РОЖДЕСТВЕНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Протопресвитер Александр Шмеман
См. также: Церковный год >> Рождество Христово
Рождественский цикл
Празднование Рождества
Христова (25 декабря) начинается с подготовительного
периода. За сорок дней до празднования
события рождения нашего Господа мы
начинаем Рождественский пост, очищая душу и
тело для того, чтобы должным образом войти в
праздник и участвовать в великой духовной
реальности Христова пришествия. Время
поста не представляет собой особого
литургического периода, подобно Великому
посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую»,
чем «литургическую» природу. Однако, период
Рождественского поста отражается в
церковной жизни рядом литургических
особенностей, которые указывают на
грядущий праздник.
Тема приближающегося Рождества в
богослужениях сорокадневного
подготовительного периода появляется
постепенно. В начале поста - 15 ноября - ни в
одном из песнопений еще не упоминается о
Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне
празднования Введения во храм Пресвятой
Богородицы, в девяти ирмосах
рождественского канона мы слышим первое
извещение о приближающемся событии: «Христос
раждается, славите!»
С этими словами что-то изменяется в нашей
жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во
всем строе церковной жизни. Мы как будто
чувствуем где-то вдали первый свет самой
великой радости из всех возможных -
пришествия Бога в Свой мир! Церковь
возвещает таким образом приход Христа,
воплощение Бога, Его вхождение в мир для
спасения мира. Далее, в два воскресенья
перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев
и Отцев: пророков и святых Ветхого
Завета, которые подготовили пришествие
Христа, претворив историю в ожидание
спасения и восстановления человечества
Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство
Рождества, литургическая структура
которого подобна Страстной седмице перед
Пасхой - потому что с рождения Сына Божия в
виде Младенца началось Его спасительное
служение ради нашего спасения, которое
далее приведет к завершающей крестной
жертве.
Навечерие
24 декабря, в Навечерие Рождества,
совершаются следующие богослужения:
1) Часы,
2) Вечерня и
3) Божественная литургия св. Василия
Великого.
Появляясь в конце предпразднства и всего
поста в целом, Часы соединяют в себе все
темы праздника для того, чтобы торжественно
возвестить их в последний раз. В
специальных для каждого Часа псалмах,
гимнах и библейских чтениях
провозглашается радость и сила Христова
пришествия. Это - последнее размышление о
вселенском значении Рождества, о решающих и
радикальных переменах, которые оно
принесло всему творению.
Вечерня, которая обычно следует за часами,
непосредственно начинает празднование,
потому что, как мы знаем, литургический день
начинается с вечера. Тон праздника задается
пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они -
поистине взрыв радости о даре Христова
воплощения, которое совершилось ныне.
Восемь библейских чтений показывают, что
Христос явился исполнением всех пророчеств,
что Его Царство - Царство «всех веков», что
вся человеческая история обретает в Нем
свой смысл, а центром Его прихода в мир была
вся вселенная.
Литургия св. Василия Великого, которая
следует за Вечерней, в прошлом была
крещальной литургией, за которой
катехумены (готовящиеся ко Крещению)
принимали Крещение, Миропомазание и
становились членами Церкви - Тела Христова.
Двойная радость праздника - для
новокрещеных и прочих членов Церкви -
выражена в прокимне дня:
Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от
Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и
одержание Твое концы земли.
В конце службы священник выносит на
середину храма зажженную свечу и в
окружении прихожан запевает тропарь и
кондак праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Всенощное бдение и Литургия
Поскольку праздничная Вечерня уже была
отслужена, Всенощное бдение начинается с
Великого повечерия и радостного возгласа
пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня
совершается по чину великих праздников. На
ней впервые полностью поется канон «Христос
раждается…» - один из самых красивых
канонов в православном богослужении. Во
время пения канона верующие прикладываются
к иконе Рождества Христова. Далее следуют
стихиры на Хвалитех, в которых радостно
соединяется вся праздничная тематика:
Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!
Заключает празднование Рождества
Христова непосредственно Литургия дня с ее
праздничными антифонами, которые возвещают:
Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и
господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою
начало в день силы Твоея во светлостех
святых Твоих.
Попразднство
На следующий день совершается
празднование Собора Пресвятой Богородицы.
Соединяя рождественские гимны с
песнопениями, прославляющими Матерь Божию,
Церковь указывает на Марию как на того
человека, благодаря которому стало
возможным Боговоплощение. Человечество
Христа - конкретно и исторически - есть то
человечество, которое Он воспринял от Марии.
Его Тело - это прежде всего Ее тело, Его
жизнь - это Ее жизнь. Праздник Собора
Пресвятой Богородицы, вероятно, является в
христианской традиции наиболее древним
праздником в честь Девы Марии, началом Ее
церковного почитания.
Шесть дней попразднства продолжаются до 31
декабря и завершают рождественский период.
В течение этих дней на богослужениях
Церковь повторяет гимны и песнопения,
прославляющие воплощение Христа, напоминая,
что источник и основание нашего спасения
можно отыскать только в Том, Кто, будучи
предвечным Богом, ради нас пришел в мир и
родился как маленький Младенец.
Перевод с английского священника Андрея
Дудченко, 2001.
Оригинальный текст в издании:
The
Services of Christmas: The Nativity of Our Lord Jesus Christ, David Anderson
and John Erickson, Dept of Religious Education, Orthodox Church in America,
Syosset, New York, 1981.
Киевская Русь (православный интернет-проект)