ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
Rambler's Top100 [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ


НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Престольный праздник Елоховского собора.

19.01.2001

В праздник Крещения Господня свой престольный праздник отмечает Богоявленский Елоховский собор, хорошо известный любому москвичу. Божественную Литургию и великое освящение воды совершит сегодня в Богоявленском соборе Патриарх Алексий II в сослужении архиереев, клириков собора и других московских священников.

На месте, где сейчас находится собор, с XIV в. существовало село Елох, по названию которого храм получил наименование Елоховского. Сначала, как это было в истории большинства московских храмов, Елоховский храм был деревянным, а в 1717-1722 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм. Впоследствии здание было полностью перестроено, в нынешнем же виде собор был построен в 1835-1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина.

В советские годы храм не закрывался. Более того, после закрытия и разрушения Богоявленского собора в Дорогомилове, Богоявленский собор в Елохове стал кафедральным храмом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В сентябре 1943 г. митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси, а его кафедральный собор получил, соответсвенно, статус патриаршего собора. После смерти Патриарха Сергия в мае 1944 г. местом его погребения выбрали Никольский придел Богоявленского собора. До сего дня приходящие в собор могут видеть белый куколь Патриарха Сергия, лежащий на надгробной плите.

В 1945 г. избранный Поместным Собором Патриарх Алексий I (Симанский) был возведен на московский первосвятительский престол в Богоявленском соборе. Этот собор стал основным местом служения нового Патриарха. В 1945 г. по просьбе Патриарха Алексия I в Богоявленский собор из Кремля были перенесены мощи его небесного покровителя - святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Мощи свт. Алексия были установлены под сенью справа от царских врат главного алтаря собора. В воскресенье вечером у мощей свт. Алексия духовенство собора совершает молебное пение с акафистом.

В 1940-90-е гг. в Богоявленском соборе совершались почти все архиерейские хиротонии новых епископов Русской Православной Церкви, а также все торжественные богослужения, посвященные знаменательным событиям церковной жизни - интронизации новоизбранных патриархов, празднованию исторических церковных годовщин, юбилеям архиерейского служения патриархов и митрополитов и т.п. В этом соборе неоднократно служили Предстоятели Поместных Православных Церквей - Патриархи Константинопольские, Александрийские, Антиохийские, Иерусалимские,Сербские, Болгарские, Румынские и др.

Настоятель Богоявленского Патриаршего собора всегда возглавлял священнический чин Русской Православной Церкви и имел сан протопресвитера - высший для православного женатого духовенства.

В 1940-1960-х гг. настоятелем собора был протопресвитер Николай Колчицкий, одновременно занимавший должность управляющего делами Московской Патриархии. Одной из исторических заслуг о. Николая Колчицкого была работа по присоединению к Церкви покаявшегося в расколе обновленческого духовенства, имевшего в 20-40-е гг. собственную лжеиерархию и люто ненавидевшего св. Патриарха Тихона и его последователей. О. Николай Колчицкий лично рассматривал каждый из случаев возвращения священников из обновленчества, стремясь не допустить к служению лицемерных приспособленцев и карьеристов, вовремя сориентировавшихся в новой церковной конъюнктуре.

В 1960-1970-ее гг. настоятелем назначили протопресвитера Виталия Борового. Это было уникальное для тех лет назначение. О. Виталий Боровой получил богословское образование в досоветской Польше, служил в Белорусии, много лет занимался экуменической деятельностью, представляя Русскую Православную Церковь во Всемирном совете церквей (ВСЦ) в Женеве. О. Виталий отличался широкой образованностью, независимостью суждений и редким даром проповедника.

Покойный епископ Новосибирский Сергий (Соколов), который много лет был келейником Патриарха Пимена (Извекова), вспоминал, как в 70-е гг. на каком-то высоком церковном собрании, которое возглавлял Патриарх Пимен, Патриархом был предложен собравшимся некий вопрос. Все отвечали бессодержательно, уклончиво и вяло, с опаской. Тогда, вспоминает епископ Сергий, Патриарх Пимен, глядя на о. Виталия Борового, вдруг произнес: "А может быть отец протопресвитер Виталий Боровой нам что-нибудь скажет?" И отец Виталий сказал. Он долго и вдохновенно говорил о необходимости миссионерской работы в Церкви, о важности разговора о православной вере с молодежью, о том, как страшно оказаться в самоизоляции, а еще страшнее служителям Церкви утратить горение пламенного и бесстрашного христианского духа. После слова о. Виталия среди собравшихся воцарилось полная тишина. Такого не ожидал никто. Кроме, как полагает епископ Сергий, самого Патриарха Пимена, который, хорошо зная искренность и смелость своего протопресвитера, дал присутствовавшим урок честности и духовной свободы.

Будучи настоятелем Патриаршего собора, о. Виталий неизменно произносил продолжительные проповеди, в которых подробно раскрывал перед пришедшими в собор основы православного вероучения, нетленную красоту подлинной церковности, приводил многочисленные примеры из житий святых, показывал несостоятельность нападок на христианство со стороны его хулителей. И все это он говорил не в девяностые, а в семидесятые годы.

Впоследствии о. Виталий продолжал работать в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС), стал почетным настоятелем храма Воскресения словущего в Брюсовом переулке, где оставался верен себе: после воскресной Литургии он, как и прежде, говорил долгие и яркие проповеди - с запоминающимися образами, неожиданными мыслями, твердой и зажигательной убежденностью в абсолютной истинности проповедуемого.

После о. Виталия Борового настоятелем Богоявленского собора стал протопресвитер Матфей Стаднюк, в прошлом году отметивший свой семидесятипятилетие. Настоятельство отец Матфей совмещал с многотрудными обязанностями секретаря Патриарха Московского и всея Руси, находясь в этой должности несколько десятилетий. Он воспитал не одно поколение благоговейных священнослужителей, проходивших богослужебную практику после рукоположения в Богоявленском соборе. Отец Матфей был летом 2000 г. освобожден от обязанностей Патриаршего секретаря, но и поныне остается настоятелем Богоявленского собора.

После возобновления регулярных богослужений в Успенском соборе Московского Кремля именно этому собору был придан статус Патриаршего, а Богоявленский собор остался кафедральным. В настоящее время к нему приписан также храм св. великомученика Никиты на Старой Басманной.

Филипп Тараторкин, Страна.Ru


Православные христиане отмечают праздник Крещения Господня.

19.01.2001

Местом главных церковных торжеств в Москве по случаю праздника Крещения Господня станет сегодня Богоявленский собор, где литургию и чин великого освящения воды совершит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сообщает ИТАР-ТАСС.

Это водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Крещенская вода называется Великой агиасмой, то есть великой святыней. По учению Церкви, она обновляет все человеческое существо, исцеляя и душу, и тело. Крещенская вода, к которой верующий человек относится с особым благоговением и хранит в течение всего года, придает силы и дарует здравие каждому прикасающемуся к ней человеку, ею освящаются дома.

Богоявленский кафедральный собор один из трех храмов в Москве, освященный в честь нынешнего великого праздника. Один из них, расположенный близ Киевского вокзала, не сохранился. Другой - главный соборный храм бывшего Богоявленского монастыря на Ильинке, ныне возрождается.

Страна.Ru

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU