Слово в день святых отцов Первого Вселенского Собора
Святитель Фаддей Успенский. 1930 год
См. также: Церковный год >> Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
Празднование в честь отцов Первого Вселенского Собора сродно с празднованием Вознесения Господня и следует за ним. Правда, Собор в Никее происходил уже спустя почти три века после Вознесения Господня, но разновременность этих событий не препятствует им быть родственными по духовному своему значению. Хотя истина Божества Христова с ясностью солнечного света воссияла миру через Вознесение Господне, однако, в сознание людей эта истина проникла не сразу. Как лучи видимого солнца сначала слабо озаряют землю, а потом постепенно начинают сиять со все большей силой, так истина Божества Христова в сознании людей начала сиять полным светом не сразу. Она постепенно уяснялась и раскрывалась в их сознании, по временам затмеваясь.
Блистанию истины Божества Христова препятствовали то гонение на христианство в течение первых трех веков, заставлявшее скрывать ее до времени в недрах сердец, ею освещенных, то различные облака человеческих умствований иудейских и языческих, то горы самовозвышающегося разума человеческого, то долы скрытности, в какой держали люди истину ради страха человеческого, выгод житейских. Только по окончании гонений, когда мрачные тучи лжеучения Ария грозили затмить истину Божества Христова, собрались отцы Первого Вселенского Собора, движимые Самим Христом и Духом Святым, для того, чтобы явить свет Божества Христова всему миру.
Это ли не достойное продолжение праздника Вознесения Господня? Не что-либо отдаленное от него и маловажное, а существенно сродное, важное в деле нашего спасения. Ибо если Христос не Бог, то все христианство, как дело человеческое, оказывается висящим на воздухе, подлежит разрушению, как всякое дело человеческое, и спасение наше не имеет под собой какой-либо прочной опоры. Равным образом, если истина Божества Христова не войдет в сознание людей, не породит веру в сердцах, как могут они спастись?
Прославим же память отцов Первого Вселенского Собора, и не столько словами похвальными уст, сколько верностью заветам отцов в жизни. Отцы Собора не от себя вновь изрекали истину, а соткали ее в Символе веры из слов Божественного Писания, древних, вечных. Не должны ли мы потому неизменно хранить ''Никейскую веру'' как завет жизни, неизменный залог спасения?