ПРОПОВЕДЬ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ
Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.
См. также: Церковный год >> Вселенская родительская суббота
Сегодня, братья и сестры, Православная Церковь собрала нас под своды своих святых храмов для того, чтобы в канун Недели о Страшном Суде все мы от лица земной, как ее еще называют — странствующей или воинствующей Церкви, помолились о всех тех, кто жил когда-то на этой земле, а сегодня своими бессмертными душами пребывают в загробной жизни. Сегодня всем нам Святая Церковь дает великое утешение о наших дорогих и близких, родных и любимых, чтобы мы, как пишет апостол Павел в 1 Послании к Солунянам, не были теми, «кто не имеет надежды», не были теми, «кто не верит в жизнь, а верит в смерть». «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, — пишет святой Апостол, — дабы мы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фес. 4,13). В этих словах заключается весьма полезный урок для нас. Конечно, по-человечески, нам всегда больно расставаться с близкими нашему сердцу и горячо любимыми людьми. И многие из нас, может быть, неоднократно испытали эту горечь разлуки и тяжесть потери, когда, как нам кажется, безвременно тот или иной человек уходит из земной жизни. Но апостол Павел говорит, что для Бога нет мертвых, для Бога все живы.
Мы хороним умершего, и его тело опускается в землю, как зерно. Так сеятель, сеющий зерно, надеется, что зерно не только прорастет, но и даст плод. Отсюда и наша православная традиция совершать погребение усопших. Но душа-то бессмертна, она не умирает, а возносится к Богу. И там над ней совершается частный суд. Далеко не всегда та или иная человеческая душа имеет благословение от Бога войти в преддверие райских обителей. К сожалению, многие души попадают в преддверие ада. Поэтому не случайно, Святая Церковь как чадолюбивая Мать установила эти заупокойные богослужения, чтобы мы, веря в милосердие Божие, уповали на то, что Господь является для каждой души любящим Отцом и по нашей молитве может простить человека, даровать ему Царство Небесное. А что Господь может простить, мы можем увидеть на множестве примеров, и в частности — на примере апостола Павла. Помните, как однажды он во время одного из своих миссионерских путешествий на корабле попал в страшную бурю. Все понимали, что кораблекрушение и гибель неминуемы. И тогда Павел стал молиться Богу и просить Его: «Господи, оставь меня в живых, потому что я не до конца еще выполнил свой долг проповеди о Тебе, умершем и воскресшем в третий день по Писанием!» И мы знаем, что Господь оставляет в живых апостола Павла, а вместе с ним и всех, находящихся на корабле. Святитель Иоанн Златоуст — этот величайший, громогласный проповедник нашей Церкви говорит, что, если ради молитвы одного человека, все были спасены, то, когда мы молимся за усопших, среди которых есть тот или иной грешник, то Господь помилует его ради молитв Святой Церкви. Именно поэтому, братья и сестры, мы совершаем заупокойные молитвы. Для этого Церковь заповедала нам родительские субботы, и сегодня — одна из них — Вселенская мясопустная родительская суббота накануне Недели о Страшном Суде. Все мы вместе с Церковью веруем и исповедуем, что наступит время Второго пришествия на землю Христа. Однако когда Спаситель придет второй раз — тогда совершится Страшный Суд. И как бы в преддверии этого Суда мы от лица всей полноты земной Церкви совершаем молитву об усопших; совершаем молитву о том, чтобы Господь простил их согрешения вольные и невольные и даровал Царство Небесное, потому что знаем из опыта своей личной жизни, как много мы грешим, как легко падаем и как тяжело восстаем, как трудно каяться, как тяжело идти за Богом. Вот, сознавая все это, мы молим Господа спасти усопших, по словам Антония Великого, «как Сам желаешь, как Сам знаешь, только спаси их и помилуй!»
Очень часто к нам, священнослужителям, подходят люди и задают вопрос: «Батюшка, что делать? Пропал мой родственник, долгое время я не знаю, что с ним. Как за него молиться: то ли о здравии, то ли об упокоении? А если буду молиться об упокоении, не согрешу ли я и не навлеку каких-нибудь неприятностей на него, если он жив?» Ведь существует такое суеверие, особенно среди околоцерковных людей, когда они приходят и говорят: «Батюшка, знаю, что за меня поставили свечку об упокоении, я места себе не нахожу. Какая беда на меня надвигается?» Но беда-то надвигается не на этого человека, а на того, кто намеренно так молился и свечку ставил. Кто так сознательно молится — тот тяжко согрешает! А верующий в Бога человек знает, что без воли Божией и волос с головы человека не упадет.
Ну, а если не знаешь, жив или умер человек, как молиться за него? Вот в связи с этим вопросом я хочу вам напомнить один случай, который рассказал святитель нашей Церкви Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. Когда шла война с персами, многие люди попали в плен. Немногим из них удалось бежать из плена и вернуться домой. И в одну семью пришла страшная весть, что их родственник погиб. Поведавшие об этом, в доказательство своей правоты сказали, что присутствовали на погребении этого человека. По каким причинам было так сказано — неизвестно, но на самом деле этот человек был жив. Получив такое страшное известие, родственники пошли в храм, заказали заупокойные службы и молились усердно, чтобы Господь упокоил душу усопшего. Проходит несколько лет. И этот, якобы погибший человек, возвращается домой. Что тут испытали его родные! Огромная радость встречи, и, вместе с тем, — страх — ведь они-то, будучи обманутыми, молились о нем как об усопшем. Вернувшийся спросил их, в какие дни они молились о нем. И выяснилось, что именно в эти дни к этому человеку, находившемуся в темнице, закованному в цепи и испытывающему страшные муки, приходил светлый муж, расковывал цепи и давал пленнику немного передохнуть. Конечно же, это был Ангел Господень. Вот как бывает! И не надо бояться того, что если мы вдруг по незнанию помолимся о живом как о умершем или о умершем как о живом.
Я еще раз повторяю: это для нас одни люди живы, а другие — мертвы. Для Бога все живы, для Бога мертвых нет! Правда, здесь я должен оговориться. Некоторые люди являются для Бога умершими, хотя и продолжают физически жить на земле. Это те, кто живет вне Бога; те, кто сознательно отторгает Его от себя. Но мы не об этом сейчас говорим. Любая молитва, братья и сестры, если она направлена на благо человека, будет услышана Богом, и Господь по милости Своей подаст все необходимое человеку, за которого мы молимся. Будем молиться за всех, кто нуждается в нашей молитве, а нуждаются в молитве все. Те, кто читал житие Ефрема Сирина, тот вспомнит эпизод, когда преподобный готовился покинуть душой землю и перейти в жизнь вечную (а ему был открыт Богом срок его кончины). Он оставляет завещание, в котором просит, чтобы люди молились о его упокоении. Поражаешься — святые люди, а просят, чтобы о них помолились!… Но я знаю другие реальные случаи, которые случались и в моей практике. Родственники хотят пригласить священника, чтобы он напутствовал умирающего, а тот не желает встречи со священником. Об этом можно лишь только сожалеть, потому что души таких людей захвачены диаволом, и они не осознают, что происходит и что будет с ними в вечности. Не будем дожидаться того момента, когда по немощи нашей к нашему смертному одру будут приглашать священника, чтобы он совершил над нами, может быть, единственное в нашей жизни таинство Причастия, а постоянно будем ходить в храм на исповедь и причащаться Святых Христовых Таин. Бывает так, что родственники настолько тянут с приглашением священника, что умирающий, которого надо исповедовать и причастить, и говорить-то уже не может, и уста не открывает. Что в такой ситуации может сделать священник, как может помочь такому человеку, который уже не реагирует на то, что происходит? Не надо дожидаться таких моментов. Пока у нас есть возможность принести Богу чистосердечное покаяние, пока есть возможность помолиться о себе и обо всех тех, кого нет уже с нами, будем использовать эту возможность. Будем любить молиться обо всех от века почивших православных христианах и верить в то, что когда мы молимся о них, — они молятся о нас. А каждый живущий на земле человек нуждается в помощи Божией, в Его Божественной благодати.
Вот те назидательные для нас уроки, которые сегодня вновь и вновь, из года в год, в каждую родительскую субботу преподносит нам Святая Христова Православная Церковь. Помолимся Господу о том, чтобы Он упокоил всех от века почивших православных христиан. Сегодня Церковь молится обо всех: и о тех, кто удостоился христианского погребения, и о тех, кто по ряду причин его не удостоился, как, скажем, те моряки, которые погибли недавно в подводной лодке «Курск», и тела многих из них не были погребены. В эти родительские субботы мы молимся и об этих людях. Сегодня мы поминали и тех, о ком, может быть, никто никогда не молился. Бывает, что человек умер, а у него не осталось ни одного близкого человека, и помолиться-то о нем некому. Сегодня мы молились и о тех, кто замерз, кто сгорел, кто погиб от зверя или злого человека. И поэтому, братья и сестры, помните об этих родительских субботах, не забывайте о них, а сейчас нет проблем достать церковный православный календарь и пометить для себя эти даты, чтобы никакие земные заботы не отвлекли нас от молитвы о наших усопших. Будем верить и знать, что через нашу молитву Господь упокоит их в Царстве Небесном, а через их молитвы и нам подаст Свою Божественную благодать, которая «немощная в нас уврачует и оскудевающая в нас восполнит». Царство Небесное и вечный покой подай, Господи, всем от века почившим православным христианам! Аминь.
Никольский благовест