Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

ПОДГОТОВКА К
ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
  • Недели подгот-ые
  • О мытаре и фарисее
  • О блудном сыне
  • Суббота мясопустная
  • О Страшном Суде
  • Масленица
  • Прощеное воскресенье
  • Великий пост
  • ПРАЗДНИКИ
  • Рождество 25.12 (07.01)
  • Обрезание 01.01 (14.01)
  • Крещение 06.01 (19.01)
  • Сретение 02.02 (15.02)
  • Благовещение 25.03 (07.04)
  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла 29.06 (12.07)
  • Преображение 06.08 (19.08)
  • Успение 15.08 (28.08)
  • Усекновение 29.08 (11.09)
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение 14.09 (27.09)
  • Покров 01.10 (14.10)
  • Введение во храм 21.11 (04.12)
  • другие праздники ...
  • ПОСТЫ
  • Великий пост
  • Петров пост
  • Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа
  • Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.)
  • ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
     :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

    СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ, ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

    Протоиерей Валерий Захаров, 2002 г.

    См. также:

  • Прощеное воскресенье (воспоминание Адамова изгнания)
  • Великий пост

    Сегодня за Божественной литургией, братья и сестры, все мы слышали слова апостола Павла, который пишет: «Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнемся дела тьмы и облечемся во оружие света» (Рим. 13,12). О какой ночи и о каком дне ныне возвещает «апостол языков» Павел? Милостью Божией мы находимся в преддверии святого и Великого поста. На протяжении длительного времени — четырех седмиц — Святая Церковь вела нас к сегодняшнему дню, заботясь о том, чтобы каждый из нас мог достойно подготовить себя к этому весьма важному, ответственному и спасительному периоду в жизни верующего человека.

    Я думаю, что многие из вас помнят, как евангельским чтением о Закхее, Святая Церковь приглашала нас с готовностью этого человека принять Христа в свое сердце, а евангельским чтением о мытаре и фарисее призывала научиться смиренно-покаянной молитвенности у мытаря. Так же Святая Церковь напоминала нам и о решимости блудного сына вернуться в отчий дом, и о трогательной встрече его с отцом, и об осознании им пагубности той жизни, которую он вел, и о принесенном глубоком покаянии перед отцом. В Неделю о Страшном Суде мы говорили о том, что же надо человеку стяжать в своей земной жизни для того, чтобы быть оправданным на этом Суде. И вот сегодня, как свидетельствовал в ХIХ веке святитель Димитрий, архиепископ Херсонский: «…положен конец всякому шуму и треволнению мирскому, всему, что заглушало в нас голос совести, не давало нам опомниться и прийти в себя, подумать о душе своей и о том, что ожидает нас в вечности. Завтра мы явимся как бы в другом мире: все волновавшее и увлекавшее нас вихрем суеты и удовольствий прекратится и исчезнет; все, напротив, будет призывать нас к молитве и покаянию, все будет напоминать нам о нужде примирения с правосудием Божиим и собственной совестью, о готовности предстать пред суд Божий. При вступлении на это святое поприще поста и покаяния Святая Церковь напутствует нас ныне воспоминанием о первом грехопадении праотца нашего Адама, которым начинается вся история настоящего бытия рода человеческого на земле; история скорбей и печалей, злострадания и бедствий, болезней и смерти, которая пишется на поверхности земной развалинами и гробами».

    Не случайно нам сегодня напоминается о том самом трагическом событии, которое имело место на нашей земле — событии изгнания наших прародителей из рая. Если в прошлый воскресный день мы говорили о Страшном Суде, который еще предстоит в истории человечества, то сегодня мы с горечью вспоминаем то весьма отдаленное от нас событие, которое совершилось почти семь с половиной тысяч лет назад. Тут невольно может возникнуть вопрос, а с какой целью Святая Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая? Кто-то может осудить наших праотцев за то, что они не смогли исполнить ту одну единственную заповедь, которую дал им Бог в раю. Те, кто хоть немного знают Священную историю, помнят, что после сотворения человека, Господь повелел ему владеть всей землею, но заповедовал не вкушать плодов от древа познания добра и зла, от того древа, которое росло в центре рая. Но человек, к сожалению, не исполнил этого Божественного повеления, нарушил заповедь, послушав лукавого змия. И за это он был изгнан из рая, была проклята земля, и смерть вошла в каждого человека и поныне царствует над ним. Да, у кого-то может возникнуть осуждение праотцев за их слабость, за их малодушие и несдержанность, за то, что из-за них продолжает страдать все человечество, и мы, в том числе. А у другого человека может возникнуть другая мысль: «Конечно, если Адам согрешил, — тот человек, который жил в раю и общался с Самим Богом, то как мне-то тогда не согрешить?»

    Но вот послушаем, о чем говорит святитель Димитрий, архиепископ Херсонский: «Нет, не для богохульного ропота и не для лживого извинения грехов наших напоминает нам Святая Церковь о падении нашего праотца. Но для того, чтобы на примере его мы познали всю тяжесть греха и его пагубные последствия и научились убегать невоздержания как начала и источника грехов, обратились к покаянию как единственному средству избавления от гнева и суда Божия». Вот, братья и сестры, для чего сегодня Святая Церковь в канун Великого поста напоминает нам о наших прародителях и об их изгнании из рая. Всем нам хорошо известно, что грех первых людей произошел от невоздержания, от необуздания похоти, возродившейся при виде запрещенного плода. Вот как об этом свидетельствует бытописатель пророк Моисей, автор книги Бытие: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3,6). И наши грехопадения происходят от невоздержания и от необуздания наших похотей. Обратимся опять к святителю Димитрию. «Не удержишь очей? И возбудившаяся похоть очес породит зависть и любостяжание, увлечет к неправдам и обидам ближнего, жестокосердию и бесчеловечию. Не укротишь плоти? И возбуждавшаяся похоть плотская вовлечет в сладострастие и любострастие, во всякую нечистоту и скверну. Не обуздаешь самолюбия? И обуявшая сердце гордость житейская увлечет в происки честолюбия, разродится пустым тщеславием, презрением ближних, оскорблением смиренной добродетели, пренебрежением скромного достоинства и заслуг. Не удержишь языка? И сделаешься пустословом и злословом, пересудливым и досадителем, клеветником и обидчиком, кощунственником и хульником. Не оградишь слуха от бесед праздных и душевредных? Душа твоя наполнится множеством помыслов суетных и враждующих, сердце уязвится слышанием речей бесстыдных, злостных и язвительных, воображение наполнится множеством образов нечистых и соблазнительных. Не обуздаешь своего похотливого вкуса? И сделаешься сластолюбцем, готовым, подобно Исаву, продать свое духовное первородство, чистоту и непорочность сердца за лукавую пищу и питие. Сердце твое отягчится объядением и пьянством так, что не почувствуешь, как придет внезапно всегубительство. Вот почему Святая Церковь, чтобы привести нас к покаянию, заповедает пост и строгое воздержание во всем как первое и самое надежное средство против греха, называя его матерью целомудрия, обличителем грехов, проповедником покаяния, жительством Ангелов и спасением человеков».

    И теперь, братья и сестры, мы непосредственно подошли к очень важной и волнующей нас теме поста. К сожалению, за последние десятилетия, когда святая вера Христова вытравлялась из сердец человеческих, мы потеряли правильное понимание поста. Многие называют себя православными и, переживая пост уже не один год в своей жизни, с его приближением смущаются, недоумевают и ропщут: «Ну вот, опять пост, опять сплошные ограничения и неудобства!» И это происходит потому, что пост этим людям представляется как время необоснованных запретов: нельзя вкушать мясо, молоко, яйца; нельзя смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и журналы, много говорить и т. д. А что же можно? Скудно питаться, молиться больше и чаще ходить в церковь. А зачем все это? Подчас об этом многие не имеют ни малейшего представления. И поэтому-то для большинства верующих людей пост воспринимается как бремя неудобоносимое, как время тяжелое, но отказаться от поста вроде как бы и нельзя — ведь Сам Господь повелевает! И здесь, братья и сестры, я еще и еще раз хочу сказать: каждый из нас, вступая на поприще Великого поста должен осознать самое главное, что пост — это не бремя неудобоносимое, не время, когда Церковь налагает на нас какие-то строгие епитимии, — нет. Пост — это протянутая нам Святой Церковью рука помощи. Это — школа воспитания самого себя, школа покаяния, которая одна может подготовить нас достойно встретить Пасху — не только как праздничный день, некий особый ритуал, когда можно есть, пить и веселиться. Пасху мы должны воспринять как действительную перемену в нашей жизни, как конец всего старого, ветхого, как вступление в новую, обновленную, преображенную жизнь, которая именуется жизнью во Христе. Вот для чего Святая Церковь приглашает нас вступить на поприще святого и Великого поста.

    Конечно, всем нам сегодня полезно вспомнить, как постились святые люди. Кто читал Священное Писание, знают о жизни царя, пророка и псалмопевца Давида. Были периоды в жизни этого человека, когда он по своей немощи и слабости тяжко согрешал. Достаточно вспомнить лишь один эпизод, когда он, увидев однажды красавицу Вирсавию, воспылал к ней безудержной страстью. Но она была замужем, ее муж был военачальник и находился в то время на полях сражений. Давид приказывает, чтобы его перевели на такое место, где бы он обязательно погиб. И погибает муж Вирсавии. Она становится свободной, и Давид берет ее в жены. Тогда пророк Нафан приходит к Давиду и рассказывает ему притчу: «У некоего человека было много овец. А рядом с ним жил бедняк, у которого была одна единственная овечка, которую он купил и выкормил, и она выросла вместе с детьми его. И вот однажды к богатому пришел человек, которому нужно было устроить ужин. Богач, пожалев отдать одну из множества своих овец, решил забрать ту единственную овечку, которая была у бедняка». Вознегодовал Давид и вскричал: «Кто этот человек? Я велю казнить его!» А Нафан отвечает: «Царь! Этот человек — ты!» (См. 2Цар. 12,1- 7) Трудно представить, что происходило в этот момент в сердце Давида. Можно об этом судить лишь по внешним проявлениям: со слезами, буквально скатился он с трона на пол и стал рыдать. И, как свидетельствует Священное Писание, он долгое время оплакивал свой грех слезами покаяния. А когда тяжко заболел и находился при смерти первый сын, которого родила Вирсавия, Давид был весь — молитвенная обращенность к Богу. Он сам говорил: «Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами» (Пс. 101,10). Давид знал, что болезнь сына, а затем и его смерть — это Божие наказание за его грех, и он наложил на себя строгий пост, вкушая лишь хлеб и воду. Постясь по ветхозаветной традиции, он осыпал голову пеплом, и пепел падал на хлеб, а слезы падали в чашу с водой. Казалось бы, какая невкусная пища — пепел и слезы, но как она была спасительна для Давида.

    Многие сетуют на то, что немощи и болезни не позволяют достойно поститься. Но, братья и сестры, я хочу еще и еще раз напомнить, что, прежде всего, пост — это школа покаяния, чему не могут помешать ни немощи, ни болезни. Но настоящее покаяние не может быть без воздержания. И здесь очень уместно вспомнить назидание святителя Иоанна Златоуста, с которым из глубины веков он обращается к каждому из нас: «Что пользы, братья мои, если мы мясо не будем вкушать во время поста, но будем заживо поедать своих ближних?» Что пользы ограничивать себя в пище, если в нас продолжают жить те же самые пороки: гнев, раздражительность, зависть, памятозлобие, жадность, лицемерие и т. д., и мы с ними не боремся? Вот от чего, в первую очередь, призывает отречься нас Святая Церковь. За нынешней Божественной литургией мы слышали слова Христа Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14). Поверьте, без умения прощать, прощать от всего сердца, прощать так, чтобы уже никогда, ни при каких обстоятельствах не вспоминать того, что было, — без этого невозможно по-настоящему научиться любить. А ведь нам дана эта заповедь — заповедь о любви, и мы должны ее исполнять. Господь, обращаясь к каждому человеку, говорит: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13,34). А как любил нас Господь мы хорошо знаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Вот — вершина Божественной любви. Из-за любви к каждому из нас Господь принимает «зрак раба» — становится Богочеловеком, чтобы, взяв на Себя грехи каждого человека, омыть их на кресте Своею Пречистою Кровью. И если Господь меня так любит и говорит: «Любите друг друга», то я должен воплотить этот призыв в своей жизни. И когда еще, как не во время поста, я должен задумываться об этом, отсекая все суетные мысли и желания.

    Я думаю, что не погрешу, если скажу, что, к сожалению, из семи недель Великого поста в лучшем случае мы постимся три седмицы — первую, четвертую (Крестопоклонную) и последнюю (Страстную). А в остальные дни все течет так, как обычно, и ничего-то не меняется в нашей жизни, кроме некоторого изменения в питании. Оказывается, мы просто перешли на диету — и все. А про душу забыли, про грехи и не вспомнили. Но нет дороги в Отеческий дом к Небесному Отцу без покаяния, и это мы должны очень четко осознать! Невозможно вернуться к Богу, Который является Светом, Который является Любовью, в нашем скверном, нечистом виде, а именно такими в большинстве своем мы и являемся. Что общего между Светом и тьмою? Что общего между добром и злом? Что общего между Христом и велиаром? Ничего общего нет. И если мы не очистимся, не омоемся, не преобразимся, то не сможем вернуться в Отеческий дом к своему Творцу. А в этом заключается смысл жизни человека.

    Не случайно, братья и сестры, Святая Церковь именно сорокадневный период предлагает нам как время очищения. Я хочу провести некоторую параллель между тем событием, которое произошло еще в Ветхом Завете, и между Великим постом, который из года в год в Завете Новом предлагает верующим Святая Христова Церковь. Мы знаем, что народ израильский длительное время находился в Египте. Для израильтян земля египетская, хоть и весьма плодородная, была чужой землей. Поэтому Господь повелевает Моисею вывести Свой народ из Египта. 40 лет народ израильский шел в землю Обетованную. Святая Церковь предлагает и нам войти в землю Обетованную, но не в сорокалетний период, а всего лишь за 40 дней. Всматриваясь в историю Ветхого Завета, мы видим, сколько искушений пришлось претерпеть людям во время этого путешествия, сколько было ропота и недовольств, как длителен и труден был этот путь. Нам тоже будет нелегко. Но если ветхозаветных людей Господь подкреплял манной небесной, то мы во укрепление своих духовных и телесных сил будем вкушать Пречистое Тело и Животворящую Кровь Самого Христа Спасителя. И пусть никто не смущается, что силы наши слабы, что немощи одолевают нас, что труден путь и ответственен. Мы должны помнить, что отправляемся мы в это путешествие не одни. Мы все составляем Церковь Христову, глава которой — Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Пусть не будет ропота и недовольства, а пусть каждый из нас проникнется осознанием необходимости и спасительности этого периода и с таким настроением вступает в Великий пост, полагаясь на помощь Божию. Не будем забывать и богослужения, которые Великим постом сильно отличаются от богослужений в другое время года и имеют огромное психологическое воздействие на человека.

    «От умиленной души и сердца будем вопиять ко Господу, — продолжает назидать нас святитель Димитрий. — Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Яви человеколюбие Твое и ко мне, падшему, не отринь от лица Твоего и меня, окаянного! Отверзи мне двери милосердия Твоего и мне, осужденному! Взыщи благоутробием Твоим и меня, погибшего! Омой Пречистою Кровию Единородного Сына Своего и мою оскверненную душу! Очисти и освяти благодатию Всесвятаго Духа Твоего и мое растленное грехами сердце! Оживотвори живоносною силою Твоей и меня, мертвого в прегрешениях и истлевшего в беззакониях! Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Покаяние отверзи ми двери, Живнодавче». Аминь.

    Источник: Никольский Благовест


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]





  • Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU