ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Вопрос о принятии ИНН.

Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 11.01.2001

Как сообщает НТВ.Ru, по заявлению пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви, в последние месяцы 2000 года на территориях храмов, ряда предприятий и учреждений Белгородской области неизвестными лицами распространяются листовки с текстом "Пример заявления об отказе от ИНН".

Авторы этих листовок внушают верующим: принятие идентификационного налогового номера - "это богоотступничество, это согласие на запечатление вас антихристовой печатью".

По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), пресс-служба епархии заявляет, что никакого письменного или устного благословения со стороны руководства Русской Православной Церкви на отказ граждан от присвоения ИНН не было.

В связи с этим пресс-служба епархии обращается к жителям области с призывом не поддаваться необоснованной панике и никакие "заявления об отказе от ИНН", предлагаемые неизвестными людьми, во внимание не принимать. Публикацию этих заявлений в некоторых печатных СМИ епархия призывает считать ошибочной и не согласованной с позицией Священного Синода Русской Православной Церкви.

Это сообщение могло бы быть одним в ряду себе подобных, если бы не повсеместное воспроизводство описываемой в нем ситуации. Похожие до неотличимости ситуации вокруг вопроса о присвоении ИНН складывались в Воронежской и Липецкой, Чебоксарской и Чувашской, Иркутской и Ангарской и других епархиях Русской Православной Церкви. Все происходило по той же самой формуле: выступления протеста снизу - выпуск листовок - призыв к сопротивлению - примирительные заявления на епархиальном уровне - более или менее решительное размежевание со стихийным движением от имени правящего архиерея.

Очевидно, что вопрос о принятии ИНН, как никакой другой вопрос, раскалывает православных мирян и даже духовенство на две противостоящие (пока на уровне полемики) части. Хочется надеяться, что те, кто принимает ИНН и не видит в нем ничего страшного, и те, кто категорически отрицает допустимость согласия православного христианина на присвоение ИНН, будут и впредь, по крайней мере какое-то время, мирно сослужить друг с другом. Однако вполне вероятно, что это мирное сосуществование не продлится долго.

Уже сейчас противостояние прочно утвердилось на уровне "духовник - духовное чадо", причем официальные решения церковного священноначалия на этом уровне явочным порядком перестают действовать. Приходящий на исповедь или духовную беседу к авторитетному для него священнику среднестатистический прихожанин скорее всего не знаком или просто не интересуется заявлениями Священного Синода, обращениями Патриарха или епархиального архиерея, протоколами о сотрудничестве и договорами Московской Патриархии с Министерством по налогам и сборам. Он слушает своего священника, верит ему, ориентируется на его советы.

Священник же, если он является противником ИНН, или не рекомендует, или попросту запрещает своему духовному чаду принимать налоговый номер. Если, напротив, священник не разделяет взгляды противников ИНН, то он посоветует своему духовному чаду не углубляться во всю эту проблематику, а молиться Богу и каяться в своих грехах во смирении и в простоте сердца. Бывают, конечно, многочисленные пограничные ситуации, когда невозможно однозначно определить позицию ни священника, ни прихожанина. Бывает, что вопрос об ИНН при всей серьезности не вносит раздора в отношения духовника и духовного чада. Наконец, бывает, что прихожанин не соглашается с мнением пастыря, остается при своем разумении и отходит от общения с прежним духовником, выходя на поиски нового духовника.

Как бы то ни было, официальные церковные решения по вопросу о присвоении ИНН на сегодняшний день играют ничтожно малую роль в любой из вышеописанных ситуаций. Складывается положение, при котором в этом вопросе духовенство и миряне начинают более всего руководствоваться велением собственной христианской совести. Такая "диктатура совести" таит в себе очевидные опасности: от возможности открытого церковного раскола до раскола скрытого, потаенного, когда священноначалие просто перестает восприниматься как источник вероучительного авторитета, а его решения и распоряжения - при сохранении канонического единства с ним - начинают рассматриваться как своего рода "информационный шум", к которому можно не прислушиваться и которым можно пренебречь. При этом духовники и их чада начинают создавать своего рода "обычное право" Церкви на ее приходском или монастырском уровне, которым руководствуются сами и призывают руководствоваться тех, кто может услышать их голос.

Сейчас еще трудно сказать, какой из вариантов развития имеет больше всего шансов реализоваться, но опасность уже проявившихся трещин во взаимоотношениях иерархии, духовенства и мирян для всего церковного здания не стоит недооценивать.

Церковь и ИНН.

Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 18.12.2000

После четырехчасового доклада Патриарха Алексия II на московском епархиальном собрании в храме Христа Спасителя Патриарху было подано несколько записок, которые, как оказалось, все были посвящены одному и тому же вопросу - как следует православным христианам относиться к введению идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и не является ли ИНН "печатью антихриста".

Патриарх в очередной раз призвал священнослужителей и мирян к трезвой рассудительности, предостерег их от необоснованной мнительности и рассказал о том, для чего и какие именно соглашения с Министерством по налогам и сборам (МНС) заключила Русская Православная Церковь.

Напомним, что споры об ИНН связаны со свидетельством Священного Писания о "печати антихриста", с которой ИНН отождествляют противники его введения. В Откровении Иоанна Богослова обязательное распространение "печати антихриста" и "числа зверя" определяется как один из признаков воцарения антихриста в мире. "И он сделал то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откр 13, 16-18). Согласно Священному Писанию, добровольное осознанное принятие "печати антихриста" равнозначно отречению от Христа и поклонению антихристу.

Серьезное недоумение и беспокойство православных в России вызвало то обстоятельство, что, по многим свидетельствам, в штрих-коде, являющемся основой для программ, обеспечивающих выдачу налогоплательщикам ИНН, в качестве разделительных линий используются три шестерки... Священники и миряне из разных епархий Русской Православной Церкви забили тревогу, тем более что перед глазами был опыт сопротивления священноначалия Элладской (греческой) Православной Церкви, а также православных Украины бездумному введению подобных технических новшеств для идентификации личности. В Греции и на Украине власти пошли на значительные компромиссы, уступая требованиям православных, по религиозным убеждениям отказавшихся принимать шенгенские общеевропейские штрих-коды (в Греции) и налоговые номера (на Украине). Верующие стали устраивать манифестации и пикеты против ИНН, обращались с запросами к своим правящим архиереям, во множестве писали письма старцам-духовникам, испрашивая их совета и благословения по вопросу об ИНН. Особенно болезненно православными верующими была воспринята необходимость для каждого налогоплательщика самому просить налоговые органы присвоить ему ИНН, что подчеркивает добровольность и осознанность принятия номера, каковые черты в отношении признания "печати антихриста" как раз и выделяет автор Апокалипсиса.

Развернулась неформальная общецерковная дискуссия, в которой Священноначалие не могло не сказать своего слова. 7 марта 2000 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял взвешенное и аргументированное заявление по вопросу об ИНН с призывом к властям уважать чувства верующих и отказаться от использования оскорбительных для христиан шестерок в штрих-коде (было подчеркнуто, что само использование именно этих цифр технологически никак не обосновано, а цифры могут быть любые другие). Но даже заявление Синода не принесло ожидаемого успокоения. Патриарх несколько раз общался по поводу ИНН с министрами Георгием Боосом, Александром Починком и Геннадием Букаевым. С Г.В. Букаевым было подписано соглашение, по которому министерство признавало за верующими право просить налоговые органы осуществлять сбор налогов по прежним образцам, без ИНН, но одновременно признавалось и то, что ИНН является технологией религиозно нейтральной, а никаких шестерок в обеспечивающих введение ИНН компьютерных программах нет. По этому последнему вопросу Патриарху были представлены заключения специалистов-разработчиков.

В примирительном духе высказался архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из самых авторитетных и почитаемых духоносных старцев современного Православия. "Сейчас эти документы и с такой подачей опасности для нас не представляют", - отмечает о. Иоанн. "Наше сопротивление грядущему страху, - продолжает он, - одно единственное - наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятение и неразбериха для того так властно и входят в жизнь и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу".

Вместе с тем для православных очевидно, что введение ИНН является лишь одним из этапов всемирного процесса глобализации. Поскольку в результате этого процесса человеческая личность может снова попасть под жесткий тотальный контроль новых информационных технологий, диктатуры "политкорректности" и т.п. инструментов давления, отношение Церкви к глобализации является весьма настороженным. Не случайно Патриарх Алексий II в отзыве на текст Хартии фундаментальных прав ЕС (своего рода общеевропейской конституции) отметил крайнее невнимание, а то и просто игнорирование в Хартии вопросов моральной ответственности личности, ее религиозных прав и мотиваций. По мнению Патриарха, предложенный документ, в полной мере отражающий идеологию глобализации, ориентирован исключительно на гуманистические ценности, совершенно оставляя в стороне ценности религиозные. Такой перекос Церкви представляется характерным и укладывающимся в некую логику глобализации, для христиан неприемлемую. В этом широком контексте введение ИНН и другие нововведения могут играть свою разрушительную духовную роль, сами по себе будучи в религиозном отношении нейтральными. Именно поэтому призыв Патриарха к мудрому спокойствию по поводу ИНН неотделим от его призывов к всегдашней духовной рассудительности. Сочетание одного и другого - редкий духовный дар, обыкновенно человеку свойственно уклоняться то в беспечность, то в мнительность. Вот почему трудно быть уверенным в том, что ответы Патриарха на вопрос об ИНН на московском епархиальном собрании поставят точку в этом споре.

Архиепископ Иркутский Вадим призвал не бояться ИНН.

Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 07.12.2000

Споры о допустимости для православных христиан принимать ИНН начались давно. Одно время эти споры велись весьма яростно, потом затихали, чтобы вспыхнуть вновь. Священный Синод Русской Православной Церкви неизменно придерживался осторожной, вполне дипломатичной, но от этого не менее четкой позиции. Синод выпустил заявление "Уважать чувства верующих", в которых убеждал власти в необходимости с большим вниманием относиться к заявлениям и действиям, которые могли бы так или иначе уязвить православных. Патриарх Алексий II провел несколько встреч с министрами по налогам и сборам Георгием Боосом, Александром Починком и Геннадием Букаевым. Результатом этих встреч явилось подписание соглашение между Московской Патриархией и Министерством налогов и сборов, суть которого состоит в констатации стремления к взаимопониманию и, соответственно, отказу от всего, что такому взаимопониманию не способствует.

За верующими было закреплено право отказаться от ИНН по религиозным убеждениям и просить осуществлять налогообложение по правилам, утвержденным до введения ИНН, но при этом подчеркивалось, что ИНН как таковой ни в коей мере не является религиозно не приемлемым нововведением. Со стороны Церкви именно в таком смысле высказались такие авторитетные всероссийские духовники, как насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Диакон Андрей Кураев, автор большого числа глубоких и проницательных богословских "бестселлеров" (среди которых целый ряд книг по злободневным вопросам современности), порицал налоговые органы за крайнее нечувствие к религиозной подоплеке проводимой реформы взимания налогов. В частности, о. Андрей, как и многие другие авторы, с понятным негодованием привлек внимание к тому, что в системе ИНН закодированы три шестерки - апокалиптическое "число зверя", однозначно воспринимаемое в православной традиции как опознавательный знак антихриста. После полученных со стороны специалистов-компьютерщиков разъяснений о. Андрей публично отказался от вышеназванного упрека и в свою очередь пояснил своим читателям, что никаких "шестерок" в имеющих отношение к ИНН программах и системах не закодировано.

Таким образом, утвердившееся было недоверие между православным населением России и российским налоговым начальством начинает успешно преодолеваться. Но декларации декларациями и призывы призывами, а личный пример, да еще пример архиерея, обладает большей убедительностью, чем скоропортящиеся слова. Архиепископ Вадим, обращаясь к традиционно консервативной восточносибирской пастве, подает пример не только лояльности властям. Что значительно существеннее, он подает пример последовательности в осуществлении решений, принятых высшей церковной властью. Не секрет, что многие из этих решений имеют свойство повисать в воздухе. Однако вопрос о методах учета налогоплательщиков затрагивает слишком много как индивидуальных случаев, за каждым из которых стоит конкретная судьба конкретной христианской души, так и общих правил и принципов церковной экономики, обеспечивающей жизнедеятельность каждого прихода и монастыря. В этом смысле правящий архиерей Иркутской епархии в принципе не заявляет ничего сенсационного. Его заслугой можно считать то, что архипастырскую ответственность за вверенные ему души он проявляет таким деятельным образом, собственным примером вслед за старцами свидетельствуя о духовной доброкачественности предложенного священноначалием решения одной из проблем повседневной жизни православного христианина.



См. также:
1. Тематики: ИНН
2. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви об ИНН
3. МНЕНИЕ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) ОБ ИНН

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU