ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100


ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА

Мария Свешникова

[ См. также: Великий пост | Страстная седмица | Пасха ]

В 1666 году вместе с сирийским патриархом Макарием Россию посетил диакон Павел Алеппский, горячо полюбивший нашу страну, и написавший огромный труд под названием "Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским", в котором описаны традиции Русской Церкви и народа того времени. Может именно благодаря его, так хорошо сохранившимся дневникам, мы теперь имеем верное представление об эпохе царствования Алексея Михайловича и служения партиарха Никона.

"Рано утром в Великий четверток духовенство и народ в великом множестве торжественно собирались в церковь. Патриархи облачались на середине храма. Там уже стоял столик из разноцветного франкского мрамора. На нем слева были драгоценные сосуды с елеем, вином и пшеницей, в которую были поставлены семь свечей и семь стручцов с ватой. По углам стола стояли подсвечники со свечами, в правой его половине лежало Евангелие".

Начиналось последование таинства елеосвящения. Чин был таким же, как и в наше время, с той только особенностью, что, по прочтении молитвы после каждого Евангелия, елей крестообразно освящался стручцом, после чего стручец зажигался и вставлялся вновь в пшеницу, а очередная свеча гасилась. В конце чина патриарх Никон склонял главу, и, держа над ним развернутое Евангелие, архиереи, читали положенную молитву. Потом елей разлили в три сосуда, и из них помазывали служивших и весь народ. В молитвах на освящение елея поминался царь, его дом и все православные христиане.

После этого сразу начинался чин омовения престола. Войдя в алтарь и сняв с престола облачения, его омыли губкой и вновь облачили. Затем вышли из алтаря и начали часы.

Христос пришел в Иерусалим перед великим празднованием иудейской пасхи. В те времена обычай позволял пришельцам из других стран и жителям Галилеи, откуда был Иисус и апостолы, совершать пасху накануне самого праздника, не 14, а 13 числа весеннего месяца нисана. (Что делалось из санитарных соображений, так как пасхальная трапеза обязательно включала в себя жаренного ягненка, а приготовление кошерной пищи предполагает, что в мясе не должно быть крови.) Иосиф Флавий писал, что на пасху в Иерусалиме резалось около 256 тысяч ягнят, а канализации в городе не было. Так что можно только догадываться как выглядел в эти дни Кедрон.

Был на Востоке такой обычай: перед входом в дом для вечери или даже во время самой вечери умывать ноги, что являлось обязанностью слуг. Однако слуг в тот вечер не было, и никто из апостолов не пожелал взял на себя их роль, и все так и возлежали с неумытыми ногами. Тогда Христос встал, взял умывальницу и полотенце и стал Сам умывать ноги своим ученикам.

В память об этом событии, сразу после литургии совершался (и совершается по сей день) чин омовения ног. В хоросе (у амвона), ставилась покрытая ковром длинная скамья для тех, кто являл собою учеников Господа Иисуса Христа. На первом месте у скамьи ставили высокое сиденье с ковром для патриарха Макария, который олицетворял апостола Петра. У подсвечника устанавливалось седалище для "Иуды предателя". Затем диаконы выводили из алтаря сначала "Иуду", а затем попарно архиереев и архимандритов, которые, кланяясь патриархам, занимали места на скамье. Внизу, у патриаршей кафедры, архидиакон начинал читать Евангелие. Когда он доходил до места: "Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду ", с патриарха Никона снимали митру и саккос. На словах: "И взяв полотенце, препоясался" на него возлагали длинный полотняный плат, завязав на груди крестообразно, а на руки надевали полотняные поручи.

После этого, на каждых соответствующих словах Евангелия патриарху подавали таз и кувшин, и он умывал ноги сначала "Иуде", потом - всем остальным. При этом он лобызал ноги каждого, начиная с "Иуды", и благословлял каждого, пока не доходил до "Петра", произнося слова, которые в Евангелии Господь говорит Петру при омовении ног: "Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня".

Вернувшись на свое место, патриарх Никон, продолжил чтение Евангелия и окропил водой, которой умывал ноги, все духовенство и весь народ, теснившийся вокруг, чтобы каждому быть окропленным. После этого патриарх Никон с амвона прочитал пространное поучение на этот день и совершил отпуст.

Говоря о несомненной святости этого дня для верующих, нельзя не упомянуть некоторые обряды и обычаи Чистого четверга, которые на сей день утеряны почти во всех губерниях. Великий четверток считался великим днем обновления на весь последующий год крестьянского хозяйства. Еще накануне в избу приносили зерно в решете, и положив на него сверху краюху хлеба и соль в солонке, решето ставили под иконы. Помолившись, все это оставляют до самой Пасхи. Потом зерно смешивали с остальным, когда сеяли, хлеб давали съесть скоту, первый раз выпуская его на пастбище (чтобы не украли), а соль давали скоту во время болезни или брали ее с собой, когда уходили на заработки. Она так и называлась четверговою.

Однако существовало и немало забавных для нашего времени обычаев: умывание с "серебра", окуривание жилищ, обряды со скотом, очерчивание магического круга, прыгание через зажженный вереск (можжевельник, богородскую траву), посещение бани, омовение около реки, проставление крестов - имели повсеместное распространение.

Нам же следует помнить, что идут самые важные и напряженные, последние дни Великого Поста, когда остается сделать, казалось бы, совсем небольшое, но от этого еще более нелегкое усилие в преодолении собственной немощи, и тогда мы сможем с отрытым сердцем, не раздумывая ответить на утверждение батюшки: "Христос Воскресе!"...

Страна.Ру


[ Великий Пост ] [ Страстная Седмица ] [ Пасха ] [ на главную ] [ в библиотеку ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]



Помады с логотипом

Косметические помады с логотипом для рекламы. Низкие цены

forlips.ru



Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU