил руководитель незарегистрированной Объединенной церкви Христиан Веры Евангельской (ОЦ ХВЕ) И.П.Федотов, заявивший, что принявшие регистрацию не выдержали испытания в вере и объединиться с ними — значит пойти на компромисс с совестью.

Объединенная церковь незарегистрированных пятидесятников живет вполне самостоятельной жизнью. Первый братский съезд пятидесятников- федотовцев состоялся в 1987 году. С тех пор такие съезды проходят ежегодно.

Учитывая изменение отношения государства к религии, можно предположить, что процесс регистрации среди "нелегальных" пятидесятников будет продолжаться. После ухода от активной деятельности нынешних лидеров, долгие годы находившихся в заключении, уйдет и консервативный дух этих общин.[11]

В самом деле, психологически этот дух противоречия вполне объясним — ведь жизнь для многих из них ушла на борьбу с властью, и что же! В итоге, когда всем дана свобода, некоторые эгоистично отказываются признать, что перемены все-таки произошли. Причиной тому является возможность осуществлять свою деятельность свободно, открыть дверь, впустить «свежий воздух». А это означает перспективу увидеть себя со стороны, дать пищу для критики со стороны прихожан и в перспективе потерять их.

Отметим, что вне регистрации сейчас возможно осуществлять свою деятельнось лишь ввиду переходного времени и продолжающейся неразберихи в стране. Подобная деятельность в развитых странах строго пресекается.

Согласно Мировой Христианской Энциклопедии в мире насчитывается 332 миллиона человек, признающих учение о крещении Духом Святым. Многие зарубежные миссии оказывают большую материальную и финансовую поддержку своим единомышленникам в СНГ. Движение пятидесятников в России быстро набирает силу. У нас ежегодно созываются пленумы Объединенного Евразийского Союза ХВЕ, на которых постоянно напоминается о первейшей обязанности всех Христиан Веры Евангельской свидетельствовать о действии Духа Святого в мире перед теми, кто еще не принял Его.

4.5. Деятельность зарубежных неопятидесятников в настоящее время в России

Под настоящим временем будем считать события 2-3 летней давности, происходящие преимущественно в Москве и С. Петербурге, в которых как в зеркале отражается общая ситуация в стране.

Деятельность зарубежных неопятидесятников начавшаяся немногим более 10 лет назад дала свои плоды. Воистину наша страна как полигон, на котором сталкиваются духовные силы в своем противоборстве. В начале 90-х годов началась активная деятельность неопятидесятников в нашей стране. Активность подкреплялась солидной финансовой поддержкой. Арендовались лучшие концертные залы, реклама звучала на улицах, в газетах, по телевидению. Создавались библейские школы, где выявлялись лучшие, наиболее активные, способные созидать, привлекать сторонников. Работа шла в лучших традициях сетевого маркетинга. В результате к настоящему времени в столицах сформировалась достаточно многочисленная среда неохаризматов. В середине лета по призыву своих лидеров лучшие представители этих групп выходили на улицы и проходили «маршем Иисуса» по центру города. В С.Петербурге, например, во время марша Иисуса весь Невский от площади Восстания до Гостинного двора был заполнен радостно демонстрирующими себя «просто христианами», которые впрочем, раздавали изумленным горожанам свои визитки с призывами прийти к ним и «изменить свою жизнь».

По прошествии нескольких лет уже в XXI веке среда неопятидесятников консолидировалась, из числа россиян выявились настоящие лидеры движения, молодые талантливые проповедники, отлично знающие Слово Божие и английский язык, которые живут и трудятся на ниве Божьей при финансовой поддержке своих хозяев –единоверцев на Западе.

Можно констатировать, что этап призыва и набора в столицах прошел достаточно успешно. В настоящее время процесс перешел в плавное русло повседневной рутинной работы. И вот здесь-то взоры жаждующих и ищущих христиан обращаются в сторону своей Православной Церкви, как столпа и утверждения истины.

Шумные наезды западных харизматов становятся единичными, среди них Б. Догерти, Б.Хинн, Сандей Аделаджи, Ли Джей Рок. Задача, которая решается ими, сугубо прагматичная – «презентация своей фирмы, с демонстрацией продукта».

Приведем свидетельства о двух из них.

Бенни Хинн в Москве. Начало собрания задавал оркестр игравший ресторанные мелодии, сопровождавшиеся незамысловатыми, все время повторявшимися словами, вроде: "Наш Бог - всемогущий Бог" или: "Его сила и слава пребывают вовек". Бенни начинал по-английски хорошо поставленным голосом, хор и аудитория подхватывали уже по-русски. Буквально при первых аккордах музыки люди вокруг нас начали трястись, размахивать руками и подпрыгивать. Многие складывались пополам, иные падали на пол и начинали изрыгать из себя бессвязные звуки. Интересно, что бесконечно повторявшиеся музыкальные фразы воспроизводились во все более высокой тональности, что, согласно исследованиям психологов, повышает эмоциональное состояние публики. Тон задавали рассаженные в ключевых местах служители с голубыми визитками на груди: в иные моменты они поднимали руки, в иные пританцовывали, в иные хлопали в ладоши.

Вскоре стало ясно, что на самом деле заморский гость работает, прежде всего, на видеокамеру. То ли он вел прямую трансляцию, то ли записывал один из своих многочисленных рекламных роликов, но все его выходки и приемы были рассчитаны на американскую аудиторию, которая должна была убедиться, насколько популярен Бенни в очень далекой, очень дикарской и очень нехристианской России. "Сколько из вас приехало сюда за сто миль?" - вопрошал Бенни зал. В ответ поднимался лес рук. "А за двести? А за пятьсот? Пусть встанут из вас те, кто приехал сюда из Сибири". Правда, из всех этих вопросов мы поняли, что москвичей, так же, как и людей случайных, в зале почти не было. Периодически американский шоумен восклицал: "И это все происходит в Москве! Напоминаем вам, что мы находимся в Москве!"

Ли Джей Рок в Санкт-Петербурге. 64 харизматические и неопятидесятнические организации объединились в Оргкомитет по подготовке Фестиваля христианской корейской культуры, который прошел в Спортивно-концертном комплексе Санкт-Петербурга 12-14 ноября 2003г. Фактически это было презентацией корейской церкви Манмин Джунг-анг во главе с пастором доктором Ли Джей Роком. Через 4 спутника связи фестиваль транслировался на все континенты земного шара. За час до начала фестиваля, воздух окрашивался красочным фейерверком, который могли наблюдать жители соседних домов. Каждый входящий получал пакет, в котором была газета церкви Живая вера г. Пензы, коробка шоколадных конфет и реклама фестиваля. В фойе стояли рекламные щиты неопятидесятнических церквей, продавались книги Бенни Хинна, Ульфа Экмана, Кеннета Е. Хейгина видеокассеты выступлений Алексея Ледяева. Посетители фестиваля были процентов на 60-70 членами церквей – участниц, много было школьников и пенсионеров, пришедших за конфетами, и просто зевак, желающих посмотреть красочные корейские танцы. До начала выступления корейцев, сводных хор церквей-участниц исполнял популярные в среде харизматиков песни. Проповедь Ли Джей Рока переводилась сначала на английский язык, а затем на русский. Оба переводчика были эмоциональны, жестикулировали, и переводимые фразы энергично выкрикивали в зал. Это создавало такую акустическую мешанину, что через час такой проповеди зал находился в наэлектризованном состоянии и был полностью готов к чудесам. Сидящим в зале предложили положить руки на больные места и вслух просить исцелений. Критичность людей, находящихся в состоянии полного одурения от шума и исполненных внутренней надежды исцелиться, была уже совершенно подавлена. Желающих исцеляться было множество, но на сцену пускали далеко не всех. Разные цели были у организаторов и участников зрелища. Первые старались засвидетельствовать «исцеление» на фото и видео пленку, а другие ощутить излечение от болезней. Те «приливы сил» и «облегчения», которые восторженно озвучивались в микрофон ведущими, для непредвзятого наблюдателя были лишь очевидным свидетельством состояния людей, находящихся в эмоциональном стрессе. Мы стали свидетелями крупной акции по объединению неохаризматических церквей в обмане не только зрителей, но и общественного мнения. «Фестиваль корейской культуры» ограничился экзотическими танцами для «заводки» зала и этническим составом основных действующих лиц. «Христианством» то беснование, которое происходило на сцене и в зале, назвать было бы просто кощунственно, а вложенные тысячи у.е. были необходимы для привлечения новых адептов, которые впоследствии восполнят затраты. А кто излечит покалеченные души наших граждан, попадающих под контроль неохаризматических сект, от международных дельцов от религии?

4.6 Деструктивная деятельность секты неопятидесятников

С началом перестройки из Швеции в Россию пришло зародившееся в США одно из неопятидесятнических или неохаризматических “Движений веры”, также известное под названием “Теология процветания” Наиболее характерные названия групп, принадлежащих к этому движению, таковы: “Слово жизни”, “Живая вода”, либо “Новая жизнь”, “Живой родник”, “Слово истины”, “Церковь нового поколения”, “Церковь Завета”, “Церковь прославления”, “Живая вера” и т. п. “Движение веры”, не выстроено в виде жесткой структуры, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру.

Весь северо-восток нашей страны буквально наводнен принадлежащими к этому движению сектами. В Сибири их просто видимо-невидимо: они заполняют громадные залы своими адептами. У них центр в Абакане, где находится их “Школа пасторского служения”; там они готовят все новых проповедников, издают свою газету “Голос веры”, действуют весьма активно. В Казахстане издается их иллюстрированный журнал “Новая жизнь”, который распространяется по всему СНГ. Впрочем, и в европейской части нашей страны их вполне хватает, и они весьма успешно лоббируют свои интересы в коридорах власти.

Часто “процветанцев” относят к пятидесятникам и говорят о них как о таковых. На самом деле, это не совсем корректно, так как при сходстве некоторых внешних признаков (и то относительном: у “традиционных” пятидесятников все проходит гораздо более чинно), богословие у них совершенно различное. Сами пятидесятники не слишком признают их за своих. Поэтому, более корректно было бы отнести “Слово жизни” к неопятидесятническому или неохаризматическому движению.

Однако в маскировочных целях неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о “гонениях на протестантов”. В России, стремясь обойти требования нового закона “О свободе совести и религиозных объединениях”, они объединились в “Российский объединенный союз христиан веры евангельской”, название которого, по некоему “странному” совпадению, почти дословно совпадает с названием объединения “традиционных” пятидесятников. По словам основателя нового союза в него вошли “КРУТЫЕ харизматические церкви”. Причем новообъединившиеся харизматики на своей учредительной конференции не скрывали, что создали свой союз лишь с целью создания себе “крыши”.

Вся эта политическая активность, влиятельные защитники и шумные рекламные кампании приносят плоды: по приблизительным подсчетам, число последователей “Слова жизни” в России перевалило за 100 тысяч. При этом большинство проповедников “Теологии процветания” печально знамениты многими скандалами, фальсификациями исцелений и финансовыми махинациями. Такова оборотная сторона “Движения веры”.

Один из наиболее известных в России проповедников “теологии процветания” Алексей Ледяев (его секта называется “Церковь новое поколение”) в своих публичных выступлениях цинично признается, что главная цель создания церкви – это “стрижка своих овец” и “сдирание с них семи шкур”.

В этом и заключается смысл “теологии процветания”. Дело в том, что по вере “Слова жизни” христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда – “теология процветания”). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.

Тот же Ледяев открыто говорит: “Бог достоин того, чтобы мы славили Его не только своими словами, но и своими деньгами... Богу не нужны слабые люди... Сейчас процветают либо бандиты, либо священнослужители...”

И действительно, в сектах “Теологии процветания” процветают только их руководители. А для удержания остальных используется несложный психологический прием. Объявляется, что каждое слово обладает огромной творческой силой: все, произнесенное вами, должно произойти, и вы раз и навсегда связаны с произнесенным вами словом. Поэтому, скажем, если вы идете на собрание “процветанцев” и вам говорят, что сейчас вас будут исцелять, и что вы не можете не исцелиться, то далее все зависит от вас. Вы жаждете исцеления, и вот вам накладывают руки на голову, или, скажем, бьют пиджаком. Если после этого вы скажете, что чувствуете себя плохо, то так вам и будет – по вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то и будете исцелены. Всякие негативные заявления, учат сектантские пасторы, чрезвычайно опасны, потому что, произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в нашу собственную жизнь. Таким образом, получается своеобразный эффекта “платья голого короля”, когда каждый сектант боится признаться, что он не исцелен.

Структура “Слова жизни” строго авторитарна. Никакая критика внутри организации недопустима; если какой-то член организации начинает высказывать критические замечания в ее адрес, ему объясняют, что критика исходит от духа критики, который называется также “духом Иезавели”, – демонического духа. Многие члены секты страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства. По данным шведской статистики, процент бывших членов секты, которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. Многие из покончивших с собой членов секты никогда ранее (то есть до вступления в секту) к психиатру не обращались. По данным, опубликованным в шведской газете “Сидсвенскан”, клинический терапевт из Уппсалы Г. Свартлинг сообщает, что 85 % обследованной группы, состоявшей из членов “Слова Жизни”, заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении личного благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93 % сообщили, что они подвержены приступам панического страха и имеют проблемы со сном; 25 % предпринимали серьезные попытки самоубийства. Свартлинг делает вывод, что душевнобольные пациенты – члены “Слова Жизни” – получают очень серьезные умственные повреждения с симптомами, указывающими на шизофрению.

Одна из причин серьезных психических расстройств – род исповеди, обязательной для всех членов секты. Исповедь основана на том же главном принципе “Теологии процветания”: всякое слово обладает творческой силой. Поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником. Можно исповедоваться лишь в том, что он свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права высказать их. Но он не может не замечать их присутствие в себе. И это при том, что, как он видит своими глазами, все остальные члены секты уверяют, что давно уже стали святыми и избавились от своих грехов. Опять эффект платья голого короля!

В конце концов это приводит адепта к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже не может сам себе признаться ни в какой ошибке, потому что винить он может только себя – как ему объяснили лидеры секты – Бог уже дал ему все, что мог, и больше дать Ему нечего.

Похоже именно это состояние и испытывали отчаявшиеся члены секты в якутской тайге, требовавшие, чтобы их расстреляли. Также, наверное, чувствовали себя и их братья в бразильских джунглях. Этот материал уместно закончить выводом уже упоминавшейся выше доктора Гудрун Свартлинг, который она сделала по окончании проделанного ей обследования секты:

“В этой "Теологии процветания" внешний физический мир не является подлинной реальностью, а духовный мир наполнен злыми духами, с которыми Бог оставил Своих детей наедине. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой – болезнь, усталость, депрессия, авария или что-нибудь другое, – вы должны воспринимать это как нападение из духовного мира. Вы должны воедино собрать всю вашу волю, все ваши духовные силы, чтобы немедленно провести агрессивную контратаку. Однако бесконечно продолжаться это не может, и осознание этого, рано или поздно приходящее к вам, может иметь трагические последствия”.

Заключение

В начале 20 века среди христианских течений протестантизма возникло новое движение - пятидесятничество. В течение 100 летнего периода были проявлены три волны развития этого движения: собственно пятидесятники, харизматы и неохаризматическое направление. Несложно проследить тенденцию, по которой происходило это развитие.

С самого начала своего возникновения главенствующую роль у пятидесятников играло явно выраженное стремление к отходу от сложившейся традиции в практике христианского богослужения, произошло резкое движение, своего рода разрыв, стремление создать свое, новое, «живое». Если раньше в период возникновения христианства за слово Божье убивали, во времена Средневековья Святое Писание прятали от публичного чтения, то, когда и это стало невозможно, весть о Христе и Его Церкви стала извращаться. Не чем иным нельзя объяснить те толкования мест Писания, которое было взято пятидесятниками как основа своей теологии. Такой разрыв между пониманием и общим контекстом Писания и духом Слова Божьего мог произойти только у людей «духовно подготовленных» негативной разрушительной силой.

Уже в 60-х годах тенденция отхода от Церкви проявилась явно. Идеологи движения не говорили уже об обновлении Церкви, а отмежевались от неё. На передний план вышли носители сильно действующего лекарства, с чудесами исцеления. Даже в медицине известно, что в больших дозах лекарство вредно, можно исцелить печень, но повредить голову или наоборот. Приобретение даров стало самоцелью и визитной карточкой неопроповедников. А у болящих появилась надежда без особых затрат, выйдя на широкую дорогу, получить просимое. Достаточно только поверить в магию слова.

Неохаризматическое движение проявившееся 90-е годы уже представляло собой сплав дельцов от религии, людей обладающих огромными финансовыми возможностями, использующие эти возможности для еще большего обогащения. Для этого используются новейшие материальные и духовные технологии, средства массовой информации, вещающие из космоса. По принципу сетевого маркетинга создаются в огромном количестве «дочерние предприятия», имеющие красивые названия, нещадно эксплуатируется Слово Христа.

Глядя на этот шабаш, люди либо прозревают и идут в Церковь и находят ее в местах где она и всегда была, либо засыпают как от опиума, о котором в свое время упоминалось врагами Христа.

В свое время Господь сказал: «встань спящий, воскресни из мертвых и осенит тебя Христос». Это слова на все времена. И, как никогда, это призыв нашего времени.


Библиография

1. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., «Библейские общества», 1996г.

2. Св. Василий Великий. Книга правил. М., 1992г..

3. Св. Иоанн Дамаскин. «Изложение православной веры». М.1990г.

4. Св. Феофан Затворник. Болезнь и смерть М. 1996г.

5. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991г.

6. Митрополит Сурожский Антоний. Проповеди и беседы. М., 1991г.

7. К. Люис. Сущность христианства. «Гнозис» 1991г.

8. О вере и нравственности по учению Православной церкви. Издание Московской патриархии. 1991г.

9. Словарь Библейского Богословия. Перевод с французского. М. 1998г.

10. К.Барт. Очерк догматики. Перевод с немецкого. СПБ. 1997г.

11. Священник Игорь Ефимов «В вере ли вы?» М., 1992г.

12. Протоиерей М. Зноско-Боровский. Православие, протестантизм и сектанство. Сравнительное богословие. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992г.

13. Свящ. С. Тышкевич. Учение о Церкви М.1990г.

14. Уолтер Мартин. Царство культов. Изд. «Логос».СПб.1992г.

15. В. Бюне. Игра с огнем. Перевод с немецкого. М.1992г.

16. Андрей Кураев. Все ли равно как верить. Клин, 1994г.

17. Андрей Кураев. Протестантам о православии. Клин 1999г.

18. Яков Цопфи. «… На всякую плоть». История и задачи пятидесятнического движения. Аугсбург. 1990г.

19. Гарольд Мак Дугал. «Говорить языками». Обнинск. 1995г.

20. Н. Порублев. Культы мировые религии. Изд. «Благовестник». 1994г.

21. Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них. М. «Паломник. 1994г.

22. В.П. Филимонов. Но избави нас от лукавого. Изд. Вектор. 2003г.

23. Н.И. Ивановский. «Руководство по истории и обличению сектантства». М. 1993г.

24. А. Мень « Апокалипсис». Изд. Логос. СПб. 1998г.

25. В Канатуш. Толкование на Апокалипсис. Изд. Логос. СПб. 1999г.


Православные книги

E-mail подписка: