ВОСПИТАНИЕ МЛАДЕНЦА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ
Священник Анатолий Гармаев, директор Волгоградского Епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики преп. Сергия Радонежского.
"Православный христианин” №1, 2000 г.
После родов есть несколько этапов, несколько моментов, в продолжение которых существует риск усиления Эго-уровня в еще бессознательном ребенке и обесточивания в нем уровня Совестливости.
Случается, что мать по той или иной причине оставляет своего ребенка. Вот она родила, а ребенок заболел, Она вынуждена отдать его в больницу. Мать туда не пускают. Она в одной палате, а он - в другой. Ребенок остро переживает момент разрыва. Первые три года, в особенности первые полгода, ребенок всеми силами своей души отдан матери и находится под ее покровом. Душевное зрение ребенка в полноте слышит состояние матери и полностью от нее зависит. Поэтому в младенчестве какой бы то ни было разрыв между матерью и ребенком невозможен вообще. Если этот разрыв происходит, ребенок остро переживает свою брошенность. С чем сравнить это состояние? Может быть, каждый человек когда-нибудь похожее состояние переживал: идешь по степи, ночь, темно. Сначала не боязно, а потом какой-то страх начинает появляться, и в какой-то момент кажется: я один в этой бездне ужаса и не знаю, что делать, позади - никого, впереди - никого, а сверху - бездна.
Примерно такое ощущение ужаса переживает ребенок, оторванный от матери. Момент отрыва ощущается как падение в пропасть. Пережитое ребенком в раннем детстве потом подсознательно хранится всю жизнь. С этого, кстати, начинаются очень сильные, жесткие психопатии, которые разворачиваются у ребенка в зависимости от различных Эго-доминант либо в интенсивную войну с матерью, которая может происходить и явно, и скрыто, либо выливается в непонятное чувство тоски при виде матери. Мать начинает вдруг ощущать, что ее сын или дочь не замечают ее, равнодушны, увлечены своими делами, но она не может дать этому внятного объяснения. На самом же деле ответ таков: это психопатическая реакция сына или дочери на мать вследствие того, что когда-то было пережито отторжение, ужас брошенности. Естественно, в первую очередь это относится к брошенным детям, воспитанным в детских домах. Они все имеют этот синдром брошенности, проявляющийся в течение всей их жизни и даже передающийся потом по наследству. Выйти из этого состояния бывает очень трудно. А при нынешнем состоянии педагогики, когда мы потеряли представления о практически всех нравственных действиях, которые помогают человеку вернуться в Совестливый уровень (у большинства из нас этого представления просто нет, оно было выдавлено из педагогики, начиная с 1917 года), возвращение человека из синдрома брошенности представляется почти невозможным.
Аналогичное отторгающее состояние или ужас брошенности ребенок переживает в момент, когда мать внутренне отторгает его. Происходит это следующим образом. Ребенок начинает капризничать. Мать сначала озабоченно пытается найти причину каприза, но каприз не прекращается. Все необходимое уже сделано, все силы материнские истрачены, и в какой-то момент мать срывается. В момент срыва она переживает сильную вспышку гнева: “Да пропади ты пропадом!” - вплоть до такого внутреннего вопля. И в эту минуту она всем своим естеством переходит в Эго-уровень. Это и есть отторжение.
Подлинное материнское чувство по отношению к ребенку осуществляется только на уровне Совестливости. Любой выход в Эго-уровень - это и есть отторжение ребенка. Мать, пережив отторжение в гневе, в раздражении, во вспышке ненависти, на мгновение дает ребенку пережить состояние ужаса, брошенности. К этому добавляется сильнейшая психическая реакция или импульс, который дает мать во вспышке гнева. В таком состоянии она запечатывает состояние брошенности в душе ребенка. Это запечатление настолько сильно, что может быть расценено как проклятие.
В этот момент ребенок обычно открыт на мать, и такое подсознательное давление тут же запечатывает ребенка в состояние ужаса. В результате ребенок, пережив такой ужас, обретает психопатический синдром, который может проявляться следующим образом: необщительность с окружающими людьми, невозможность находить контакты с ними, трудность в общении со сверстниками, с взрослыми, нелюдимость крайней формы, озлобленность, принципиальное и упорное одиночество. Вот через это проявляется печать, наложенная матерью в колыбельном возрасте и в период до семи лет.
Наиболее важный, ответственный период, когда матери вообще ни под каким предлогом нельзя оставлять своего ребенка - это период с рождения до пяти лет. До пяти лет ребенок находится под тонким материнским покровом, и потому любой разрыв этого покрова ребенок переживает очень болезненно. Потому-то до пятилетнего возраста в принципе недопустимо, чтобы мать оставляла своего ребенка более чем на пятнадцать дней. Чем меньше ребенок, тем меньше этот срок. Например, трехмесячный ребенок вообще не может выдержать даже часовой разлуки с матерью. Поэтому недаром во многих народах существовала такая традиция: мать до пяти лет должна быть с ребенком неотлучно. Поэтому наиболее благополучное в этом отношении положение сейчас в тех народах, где до сих пор существует такой древний обычай: мать привязывает ребенка себе на спину или на грудь и постоянно носит с собой. Совершенно нелепа рекомендация советских и многих западных педагогов приучать ребенка как можно раньше обходиться без материнских рук, побыстрее “приучать его к самостоятельности”. На самом деле ничего более варварского придумать, наверное, невозможно. Такой воспитательный метод мог возникнуть только на Эго-уровне, например, для того, чтобы высвободить мать как производительную силу для общества. Это безнравственное высвобождение матери ради общественной полезности оправдывается жесткими порядками всей социально экономической системы.
Детям с этим приходится смиряться, но каким образом? Через выход в Эго-уровень. Они выходят в Эго-уровень и уже внутри Эго-уровня начинают искать себе развлечения. Поэтому значительная часть современных детей с удовольствием бросается в самые бессмысленные чисто развлекательные игры. В детсадах они с удовольствием проводят большую часть времени, приходят домой и не могут понять, зачем мать позвала их домой. Им очень хочется быть там. Мать приходит забирать, а они не хотят уходить из детсада, они ушли в Эго-состояние, в Эго-развлечение и в этом состоянии готовы проводить теперь дни и ночи. Другие дети уходят в Эго-игры, они замыкаются в своих уголках, находят какие-то свои занятия и в своем выдуманном мире могут пребывать часами. Те же дети, которые имеют немного Душевных Сил, но с выраженными Эго-проявлениями, такими, как обидчивость, например, начинают постоянно преследовать свою мать и через такую странную Эго-игру с матерью находят себе Эго-развлечение.
Для полноценного душевного развития ребенка его вполне можно носить на руках до полутора-двух лет, если он того хочет. При этом можно увидеть такую вещь: чем скуднее душевное состояние ребенка, тем дольше он желает быть на руках. Поэтому, чем труднее была беременность у матери, тем дольше она должна носить ребенка на руках. И чем более умиротворенное состояние было у матери во время беременности, тем меньше ребенок требует материнских рук.
Еще одна деталь. Когда ребенок в люльке, в нем сохраняется ощущение чьего-то присутствие рядом с ним, так как в первые месяцы жизни он способен чувствовать связь с миром в основном через прикосновение и чувство гравитации. Более того, когда есть люлька, мать могут заменить и брат, и сестра, и бабушка, и дедушка. Удивительно в данном случае физиологическое состояние качающегося в люльке ребенка (не в кроватке, которая качается только по горизонтали, а именно в люльке). Качание позволяет ему чувствовать близость с любым человеком, который качает люльку. При этом может возникать душевная открытость на другого человека, контакт с ним сохраняется. Недаром люлька была классическим вариантом колыбели у всех народов, потому что физиологическое нахождение в ней похоже на укачивание в материнских руках. У одних народов она вешалась на коже, у других - на пружинах, на резине или еще на чем-то. При этом присутствие рядом человека, поющего колыбельную песню (а это наиболее душевный и правдивый склад музыкальной фразы) позволяет создать уподобление материнству.
Если в материнской утробе резерв Душевных Сил получен малый, то за всю свою детскую жизнь ребенок должен его дополучить, и этим он будет заниматься всю последующую жизнь, увы, с позиций все возрастающего Эго. Отсюда следует, что отдавать ребенка в ясли категорически нельзя. Ребенок с этим смирится, но выйдет на Эго-уровень. Некоторые дети просто успокаиваются. Они лежат в яслях в кроватках и вроде бы спокойны. Но на деле это спокойствие Эго-уровня, это спокойствие Эго-равнодушия или нравственной дебелости. Либо ребенок чем-то увлекся, развлекается, но это спокойствие Эго-развлечения, когда его способности активно пробуждаются, а здоровые Силы Души остаются глубоко под спудом.
Итак, до пяти лет желательно, чтобы мать находилась постоянно со своими детьми. Если речь идет о душевно цельных детях, то детсады до пяти лет в принципе невозможны. Если речь идет о детях, которые воспроизводятся только как рабочая сила, тогда это возможно, тогда это “нормально”. Более того, в этом случае даже желательно, чтобы дети четырехлетнего возраста были оторваны от матерей, потому что в четыре года происходит пробуждение способностей, и одновременно возбуждается Эго-уровень. Через это пробуждение Эго-уровня активизируются все способности ребенка, особенно интеллектуальные. Если в этот момент начать развивать интеллектуальные способности ребенка, то можно получить интеллектуально очень развитых и быстро идущих в развитии детей. В результате такие дети будут социально довольно адаптивными, будут давать большие результаты в плане научно-технического прогресса, но относительно нравственных качеств и будущих семейных отношений ничего хорошего ждать от них не следует. Не нужно ждать, что это будут хорошие отцы или матери, не нужно ждать, что это будут просто добрые люди, не нужно ждать от них проявлений Совести, потому что, если идет такое бурное развитие Эго, Совестливый уровень будет заглушаться. Тем более, если активизация происходит не в семье, а за ее пределами, т.е. со специальными учителями, по специальной методике, которая ориентируется на развитие внешних способностей только через Эго-уровень. Тогда формируется идеальный вариант гения-эгоиста. При нынешних наработках практической психологии сегодня можно начать повальное воспроизводство одаренных людей, но при этом, чаще всего лишенных Совести или имеющих приглушенную Совесть.
Очень важно, чтобы ребенок до пяти лет обязательно запечатлел открытое состояние Совести и Душевных Сил. С точки зрения Православия известно, что Душевные Силы или сами являются добродетелями или ими облекаются. Если это происходит, то, будьте уверены, и способности никуда не денутся, они ведь могут быть основаны на уровне Совести, равно как и на уровне Эго. Если же в четырехлетнем возрасте оторвать ребенка от матери и развивать его через Эго-влечения, например в детском саду, то, безусловно, в некоторых детях можно развить начатки гениальности, но развитие это будет идти за счет подавления духовно-нравственных сил. Такой ребенок вырастет, станет активным работником социума, займет определенное иерархическое положение в обществе. Возможно, благодаря способностям, он умножит материальное богатство, возможно, станет широко известным. Подключатся разные Эго-влечения: тщеславие, стремление к богатству, властолюбие, гордость, которые питают то желание высоты, из которого человек пользуется своими способностями.
Эго-влечения используют способности, Совесть исполняет их, т.е. наполняет их Силами Души. И если эти способности основываются на уровне Совести, тогда они оказываются развитыми намного глубже. Полноту выдающихся способностей можно обрести только на уровне Совести.
Есть еще один негативный опыт запечатлений ребенка, который позволяет Эго-состоянию оказаться доминирующим, а Душевным Силам ослабнуть, - это ссоры родителей друг с другом. Дело в том, что дети в период до 12 лет находятся в состоянии запечатления: запечатлевается душевная жизнь родителей. Поэтому небезосновательно считать, что ребенка вовсе не надо в чем-то специально воспитывать, достаточно при нем просто жить, и ребенок все в себя вберет, прежде всего, способ и характер жизни родителей и потом начнет поступать так же, как они. Это и есть процесс запечатления.
Вот двое взрослых разговаривают о каких-то очень серьезных взрослых проблемах. Чаще всего, это обсуждение других. А в этот момент рядом играют дети и, казалось бы, настолько увлечены своими заботами, что ничего не слышат. Через час эти дети начинают выдавать фразы, которые могли быть произнесены только этими взрослыми. Почему? На внешнем плане ребенок полностью увлечен игрой, а на внутреннем - он запечатлевает душевное состояние взрослых. Каким бы внешним действием ребенок ни занимался, на внутреннем плане он запечатлевает душевное состояние взрослых. К примеру, папа и мама могут быть пьяницами, которые вообще не занимаются ребенком, но просто при нем живут. И такой ребенок будет уметь и общаться с людьми, и совершать различные, свойственные этой среде человеческие действия: и гневаться, и себя отстаивать и т. д. При нем все это делали его родители.
Способность души к запечатлению позволяет ребенку запечатлевать либо уровень Эго, т.е. получать образ поведения, диктуемый Эго-влечениями, либо Совестливые поступки родителей, т.е. заботу друг о друге, исполнение нужд друг друга. В зависимости от того, что родители делают при ребенке, то и запечатлевает ребенок. Чем более родители между собой ссорятся, друг друга не понимают, находятся вне заботы друг о друге, тем более они находятся в Эго-состоянии. Тогда у ребенка, по закону резонанса, запечатлевается именно образ Эго-поведения, его Эго-состояние активизируется, получает новую доминанту, а Душевные Силы еще более оскудевают или закрываются. Совестливый уровень становится неслышимым.
Вот примерно таков общий план или общий перечень способов, благодаря которым мы задаем нашим детям психопатическое основание.
Источник: Библиотека форума "Православная беседа":
[ Версия для: скачивания | печати ] [ мамам и папам ]
|