[ главная | каталог по темам | каталог по авторам | каталог по названиям | хронология поступлений ]

[ Опубликовано на сайте "Православное чтение": Zavet.Ru ] Rambler's Top100

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОЙ ДЕВОЧКЕ
ИЛИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ О САМОМ ВАЖНОМ


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПЕРЕД ЛИЦОМ ИСКУШЕНИЙ

Под общ. ред. священника Алексия Грачева,
врача-педиатра
[ << назад | вперед >> | к оглавлению ]


БЕСЕДА 2

Встреча с юношей-инвалидом. - "Я ничего не понимаю!" - Мама готовится к беседе. - Надя ставит вопрос: для чего Бог попускает страдания? - Представление девочки о счастливой жизни. - Всегда ли брак и рождение детей являются благом. - О всеведении Божием. - Случай с матерью поэта Рылеева. - Надо веровать в Промысл Божий. - Человеческая жизнь есть приготовление к вечности. - Скорби обращают к Богу и помогают раскрыться способностям (судьба поэта Козлова). - "Посещение Божие". - Чтобы жила душа. - Вольные и невольные скорби. - У всех есть свои скорби. - Не все достойны "посещения Божия". - Почему страдают праведники. - "Лечиться - это грех?" - Милосердие. - Пример праведной Иулиании. - Кому и как подавать милостыню. - Служение больным.

     Хмурым ноябрьским днем Надя пришла из школы очень расстроенная. Она едва кивнула маме и бабушке и сразу прошла в ванную. Видно было, что девочка с трудом сдерживает слезы.
     И даже по прошествии нескольких минут, выйдя к обеденному столу, она не могла скрыть своего состояния. Все уже пообедали, и Надя села за стол одна. Мама ни о чем ее не спрашивала.
     Прочитав "Отче наш", девочка взяла кусок хлеба, зачерпнула ложку супа... но тут же опять опустила ее в тарелку.
     - Мама, - сказала она. - Я хочу тебя спросить: почему на свете столько горя и страдания?
     Мама отложила в сторону недоштопанный носок, опустила руки на колени... Она собралась с духом и ответила:
     - Девочка моя, потому, что земная жизнь и называется юдолью страдания. И Господь предупредил Своих учеников, а в их лице всех нас: "В мире скорбны будете". Земной путь скорбен, но "претерпевший до конца спасен будет".
     - Нет, я хочу понять смысл... Я ничего не понимаю. Я сейчас видела в метро: инвалид, который собирал милостыню - его возили по вагонам... И он хотел положить деньга в пакет - пакет, привязанный к коляске, и не мог дотянуться...
     - Надя, ты очень сбивчиво рассказываешь. Расскажи спокойно. Какой инвалид?
     - Мамочка, я же говорю; совсем молодой парнишка, беленький такой. Лет двадцати, не больше. Или чуть-чуть больше. Без ног. А вместо правой руки - обрубок. Не шее висела табличка: "Инвалид войны". Он был в форме защитного цвета, такой пятнистой. Левой рукой он принимал деньги: кто сколько даст, - и пытался положить их в пакет у него за спиной. Он старался повернуться, дотянуться, но у него никак не получалось. Наконец, товарищ, который катил коляску, ему помог. Я никак не могу забыть его лицо: такая жалкая, беспомощная улыбка, такие добрые глаза... Представляешь, мама, ему еще долго-долго жить. Но что это за жизнь? Он всем в тягость, никому не нужен. Его ровесники женятся, родят детей, будут их воспитывать, будут учиться и работать, а он? Он, наверное, и одеться сам не может...
      Губы у Нади задрожали...
     - Постой, Наденька. Мы не можем знать, как сложится жизнь этого юноши. Я как раз хотела тебе рассказать. Об этом несколько лет назад писали в журнале "Здоровье". Такой же молодой человек (он был на афганской войне) подорвался на мине и попал в госпиталь. Он остался без ног. И одна медсестра, русская девушка, выходила, его, и не просто выходила - она полюбила его, и он ее тоже. И потом, представляешь, они поженились! Стали мужем и женой. Некоторые неумные люди жалели ту девушку-медсестру. А другие хвалили ее за героизм! А она отвечала с улыбкой: "Да что вы меня хвалите? Я просто счастлива с моим мужем - и все". Так что, может быть, и сегодняшний инвалид найдет еще свое земное счастье... Ты сейчас ешь, пожалуйста, а то суп совсем остынет, а вечером уложим ребят и посидим с тобой на кухне, поговорим.
     Надя немного успокоилась. Через полчаса она уже звонила Кате: "Алло, это Надежда!.."
     А маме пришлось основательно подготовиться к вечерней беседе. Первым делом она достала с полки брошюру о Божественном Промысле святителя Иоанна Тобольского, где излагается учение Православной Церкви о несчастьях и бедствиях в человеческой жизни. Полистала ее... На некоторых страницах задержала свое внимание... Потом открыла "Основы искусства святости" епископа Варнавы (Беляева) - книгу, которой часто в затруднительных случаях жизни пользовалась как своего рода справочником. По предметному указателю она нашла слово "скорби" и прочитала указанные страницы... Перед самой беседой, прежде чем выйти на кухню, где уже ждала Надя, мама широко перекрестилась: "Господи, помоги мне, вразуми меня! Не дай отроковице Надежде усомниться в Твоей благости".

     Надя, покачиваясь на стуле, смотрела в темное окно. Она уже готова была ложиться спать: халат надет поверх ночной сорочки, волосы на висках и у шеи влажные (только что принимала душ). От девочки веяло чистотой и свежестью, и в то же время заметно было, что она внутренне напряжена.
     - Теперь, - начала мама, - когда ты успокоилась, попробуй объяснить мне твое состояние. Что с тобой было сегодня днем? Из-за чего ты была так расстроена?
     Надя передернула плечами:
     - Из-за жалости. Просто - жалко. Разве этого недостаточно, чтобы расстроиться?
     - А мне кажется, не "просто" жалко. Жалость - это эмоция, мгновенная реакция души на впечатление извне. Это первое сердечное движение, которое затем рождает мысль, слово, дело. Я не знаю, какие мысли были у тебя в связи с увиденным, но услышала слова, которые меня удивили. Ты сказала: "Я ничего не понимаю", - и в твоем голосе была такая растерянность, такая беспомощность!.. Что означали эти слова?
     - Я действительно растерялась. Я всегда знала, что существует зло и страдание, но никогда всерьез не задумывалась над этим. Я знала и о войнах, и об убийствах, видела нищих, калек. Но сегодня... Мамочка, сегодня я как будто в первый раз за всю жизнь задумалась: "Ну, почему же это? Зачем?" Этот юноша-инвалид... Ведь он был маленьким ребенком... нет, сначала он родился. Мама любила его, покупала ему рубашечки, он учился говорить; потом пошел в школу... Ведь для чего-то Господь дал ему жизнь - не для того же, чтобы на вой- не ему отрезало ноги и он стал таким... обрубком... Я начала думать и ни до чего не могла додуматься: у меня все получалось, что жизнь этого юноши кончилась, а то, что с ним будет дальше, - это сплошная мука, бессмысленная мука... Но ведь Бог есть Любовь?..

     Надя опять отвернулась к окну.
     - А какой жизни ты бы пожелала ему, не будь этого горя?
     
      Какой? Простого человеческого счастья: семьи, детей, семейных радостей, интересной работы...
     - Заниматься бизнесом, посещать дискотеки, водить машину... - в тон ей тихо продолжила мама.
     - Да. А почему бы и нет? - с некоторым даже вызовом возразила девочка.
     - Постой, Надя. Давай подумаем спокойно. Ты сказала о семейных радостях. Ты хотела бы, чтобы этот юноша, как и его сверстники, женился. А почему, собственно, ты уверена, что женитьба - это хорошо?
     - Но разве не ты сама всегда мне это твердила?
     - Во-первых, я говорила о законном, то есть венчанном в Церкви, благословенном Богом браке. Многие ли сегодня венчаются в Церкви?.. Потом, разве не бывает несчастных браков, когда люди проклинают день своей свадьбы, как день, когда совершили непоправимую ошибку? А сколько разводов! Вспомни хотя бы семьи своих одноклассников. Разве мало у вас девочек и мальчиков, которые не имеют папы? Больше половины класса, Наденька. И с каждым годом их становится все больше; родители расходятся, создают новые семьи, те тоже распадаются... Ты судишь по нашей семье, а у нас, по милости Божией, все благополучно - главным образом потому, что мы с папой оба верующие, православные люди. Надя, таких семей, как наша, мало. К сожалению. Запомни это и благодаря Бога.
     - Мама, но брак хорош ухе тем, что в браке рождаются дети.
     - Да, это великая радость - видеть своих детей. Но сколько горя ждет родителей, которые не смогут их правильно воспитать! Помнишь, мы с тобой видели, как старушка мать тащит пьяного сына домой? Он ругается на нее, отталкивает, хочет идти назад, а она плачет, умоляет его и держит за руку крепко-крепко своими старческими руками... Думаешь, она очень счастлива? А когда в тридцатые годы разрушали церкви, то это часто делали дети верующих матерей. Представляешь, что пережили те матери, чьи дети бросали в огонь святые иконы, выбрасывали из гробниц мощи Божиих угодников?
     Кто знает, быть может, дети того юноши-инвалида стали бы страшными грешниками, богоборцами?..
     - Да, нет... Он такой хороший, сразу видно...
     -Дело не в том, каков он, а в том, как он и его жена воспитали бы детей. К тому же люди, Наденька, очень часто ошибаются, оценивая ДРУГ друга. Мы даже себя по-настоящему не знаем, а ближних - тем более. Поэтому наши оценки: "Этот - хороший, тот - плохой", - часто оборачиваются конфузом, даже в этой, временной жизни. Не говорю уже о том, что до самой своей кончины человек сохраняет свободу выбора между добром и злом. Вспомни пример из Евангелия: с одной стороны - благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, исповедавший Христа Богом и попавший в рай, а с другой - апостол Иуда, который в числе ближайших двенадцати учеников следовал за Спасителем, внимая Его учению, был свидетелем чудес и исцелений, но стал предателем Господа... Ты знаешь, как сложилась бы жизнь того юноши, которого ты встретила сегодня, если бы с ним не произошло несчастья?
     - Уж, наверное, не хуже, чем теперь.
     - Постой. Пока не будем оценивать: "хуже", "лучше". Скажи только: ты знаешь, как именно сложилась бы его жизнь?
     - Нет, конечно.
     - И я тоже не знаю. А Господь знает.
     - Знает не только, что было, есть и будет, но и что было бы...
     - Конечно. Нам очень трудно постичь это, по нашей ограниченности и несовершенству. Мы существуем и мыслим во времени: что было - уже не будет, что будет - еще не было; и дважды прожить одну жизнь, как бы в разных вариантах, нам не дано. А Господь всеведущ, всесовершен, вечен. Он знает и видит сразу все: и прошлое, и будущее, всю жизнь временную и участь вечную, причем каждого человека. Ты не успела подумать о чем-то - а Господь уже знает все возможные последствия этой мысли в разных вариантах. Ты же при этом остаешься совершенно свободной в выборе - вот что удивительно!
     Расскажу тебе один случай. Это быль. Я слышала ее давным-давно, когда тебя еще не было, и может быть, в каких-то деталях ошибусь. Эту историю батюшка рассказывал на проповеди.
     Это было в России, в самом начале прошлого века. У одной женщины, небогатой дворянки, умирал ребенок, младенец. Не помню, от какой болезни. Кажется, он задыхался и уже был близок к смерти. Мать горячо молилась Богу; вера ее была глубокой и сильной, а материнское горе придавало молитве дерзновение и неотступность. Несчастная женщина умоляла Господа сохранить жизнь ее сыну. Уронив голову на край постели ребенка, она забылась, как бы задремала. И в чутком сне увидела страшное видение. Виселица. Пять повешенных, среди которых - ее сын, только ухе взрослый... Мать очнулась. Она поняла, что Господь открыл ей будущее сына, которое ждало бы его, если бы он остался жив. Позорная казнь государственного преступника!.. Но мать еще горячее принялась молиться: "Господи! Сохрани жизнь моего сына! Я воспитаю его в лоне Твоей Церкви! С ним не будет того, что Ты показал мне! Господи!.." Мальчик остался жив. Но мать не смогла вырастить его таким, как хотела. Нашлись дурные товарищи, попались дурные книги, составилось недоброе общество. Революционное. Позже его членов назвали "декабристами". Они замыслили государственный переворот, свержение царя - помазанника Божиего - и жестоко поплатились за это. Пятеро самых видных руководителей движения были повешены, среди них поэт Рылеев - тот самый мальчик, которого мать когда-то вымолила у Бога...
     Видишь, Наденька, как действует Промысл Божий. Умирает ребенок. И ты, и я, и каждый человек сказал бы: "Какое несчастье!" А кто-то добавил бы, как ты сегодня: "Я ничего не понимаю..." Но, надеюсь, случай, который я тебе рассказала, убеждает в том, что и не надо пытаться понимать, то есть логически исследовать то или иное явление - надо просто верить. Ведь вера в Бога подразумевает не только веру в бытие Божие, в то, что Бог есть. Это также вера в Промысл Божий, в то, что Господь все устрояет нам на пользу.
     - Даже смерть?
     - Это звучит страшно, но мне не хочется кривить душой перед тобою: даже смерть. Сегодня, рассуждая о судьбе юноши-калеки, мы говорили только о том, что он лишился многих земных благ и утешений. Но ведь мы, Наденька, с тобой христианки и должны видеть дальше, глубже. Жизнь человека на земле - несколько десятков лет. Это - один миг перед всей историей человечества, а тем более перед вечностью. Помнишь, как в Псалтири сказано: "Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний". А дальше сказано о человеческой жизни: "Дние лет наших в них же седмьдесят лет, аще же в силах, семьдесят лет, и множае их труд и болезнь". Если уж тысячелетие пред Господом "как день вчерашний", то 70-80 лет человеческой жизни (а ведь очень многие не доживают до этого возраста) - просто мгновение. Но от этого "мгновения", от того, как мы проведем здесь свои дни, зависит наша вечная участь. Понимаешь? Прожить отпущенный тебе срок здесь, все время выбирая между добром и злом, добродетелью и грехом, - и унаследовать, в зависимости от своего выбора, либо Царствие Небесное, вечное блаженство с Богом и святыми, либо бездны ада и муку вечную с диаволом и его слугами. Вот о чем мы должны помнить, рассуждая о страданиях и несчастьях в этой жизни. Жалко несчастного юношу-воина, но думается, что не случайно Господь послал ему его крест. Возможно, он таким образом избегнет множества грехов, которые совершил бы, будучи молодым, сильным, красивым... Возможно, он, испытав скорби, обратится к Богу... А быть может, у него обнаружатся таланты и способности, которых не было бы, если бы его закружил вихрь обычной жизни...
     Жил в России один знаменитый в свою эпоху поэт, современник Пушкина, Иван Козлов. Он был блестящим гвардейским офицером, светским человеком, любившим балы и праздники. Характер у него был открытый, жизнерадостный. Таких людей называют "душа общества". Он весело проводил свои дни и был, как ему казалось, совершенно счастлив. И вот, посетил его Господь...
     - Как посетил? Видение было?
     - Нет, не видение. Так русский народ, мудрый и благочестивый, называет скорби - посещением Божиим, знаком Его любви. "Господь посетил", - так говорили о тех, кто испытал неожиданное несчастье. Скорби - это как бы вестники от Господа. Они напоминают нам о том, что жизнь наша имеет конец и каждому предстоит дать ответ Вечному Судии...
     Итак, этого великосветского человека, вполне счастливого в своей земной жизни, посетил Господь великой скорбью - болезнью. И не простой болезнью. В самом расцвете сил, около сорока лет, он был разбит параличом. Знаешь, что это такое?
     -Знаю: у Маши дедушка разбит параличом. Он может только чуть-чуть шевелить пальцами руки и поворачивать голову. Не встает с постели даже в туалет, вообще не двигается. Он может говорить, но очень-очень плохо, как будто рот набит чем-то, его только свои, домашние, могут понять... Так жалко! Он ведь, мама, был ученый, много книг написал! Правда, был неверующим, Машину маму, свою дочь, в церковь не пускал. А теперь лежит и только на иконы смотрит...
     - Да, я знаю, Наденька. Наш батюшка ездил Великим постом его соборовать...
     Но одно дело, когда парализован старик, проживший долгую жизнь, и другое - когда это несчастье постигло еще молодого, полного сил мужчину, как случилось с Иваном Козловым. Мало того, что он потерял способность двигаться и оказался прикован к постели и креслу, - вдобавок он совершенно ослеп. Представляешь? Полная слепота, тьма; невозможно не только читать, писать, но и видеть свет Божий! Таким образом он провел еще двадцать лет - последние двадцать лет своей жизни. Заметь: не два месяца или два года, а двадцать лет. Полусидя, потом только лежа, не видя ничего перед собою. Такого человека можно было бы назвать "живым трупом"; кажется, и на окружающих он должен наводить только тоску и уныние. Вышло же наоборот. Он сам всех утешал и избавлял от тоски и уныния. Он начал писать стихи, стал поэтом, которого узнала вся Россия. Его поэзия не просто была исполнена глубокого чувства- она была проникнута глубокой верой и покорностью воле Божией. Он писал о себе, что "все радости земные Небесною надеждой заменил".
     - Я даже не слышала о таком поэте. В школе нам про него не говорили.
     - Зато одно его стихотворение ты очень хорошо знаешь, да и кто из русских его не знает?..

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он...

     Надя улыбнулась, услышав слова знакомой песни, а мама продолжала:
     - Это стихотворение навеяно церковным благовестом. Дочитай его до конца (оно есть у нас в сборнике "Русские поэты"), и ты будешь удивлена: оно - о смерти; но с каким христианским смирением и кротостью принимается поэтом мысль о смерти, о конце немного существования! Недаром Жуковский незадолго до смерти Ивана Козлова писал о нем Вяземскому (они все были знакомы между собой): "Навести Козлова, он в ужасном положении: пальцы одеревенели, язык начинает неметь, слух давно ослабел. А душа - живет". Главное - чтобы душа жила. Я уверена, что и у того юноши, которого га встретила в метро, душа живет и будет жить. Недаром тебя поразило доброе, мягкое выражение его лица. А то, что, быть может, было в нем дурного, греховного, все смягчится страданием. Душа его очистится страданием. И если он будет переносить свою скорбь без ропота, с терпением и смирением. Господь, конечно, наградит его в вечности. Как ты думаешь?..
     - Значит, без скорбей невозможно спастись?
     - Невозможно. Нам же сказано: "В мире скорбны будете". Только скорби, как говорит старец Макарий Оптинский, бывают вольные и невольные. Вольные скорби, то есть добровольные, - это подвижничество. Посты, бдения, продолжительные молитвы, добровольные лишения - как, например, исполнение монашеских обетов. Но редко встречаются люди, которые могут взять на себя вольные скорби: это путь избранников Божиих, путь совершенных. Остальных же, не имеющих подвигов Христа ради. Господь посещает и спасает скорбями невольными. Тут уж хочешь не хочешь - а неси крест.
     Скажем, человек накопил денег, собрался ехать на море, за границу. Все его мысли - об отдыхе и развлечениях. О Боге и душе забыл... И вдруг - Божие посещение: или болезнь, или кража всего его состояния, или горе в семье. Он и опомнится. Так бывает.
     А иной вроде и в Бога верует, в Церковь ходит; но сердце у него холодное, как каменистая почва, и все что-то не то. Дает себе слово молиться больше, бороться со страстями, жить по заповедям... Только начнет - и опять впадает в те же прегрешения. И опять - холодность, леность, уныние... Такой человек тоже нуждается в посещении Божием. Только нам хочется, чтобы Господь посещал нас утешениями: чудесами, видениями, исполнением наших желаний. А Он посещает скорбями. Это полезнее еще и потому, что от скорбей не возгордишься. Святые отцы учат, что никуда от скорбей не денешься: убежишь от одной, а в другом месте, в другой ситуации ждет новая, часто более серьезная.
     - Но ведь есть много людей, у которых нет никакой скорби. Они довольны и счастливы. Что, они не спасутся?
     - Кто же это, например?
     - Да очень, очень многие. Мне кажется, у нас в семье ни у кого нет скорбей!
     - Ты думаешь? Значит, ты не слишком внимательна. О вас, детях, я не буду говорить. Вас пока Господь хранит с особой любовью, вы растете в лоне Православной Церкви, и у вас нет таких скорбей, которые бывают у взрослых. А все-таки вот, Сережа наш с раннего детства отличается слабым здоровьем, он то и дело простужается. Разве это не крест? Пусть его и не сравнить с крестом юноши, которого ты встретила. Друзья его едят на улице мороженое - а он нет: ему это всегда запрещено. Ребята носятся на морозе, играют в хоккей - а он, с завязанным горлом, смотрит на них в окошко... А моя скорбь - в том, что его надо возить на лето к морю, чтобы здоровье укрепилось на морском воздухе, а мы не можем себе этого позволить. Поверишь ли, мне снится, как мы сидим на морском берегу, Сережа выходит из воды - загорелый, крепкий. Я в детстве почти каждый год ездила с родителями на юг, а теперь, чтобы нам всем туда отправиться - я же не могу оставить вас на больную бабушку! - нужны огромные деньги. А наш папа! Разве ты не видишь, какой крест он несет? Этот крест - работа. Он, как ты знаешь, работает в двух местах, и выходной день у него только один - воскресенье. Приходит он поздно, уходит рано. Мы с ним мало видимся, он не может много времени уделять вам, своим детям, которых любит больше всего на свете. А почему? Потому что он наш кормилец. Вон нас сколько у него, и все живем на деньги, которые он зарабатывает и которых все равно не хватает. Сереже нужно покупать подростковый велосипед - значит, тебе придется подождать с новым пальто... И так мы с ним сидим и прикидываем: где можно сэкономить... Папа устает; у него часто даже нет сил почитать перед сном. Разве это не крест? А жил бы он один - ему было бы материально очень легко и хорошо. Но не было бы нас... Так что, Наденька, и у вас есть свои скорби. Есть они и у меня; есть и у тебя.
     - Мама, ну, а богатые люди, предприниматели, бизнесмены, их семьи - у них-то точно нет скорбей! Они живут и наслаждаются] жизнью.
     - Во-первых, быть может, пока они, как ты говоришь, "наслаждаются жизнью", кого-то из них уже ждет несчастье. И в каком-то смысле это хорошо: от такого Божиего посещения проснется, оживет душа. Во-вторых, не думай, что богатые люди, о которых ты говоришь, так уж счастливы. У человека есть такая особенность: ему всегда мало, и он найдет повод завидовать ближнему. У того машина лучшей марки, у другого денег больше, у третьего - власти. И вот рождается зависть, мучительнейшая страсть, которая сосет и гложет душу, как червь. К тому же такие люди часто живут в страхе. Им приходится нанимать телохранителей, ставить бронированные двери, они то и дело слышат, что кого-то из знакомых застрелили в подъезде, или похитили ребенка... Они всех подозревают: им кажется, что их подслушивают, все время следят за ними. Такие люди не имеют покоя здесь и не получат его там, в мире загробном.
     Наконец, скажу тебе еще одну вещь. Не всякий достоин такой скорби, которую мы называем посещением Божиим: иному это не поможет, не послужит ко спасению; человек только начнет роптать и хулить Бога в скорби. Поэтому они и остаются как бы без спасительных и очистительных скорбей. Вот это и есть самые-самые несчастные люди, хотя мир считает их людьми благополучными и даже счастливыми.
     - Мамочка, если скорби имеют спасительное, очистительное значение, то для чего Господь посылает их хорошим людям - не просто хорошим, а праведникам. Своим угодникам? Вот, преподобный Серафим - он уже был пустынником, подвижником, великим молитвенником, и его избили крестьяне-грабители до полусмерти... Почему страдают праведники?
     - Во-первых, для большего совершенства, для стяжания больших венцов в Царствии Небесном. Кроме того. Господь может скорбями испытывать праведников в добродетели терпения. Так было с библейским праведником Иовом. Иногда бывает, что человек и праведен, и почти свят - до первой серьезной скорби. А придет скорбь - и он возропщет, и вера его пошатнется. В несении скорбей открывается наше внутреннее устроение.
     В скорби мы часто познаем свою немощь и смиряемся.
     Во-вторых, праведников Господь может посещать скорбями и для вразумления других: чтобы показать немощным, как надо переносить страдания. Часто Господь наделяй таких людей духовными дарами: даром прозорливости, рассуждения, утешения. Верующие люди называют таких страдальцев блаженными.
     - Скажи, мама: если болезнь надо понимать как посещение Божие, то лечиться это грех?
     - Святитель Иоанн Тобольский подробно разбирает этот вопрос. Нет, лечиться в болезни - это не грех. Как мы, православные, должны рассуждать в этом случае? По какой бы непосредственной причине ни началась болезнь, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о продолжительности его болезни, поэтому он может обращаться к врачам и лекарствам. Когда же, после длительного лечения, он увидит, что ничто не помогает, он может сделать вывод, что такова воля Божия - чтобы ему терпеть тяжелую и длительную болезнь. И все равно больной не знает, угодно ли Богу, чтобы он страдал до смерти, поэтому он может продолжать лечиться, чтобы вернуть себе здоровье или облегчить болезнь, то есть, в сущности, до последнего дня жизни. Это гораздо смиреннее, чем воображать себя способным понести мучительную болезнь без лечения. А бывают люди, которые ждут, что Господь исцелит их каким-либо чудом или знамением... Это показывает недостаток смирения в человеке.
     Самое главное - помнить, что в любом случае исцеляет нас Господь, действуя через средства видимого мира, через лекарства и врачей; не возлагать своего упования целиком и полностью на медицину, ибо Господь может как вразумить и умудрить врача, лечащего нас, так и (если Ему не угодно возвратить нам здоровье) лишить любое самое лучшее лекарство целебной силы.
     Но мне хотелось бы сказать тебе, в чем еще польза скорбей. В том, что они дают другим возможность проявить милосердие. А это великая христианская добродетель. Рассказывая сегодня о юноше-инвалиде, ты обмолвилась о его товарище, который катил кресло. Я думаю, что это тоже подвиг, дело любви. Так скорбь смягчает не только того, кто ее непосредственно испытывает, но и людей, окружающих страдальца.
     - А я как раз хотела заметить, что если скорби так полезны и спасительны, то получается, что мы должны радоваться несчастьям ближнего и оставлять его нести свой крест...
     - Надя, запомни: Господь благ и даже зло обращает во благо. Война, например, может привести к всенародному покаянию и вразумлению. Великая Отечественная война, которая началась в 1941 году, принесла нашему народу великие скорби и бедствия. Но, с другой стороны, она положила конец гонениям на Православную Церковь: стали открываться храмы, возвращаться священники и епископы из ссылок, перед боями и после них служились молебны. Русский народ возвратился к вере.
     У многих бойцов были с собой на фронте иконы... Здесь все очень непросто. Ты можешь спросить: "Значит, война - это добро?" Я отвечу: "Конечно, нет. Это зло. Но Господь и зло обращает в добро".
     А сколько любви и милосердия открылось в русских людях во время войны! Как помогали они раненым и даже пленным немцам: на них у русских женщин тоже хватало жалости. Вообще, милосердие - это обще христианская добродетель, но особенно она свойственна женщине-христианке.
     Ты знаешь житие праведной Иулиании Лазаревской?
     - Эта та, которая голодных кормила?
     - Она была очень благочестивая женщина, молитвенница и тайная подвижница. Милостыню она подавала тоже тайно от домашних: просила у свекрови себе порции еды побольше, ссылаясь на свое желание побольше покушать, и раздавала нищим. А в старости, уже будучи вдовой, она раздала все свое имущество нуждающимся, сама обнищала. Это было в царствование Бориса Годунова. На Руси наступил такой страшный голод, что люди питались падалью и даже человеческим мясом, то есть началось людоедство. И вот, уже сама почти нищая, старица Иулиания приказывала оставшимся возле нее слугам (другие давно разошлись, отпущенные на волю) собирать лебеду, сдирать с вязов кору и готовить из них хлеб. Этим хлебом она не только сама питалась вместе со своими домочадцами, но и питала нищих, которые во множестве приходили к ее дому (она тогда жила в селе Вочнево под Нижним Новгородом) . И вот что удивительно. Хлеб из лебеды и коры должен был бы быть совсем несъедобным. Но по молитвам милостивой Иулиании он оказывался питательным и вкусным. Об этом говорили нищие, которым праведница подавала милостыню. Вот как велика пред Богом добродетель милосердия!
     Впрочем, когда мы видим рядом чужую скорбь, желание помочь для нас естественно. Сначала нас охватывает острая жалость. Но если мы христианки, то жалость должна претвориться не в ропот на Бога, не в душевное смятение, которое охватило тебя сегодня. Христианка, столкнувшись со страданием ближнего, не будет рассуждать: зачем, да почему, да что было бы, если бы... Она первым делом мысленно помолится Богу - предаст и страдальца, и себя в волю Божию. А затем проявит милосердие: или подаст милостыню, или хотя бы ободрит несчастного словом, или поможет ему еще каким-то образом. Если же не сможет ничем помочь именно этому человеку, она обратит свое милосердие на других нуждающихся в помощи. Надо только делать это не из душевных чувствительных побуждений, а спокойно, рассудительно, как все, что делается ради Бога.
     Иначе ты пойдешь на поводу у своих эмоций: кто-то из нищих тебе понравится больше, ты захочешь все отдать, а кто-то не понравится - копейки не подашь.
     - Правда, мамочка, я иной раз не подаю нищим именно по этой причине. Даже из той мелочи, что папа каждую неделю дает мне специально для милостыни. Некоторые нищие вызывают во мне недоверие. Девочки из нашего класса говорят, что они на самом деле миллионеры, что у них своя "мафия" и что даже дети у них вроде наемных артистов, которые стали профессионалами-попрошайками...
      Ax, Надюша, это очень опасный путь. Не думай ты об этом, не слушай девочек! Пусть даже и так - пусть "мафия", "профессионалы"... Что тебе до того? Если творишь милостыню по заповеди Божией, то Господь и направит твою милостыню куда надо.
     - А не получится, что я подам каким-то авантюристам и не смогу уже подать настоящим нищим?
     - Знаешь, что наш батюшка говорит об этом? Тому, кто обращается к тебе лично, да еще просит "Христа ради", надо подавать милостыню обязательно, хоть копеечку. А в других случаях - как Господь вразумит. Всегда надо молиться, подавая милостыню (про себя, конечно), чтобы она была на пользу, а не во вред человеку. И стараться поменьше осуждать.
     Но еще лучше помогать делом. Хорошее дело - ухаживать за больными. Тут уж не может быть никаких сомнений: эти люди действительно нуждаются в милосердии. Когда служишь больным, и сама смиряешься, успокаиваешься, укрепляешься в вере...
     - А откуда ты знаешь? По уходу за нами, детьми, когда мы болеем? 192
     - Ну, что ты! Уход за своими детьми не считается делом милосердия. Это почти то же, что ухаживать за собой. Но то, о чем я сказала, мне, и правда, довелось узнать по опыту.
     Уже несколько воскресений подряд я часа на два ухожу из дому, оставляя вас с папой и бабушкой. Знаешь, куда я иду?
     - Ты говорила, что надо помочь тете Марине...
     - Я и в самом деле ей помогала: мы вместе ходили в больницу, чтобы помыть, покормить, убраться у лежачих больных. Это старики, которые уже не встают с постели. Дети не посещают их. И батюшка благословил нас с тетей Мариной и еще нескольких женщин ходить туда хотя бы раз в неделю. Я не хотела никому говорить об этом, и теперь только потому тебе сказала... Знаешь, почему?
      - Почему?
     - Потому что мне показалось сегодня, что пора и тебя взять с собой. Хочешь вместе снами в ближайшее воскресенье пойти в больницу? Только учти, что там не очень-то весело. Там и взрослой женщине тяжело.
     Грязно. Плохо пахнет. Не знаю, сможешь ли ты?..
     - Смогу, конечно! И мне очень хочется!
     Мама втайне порадовалась Надиной горячности:
     - Как девочка-христианка должна отвечать? "Не знаю. Надеюсь на помощь Божию". Ну, хорошо, дочка. Иди молиться и спать, Мы и так долго проговорили.
     Мама перекрестила Надю, которая сияла от радости.


БЕСЕДА 3

"Королева Марго". - Безопасно ли для души чтение таких книг. - Девочка должна быть разборчива в чтении. - Некоторые книги засоряют память вредными впечатлениями. - Что может читать девочка-христианка. - Надя мечтает о "настоящей подруге". - Как она понимает дружбу. - Ее подруги Катя и Юля. - Почему произошел разрыв с Юлей. - Дружба в христианском понимании. - Отчего бывает ревность. - "Всех люби и всех бегай". - Пристрастие и любопытство губят дружбу. - Дружба между мальчиком и девочкой чревата искушениями. - "Я и сама на него поглядываю". - Мама предостерегает Надежду.

     За ужином Надя была рассеяна и не заметила, что папа уже второй раз обращается к ней:
     - Надежда, ты меня слышишь?
     - Что, папочка? - встрепенулась Надя.
     - Я спрашиваю, с какого числа у вас каникулы.
     - Кажется, с двадцать пятого декабря, - и девочка опять погрузилась в свои думы.
     - В прошлом году, по-моему, было как-то по-другому, не помнишь?
     - А-а, - невпопад протянула Надя.
     Папа вопросительно взглянул на маму; та отвечала недоуменным взором...

     После ужина Надя торопливо помыла посуду, вытерла со стола, потом привычной рукой, почти машинально, протерла раковину, убрала в ящик приборы и бросилась в бабушкину комнату. Там на письменном столе, за которым она обычно готовила уроки, горела лампа и лежала открытая книга. Усевшись за стол и перевернув страницу, Надя забыла обо всем на свете. Приключения героини захватили ее настолько, что она не заметила, как заходила и выходила бабушка (после этого на столе перед Надей оказалось яблоко, которое она, не отрываясь от книги, начала есть), как прошел час, и еще час... Красавицы в платьях с кринолинами, королевский двор, интриги, балы, галантные кавалеры, тайные свидания, пылкие объяснения в любви - из этого чарующего мира ее извлек голос мамы:
     - Что ты читаешь?
     Хочешь не хочешь, пришлось оторваться. Мама присела на диван. Надя отодвинула книгу и обратила к ней какой-то затуманенный взгляд.
     -Уроки я на завтра все сделала. Музыкой еще днем позанималась. Со стола убрала...
     - Я знаю, ты у меня умница, - улыбнулась мама. - А все же: что это за книга?
     - Александр Дюма. "Королева Марго". Мама удивилась. Она надеялась, что для ее дочери время увлечения такими романами благополучно миновало. И вдруг - "Королева Марго".
     - Откуда она у тебя?
     - В классе все девочки по очереди ее читают. Вот и мне дали.
     - Ну, и как? Тебе нравится?
     - Знаешь, мамочка, я, честно говоря, понимаю, что эта книга совершенно пустая. Но она так захватывает! Знаешь, хочется отдохнуть, отвлечься от всего серьезного... Мам, ну что ты молчишь? Разве оттого, что я христианка, мне надо одни жития читать?.. Мама! Ты что, сердишься на меня?
     - Нет, не сержусь. Хотя меня огорчает, что ты взялась за чтение такой толстой книга, к тому же считая ее пустой, без благословения батюшки и даже не посоветовавшись со мной. Я, конечно, не буду запрещать тебе читать ее, раз ты уже начала. Я моту только посоветовать: остановись, не читай дальше. Это нелегко, но победа, которую ты одержишь над собой, очень важна для твоей последующей жизни.      - Но почему, мама? Я ведь знаю: есть неприличные, грязные журналы и книги, их я никогда не стала бы читать. Но "Королева Марго" - это просто приключенческий роман, из старинной жизни. Все девочки его читали, все в восторге... Красивые сцены, романтические чувства... Мама, ну почему ты молчишь? Неужели ты считаешь это чем-то серьезным? Я прочитаю книгу - и забуду. И все будет как раньше.
     - Увы, Наденька, ты не забудешь. И ты уже не будешь прежней. От таких книг, как эта, в душе остается нехороший след. Ты и захочешь забыть, а в памяти будут всплывать образы - не святые, чистые, духовные, а образы распутных великосветских дам; будут вспоминаться сцены и речи героев... Неужели ты думаешь, что впечатления проходят по твоей душе, не оставляя следа? Они потому и называются - в-печатления, что оставляют глубокий отпечаток. Они загрязняют сердце - и человек уже не может чисто молиться. Ну, почему, почему ты не посоветовалась со мной и сразу принялась за чтение! Ты сегодня сама не своя, ты как будто переселилась от нас в иллюзорный, вымышленный мир...
     - Мама, ну, не огорчайся ты! Это же всего лишь книга... Неужели из-за какой-то "Королевы Марго" мы будем ссориться?! Ну, хочешь, я завтра же верну ее девочкам - и все?..
     - Мне хотелось бы объяснить тебе кое-что. Прочитать, как в детстве, небольшую лекцию. Прости, если что-то в ней покажется тебе давно известными, "прописными" истинами. Послушай меня внимательно.
     Ты упомянула сейчас жития святых. Конечно, это лучшее чтение для девочки твоего возраста. Из светской литературы достаточно было бы пока того, что входит в школьную программу. Чуть позже ты начнешь уже читать святоотеческую литературу - поучения святых отцов. Это серьезное чтение. А тебе, как ты говоришь, хочется и отдохнуть. Ну, что ж! Это не только простительное, но и вполне законное желание. Можно читать и светскую литературу - такие произведения, которые пусть не возводят нашу мысль к миру духовному, но хотя бы пробуждают в нас хорошие, добрые чувства и мысли. Помнишь, как Пушкин писал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

     А "Королева Марго"? Подумай хотя бы о том, как изображены в этой книге семейные отношения: между матерью и сыновьями, мужьями и женами? Я сама прочитала этот роман в юности и очень жалею: никакой пользы он не принес моей душе, зато загрязши память образами, от которых я долго не могла отделаться. Такие книги, как эта, незаметно, ненавязчиво учат лжи, коварству, распутству, они губительно действуют на целомудрие девочки. Ты и сама, если будешь внимательна и честна с собою, заметишь это. Когда ты читаешь, то тебе очень скоро становится ясно, хочется ли тебе и самой сделаться лучше, добрее, умнее или, наоборот, у тебя от книга появляются нехорошие чувства и такие желания, о которых ты не хотела бы говорить со мною.
     Святые отцы называют человеческие чувства "окнами души": через эти окна (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) окружающий мир проникает в нашу душу своими впечатлениями, и не только полезными, но и вредными, А зрение - это самое главное, самое широкое окно.
     Увидишь что-нибудь - и вредное впечатление крепко врезается в память и, если бы ты потом захотела забыть о нем, это было бы уже для тебя нелегко.
     Наша память - это удивительная галерея. Все, что мы видим, слышим, думаем, - складывается в разные картинки и помещается в этой галерее. Если наполнять ее глупыми и дурными картинками, то потом придется всю жизнь провести среди них; а от этого, конечно, не станешь ни умнее, ни лучше. Иной раз захочется человеку, вспомнить, что он видел, думал и делал хорошего в своей жизни, начнет он пересматривать свою галерею, а хорошего там, оказывается, очень мало, все больше такие картинки, на которые и смотреть стыдно.
     Дурные воспоминания человека принижают. Они не дают ему возрастать духовно. А потом его характер, его привычки, его представления передаются детям, и им будет гораздо труднее стать хорошими людьми. Не следует забывать, что не только наша будущая загробная участь, но и жнзнь будущих поколений зависит от того, как мы ведем себя, что видим и слышим, что читаем, о чем думаем...
     К книге надо относиться, как к собеседнику. Бели бы тебе предложили выбрать, с кем ты хочешь разговаривать: с каким-нибудь старцем-подвижником, или с великим писателем, или с человеком, который курит, пьет, разъезжает по ресторанам, играет в карты и изменяет своей законной жене, - вероятно, ты не стала бы колебаться ни минуты. Но великих людей немного, святых еще меньше, с ними редко удается поговорить; а между тем книги дают нам возможность выбирать себе друзей среди самых лучших людей в мире.
     Часто говорят с похвалой: "Она так много читает!" Но важно, не сколько, а что читает человек. Есть много мальчиков и девочек, которые читали очень много, но не были особенно разборчивы в выборе своих друзей среди книг. Они читали рассказы о ворах, сыщиках, грабежах, убийствах, о легкомысленных и распутных людях и таким образом засоряли себе память всяким вздором, которого совсем и не стоило бы помнить и даже знать. Читай лучше хорошие рассказы, повести, которые есть у нас дома. Пожалуйста, читай романы Диккенса - они и интересны, и поучительны. Читай "Повести Белкина" Пушкина. Читай рассказы Тургенева из "Записок охотника". Читай Гоголя, Чехова. Только не забывай советоваться со мной или папой. Еще хорошо читать научно-популярные книги, где говорится, как люди живут в разных странах, как они раньше жили, какие у них были нравы и обычаи, и как вообще устроен мир. Как живут разные животные. Как устроена вселенная... В книгах есть очень много такого, что всякому человеку необходимо знать, а жизнь его не так уж длинна, и потому не стоит тратить время на чтение разного вздора. Тем более тебе, у которой столько полезных и необходимых занятий...
     Наденька, теперь ты что-то приумолкла и загрустила... Что с тобой?
     - Такие книги, как "Королева Марго", увлекают в ложный мир - это ты, конечно, правильно сказала. И еще ты хорошо сказала, что книги - это друзья, собеседники. Они помогают тебе забыть одиночество. Потому я и ухватилась за эту книгу.
     - Одиночество? У тебя? - мама была просто поражена. Ее Надя, светлая, открытая девочка, всегда окруженная людьми, чувствует себя одинокой?!
     - Да.
     - Постой. А Катя? А девочки на клиросе? А Юля? А наша семья? Я, наконец? Неужели рядом с нами тебе одиноко?
     - Мамочка, это все немного не то. Ты мне ближе и дороже всех, но ты взрослая. Я хочу иметь подругу - такую, которая была бы моим вторым "я": чтобы мы все-все доверяли друг другу, разделяли все радости и печали друг друга. Мне не нужно много друзей, мне нужна одна-единственная подруга, но такая, чтобы у нас все-все было общее, не было тайн друг от друга...
     В детстве я Катю считала такой подругой. Но сегодня от той детской дружбы почти ничего не осталось. У нас мало общего. Нам даже скучно вместе. Нет, у нас прекрасные отношения, но - как бы объяснить? - неглубокие, поверхностные.
     - А Юля? Последний месяц ты только о ней и говорила. Вы несколько раз в день перезванивались по телефону. А теперь что-то о ней не слышно...
     - Юля? Нет. С Юлей тоже дружба - настоящая дружба - не сложилась. Она мне сначала очень нравилась: такая умная, серьезная, даже пишет стихи, и она тоже православная, в храм ходит, у нее постоянный духовник есть... Но она... Нет, я даже не хочу о ней говорить.
     - Юля сделала что-то дурное?
     - Измена в дружбе - как ты считаешь, это дурно?
     - Неужели так серьезно? - маме хотелось пошутить и шуткой снять напряжение. Но она видела, что сейчас шутка может больно задеть девочку. Мама вспомнила, что последнюю неделю Надя была задумчива и печальна. Вот в чем. дело!.. Не с этим ли разочарованием в подруге связан и интерес к "Королеве Марго" - желание забыться, утешиться?.. Она осторожно спросила:
     - Юля выдала другим какую-нибудь твою тайну, которую ты ей доверила? Или осудила тебя за глаза? Оклеветала тебя?..

     Надя молчала. И мама задала еще один вопрос:
     - Скажи, это случилось на прошлой неделе?
     - Да. В пятницу. Юля ходит в какую-то "Школу искусств" - в кружок поэтического творчества. Там же занимается Наташа из параллельного класса. И всю прошлую неделю они с Наташей готовились к вечеру поэзии, смотрели свои тетради со стихами, обсуждали размеры и рифмы - я ничего этого не понимаю. Они каждую перемену так и бросались друг другу навстречу. А в четверг и домой поехали вместе, хотя Юля прекрасно видела, что я ее жду. И вот, в пятницу то же самое. Я подошла к ним (а они уже шли по коридору с Наташей) и прямо спрашиваю: "Юля, ты со мной будешь дружить или с Наташей?"...Что? Глупо, да?..
     - И что Юля?
     - Ничего. Просто пожала плечами и промолчала. Наташа, видно, поняла, что я обиделась, и говорит: "Я, наверное, пойду?.." Но Юля ее не отпустила. Они так вместе и ушли. Вечером в пятницу Юля мне позвонила, но я не стала говорить - повесила трубку. В школе мы с того дня не подходили друг к другу. Я, честно говоря, ждала ее нового звонка, готовила разные умные фразы, но все зря: она больше не звонит... Что ты скажешь на это, мама?
     - Грустная история. Но если ты интересуешься моим мнением, позволь сказать тебе честно и откровенно: ты сама виновата. Если ваша дружба на этом закончится, тебе придется винить только одну себя.
     - Почему?
     - Потому что ты, очевидно, не очень хорошо представляешь себе, что такое дружба, в христианском значении этого слова.
     Дружба - это великое утешение, данное нам Богом в скорбной земной жизни. Это, несомненно, дар Божий. Поэтому тот, кто не имеет друга, может молиться Богу: "Господи, пошли мне настоящую подругу!" А кто имеет, должен благодарить Бога за этот дар. Ты, конечно, права в том, что вас с Катей не назовешь настоящими подругами. И не потому, что вам порой скучно вместе. Просто у вас нет настоящего единомыслия, единодушия. Катя - в общем добрая девочка, но вопросы духовной жизни ей безразличны, а для тебя они важны. Вот и получается, что вы смотрите как бы в разные стороны и идете разными путями.
     Юля - другое дело. У вас могла бы сложиться настоящая дружба, дружба двух девочек-христианок. Но, очевидно, в ваших отношениях не было того, что обязательно сопутствует такой дружбе: простоты, чуткости и взаимного доверия. Тебе было досадно, что Юля проводит много времени с Наташей, но вместо того чтобы сразу, с первой минуты, признаться ей в этом и выяснить ваши отношения, ты дала возможность развиться ревности - ужасной страсти, сродни зависти. И когда эта страсть развилась со всей силой, произошел разрыв, потому что ты поставила подругу перед трудным выбором.
     В истинной дружбе такого быть не может, потому что она жертвенна. В Евангелии сказано: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Такая жертвенная любовь - вершина дружбы, но ты не пошла к этой вершине. Зная, как важны для подруги ее поэтические занятия, как она готовится к вечеру поэзии, ты, вместо того чтобы на время стушеваться, отойти в тень, радоваться ее радости, - ты, вместо этого, поставила ее перед выбором: "Или я - или Наташа". А в сущности: "Или дружба со мной - или твои занятия поэзией". Сама того не желая и не понимая, ты оказалась жестока к подруге.
     Дружба только тогда бывает крепкой и долговечной, когда друзья или подруги проявляют чуткость и деликатность по отношению друг к другу.
     Стоит одному проявить в чем-то настойчивость, требуя соблюдения своих интересов, тут и дружбе конец. А ты проявила не просто настойчивость - ты оказалась навязчивой, вела себя так, будто Юля - твоя собственность, и у нее не может быть ни своих интересов, ни друзей, помимо тебя.
     Знаешь, отчего бывает эта ревность в дружбе? От чрезмерной чувственной привязанности.
     - Что значит "чувственной"?
     - Основанной на эмоциях и на утверждении своего "я". Христианская дружба имеет духовную основу, а в своих внешних проявлениях она - не удивляйся, пожалуйста, - более холодна, чем тебе кажется. Мне когда-то батюшка привел слова святителя Тихона Задонского: "Всех люби и всех бегай". Я спрашивала его примерно о том же: какими должны быть у христиан отношения с друзьями. Вот он и ответил святоотеческой цитатой: "Всех люби и всех бегай".
     - "Всех люби" - понятно. А что значит "всех бегай"?
     - Это значит... ну, выражаясь по-мирски, сохранять определенную дистанцию в отношениях с людьми. Не выбалтывать никому, даже близкому другу, самое сокровенное. Никаких "тайн", раскрытие которых ты считаешь важным признаком дружбы. Оставлять их для батюшки, своего духовника. А некоторые темы, особенно связанные со здоровьем и гигиеной, обсуждать только с мамой. Мне не нравится, когда девочки-подруги слишком откровенничают между собою. У каждой должно быть достаточно уважения к самой себе, чтобы хранить некоторые свои секреты про себя, говорить о них только с своею матерью. Я знала девочек, которым и в голову не приходило, что не следует, например, говорить о некоторых своих семейных делах, и они болтали своим подругам решительно обо всем, что делается у них дома. Как и у всякого человека, точно так же и во всякой семье могут быть свои частные дела, о которых посторонним людям знать не надо. А если девочки-подружки болтают обо всем без разбору, они .очень легко могут поставить своих родных в смешное и неприятное положение.
     С Катей вы грешили пустой болтовней, обсуждением учителей, случаев на уроках и так далее... Сколько раз мне хотелось нажать на рычаг телефона и положить конец этим пустым разговорам, особенно когда вы начинали гадать, кто у вас в классе в кого "влюблен"!
     Но, честно говоря, и ваши разговоры с Юлей мне не нравились: вы рассказывали ДРУГ Другу сны (разве ты не знаешь, что нельзя этого делать?), вы торопились открыть друг другу все свои мысли и чувства, сообщить какие-то самые незначительные ощущения, /умничали одна перед другой... Вы будто спешили до конца открыться друг другу, будто старались вывернуть душу наизнанку. Потому ваша горячая дружба так легко и дала трещину.
     Только христианин, член Церкви, может понять, как соединяются эти понятия: "Всех люби" и "всех бегай". Дело в том, что христианская любовь лишена пристрастия; она не присваивает друга себе - она предает его в волю Божию. И девочка-христианка о своей подруге должна помышлять приблизительно так: "Господи, благодарю тебя за этот дар, дружбу. Моя подруга не мне принадлежит, она Твое создание, и я верую, что Ты наилучшим для нас путем ведешь каждую из нас ко спасению. Помоги мне избавиться от пристрастия к ней, от ревности к другим ее подругам и занятиям..."
     Часто дружбу губит любопытство, проявляемое одной из подруг. Никогда не следует этого допускать. Даже если тебе очень интересно знать что-либо, лучше подождать, пока подруга сама тебе расскажет. А не расскажет - смириться и успокоиться..,.
     Знаешь, из твоих подруг мне больше всех нравится Маша. И Маша, и ваши с ней отношения. Пожалуй, они ближе всего к христианскому представлению о дружбе.
     - Но нас с Машей трудно назвать близкими подругами...
     - Только потому, что вы не говорите по полчаса по телефону? Не лезете друг другу в душу? Не ревнуете друг друга и не ссоритесь? Так это все признаки чувственной, пристрастной дружбы. Зато вы единомысленные христианки, окончили одну воскресную школу. Вы вместе служите Богу - поете на клиросе. Вы мало говорите, зато понимаете друг друга с полуслова. Вас объединяет общая молитва. Наконец, вы духовные сестры: у вас один духовный отец. И я не сомневаюсь, что в трудную минуту, когда тебе понадобится помощь, словом и делом, с тобой рядом будет именно Маша.
     - Мама... А что ты думаешь о дружбе девочки с мальчиком? Некоторые считают, что она крепче, надежнее, чем дружба девочек. Мальчик-друг никогда не предаст, не выдаст твоих тайн, защитит тебя... .
     - Может быть, и есть такие случаи, но я их не знаю. Зато знаю очень много случаев, когда отношения между юношей и девушкой (потому что мы ведь говорим с тобой не о маленьких детях, правда?) начинались как дружба, чистая и благородная, а потом перерастали в любовь, которая, как ты знаешь, связана со многими искушениями.
     - Ну и пусть искушается, если не может иначе! Мне-то что!..
     Мама удивленно посмотрела на Надю, и та покраснела.
     - Ты о чем, Наденька?
     - Да я о Саше из десятого класса. Это он мне иногда звонит. Мне кажется, мы могли бы быть хорошими друзьями. Мы недавно работали во дворе, снег убирали. Так он пришел, хотя его класс не должен был участвовать в уборке, и убрал за меня весь мой участок! И потом я замечаю, как он на переменах стоит гдe-нибудь у окна, руки в карманах, и на меня смотрит. Девочки говорят, что я ему нравлюсь.
     - Ну, а ты что?
     - Ничего. Смеюсь с девочками. Пусть смотрит, мне не жалко. Я и сама на него поглядываю: смотрит еще или уже отвернулся? Однажды мы шли с Катей под руку по коридору, мимо него прошли, и тут я резко оглянулась. Мы встретились глазами, и мне как-то не по себе стало... А когда он снег за меня убрал - все девочки мне завидовали... Мамочка, что ты встревожилась? Мне-то он совсем не нравится, мне он безразличен. Я просто думаю, нельзя ли из него сделать друга...
     - Не думаю, что это возможно. Но меня беспокоит другое: не знаю, правильно ли ты себя ведешь? Мне кажется, тебе немного льстит внимание десятиклассника и ты чуть-чуть рисуешься, когда он смотрит на тебя. Обмениваешься с ним взглядами, принимаешь его услуги...

     Надя растерялась.
     - Я беспокоюсь из-за того, - продолжала мама, - что твое настроение кажется мне легкомысленным. Ты хоть батюшке на исповеди говорила об этих взглядах?.. Девочка должна соблюдать величайшую сдержанность и осторожность, заметив, что она нравится мальчику, юноше. Ты же не хочешь оставить в его сердце кровоточащую рану? Это большой грех. Опасайся больше всего, чтобы твое доведение не было соблазнительным. Не забывай слова Евангелия о тех, через кого соблазны приходят в мир!.. Что ты, какие взгляды! Неужели ты не понимаешь, что Саша может понять их как знак ответного интересу к нему? И что потом?..
     - Мама, по неужели эти искушения неизбежны?
     - Увы, неизбежны, если речь идет не о святых, а об обычных людях. Дело в том, что между юношами и девушками существуй как бы естественное взаимное влечение влечение, вызванное только одним тем, что они принадлежат к разным полам. Такое влечение должно закончиться законным браком, то есть венчанием в церкви, супружеской любовью и рождением детей. Но пока девушка и юноша не достигли брачной зрелости, им еще рано думать о браке. Поэтому, если они хотят сохранить целомудрие - не только телесную, но и душевную чистоту, - им лучше держаться на безопасном расстоянии друг от друга, не общаться слишком часто, долго, тесно.
      Недаром в старину даже жениха и невесту, когда вопрос о браке был уже решен, берегли от короткого общения между собой, не позволяли им видеться наедине. Сейчас, конечно, другие времена; девушки и юноши из нецерковной среды ведут себя очень вольно, лишаются целомудрия и становятся рабами плотской похоти, подобно животным.
     Я, конечно, не о тебе говорю. Я уверена, что когда ты вырастешь и захочешь вступить в законный брак, то твой избранник, твой будущий супруг будет христианином, как и ты, членом Православной Церкви. Иначе у вас не будет единодушия, единомыслия. Ведь именно это-а не только совместное проживание, общее хозяйство, плотские отношения, - является основой семейного счастья.

     Мама посмотрела на часы и ахнула:
     - Ну и заговорились мы с тобой! Пришлось бабушке за нас с тобой детей умывать и укладывать!..

[ << назад | вперед >> | к оглавлению ]      [ в библиотеку ]


| главная | библиотека | родителям | сомневающемуся | новоначальному | вопросы | заметки | общество |


Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-15 гг.
Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU