ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
Rambler's Top100 [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ


НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Митрополит Кирилл: Церковь призвана спасать и освящать мир.

22.01.2001

Сегодня на пленарном заседании Рождественских чтений с докладом "Церковь и мир - основы Социальной концепции Русской Православной Церкви" выступил один из основных авторов концепции Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

В последнее время Основы социальной концепции стали предметом активного обсуждения церковной общественности. Более того, к обсуждению этого беспрецедентного документа митрополит Кирилл привлек светских политологов, философов, правоведов, с участием которых и под председательством митрополита Кирилла "круглые столы" по обсуждению Основ социальной концепции были проведены в Свято-Даниловом монастыре.

Митрополит Кирилл отметил в сегодняшнем докладе, что в творениях Отцов Церкви, в постановлениях Соборов можно найти разнообразные высказывания по вопросам общественной жизни, многочисленные ответы на стоявшие перед Церковью вопросы давали выдающиеся богословы разных эпох, но "никогда за всю историю Православной Церкви эти ответы не были сведены воедино, не были представлены в виде ясной формулировки, столь необходимой для усвоения церковным сознанием". Этим определяется уникальность принятого Юбилейным Архиерейским Собором документа. Кроме того, митрополит Кирилл особо отметил, что существует целый ряд вопросов, на которые не отвечали Святые Отцы, вопросов, которые поставила перед православным сознанием новая эпоха. "ХХ век поставил так много принципиально новых проблем, на которые должна была откликнуться Церковь, - сказал митрополит Кирилл, - так много выявилось вопросов, прямо связанных с делом человеческого спасения, но лежащих в светской плоскости, что появилась необходимость соборного осмысления всех этих проблем".

Митрополит Кирилл сообщил, что работа над текстом Социальной концепции продолжалась шесть лет, ее проводила рабочая группа из 26 человек, созданная по решению Архиерейского Собора 1994 г. Участников того Собора к принятию решения о необходимости создания Социальной доктрины подтолкнула, по свидетельству митрополита Кирилла, чрезвычайная разноголосица - "кто только ни появлялся на телеэкранах, выражая "мнение" Церкви", - которая слышалась в ответ на вопросы общества, обращенные к Церкви по тем или иным социальным проблемам. Подобная разноголосица была характерна не только для общения Церкви со СМИ, но и для духовнической практики, в которой подчас духовные чада оказывались жертвами неопределенности церковного учения по каким-то конкретным вопросам, в особенности по вопросам личной, семейной нравственности, супружеских отношений и т.п.

Необходимо было выработать некий общецерковный взгляд на острые и важные проблемы современности, причем этого взгляда, при возможном разнообразии акцентов и нюансов, нужно было последовательно придерживаться при реагировании Церкви на события, явления и процессы общественной жизни.

Особенно подробно и обстоятельно митрополит Кирилл счел необходимым ответить некоторым участникам развернувшейся вокруг Основ социальной концепции дискуссии. Общий характер выступлений в печати, посвященных Социальной концепции, митрополит Кирилл определил как "поощрение нашей работы", признав, что ему хорошо известны и многочисленные критические отзывы и выступления в СМИ.

Отвечая критикам документа, докладчик заметил, что большинство критических замечаний в адрес Социальной концепции были весьма политизированными. Критика исходила из политической позиции самих критиков, которые в тексте документа не нашли отражения собственных политических предпочтений и интересов, а политические интересы и предпочтения противоположной стороны, как им казалось, получили слишком полное и подробное отражение.

Вероятно, митрополит Кирилл имел в виду выступления таких консервативных изданий, как "Русь православная" Константина Душенова, "Русский вестник", в которых авторов Социальной концепции неоднократно упрекали в модернизме, в недостаточном подчеркивании преимуществ монархического правления с точки зрения православного патриотизма и т.п.

В связи с этим митрополит Кирилл особо подчеркнул, что перед авторами документа стояла нелегкая задача: "нужно было из всего многообразия богословских взглядов и точек зрения выявить то, что действительно выражало веру Церкви". Поэтому непростой проблемой, возникшей в ходе работы, митрополит Кирилл назвал необходимость максимально отойти от "партийности", от предвзятых, субъективных оценок и предпочтений и сосредоточиться на строго богословском анализе тех положений, которые должны были войти в окончательный текст соборного документа. Если бы в текст Социальной концепции вошли какие-то политические оценки, "то этот документ не объединял бы, а разделял", - заявил митрополит Кирилл.

Была и другого рода критика в адрес Социальной концепции. Суть ее в том, что документ называли чересчур общим и неопределенным. Но, как сказал митрополит Кирилл, этот документ и задумывался как такой, который "на долгие годы мог бы стать основой для практических действий перед лицом конкретных проблем, которые волнуют наше общество". Кроме того, этим документом должны были быть разрешены проблемы, которые являются актуальными не только в Российской Федерации, поскольку Основы социальной концепции адресованы чадам Русской Православной Церкви, пребывающим как в России, так и в других странах СНГ и даже в дальнем зарубежье.

Важной проблемой митрополит Кирилл признал распространение информации о Социальной доктрине, поскольку "для того чтобы эту доктрину ввести в плоть и кровь повседневной церковной жизни, нужно, чтобы каждый священник изучал этот документ, чтобы получил соответствующие наставления". Для этой цели митрополит Кирилл предложил проводить в епархиях семинары по изучению текста Социальной концепции.

Митрополит Кирилл признал, что работа по распространению Социальной концепции проводится не вполне удовлетворительно. "Документ до сих пор, при всей его огромной вероучительной важности, не используется Церковью, а это очень опасно; если Церковь принимает какие-то постановления, у нее должен быть механизм их осуществления", - заявил митрополит Кирилл.

Любопытно, что о необходимости широко распространять Социальную концепцию в СМИ и с этой целью создавать, например, сокращенные редакции ее текста говорили на обсуждении документа в Свято-Даниловом монастыре не только его разработчики, но и политологи и правоведы. Президент Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский, например, призвал иерархов и лично митрополита Кирилла шире оповещать СМИ и общественные институты о содержании документа и этапах его обсуждения, предлагать Социальную концепцию для опубликования.

Отвечая тем, кто упрекает авторов Социальной концепции и тех, кто настаивает на ее более широком распространении, в том, что они чуть ли не еретики и обновленцы, митрополит Кирилл сказал, что на все эти упреки и обвинения отвечает текст Священного Писания: "Не молю, чтобы Ты взял их от мира, - говорит Господь в первосвященнической молитве накануне Своих страданий о Своих Апостолах, - но чтобы Ты сохранил их от зла. Как Ты меня послал в мир, так и Я посылаю их в мир". "Нужно просто ясно понять, - сказал митрополит Кирилл, - что если бы Господь Иисус Христос хотел, чтобы спасалось малое стадо, Он никогда бы этого Апостолам не сказал. Но Господь послал Апостолов в мир, и они пошли, а Церковь продолжает их дело. И поэтому никто не может сказать, что у Церкви нет задачи в мире. Она существует, чтобы спасать мир, чтобы освящать мир, чтобы утверждать в мире христианские ценности".

Дмитрий Сафонов, Филипп Тараторкин, Страна.Ру


Глава Элладской Церкви: Запад начинает видеть преступление, совершенное им в Косово.

22.01.2001

"Запад только сейчас начинает видеть преступление, которое он совершил" в Косово. Об этом заявил в Афинах, выступая перед верующими, глава Элладской (Греческой) Православной Церкви архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул, посетивший с визитом Косово в минувшие выходные, сообщает ИТАР-ТАСС.

По словам архиепископа Христодула, он увидел в Косово печальную картину: "Везде руины и катастрофа. Безработица превышает 45 проц. Магазины закрыты. Жизнь в регионе остановилась". 150 тыс. сербских жителей Косово, добавил он, бежали из родных мест и превратились в беженцев в своей собственной стране.

Глава Элладской Церкви также указал, кого он считает ответственным за это. "НАТО вмешалось, предполагая защитить мусульман, но вместо этого изгнало сербов", - сказал он.

Находясь в Косово, архиепископ Христодул посетил один из основных православных монастырей и был принят главой Сербской Православной Церкви патриархом Павлом. Обращаясь в одном из своих выступлений к "братьям-сербам", он призвал остающееся в крае сербское население не уезжать и ждать наступления "лучших дней".

НТВ.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU