[ главная | каталог по темам | каталог по авторам | каталог по названиям | хронология поступлений ]

[ Опубликовано на сайте "Православное чтение": Zavet.Ru ] Rambler's Top100


ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
(БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ)

Священник Анатолий Гармаев [ << назад | вперед >> | к оглавлению ]


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЛОК 4)

Об употреблении лекарств

Иногда верующие люди говорят, что пить лекарства — грех. Не пить лекарств, ну как же тогда лечиться?

— Господь даровал лекарство и дал врачевание как дар. Искусство врачевания благословлено Богом, поэтому надо лечиться.

В житиях святых мы с вами встречаем описание святых подвижников, которые ради благодати Божией согласны потерпеть болезни. Но ведь для этого надо сначала ощутить эту благодать. Это дело не первого года и даже не первого десятилетия жизни в Церкви. Поэтому полагать, что будто бы ты уже достиг некоторой степени церковной святости, благодатной озаренности в такой степени, что теперь можешь ради ее сохранения не лечиться, не принимать лекарств, терпеть болезнь, будет совершенно неправильно, это будет признаком гордости или тщеславия. Если вы заболели, можно пойти и спросить благословения: "Как быть?" И если батюшка благословил лечиться, то, не сомневаясь, лечитесь.

О вредных страстях и привычках

— Пожалуйста, скажите, что Вы думаете о курении, моде, почти оголенных людях — это же насмешка над человечеством!!!

— Курение вредно физиологически. Курение вредно в душевном плане. Скажу по опыту нашего училища. У нас были такие моменты, когда поступающие в наше епархиальное училище выказывали искреннюю веру и искреннее желание, жажду к церковной жизни, более того, обнаруживали уже 2-3 летний стаж воцерковления, но, тем не менее, курили. Обещали исправиться. Мы их принимали, а потом они не могли понести условий жизни в Епархиальном педагогическом училище, т.е. ту строгость, тот характер церковного образа жизни, молитву, пост, послушания.

Что происходит с курящим? Когда начинаются трудности (по обстоятельствам жизни), то требуется утешение. Утешения может быть два: одно — в Боге — смирись или потерпи Христа ради, и ты будешь иметь утешение от Бога, а второе — какими-либо земными средствами. Например, кабинет психологической разгрузки с зелеными бархатными стенами, с тихой музыкой.

Либо сауна (другое утешение) либо алкоголь — очень сильное утешение. Человек на данную минуту вполне утешается, забываясь алкоголем. Так и курение может оказаться одним из моментов, который несет "душевное утешение".

Часто люди говорят: "Вы знаете, я выкурю сигарету и успокаиваюсь. Пока сигарету не выкурил, я не могу работать, меня всего колотит". Что это такое? Это душевная болезнь. Человек не ведает, не знает о том, что действительное утешение он может получить именно в Боге, а вовсе не в куреве. И, наконец, это может быть душевным повреждением, стать страстью, т.е. он прибегает к курению не только в трудные моменты или минуты жизненных обстоятельств, но уже постоянно. Более того, 20 сигарет в день стало его нормой.

Страсть — это уже болезнь духовного порядка, это духовное повреждение. Поэтому в любом из этих трех случаев курение вредно.

Погоня за модой — это стяжание мнения окружающих людей, одобрения окружающих. А желание одобрения окружающих есть грех тщеславия. Такой человек живет уже не внутренним дарованием души, не нравственным чувством, в котором он бы имел нравственную независимость или нравственное достоинство. Он живет мнением окружающих людей и нравственного достоинства не имеет. Потере достоинства и способствует мода.

Это одно объяснение. Другое — человек от гордости, не столько от тщеславия, сколько от гордости прибегает к моде. От гордости — это значит ему хочется для самого себя и в самом себе быть выше других людей, лучше других людей. И тогда через моду он обретает эту возможность. Представим картину: какой-то новый фасон дубленок только стал входить в моду... А кто-то достал ее за 10 тыс. рублей. И уже идет в этой новенькой дубленке. Посмотрите на его грудь, на его осанку. Едва только он надел на себя эту дубленку, как переменился. И вот в помещении ее нужно снять.., и как бы опустились плечи, и сразу все изменилось в интонациях, во внутреннем настроении — все стало совсем иное...

Видите, какая зависимость от вещи? Не от людей, а от вещи, и потому в этом смысле мода — это уловка демонических сил. Неудивительно, что по мере оскудения веры мода стала царствующим началом в жизни человека. Кто сегодня не дал дань моде? Когда-то русский народ платил дань золотом хану Батыю и многим другим ханам татарским. Ныне всяк человек через моду платит дань самому дьяволу.

Насчет оголенных людей. Вообще-то православному человеку грешно открывать тело свое для стороннего взгляда. Более того, особенно женщине запрещается (а мужчинам и тем паче) открывать свое тело для стороннего взгляда. Мы знаем с вами из Ветхого Завета, что вышло, когда Хам увидел оголенное тело своего отца. С тех пор грех Хама остается не меньшим, чем тогда. И поэтому человек, исполненный православного чувства или постепенно исполняющийся православного чувства, по мере воцерковления отходит от пляжей, от совместных бань и прочего, имеющего в себе необходимость частичного или полного обнажения тела.

Об употреблении спиртного

— Можно ли употреблять спиртное? Если можно, то где и когда, и что можно пить? Можно ли в пост употреблять вино?

— Это дело личное. Апостол Павел наставляет свое чадо пить вино ради здоровья. "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1Тим. 5, 23). Хорошее вино — действительно дар Божий. Более того, в Псалтири сказано, что вино веселит сердце человека. Даже в монастырских уставах предоставлено в определенные дни употребление вина. Вино сухое или натуральное, слабо крепленое имеет свои естественные хорошие качества и свойства оздоровительного, воодушевительного характера. Но везде должна быть мера. "Все нам позволительно, но не все полезно", — говорит Апостол Павел. А что значит "не все полезно"? Вот тут-то и требуется рассудительность и благоразумие, требуется мера. Более того, мера — это есть та средина, которая есть царский путь и которым стяжается Царство Божие. Не стать ретроградом, сверхправильным, не стать таким забитым христианином, который сам себя вообще забил окончательно, который под предлогом "православности" все лучшее забил в себе. И вот найти эту средину — это как раз и есть одна из важнейших задач, которые человек осуществляет в своей жизни. И Церковь в этом сильно ему помогает, особенно сменой постовых и не постовых дней.

Нужно иметь в виду, что пост, — с одной стороны, — физиологическое, т.е. телесное явление, а с другой — душевное и духовное. И значение поста заключается не столько в том, чтобы молоко и мясо не вкушать, а прежде всего в том, чтобы не раздражаться, не обижаться, не возмущаться, не осуждать. А пища, которую предложено во время поста отлагать, является горячительной, т.е. через кровь возбуждающей чувственность. То же действие имеет и вино. Человек во время поста должен совершать свой духовный путь, а для этого необходимо следить за своим сердцем и за своею душою. И пост — это время особого наблюдения за своим сердцем. Все 365 дней человек (особенно новоначальный) не в силах хранить и наблюдать свое сердце. И лишь после 20 или 30 лет серьезного церковного жительства у него появляется этот навык. Поэтому Церковь в какие-то моменты позволяет ему расслабиться, но в определенные дни все-таки нужно собраться. Поэтому среда и пятница учреждены не только для того, чтобы мы скоромного не вкушали, это не просто вегетарианское отложение мяса и молочного ради оздоровления, но прежде всего, чтобы мы в эти дни как можно меньше огорчали своих близких. Следите за тем, чтобы не огорчить никого в среду и в пятницу, это будет по сути своей постом, воздержанием в страстях или же в своем нраве. Отложение мясного и молочного есть серьезный труд умерения чревоугодия, с которым тесно связаны плотские страсти. Эта смена постовых и непостовых дней, как раз позволяет постепенно, из года в год, находить ту середину, которая и является царским путем. Главным Помощником в этом будет Сам Господь в Таинствах Церкви.

О жизни христианина в современном мире

— Что делать православному человеку работающему в организации, где одна из коллег насаждает вокруг оккультизм?

— Часто оказавшись в обществе таких людей, мы вдруг исполняемся страхом, что они что-нибудь сделают с нами. Святые отцы говорят, что надо избегать общества нечестивых. И не потому, что они смогут с нами что-то сделать, а потому, что мы можем соблазниться их навыками, их привычками, их характером или образом жизни. Поэтому, если ты умеешь стоять в Христовом нраве, то никто для тебя не страшен. А тем паче, если ты исповедуешься и причащаешься, то благодать церковная, благодать единодушия (а это значит церковное общение друг с другом), благодать молитвенная есть верный охранитель и оградитель от всякого навета вражия. И надо быть в этом уверенным. У человека это происходит с обретением веры, но в этом нужно быть уверенным с самого начала, поэтому идите прямо сквозь все подобного рода трудности.

О различении воли Божией

Как отличить волю Бога от внушений темных сил?

— Воля Бога проявляется прежде всего в Евангелии. Все Евангелие — это воля Божия. Наставления и правила Святых отцов — это тоже все воля Божья. Все правила, которыми Церковь поставляет порядок жизни церковной, жизни нашей — это тоже есть воля Божья. И, наконец, все наставления вашего духовного наставника, который вас направляет в жизни по уставу Церкви, есть тоже воля Божья. Если вы научитесь эту волю Божью исполнять, то тогда услышите и дальше. Если к этому прибавите молитву и внутреннее внимание к Промыслам Божьим, тогда вполне откроется для вас и воля Божья.

О прелести

— Что такое прелесть в церковном и мирском понятиях? В чем их различие?

— Прелесть — это обман, который часто происходит с человеком, когда он сам себя обманывает. При этом человек не распознает этого обмана, он вполне искренне полагает, что пребывает в Боге, а в действительности он обманывается.

И в церковном, и в мирском понимании прелесть есть одно и то же явление. Причиной его является или рассудок, извращенный грехом, или эмоциональность, воспаленная страстью. Разница только в том, что человек, пребывающий вне Церкви, извращенное и воспаленное страстью приемлет как норму жизни. Поэтому, желая дать явлению сугубую в его глазах положительную оценку, в некоторой экзальтации восклицает — какая прелесть! — тем выражая свое сугубое восхищение.

Если воцерковленный человек продолжает пребывать в значительной степени в греховном рассудке и страстной эмоциональности, то он фактически пребывает в прелести, но не сознает этого, лишь только может узнать об этом из книг святоотеческих.

Распознать самообман возможно только церковным образом. По мере того, как человек действительно живет в Церкви и постепенно приобщается благодатных даров церковных, Свет Христов проникает в человека, в душу человеческую. Он-то и открывает неправду! Каждый из нас до конца не знает, кто он есть по грехам своим. Процесс познания себя можно уподобить тому, как мы с вами входим в темную комнату или незнакомый чулан. Если войти в темный чулан со спичкой, какая-то часть предметов осветится. Если же взять свечку, то уже большая часть предметов станет видима. А если с фонариком — еще больше, а если зайти с лампой стоваттной — совсем светло станет. Если же еще прибавить солнечного света, то, глядишь, уже и соринки, и мусор, и пыль — все откроется взору.

Так же происходит с человеком и в Церкви. По мере его воцерковления благодать освящает его внутреннее состояние, и благодаря этому он открывает, что, оказывается, весь грешен. Сначала при помощи "спички" открылось в нем его греховное естество, потом при помощи свечи, потом пространство греховное осветили фонариком, потом — лампой стоваттной, а потом — и киловаттной. А когда солнечный свет отверзется — рождается Покаянный Канон Андрея Критского. Но до того момента, пока это освещение Светом Христовым не произойдет, душа человека пребывает в темноте, а значит — в прелести.

Все нынешнее состояние наше, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, все это есть прелесть. Освободиться от прелести возможно только действием благодатных Даров Христовых. Другого Света, которым можно бы было это увидеть, нет.

Об отношении к художественной литературе

— Книги, собранные мною раньше, теперь не занимают меня, что делать с ними? Например, "Мифы народов мира", два тома.

— Когда я воцерковлялся, то в первый год своего оглашения предал огню многое из своей библиотеки. Тогда еще ничего не зная о Православии до крещения, я собирал всякую восточную литературу, но почти ничего не прочел, был занят работой с людьми, времени читать особенно не было. Потом, через пять лет после крещения, я часть своей библиотеки просто снес в букинистический магазин, через десять лет другую часть библиотеки отправил туда же, а самую дорогую часть просто раздал знакомым людям.

Ну и что теперь? Готовясь к лекциям, я с великой скорбью сожалею о той или иной книге, которую отдал, продал, подарил и теперь не имею. Теперь мне надо ее найти, а она где-то в библиотеке, да еще и не в каждой ее найдешь. По основной специальности я биолог и педагог, и сейчас в занятиях с детьми мне потребовалось много биологических книг, которые раньше у меня были. Теперь они стали такие дорогие, что денег на них не найти. А вот нет теперь этих книг, все раздал.

Бывает, например, нужен Достоевский... Очень бывает нужен Пришвин со своими удивительными описаниями природы. Иногда бывает нужен даже Лев Толстой, для того, чтобы показать величие, красоту художественного слова. От Церкви он отошел, это факт печальный, но от Бога он имел художественный талант, у него был непревзойденный дар слова. Игнорировать это, а потому выбрасывать никак нельзя.

Сам по себе художественный талант не может быть попираем. Описание природы, описание характеров человеческих, разве это не может быть нами воспринято с пользой для души?

Поэтому в отношении к библиотеке, к книгам необходима разборчивость, рассудительность. Церковный человек должен быть умудрен самою премудростью Божией, которою просто распознает, различает добро и зло, но не смешивает все в одну кашу.

Поэтому мой совет: к библиотеке относитесь благоразумно. Если сейчас нет нужды, но стоит на полках литература, которая освещает жизнь разных сект, или же разъясняет аномальные явления, или, например, мифы Древней Греции, то эти книги, конечно, можно оставить. А откровенно оккультные и сатанинские книги должны быть просто преданы огню. Этим мы совершаем решительный шаг отмежевания от всякой нечисти.

Книги художественные, классику, ту самую драгоценную классику Православной России, классику прошлого и позапрошлого веков, надо сохранить. Сейчас они, эти книги, возможно, не читаются, потому что внимание сердечное обращено к книгам православным. Но потом придет время, и вы почувствуете нужду в том, чтобы не только свое общение с Богом осветить Светом Христовым, но и свое общение с природой. Светом Христовым надо осветить свои отношения с людьми, со своей профессией, с явлениями физическими, химическими, математическими, с явлениями литературными, музыкальными, изобразительными. Важно не выкинуть это все, не отсечь от себя, не превратиться в некую околоправославную мумию, внешне имеющую только вид православный, в действительности оставаясь человеком скудным, необразованным и неблагодатным.

Нужно быть благоразумным. Следует памятовать о том, что Господь всякого призывает Ему Одному ведомым путем. Кто знает, кем тебе придется служить Церкви? Может быть, как раз эти книги тебе пригодятся для учебы. Ты будешь учителем или наставником детей или родителей. Либо у тебя будут свои собственные дети, которых надо будет по этим книгам научить той же физике, математике, живописи или еще чему-то вполне полезному. Надо быть широко образованным, ведь не каждый из нас станет на путь полного отречения от мира, на путь монашества.

Монаху-отшельнику, может быть, это и не очень надо. Хотя, с другой стороны, посмотрите, какая разница между монахом образованным и необразованным. У образованного монаха свое служение в Церкви, особое служение, очень важное на сегодняшний день. И у необразованного монаха тоже есть свое служение в Церкви, которое тоже особое и очень важное на сегодня, но это разные служения. Откуда ты знаешь, что у тебя служение именно необразованного монаха и именно отшельника? Более того, неизвестно вообще: есть ли благословение нам быть отшельниками сейчас. Именно исходя из этого, не надо так категорично ко всему относиться. Памятуйте, что жизнь церковная — это, как говорил авва Дорофей, золотая середина, царский путь. Это средний путь, и вот найти эту середину, т.е. найти эту меру своего отношения ко всему миру, который сотворен от Бога — задача православного человека.

О различении периодов воцерковления

Нужно ли стараться определить, к какому периоду в данный момент принадлежит душа, или только трудиться, и все управится?

— Безусловно, надо осознавать, на каком ты этапе находишься, потому что если ты без этого осознания идешь, то может оказаться, что ты взялся за дело, которое не принадлежит твоему возрасту. Так часто люди сегодня схватываются за труд Иисусовой молитвы и начинают изо дня в день творить определенное число... Труд молитвы для них заключается в том, что человек берет определенное число молитвы Иисусовой и начинает в этом упражняться. Но если сердце в смирении не приуготовлено, если опыта послушания церковного нет, труд может оказаться напрасным.

Что такое послушание?

Если каждый христианин это — воин, то послушание — это подчинение приказу. В чем разница между армейским приказом и церковным? В церковном — это не просто подчинение, но подчинение, исполненное верою человека. Человек верует, что приказ этот есть благословение Божие, и поэтому подчиняется ему. Только такое подчинение является послушанием. Поэтому слово "послушание" принадлежит только Церкви. Это сугубо церковное слово, и оно обозначает обязательное присутствие веры.

О духовной рассудительности

— Когда задают вопрос о вере, о церковных догматах, не могу дать короткий точный ответ. Опираюсь на знание истории, на прочитанные книги, но ответ подобен выстрелам не в мишень, а вокруг нее. Как избавиться от этого? Почему простые и ясные слова мои непонятны вопрошающим?

— Дело в том, что способность к духовной рассудительности (а это как раз об этом речь) требует времени для того, чтобы развиться. Если у нас нет рассудительности как дара, то надо этому научиться. Значит, соответственно нужно положить труд. И тогда по дару рассудительности вы будете точно чувствовать, о чем спрашивает вопрошающий. Если точно знаешь, о чем идет речь, то точно будешь на вопрос отвечать. Причем надо иметь в виду, что дар рассудительности непременно исходит из точного и ясного знания учения Церкви Христовой. Если вы точно знаете Символ Веры, его значение и содержание, то тогда и ясно ответите. Точно ответить обычно удается по двум причинам: одна — это чуткость, распознающая предмет вопрошания, о чем спрашивают, а вторая — опыт и знания церковного учения и духовной жизни. А соответственно и знание Святых отцов, достаточно ясная (не многознание, а яснознание) точность знания. Над этим надо много специально трудиться.

Когда мы читаем книгу или беседу святого подвижника, то находимся под ее впечатлением. Но если нас спросить, о чем мы читали, то обнаружится, что мы воспроизводим именно свое впечатление. А в точности сказанного мы не уловили, мы теряемся. Мы уловили только впечатление. Оно для нас достаточно ясное, но это ясность впечатления, а не ясность мысли святого, тем паче Евангелия, которое мы читаем. И поэтому, чтобы этой ясности достигнуть, необходимо над прочитанным специально трудиться. Прочитав первый раз, нужно вернуться еще раз к этой же главе, выделить из нее существенное для себя. Существенное для себя человек может выделять только по тому, чем он сейчас жив, и далеко не всегда он может выделить существенное по его правильному значению. Он выделяет то, чем он сам жив, и что он сам знает. Поэтому при чтении важно прежде всего уловить не то, что на тебя произвело впечатление, будучи прочитано тобою, твоею самостью, а найти точное понимание того, что же хотел сказать святой, книгу которого ты читаешь.

Это сугубый, специальный труд. Лишь на этом пути можно обрести дар рассудительности. Без такого труда сам по себе этот дар может посетить только по действию чрезвычайной благодати Божией. А при естественном содействии Божией благодати человек может обрести этот дар лишь большими своими трудами. Об этом-то труде я и говорил, когда объяснял о необходимости навыка размышления над Священным Писанием или над трудами Святых отцов.

О внешнем поведении

— Можно ли женщине, сидя в кресле, положить ногу на ногу?

— Наверное, многие знакомились с исследованиями психологов, которые изучали мимику, позу, осанку человека и их связь с душевным устроением. И знают, что душа прямо связана с телесными проявлениями. Недаром, когда мы смотрим на иконы, то сразу (если не первый год в Православии) обнаруживаем православную осанку — особый изгиб спины. Это явно видно. Примечательно то, что если нецерковный художник попытается эту осанку скопировать, то так и не сможет это сделать. Настолько душа руководит телом, настолько тело отображает душу, что даже неплохой художник, видя глазами явную линию кротости и смирения, пытаясь вывести ее своею рукою (пребывая при этом несмиренным душой и некротким сердцем) не может этого сделать. Эта линия у него не получается. И поэтому точную копию "Троицы" Андрея Рублева, например, так никто и не написал. Это невозможно, если нет настроения Андрея Рублева.

Мы видим, что душа прямо отображается в физиологическом настроении человека. Мы это легко распознаем. Посмотрели на лицо ближнего утром и говорим: "Что-то ты плохо выспался, или же у тебя плохое настроение." Т.е. это означает, что мы непроизвольно считываем то, как внешняя физиология отображает настроение души. А тем паче осанка, поза — все это тоже отображает. Поза "нога на ногу" — это известный признак самодостаточности и гордости.

Об использовании косметики

— Можно ли женщине подкрашивать глаза, губы, делать маникюр хотя бы перед работой, если там такая обстановка, что надо быть в форме?

— Женщина воцерковляющаяся до какого-то определенного момента не может не краситься. Она и кается, она и исповедуется, она сознает, что это нехорошо... Но, вместе с тем, она отдает дань миру сему, дань той самой моде, тому самому изобретению, которым враг рода человеческого улавливает людей в зависимость друг от друга... Люди становятся рабами друг друга, а значит, рабами страстей, хотя должны стать рабами Божьими. Поэтому необходимо было бы от всего этого отказаться. Возможно ли это сразу? — Конечно, нет. Как это сделать? — Каждый поступает по-разному. Некоторые, сразу узнав об этом, тут же отсекают. Первый месяц на работе приходится перетерпеть невесть что: и насмешки, и унижения, и резкое падение престижа, и даже понижение в звании.

Известен случай, когда воцерковляющаяся женщина, потеряв внешний вид, свойственный ее сотрудникам, через два месяца потеряла и свою должность. Именно по этой причине она стала "несвоим" человеком. Пошли разные противления, неприятности, и в результате ее понизили в должности. Но приходится через это потерпеть. Исповедание Христа при встрече с миром будет всегда связано с такими скорбями.

О венчании после нескольких лет супружества

— Скажите несколько напутственных слов людям, не могущим решиться на венчания после долгих лет совместной жизни, чтобы облегчить сомнения.

— В нынешнее время очень много людей, прожив в супружестве 10-20, а то и 30 лет, приходят к венчанию. Некоторые из них очень сильно смущаются, но затем венчаются, когда фактически почти вся жизнь прожита.

Таинство венчания — это обретение благословения Божия, обретение Его благодатного покрова. Таинство венчания — это начало возможности превращения семьи в домашнюю церковь. Это еще не домашняя церковь, но начало этой возможности. В домашней церкви люди пребывают друг с другом в единодушном церковном, домашнем общении. Нет более трудного общения, чем домашнее. В храме мы можем какое-то время с человеком пообщаться, а потом, когда это станет для нас неприятно, сбежать от него до следующего воскресения. И уверены, что с этим человеком мы точно уже не встретимся хоть какой-то период. Всегда есть выход — убежать домой. Даже работая в церкви, какое-то время в течение дня человек с сослужителями не встречается.

А дома, к сожалению, никуда не убежишь. Если не убежишь, то значит всякое нагнетение или же нестроение в отношениях никуда не уходят, они накапливаются, и человек должен с ними что-то делать, каким-то образом с ними справиться. Все это вместе составляет очень непростые условия жизни современной церковной семьи. Поэтому домашняя жизнь семьи - это жизнь в подвиге, в постоянном, бесконечном подвиге, подвиге смирения, подвиге терпения, подвиге постоянного хранения единодушия друг с другом в духе и истине. И если мы сумеем сохранить в семье мир, благодатный мир со своими домочадцами, и по любви будем иметь попечение о их спасении, тогда мы совершим подвиг.

Обращаясь к Таинству, брака семья получает благодатную Божию помощь. В каком бы возрасте люди ни приняли благословение Божие на совместное жительство, именно с этого момента начинается Домашняя Церковь, начинается воцерковление семьи. Это очень важно. Поэтому ни в каком возрасте венчаться непоздно.

Супружеская жизнь, прожитая без венчания, является грехом. Сказано, что блудные грехи лежат на вас и на чадах ваших, на наших детях. Таинством венчания эти грехи прощаются и человеку, и его детям. Поэтому даже взрослые дети высвобождаются венчанием из-под бремени прелюбодейного греха родителей. Это очень важно. Многие наши взрослые дети не могут сформировать атмосферу своих семей только по той причине, что их родители прожили без венчания. Известно множество случаев, когда после венчания родителей и у детей налаживалась жизнь. Родителям по 70 лет, а детям — по 40, и у них налаживалась жизнь. Таинство венчания имеет огромное значение для последующих поколений.

О канонизации Царя-Мученика

— Сейчас идет очень серьезный спор относительно канонизации Царя-Мученика Николая II. Как Вы относитесь к его канонизации?

— Я сам лично почитаю его как святого Угодника Божьего. Думаю, что не за горами и официальная его канонизация.

В чем же основной эпицентр спора? В характере жизни Царя.

Церковь имеет свой подход к освящению, к канонизации святых, к объявлению того или иного человека святым. И при этом немаловажно личное отношение каждого члена Церкви к тому или иному Угоднику Божию. Недаром немало святых угодников, которые признаются святыми, но местночтимыми, они по всей Церкви не объявлены святыми. И, тем не менее, к их мощам прикладываются, у них просят помощи и получают ее, т.е. немаловажным является еще и личное отношение человека к святому, и опыт этого обращения, и характер.

Важнейшим моментом при канонизации является тот факт, что Церковь прославляет в лике святых непременно тех людей, которые исполнили своею жизнью Завет Христов, Завет Евангельский. Так, Царь Николай II своею мученическою кончиною, своею верой, с которой он шел на свою Голгофу, исполнил вполне две заповеди Божии — о любви к Богу и о любви к ближним, к своему народу. Что еще нужно смутителям, противникам его канонизации?

О поведении в светском обществе

— Находясь в светском обществе на приеме, на ужине, необходимо ли креститься или нужно совершать внутреннюю молитву?

— Огорчать не должно никого. Что такое не огорчать ближнего? Это значит не искушать его, чтобы я не стал причиной его согрешения. Я ему что-то сказал, а он вдруг раскричался. Что он этим делает? — Грешит. Кто виноват? — Я. Кто подал повод к огорчению? — Я. Кто из нас более согрешил: он ли, вдруг разгневавшийся, раскричавшийся или разобидевшийся, или я, который его искусил?

Сказано: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской; горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18, 6). Отчасти это относится, вероятно, и к детям. Но не в меньшей степени это относится вообще ко всякому человеку, младенцу или же ребенку в духовном смысле. Любой человек, который мной был искушен, впал в обиду, раздражение или же в возмущение, или еще хуже — в ненависть, а после наделал еще массу всевозможных грехов — эту ненависть распространил на других людей, от него воспламенилась в раздражении еще целая цепочка людей. В результате грех умножился многократно. Почему так произошло? Кто виноват в том, что человек не потерпел мою язвительность, мою злобность, или же мой укор, или же мое надмение, или же мое нахальство, или же наглость, или же мое давление, или еще что-то. Кто его в это искушение ввел, кто не проявил чуткости, не разглядел, что его силы на пределе, что он дальше не потерпит и не понесет меня... Кто не разглядел? — Я. В ком не было чуткости? — Во мне.

Поэтому уместно всегда пользоваться таким очень простым правилом, которое ведет к глубокой работе над собой, очень внимательному отношению к своим поступкам: "Не огорчай, не искушай ближнего своего". И когда я прихожу на светский прием, куда я не мог не прийти, и на ужине вкушаю, то никто не должен смущаться внешним проявлением моей православности. В этом-то и заключается мое православие.

Иное дело, когда возникает необходимость исповедать Христа. Вот тут уже встань до смерти. Или даже мученической смертью, или же какими-либо страданиями, или болью исповедуй Христа, это совсем другая ситуация, другое обстоятельство.

О жизни христианина и начальствовании

— Может ли верующий человек быть начальником на производстве?

— Вполне. Если взглянуть на тысячелетнюю историю России, то можно увидеть, что в ней был определенный чинопорядок. Особенно строгое, стройное чиноначалие наблюдалось в светлейшие и лучшие времена расцвета Российской державы. Тогда Россия была царственно руководимой. Царь был самым большим начальствующим лицом, в его власти находилась вся Россия. Поэтому православный начальник — это норма гражданского устроения государства.

Только в этом случае оно сохраняет и соблюдает то чиноначалие или ту иерархию, которая отображает иерархию Небесную. Ведь Ангельские миры, все девять чинов Ангелов расположены в чиноначалии. Недаром и сама Церковь тоже устроена в строжайшем чиноначалии. Епископ, а далее за ним благочинный, а за ним — священники, миряне, а миряне в своих чинах — староста, директор завода, начальник участка, смены, цеха... И если все это устройство православно, то оно отвечает тем чаяниям (о которых все мы радеем и желаем) о том, чтобы наше государство стало, как и прежде, православным. "Хочешь быть старшим, будь всем слугою",— говорит Священное Писание. Значит, радей о всяком здравии своих подчиненных — телесном, душевном, духовном. И не только во время работы, но и вне ее.


И в заключение

Заканчивается наша беседу в паломническом рейсе, а тернистый путь ко спасению души, наше движение ко Господу продолжается.

Воцерковляться, становиться церковным человеком — это означает не только хождение в храм, не только чтение молитв, не только регулярное участие в Таинствах, это означает прежде всего изменение греховного своенравия в нрав Христов.

Да дарует Господь всем нам искренним покаянием, теплою молитвою, дерзновением, всем, чем богат опыт нашей Православной Церкви, возродиться в своем нраве, обрести послушанием воли Божией, слышание Его Промыслов, чувство Божия благословения, обрести решимость следовать за Христом в течение всей своей жизни, исповедовать Его не столько словами, сколько поступками, чтобы, по слову Евангелия, просветился свет наш пред человеками, и они, видя Христов нрав, Христов образ действия в этом мире, прославили Отца нашего Небесного.

КОНЕЦ

[ << назад | вперед >> | к оглавлению ]      [ в библиотеку ]


[ главная | каталог по темам | каталог по авторам | каталог по названиям | хронология поступлений ]

Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001 г.
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU bigmir)net TOP 100 rax.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru