Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

Неделя о мытаре и фарисее
Мытарь и фарисей
ПРАЗДНИКИ
  • Рождество 25.12 (07.01)
  • Обрезание 01.01 (14.01)
  • Крещение 06.01 (19.01)
  • Сретение 02.02 (15.02)
  • Благовещение 25.03 (07.04)
  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла 29.06 (12.07)
  • Преображение 06.08 (19.08)
  • Успение 15.08 (28.08)
  • Усекновение 29.08 (11.09)
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение 14.09 (27.09)
  • Покров 01.10 (14.10)
  • Введение во храм 21.11 (04.12)
  • другие праздники ...
  • ПОСТЫ
  • Великий пост
  • Петров пост
  • Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа
  • Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.)
  • ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
     :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

    о. Сергей Ганьковский НЕОБХОДИМОЕ И ДОСТАТОЧНОЕ

    Св. Сергей Ганьковский. Проповедь в неделю о мытаре и фарисее, 24 февраля 2002 г.

    См. также:
  • Церковный год >> Неделя о мытаре и фарисее
  • Проповеди о. Сергея Ганьковского

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Всякому, кто впервые приходит в Церковь, священник обязательно рассказывает о том, как ему, пришедшему, жить дальше, для того, чтобы иметь право называться христианином. Прежде всего, регулярно, хотя бы раз в месяц, причащаться, а перед причащением – исповедываться, кроме того неупустительно посещать воскресные богослужения, и не просто выстаивать длинную церковную службу, изнывая от тоски и тяготясь непонятными славянскими текстами, а пытаться понять её, вникнуть в каждое слово. Для этого, в свою очередь, необходимо, кроме молитвы церковной, практиковать каждый день домашнюю молитву, которая в совокупности занимает не менее сорока минут. Кроме того, если уж ты христианин, то не можешь обойтись и без постоянного чтения Священного Писания, и уж, конечно, должен, как тебе Бог заповедал, выбрать для себя «свой» приход, свою церковь и содержать её своими трудами, своими регулярными пожертвованиями так называемой «церковной десятины», то есть десяти процентов всех твоих доходов (Быт.14.20).

    Всё это необходимо. Но вот проблема: достаточно ли? Многократно читаная и слышанная нами притча, которую сегодня за литургией вновь поведал нам Господь, в какой уже раз озадачивает нас вопросом: всё то, что мы делаем в церкви, разумеется, и нам и церкви – необходимо, но вот – достаточно ли? Пойдём ли и мы «оправданными в дом свой» (Лк.18.14), или наш горестный удел оказаться с теми, к кому на Страшном Суде будут обращены гневные слова Судии всех: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25.41)? Что ещё сделать, чтобы оправдаться? Может быть, и правда, нужно совершать какие-то специальные добрые дела, чтобы, как говорят последователи, скажем, буддизма, «отработать свою карму»? Или, как некогда поступали католики, постараться купить себе за деньги некое «оставление грехов», приобретя индульгенцию? Что-то не верится. Неужели существует такое «доброе дело», неужели может быть названа такая сумма денег, которая сделает как бы не бывшим предательство, ложь, убийство? Или, может быть, не напрасно мы каждое утро взываем к Многомилостивому и Всемилостивому Богу нашему словами молитвенного правила: «Спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче». Ведь эти слова прямо говорят, что дела наши едва ли оправдают нас перед Правдой Божией, да и апостол Павел ясно и недвусмысленно пишет в своём Послании к Римлянам: «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3.20).

    Целый народ в течение десяти столетий пытался достигнуть этого, пытался оправдаться «делами закона», и сегодня Господь подвёл итог этим попыткам: тот, кто был бесконечно далёк от так называемых «добрых дел» пошёл в дом свой «оправданным более», чем их самодовольный ревнитель. Означает ли это, однако, для нас, что мы, христиане, свободны от доброделания? Тоже вряд ли. Ведь каждый из нас помнит слова другого апостола, Иакова Праведного, о том, что «вера без дел мертва» (Иак.2.20). Но ведь и сам «Апостол языков» в том же послании к Римлянам, которое мы сегодня уже упоминали, прямо говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3.31).

    Нет противоречия в этих словах двух апостолов Христовых. Нет его: ни тайного, ни явного. Потому что никакое доброделание не отменяет «сердца сокрушенного и смиренного» (Пс.50.19), которое Господь «не уничижит». Но истинное смирение и сокрушение сердца прежде всего проявляется в искреннем желании доброделания, в том самом порыве к милосердию, о котором мы читали неделю назад в евангельском повествовании и начальнике мытарей Закхее, который, когда благодать Божия коснулась его скаредного и маленького сердца, вдруг опомнился и, прежде всего, захотел «воздать обиженным вчетверо» (Лк.19.8). Знаете, «вчетверо» – это очень много! Это вам не гривенник, брошенный просящему пьянице и тунеядцу, посредством которого мы хотим себе дорогу в Рай открыть: подавали, дескать, не жадничали! Гривенник алкоголику мы бросили и тем, несомненно, ускорили его нравственную и физическую погибель, а вот на близких своих, на родственников, на соседей, на сотрудников наших, на тех, кого Бог рядом с нами поставил, – на них ни денег, ни душевного тепла, ни времени не хватает! И не хватает только по одной причине: очень хорошо каждому из нас известно, что с ними гривенником не отделаешься, на них нужно кусок души потратить!

    Мы уже читали с вами о том, как поступает грешник, сердце которого сокрушено раскаянием и жалостью к тем, кого он обидел. И понятно, что жалость к обиженным возникает вслед за раскаянием, за осознанием того, что и сам-то в первую очередь нуждаешься в милосердии и прощении. Доброе дело только после того и становится по-настоящему добрым и душеспасительным, когда совершается в духе смиренном и сокрушенном сознанием собственной греховности. Ясным пониманием того, что никакими гривенниками, никакими грошовыми свечками мы себе дорогу в Рай не наладим, если не будем помнить о тяжком и великом нашем греховном долге Богу и людям. Да не тем, кто нам абсолютно безразличен, не тем, кем мы пользуемся для того, чтобы потешить собственную гордыню и, бросая монетку, на ходу поучить «праведной» жизни. Мы, конечно, должны помнить о своём долге тем, с кем нам трудно, кто как «ангел сатанин» апостола Павла, «пакости нам деет» (2.Кор.12.7). Нам нужно творить добро тем, общение с которыми требует от нас нешуточного смирения.

    И если мы будем поступать таким образом, тогда, может быть, нам удастся совместить несовместимое: праведность фарисея и покаяние мытаря. Тогда, как знать, может быть и над нами, грешными будет произнесён благой Суд Божий: «сей пошел оправданным в дом свой» (Лк.18.14). Аминь.

    Храм святителя Владимира, митрополита Киевского в городе Королеве Московской области


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]





  • Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU