ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
Rambler's Top100 [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ


НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Богоявление - праздник вод, «скачущих в жизнь вечную».

Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 17.01.2001

18 января Православная Церковь вступает в празднование Богоявления или Крещения Господня. Всем известной отличительной чертой этого праздника, которым завершаются дни после Рождества, именуемые святками, является освящение воды, так называемое великое водоосвящение.

Освящение воды совершается как в канун праздника, в Крещенский Сочельник (праздник Крещения, как и праздник Рождества Христова, предваряется Навечерием - Сочельником, днем строгого поста), так и в сам праздник. Освященная в праздник Крещения вода, которую принято называть греческим словом "агиасма", почитается православными христианами как великая святыня, сохраняемая в домах в течение всего года - до следующего праздника Крещения Господня. В богослужебных текстах чина великого освящения воды есть прошение о том, чтобы Господь сотворил эту воду "скачущей в жизнь вечную" и даровал ей благодать исцеления души и тела тех, кто ею окропляется.

Празднуемое в день Богоявления событие подробно описано в Евангелии. Богочеловек Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения приходит к Иоанну Крестителю, проповедовавшему покаяние в иудейской пустыне и в знак этого покаяния омывавшему иудеев в водах Иордана. "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3, 13-17).

Богоявление - один из самых древних церковных праздников. Первые упоминания о праздновании Богоявления восходят к началу IV века. До V века праздник Богоявления был соединен с праздником Рождества Христова и совершался 6 января, но впоследствии эти праздники были разделены двумя неделями. В настоящее время только Армянская Церковь продолжает праздновать Рождество и Богоявление в один день - 6 января.

В разных христианских странах установились различные традиции празднования Богоявления.

В Палестине это один из самых торжественных дней церковного года, поскольку освящение воды происходит непосредственно на Иордане, в водах которого совершилось Крещение Господне. Однако, как еще в начале XX века отмечал профессор А.А. Дмитриевский, большой знаток традиций православного Востока, "место Крещения Господня с точностью неизвестно. Но предание, идущее из древности, указывает это место вблизи монастыря св. Иоанна Предтечи, стоящего недалеко от реки Иордана, не более получаса ходу. В этом месте река Иордан делает довольно значительный изгиб, несколько замедляющий быстрое течение ее, и имеет берег с некоторым возвышением, удобным для спуска желающих омыться в прохладных струях священной реки".

В Египте мусульмане часто входят в воды Нила после их богоявленского освящения вместе с христианами, косвенно почитая тем самым их праздник.

В России часто водоосвящение происходит на открытом воздухе: в церковных дворах, на территории монастырей, у источников. Местами сохранился обычай погружаться в прорубь ("иордань", как называют ее в народе) после освящения воды в водоеме, а совершение самого водоосвящения на реках и озерах перестало быть принадлежностью только русской церковной культуры: освящать водоемы в день Богоявления стало теперь традицией в Лондоне и Париже, в Австралии и в Нью-Йорке, в Японии и в Финляндии, где православные епископы сами возглавляет великое водоосвящение на водоемах. В советские годы освящать водоемы было запрещено, но на праздник Крещения длинные очереди выстраивались у приходских храмов. Теперь, когда храмов стало в десятки раз больше, очереди за освященной водой не уменьшились - смутное религиозное чувство даже нецерковных людей опознает в этих водах великую святыню.

О духовном смысле праздника Богоявления говорит Митрополит Сурожский Антоний (Блум):

"Христос пришел на иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством, в эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос, окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха - Он, безгрешный.

…Крещение Господне в дальнейшем развитии событий ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего - и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову… очищаются до глубин, и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни и делаются способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник, и вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами иорданскими… вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни".

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU