Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

Неделя о мытаре и фарисее
Мытарь и фарисей
ПРАЗДНИКИ
  • Рождество 25.12 (07.01)
  • Обрезание 01.01 (14.01)
  • Крещение 06.01 (19.01)
  • Сретение 02.02 (15.02)
  • Благовещение 25.03 (07.04)
  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла 29.06 (12.07)
  • Преображение 06.08 (19.08)
  • Успение 15.08 (28.08)
  • Усекновение 29.08 (11.09)
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение 14.09 (27.09)
  • Покров 01.10 (14.10)
  • Введение во храм 21.11 (04.12)
  • другие праздники ...
  • ПОСТЫ
  • Великий пост
  • Петров пост
  • Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа
  • Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.)
  • ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
     :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

    о. Сергей Ганьковский ДАЙ МНЕ ЗРЕТИ МОЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ

    Священник Сергей Ганьковский. Проповедь в неделю о мытаре и фарисее, 31 января 1999 г.

    См. также:
  • Церковный год >> Неделя о мытаре и фарисее
  • Проповеди о. Сергея Ганьковского

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Главный герой одной широко известной весёлой и вместе с тем чрезвычайно печальной повести говорит своему коллеге: "Дорогой мой, никогда не читайте советских газет перед обедом!" Теперь уж и советских газет нет, а есть совсем другие, даже православные газеты есть, "православные" в том смысле, что они сами себя так называют, а всё ещё не потерял актуальности этот призыв - не читать газет.

    Вот я тут открыл одну из тех, что считают себя православными и прочитал на свою беду от доски до доски. А прочитавши, впал в тяжёлое уныние и тоску. Да и было от чего! Из восьмидесяти пяти малых и больших заметок и статей в этой газете семьдесят повествуют о негативных фактах: о врагах православной веры, о сектантах и раскольниках, о царящем вокруг разврате, о разгуле страстей человеческих. Это в общем не удивительно, на то она и газета, чтобы писать про всякие ужасы. Если публикации в ней будет только о хорошем, о добром - кто ж её читать станет.

    Газета - такой же товар, как и все прочие, и на рынке товаров и услуг с ней конкурируют другие, подобные ей газеты. Поэтому журналистский коллектив любого средства массовой информации старается завоевать своего читателя, сделать так, чтобы читателей этих было как можно больше, чтобы большее количество людей покупало эти несколько листков бумаги. Иными словами, люди, которые делают газету изо всех сил стараются заинтересовать, заинтриговать нас. Газеты светские добиваются этого своими способами, рассказывая читателям различные сплетни, в изобилии публикуя разоблачительные материалы, грязные подробности частной жизни известных людей, сладострастно смакуя криминальную хронику. Так называемые "церковные" газеты в свою очередь стараются привлечь читателей своеобразными "страшилками". И вот прочитает человек такую "православную" газету, почувствует себя со всех сторон окружённым врагами, единственным праведником на всей нашей земле. Нет, пожалуй, не единственным, а ещё и в компании с журналистами этой газеты. Ну как тут не впасть в отчаяние, как тут не унывать, а самое главное, как тут не возопить словами фарисейскими: "Благодарю Тебя, Боже мой, что я не как прочие грешники, или как вон тот мытарь..."

    Этого-то и хочет от нас враг нашего спасения, враг рода человеческого! Он хочет, чтобы мы, каждый из нас, выделили себя из этого рода, из этого народа, чтобы мы обособились от других людей с горделивой мыслью: "Я - лучше! Я право имею судить и осудить других людей, потому что я - не как тот мытарь, я - лучше!"

    Всё наше несчастье заключается в одной печальной ошибке: как и фарисей в сегодняшней евангельской притче, вместо того, чтобы сравнивать себя с Законом Божиим, мы сравниваем себя с другими людьми. И за этим лукавым сравнением перестаём видеть свой собственный долг перед Богом, зато ярко, объёмно видим грех нашего брата.

    Фарисея губит и отдаляет от Бога одно очень распространённое и среди нас убеждение: ему, как подчас и нам, кажется, что стать угодным Богу, стать святым, спастись от вечной погибели можно всего лишь строго выполняя определённые правила - поститься, вовремя ходить в храм Божий, ставить свечи, то есть приносить Богу жертву, и вообще "жить по закону", так, как живёт фарисей. Ведь он знает закон и старается безукоризненно выполнять его. Фарисей забыл, что Закон - не цель, а средство. А цель - Любовь! Цель - Бог! Цель - возвращение к Богу, обожение, Царство Небесное!

    Господь не упрекает фарисея за невыполнение Закона, но почему-то говорит, о том, что более оправданным вышел из храма неключимый грешник - мытарь. И понятно, почему: Иисус Христос прямо указывает нам: "Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится."(Лк.18.14) По большому счёту самодовольному фарисею не нужен Спаситель, он и сам, как ему кажется, способен спасти себя. Для фарисея достаточно самого Закона, о Боге он уже не думает.

    Вот почему так опасно для обычного грешного человека, каким, без сомнения, является и евангельский фарисей и каждый из нас, вот почему опасно созерцание чужих грехов - оно создаёт пагубную иллюзию собственного превосходства. Если простой, самый обыкновенный человек, не взысканный от Бога никакими особенными талантами, не подверженный, к счастью, никаким особенным страстям, если такой человек, каких, слава Богу, большинство на белом свете, вглядится в изысканные мерзости современной цивилизации, ему, бедняге, и впрямь может вдруг показаться, что мир с ума сошёл, а он сам посреди этого мира - единственный праведник. А, стало быть, не себя человеку совершенствовать надо, не о своих грехах плакать, но негодовать на всех грешников разом, но бороться с несовершенством и грехом всего мира.

    И идёт такой начитавшийся так называемых "православных" газет человек на митинги протеста, участвует в демонстрациях и голодовках, борется с безбожниками, греховодниками, еретиками, постепенно забывая, что Бог на Суде спросит его не о том, скольких негодяев он обличил, а о том, как он сам каялся.

    Скоро пост. Скоро время, когда мы усиленно будем просить у Бога словами преподобного Ефрема Сирина, чтобы Господь милосердный "дал нам зрети свои прегрешения и не осуждати брата своего." Каждый из нас, кто хоть когда-нибудь пытался это делать, знает, как это нелегко. Давайте же будем помнить, что не пощение само по себе, а его результат является нашей конечной целью. Давайте будем помнить, что мир, лежащий во зле, не станет ни на йоту лучше, если каждый из нас не попытается победить зло в себе. Аминь

    Храм святителя Владимира, митрополита Киевского в городе Королеве Московской области


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]





  • Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU