СМИРЕННАЯ БЛУДНИЦА
Неделя 5 по Пасхе, о самаряныне
Священник Сергей Ганьковский
Читайте также:
Пасха - светлое Христово Воскресение
Неделя 5-я по Пасхе. О самяряныне
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос
воскресе!
“Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное” (Мф.5.3). Это
утверждение нашего Спасителя, каким бы
знакомым и привычным оно нам ни
казалось, на самом деле – “камень
преткновения и соблазна” (Рим.9.33).
Царство Божие, оказывается, - удел
побеждённых, а не победителей. Небесные
обители Отца нашего уготованы
проигравшим гонку здесь, на земле.
Первым в Рай входит бандит и убийца;
первой узнаёт о том, что Иисус – Мессия,
что Он – Сын Божий, непотребная женщина,
блудница самарянская. Где здравый
смысл, где логика, где справедливость
человеческая?
В
одном старом фильме, который был снят
ещё в те времена, когда о Церкви нельзя
было говорить открыто ничего хорошего,
а можно было только обличать
мракобесие и алчность её служителей,
один герой спрашивает другого,
таинственно, сокровенно изображающего
священника: “Хороших у вас пропускают,
а плохим отрывают головы? Не знаю, не
уверен, - печально отвечает ему носящий
странную кличку “Сталкер”, - мне-то
кажется, что пропускают тех, у кого
надежд больше никаких не осталось. Не
плохих или хороших, а несчастных…”
Несчастные – те, у которых нет части в
этой жизни. Несчастные – изгои, потому
что их поведение, их жизнь – греховны.
Казалось бы, если они чего и достойны,
так в первую очередь осуждения и
проклятий. Однако, Христос Спаситель
как бы в насмешку над человеческими
представлениями о справедливости “ест
и пьёт с мытарями и грешниками” (Мф.9.11),
говорит алчному сборщику налогов: “сегодня
надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19.5) и
величайшую тайну о Себе доверяет
блуднице: “Я – Мессия”, - говорит Он ей.
Так
что, логика Евангелия совсем иная, чем
логика нашей повседневной жизни. И тот,
кто пришёл в церковь, должен забыть о
справедливости, потому что вместо
закона: “око за око и зуб за зуб” (Лев.24.20)
действует совсем иное правило: “любите
врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5.44).
Но,
разумеется, для того, чтобы Бог удостоил сaмого последнего
грешника Своим посещением, чтобы Он
открылся мне, такому, как я есть,
необходима весьма важная вещь: моё
согласие с Ним, с моим Богом. Если я
согласен с тем, что болен грехом и
ищу способов исцелиться от греха, - Бог
мне поможет, потому что по Его
собственному слову: “не здоровые имеют
нужду во враче, но больные” (Мф.9.11). А
если же я убеждён, что исцеляться мне ни
от какого греха не нужно, просто потому,
что у меня их, грехов, нет, тогда даже
Бог помочь не сможет, потому что
человек свободен и эта Богом данная
свобода ненарушима. Бог не может спасти
нас против нашей воли, Бог не может
простить нам грех, если мы не просим о
прощении, Бог не может напоить нас
водой вечной жизни, если мы стиснули
зубы. Как и в быту, для того, чтобы
напиться воды, необходимо совершить
хоть малую, но работу, так и в духовной
жизни: для того, чтобы причаститься
Воды живой, Воды Вечной жизни, нужно
совершить работу покаяния. Так, как это
сделала грешная женщина из
самарийского города
Сихарь.
В
этом евангельском эпизоде мы,
современные люди, вслед за самой
самарянкой, изумляемся чуду
прозорливости Спасителя. Нам, как и ей,
кажется, что самое удивительное в этой
истории то, что Господь всё знает о
неправедной жизни жительницы Сихаря.
Хотя, на самом деле, нас должно было бы
ошеломить совсем другое: удивительное,
непостижимое смирение той, с которой
Бог говорил у колодца Иакова. Для того
чтобы понять, как велико, как
неожиданно и потому чудесно смирение
самарянки, достаточно просто
представить себе, как любой из наших
знакомых или друзей упрекнёт каждого
из нас в нашем действительном грехе, в
нашей постыдной страсти, которую, как
ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве
не всколыхнётся наша душа от обиды и
негодования на обличителя? Разве не
отыщем мы тут же десяток извиняющих нас
обстоятельств? Разве не захлестнёт нас
горячей волной обида? – на что? На
правду!
А
что же самарянка? Она оскорбилась,
обиделась, стала оправдываться? Или,
может быть, как мы это часто делаем,
сказала со злостью: “Не твоё дело –
моих мужей считать”! Нет, эта добрая
женщина в ответ на обличение в
блудодеянии – обрадовалась! Она
бросила свой водонос, она забыла, зачем
пришла из города к колодцу, она
побежала обратно в город и говорит
людям: “Пойдите, посмотрите Человека,
Который сказал мне всё, что я сделала:
не Он ли Христос?” (Ин.4.29). Вы подумайте,
ни ложного стыда, ни уязвлённой
гордости – одна радость!
Так
истинное покаяние рождает радость, так
искреннее желание новой жизни делает
человека лёгким, летящим, обретшим
крылья. Чему же радуется эта женщина?
Что делает её такой счастливой? Я думаю
только одно: решимость жить по-новому. И,
обратите внимание, ей ведь совсем не
стыдно! Ей нечего стыдится, потому что
прошлая жизнь со всеми этими
бесконечными “мужьями”, со всем этим
угаром блуда – позади и навсегда
позади! Разве это не чудо! Разве это не
радость!
Каждый
день Церковь даёт нам возможность
пережить радость покаяния и обновления,
и только от нас зависит, воспользуемся
ли мы этой удивительной возможностью,
переживём ли мы вновь и вновь чудо
обновления, как пережила его женщина из
города Сихарь. Аминь
28
мая 2000 г.
Храм святителя Владимира, митрополита Киевского в городе Королеве Московской области
[ Неделя о самаряныне ] [ Пасха ] [ Страстная седмица ] [ Великий пост ] [ главная ]
|