Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

Rambler's Top100
Вознесение Господне
Вознесение Господне
ПАСХА
  • Пасха
  • Неделя ап. Фомы
  • Св. жен-мироносиц
  • О расслабленном
  • Неделя о самаряныне
  • Неделя о слепом
  • Вознесение Господне
  • Неделя 7-ая по Пасхе
  • День Святой Троицы
  • Петров пост
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Недели подгот-ые
  • О Неделях Поста
  • Торжество православия
  • Свт. Григория Паламы
  • Крестопоклонная
  • Иоанна Лествичника
  • Марии Египетской
  • Вход в Иерусалим
  • Лазарева Суббота
  • Страстная седмица
  • Пасха
  • ПРАЗДНИКИ
  • Рождество 25.12 (07.01)
  • Обрезание 01.01 (14.01)
  • Крещение 06.01 (19.01)
  • Сретение 02.02 (15.02)
  • Благовещение 25.03 (07.04)
  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла 29.06 (12.07)
  • Преображение 06.08 (19.08)
  • Успение 15.08 (28.08)
  • Усекновение 29.08 (11.09)
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение 14.09 (27.09)
  • Покров 01.10 (14.10)
  • Введение во храм 21.11 (04.12)
  • другие праздники ...
  • ПОСТЫ
  • Великий пост
  • Петров пост
  • Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа
  • Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.)
  • ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
     :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

    ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

    Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.

    См. также: Церковный год >> Вознесение Господне

    В нынешний день, братья и сестры, вся полнота Святой Христовой Православной Церкви торжественно совершает воспоминание славного и дивного события, которое произошло в 40 день после Воскресения Христа Спасителя нашего. Именно в этот день Господь, взяв Своих учеников, взошел с ними на вершину Елеонской горы и, преподавая им Свое благословение, стал удаляться от них, возносясь на небо (но не Своим Божеством, а Своим человечеством, потому что как Бог Он всегда пребывал на Престоле Своего Бога Отца). И в этот самый момент апостолам явились Ангелы, которые возвестили им о том, что ныне возносится Христос на небо, но наступит время, когда Он придет на землю судить род человеческий.

    Всякий православный праздник совершается, прежде всего, для того, чтобы возносить наше сердце и сознание от земли на небо. Но сегодняшний день особенный, ибо поистине небо соединилось с землей, и земля соединяется с небом. Мы с вами, братья и сестры, еще пребываем на этой земле, и эта земля нам весьма и весьма дорога по очень многим причинам: потому, что на этой земле воплотился Христос, на этой земле Он проповедовал вечно живое слово евангельской истины, на этой земле Господь умер за нас, был погребен и Воскрес, с этой земли Он вознесся, на эту землю снизошел Дух Святой — Тот Самый Утешитель, Которого Христос послал от Отца Своего. И поэтому, конечно, эта земля и близка, и дорога нам, хотя, совершая свой земной путь, каждый из нас подчас забывает о том, что ради нас, ради каждого человека приходил на эту землю Господь; забываем, что не земля является нашим истинным отеческим домом, а то небо, в которое вознесся наш Спаситель.

    Апостол и евангелист Лука повествует, что ученики, возвращаясь с Елеонской горы после расставания со своим Божественным Учителем, шли с радостью. Казалось бы, горевать и сожалеть нужно было от того, что Господь покинул их! Чему было радоваться? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, в тех словах, с которыми Господь до Своего славного Вознесения обращался к Своим ученикам. Он говорил им: «Теперь иду к Пославшему Меня» (Ин. 16,5), т. е. прямо указывал ученикам, что Ему необходимо вознестись на небо. Но еще до этой беседы с учениками Господь об этом же говорил Марии Магдалине. Помните, когда она одной из первых пришла ко гробу Иисуса после Его смерти, чтобы помазать Его Пречистое Тело ароматными маслами, а гроб уже был пуст. Смутилась Мария, но тут же увидела человека и, не узнавая в Нем Христа, думая, что это — садовник, говорит: «Если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20,15). А Иисус отвечает: «Мария» (ст.16). И достаточно было одного слова, чтобы она узнала в этом человеке Божественного Учителя. Она упала к Его ногам, хотела, как прежде, облобызать Его ноги, но Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне. Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (ст.17). Об этом восхождении Господь говорил еще задолго до Своего славного Вознесения. Но возникает вопрос, и вопрос вполне логичный: для чего же было необходимо Иисусу восходить к Богу Отцу, ведь как Бог Своим Божеством Он восседал на Престоле постоянно.

    Так для чего все-таки происходит Вознесение? Спаситель Сам дает ответ на этот вопрос: «Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам» (Ин. 16,7). О каком же Утешителе говорит Господь? Конечно же, о Третьей ипостаси Святой Троицы, о Третьем Лице — о Боге Духе Святом. «Когда же приидет Утешитель, — говорит Господь, — Которого Я пошлю вам от Отца — Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15,26). Вот — первая причина, по которой Господь восходит на небеса. И по этой причине ученики не скорбят, а радуются и ждут Утешителя, Духа Святого. И эта встреча произойдет через 10 дней в Сионской горнице в Иерусалиме, куда соберутся апостолы вместе с Пресвятой Богородицей. И именно туда в виде огненных, неопаляющих языков снизойдет на них благодать Святого Духа. Но есть и вторая причина, по которой радовались апостолы, возвращаясь в Иерусалим.

    Вознесение — это праздник не только славы Божества. Это праздник славы человеческой природы, ибо, вознесясь Своим человеческим естеством на небо, Господь и нашу человеческую природу возносит на Престол Своего Божественного Отца. Я сейчас, братья и сестры, произнес эти слова, и вы их внимательно выслушали, а ведь, к сожалению, понять и осознать до конца эту тайну, которая совершается в день славного Вознесения, мы не в состоянии. Наше человеческое естество сегодня пребывает на Престоле и восседает одесную Бога Отца. И не случайно, поэтому, в одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст с дерзновением и без страха говорит: «Если ты хочешь измерить величие человеческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда, где живут властные и сильные мира сего, подними глаза к Престолу Божию и там увидишь одесную славы Отчей Сына Человеческого».

    Слава человеческая в этом Вознесении на небо Христа Спасителя явлена нам так, как никто и никогда не мог бы о ней помыслить. И один из проповедников нашей Святой Христовой Православной Церкви, отвечая на вопрос о радости возвращающихся в Иерусалим апостолов, говорит: «Да и как не радоваться? До сих пор человек отходил в страхе и трепете, и мы провожали его вниз, в землю. И вдруг — прорыв — человек восходит вверх, на небо. Восходит как победитель, возносится во славе. И даже тело его не брошено, как скинутая одежда, но преображено, пронизано Духом, и тоже восходит с ним. Как же не радоваться, когда наш Господь и Брат наш самый лучший, самый любящий из всех братьев поднялся до Самого Бога, от Которого исходят потоки жизни, в руке Которого судьба каждого из нас. Как же не радоваться, если то, что раньше казалось таинственным, далеким и непознаваемым, теперь вдруг обрело человеческое тепло; то, что казалось страшным и непостижимым, стало родным. Наш Брат, Господь и Спаситель Иисус Христос там, одесную Силы. И в этом для нас отныне залог того, что уже ничего страшного, ничего непредвиденного, ничего неразумного и непонятного с нами не произойдет». Вот, братья и сестры, какой урок всем нам сегодня преподносит Святая Христова Православная Церковь, совершая праздник Вознесения Господня.

    Но, конечно же, при той радости и духовном ликовании, которые должны наполнять наши сердца сегодня, каждый из нас должен помнить и еще одну деталь, о которой говорилось в евангельском чтении. Перед славным Вознесением Господь уводит Своих учеников из Иерусалима. Казалось бы, какая незначительная деталь в повествовании апостола и евангелиста Луки. Естественно, что они должны были выйти из города, чтобы пройти на Елеонскую гору, которая и поныне находится вне старого города. Но в этом есть важный момент, на который мы должны обратить внимание. Один из проповедников ХХ века, указывая на это, говорит: «Вдали от шумных торжищ, толчеи и суеты Спаситель преподал апостолам благословение и взошел на небо. У каждого из нас есть свой внутренний город, где суетятся житейские заботы и страхи, где стараются прельстить нас торгами менялы наших греховных помыслов; где бряцают смертоносным оружием наши, живущие внутри нас греховные страсти. Но, если мы найдем в себе духовные силы отрешиться от этого сонмища и подняться на Елеонскую гору, какими ничтожными представятся нам преходящие земные заботы перед бессмертным величием открывающегося нашим взорам Царствия Небесного».

    Да, братья и сестры, мы должны помнить о том, что если мы хотим вслед за нашим Господом вознестись от этой бренной земной, плачевной юдоли в Царство Небесное, то, конечно, ничто земное не должно порабощать нас. И я в самом начале своего обращения к вам сказал, что, хотя благодатна эта земля — Сам Господь сотворил ее и воплотился на ней, к сожалению, она затягивает нас, как болото, удерживая полет нашего духа в небесные, родные нам обители. Так будем же, братья и сестры, подвизаться на пути в наше Небесное Отечество! Да не соблазнимся тленным пред лицом вечного, да не убоимся тягот этого пути, памятуя, что сопутствует нам Сам Господь, «пребывая неотлучный и вопия любящим Его: ''Аз есмь с вами и никтоже на вы», как звучало сегодня в церковном песнопении. Вдумайтесь в смысл этих слов! Господь нам говорит, что Он с нами, и, несмотря на то, что Он вознесся на небо, Он пребывает с нами неотлучно — Он в нас, и мы в Нем. Он пребывает с нами и Церкви Его, и в тех благодатных Таинствах, которые совершаются в храмах православных. Удивительные слова произносит священнослужитель во время богослужения, выходя из алтаря и лицом к лицу обращаясь к каждому из вас: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». И чего греха таить, очень часто мы не воспринимаем во всей глубине смысла этих слов. Часто они лишь задевают наш слух, пролетая мимо нашего сердца. Но вы только вдумайтесь в них! Благодать Господа нашего и причастие Святого Духа пребывают с нами. И это не пустой звук — это истина! И не потому, что власть произношения этих слов даровал священнослужителям Сам Господь, а потому, что Сам Господь через эти слова возвещает Церкви ту истину, что Он с нами, что благодать Святого Духа может неотлучно пребывать с каждым из нас (если, конечно, мы будем всеми силами стремиться получить и удержать эту благодать в себе). Да, братья и сестры, Господь с нами! Но зададим себе вопрос, а с Богом ли мы?

    Вот о чем сегодня напоминает всем нам Святая Христова Православная Церковь. И да не соблазнится сердце наше помыслом о том, что Господь вознесся на небо и оставил нас одинокими и сирыми на этой земле в одиночку идти своим тяжелым, тернистым жизненным путем. Нет, братья и сестры, Господь, вознесшись на небо, не оставляет нас, а каждому из нас вновь и вновь говорит: «Аз есмь с вами! Чада Мои, дайте Мне ваши сердца!» Будем помнить об этом и всю свою жизнь стараться отдавать свое сердце Господу. Всех вас сердечно и искренне поздравляю с великим праздником Вознесения Господня и желаю вам той самой радости, которую испытывали ученики Христовы, возвращаясь в Иерусалим! Аминь.

    Никольский Благовестник


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]





    Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU