ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
Rambler's Top100 [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ


НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Как Путин помог Православной энциклопедии: Интервью с Сергеем Кравцом.

23.01.2001

22 января во время второго дня пленарных заседаний Рождественских чтений с докладом выступил руководитель Церковно-научного центра Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. Главным детищем Центра, возглавляемого Сергеем Кравцом, стала 25-томная Православная энциклопедия, два тома которой появились в свет в 2000 г.

Это исследовательское издание осуществляется не только по четкой программе, но и при реальной поддержке государства (из крупных финансовых институтов к поддержке издания был привлечен Сбербанк). Это позволяет руководителю проекта Сергею Кравцу утверждать: "Православная энциклопедия - это в полном смысле слова общенациональный проект".

Значение проекта определяется многими обстоятельствами, среди которых не на последнем месте соображения научного престижа и здорового исследовательского честолюбия. Предпринимаемое издание дает возможность востребовать и представить широкому читателю новейшие достижения российской богословской, исторической, филологической мысли в областях, так или иначе связанных с миром православного богословия. Это существенно потому, что неблагоприятная в последние годы для фундаментальной науки экономическая конъюнктура лишила многих академических ученых необходимой в их деле публичности и состязательности, как с коллегами-соотечественниками, так и с зарубежным научным сообществом. Такой невиданный "гиперпроект", как Православная энциклопедия, неминуемо станет смотром достижений российских исследователей. Главное же заключается в том, что в интеллектуальном пространстве современной Русской Православной Церкви энциклопедия заполняет особую нишу.

Сергей Леонидович Кравец с момента создания (в феврале 1991 г.) издательства Валаамского монастыря, которое должно было сосредоточиться на издании церковной научно-исследовательской (богословской, исторической, агиографической) литературы, был главным редактором издательства Валаамского монастыря. В 1997 г. издательство было преобразовано в Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", который в 2000 г. получил статус синодального учреждения.

22 января Сергей Кравец дал интервью корреспонденту Страны.Ru.

- Сергей Леонидович, в чем заключается уникальность проекта Православной Энциклопедии? В чем ее особенности по сравнению с дореволюционными богословскими энциклопедиями? И были ли какие-то недостатки и ошибки, которые были допущены в дореволюционных изданиях и которых вы постарались избежать в вашем издании?

-Наша энциклопедия отличается принципиально - так же, как отличается современная наука от науки начала века по охвату материала и по степени подробности материала. Когда мы начинали подготовку энциклопедии, мы планировали весьма активно пользоваться энциклопедией Глубоковского-Лопухина, теми томами, которые успели выйти, но, к сожалению, это оказалось невозможным. Материал очень устарел, и мы используем эту энциклопедию наравне с другими энциклопедическими источниками, такими как греческая "Энциклопедия религии и нравственности", немецкие католические и протестантские энциклопедии, энциклопедия Брокгауза и другие.

Отличие же прежде всего в том, что наша энциклопедия, исходя из принципа уменьшения степени подробности, тем не менее охватывает весь мир религии, все мировые религии, все национальные религии. Принцип уменьшающейся подробности действует таким образом: наиболее подробно мы пишем о Русской Православной Церкви и о Православии в целом, менее подробно - о Поместных Православных Церквах, еще менее подробно о других христианских конфессиях. Но в то же время, например, наш словник по католицизму в несколько раз превышает словник Русской католической энциклопедии, то есть подробности, тем не менее, остаются - и весьма серьезные. Наименее подробно, только на уровне основных понятий и деятелей, мы исследуем иные религии. Кроме того, крайне подробно исследуется агиография, мы впервые в истории русской книжности публикуем материалы обо всех без исключения вселенских святых. Это десятки тысяч. И не только греческих, но и коптских, сербских, западных святых до разделения Церкви и т.д. Добавьте к этому огромное количество новых русских подвижников благочестия, сведения о которых впервые появляются в нашей энциклопедии, причем это как иерархи, ученые, люди, имевшие возможность появиться на страницах каких-либо иных справочных изданий, так и простые благочестивые миряне, заслужившие почитание в своей области, в своей местности, о которых прежде никакой информации никогда не появлялось ни в каких изданиях. А теперь узнают и о них. Мы исследуем практически все монастыри Русской Церкви, все епархии, большинство архиереев. Уникальность, прежде всего, в охвате.

Второе свидетельство уникальности нашей работы заключается в ее организации. Это энциклопедия, которая создается силами не только московских и петербургских ученых, но и трудами ученых всей России. У нас 10 отделений и во многих епархиях созданы специальные центры Православной Энциклопедии и плюс еще, что очень важно, эта энциклопедия делается силами многих ученых в разных православных и католических странах. Во всех Православных Поместных Церквах созданы специальные группы. От них мы получаем самую последнюю информацию.

-Как же удалось все так организовать?

-Благодаря Святейшему Патриарху. Святейший Патриарх Алексий обратился к Главам Поместных Церквей с просьбой создать подобные группы. Эти группы были созданы. В течение какого-то периода- у кого-то быстрее, у кого-то дольше - мы налаживали нормальные рабочие отношения. Теперь у нас практически нет проблем с большинством Поместных Церквей. Некоторые Поместные Церкви работают таким образом, что у нас нет никакого большого беспокойства, с некоторыми немного сложнее. В нашем первом томе вся эта работа получила отражение: большинство статей по Сербской Церкви написаны епископом Саввой Шумадейским, по Александрийской Церкви митрополитом Макарием Зимбабийским, по греческой литургике и музыке - Статисом. Это действительно живой процесс объединения ученых из очень разных стран и Церквей.

-Удалось привлечь многих светских ученых. Я к своему удивлению и радости увидел там статью своего учителя Сергей Михайловича Каштанова. Но, зная его, я могу сказать, что он человек не церковный, далекий от веры. Как удалось таких людей привлечь к изданию?

-Понимаете, если вы привлекаете человека и говорите: "мы церковное издание, нам нужна церковная точка зрения", он начинает пугаться и думать, что же такое вы имеете в виду. Но если вы говорите человеку: "мы церковное издание и нам нужна правда, нам нужна истина и нам нужна объективная, нормальная информация", он ее вам дает. Если вы с его информацией зачастую не согласны, потому что довольно часто светская наука выдает все-таки односторонний взгляд, в процессе работы вы можете с ним дискутировать. Дело в том, что наши статьи проходят очень длинный путь, прежде чем они появятся в энциклопедии. Они проходят множество рецензирований, причем каждое рецензирование - это диалог между двумя учеными - между рецензентом и автором. И значительная доля статей - это плод совместного усилия многих людей, несмотря на то, что подписана она чаще всего одной фамилией.

-Есть информация о том, что Владимир Владимирович Путин, когда был начальником Контрольного управления администрации Президента, каким-то образом содействовал организации вашего центра. Было такое?

- Да, был такой эпизод. Когда Владимир Владимирович был руководителем Контрольного управления, тогда решался принципиальный вопрос о государственной поддержке этого издания. Было письмо Святейшего Патриарха Президенту Ельцину, и в администрации Президента шла такая сложная борьба между разными руководителями подразделений за и против принципиально нового церковно-государственного культурного проекта, да еще такого масштабного. Речь шла даже не о сумме, хотя сумма была очень значительная, которую передал Президент. Это было порядка полумиллиона долларов на первоначальное создание этого проекта. Был принцип: Президент дает эти средства, а это значит, что государство реально и активно поддерживает проект. И тогда действительно огромную роль сыграла поддержка Контрольного управления во главе с Владимиром Владимировичем, который выступил безоговорочно за поддержку этого проекта, несмотря на то, что какие-то управления, главное правовое управление, например, были не очень хорошо настроены, но контрольное управление проверяло нас, и по итогам этой проверки поддержало. У меня до сих пор хранится этот документ.

-Можно ли сказать, что если бы не личные усилия Путина, то возможно этот проект не состоялся бы?

-По крайней мере, его осуществление было бы очень затруднено. Кстати, первый том Православной Энциклопедии, посвященный истории Русской Православной Церкви, Патриарх передал Владимиру Владимировичу Путину в мае прошлого года, во время инаугурации. А совсем недавно, на церемонии награждения иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви в Кремле, Святейший Патриарх вручил Президенту уже первый алфавитный том.

-Мы затронули тему финансирования. В каком отношении находятся государственная и церковная доли в финансировании этого проекта?

-Смотря что считать церковной долей. Прямое церковное финансирование не столь велико и оно основывается на соответствующем решении Патриарха и Священного Синода. Все средства от 11-томной "Истории Русской Церкви" митрополита Макария и от других изданий нашего Церковно-научного центра было решено в полном объеме направлять на издание Православной Энциклопедии, так же как и все средства, поступающие от реализации Православной Энциклопедии в полном объеме рефинансирования. Чем дальше будет развиваться проект, тем более значительной будет эта часть финансирования. Пока же она не столь значительная, а затраты идут большие, проект стоит порядка 28-30 миллионов рублей в год, и значительную часть этой суммы дает целенаправленное федеральное финансирование. 18 миллионов рублей был выделено в рамках программы встречи 2000-летия Рождества Христова на полиграфические затраты, а у нас примерно такая пропорция: 18 миллионов идет на полиграфические работы и 10 миллионов на научно-редакционные работы. Полиграфические работы полностью обеспечивал в 2000 году федеральный бюджет, и я думаю, что в этом году будет так же. Сейчас проводится работа, чтобы хотя бы часть этой суммы взял на себя центральный федеральный бюджет.

А научно-редакционные работы финансируются из двух источников. Во-первых, из взносов Попечительского совета, а во-вторых, из того рефинансирования, которое уже сейчас идет. Все средства, которые мы получаем от продажи первых томов "Истории Русской Церкви", сюда вкладываются.

Должен сказать, что наш Попечительский и Церковно-государственный наблюдательный совет поступили в этом году очень мудро и разрешили нам часть прибыли направить не на прямое рефинансирование, а на ведение двух очень важных программ.

Это, первое, создание церковно-исторического архива. Мы в прошлом году успели приобрести часть архива Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и этим заложили основу нашего будущего церковно-исторического архива. И второе, это создание специализированного Агиографического совета, чтобы через систему грантов поощрять ученых, и светских и церковных, к исследованиям в области русской агиографии. Это тоже своеобразное рефинансирование, без этого мы не сможем дальше делать энциклопедию. Но это уже рефинансирование долгосрочное, это уже вложения в науку.

-Сейчас нет угрозы, что проект может заглохнуть?

-Такая угроза есть всегда. Но все-таки у нас в Попечительском совете около 20 губернаторов. В Церковно-государственном совете у нас и вице-премьер, и два министра, и президент Академии наук, и специальный представитель Президента, и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Я не думаю, что проект может заглохнуть, просто могут быть большие затруднения. Могут быть опоздания. Вот этого нам тоже не хотелось бы допускать, потому что мы неимоверным трудом редакции достигли того, что мы сегодня готовы выпускать два тома в год. И было бы очень жаль, если этот ритм будет сбит из-за финансовых затруднений, потому что, честно говоря, по сравнению с уникальностью этого проекта и с тем результатом, который он выдает, это не такие большие затраты. Мы впервые в истории Православной Церкви, причем не только Русской, делаем Православную энциклопедию. Потому что греческая энциклопедия - это национальная греческая энциклопедия. Там статьи об Афине Палладе или об Афродите гораздо значительнее, чем статьи, скажем, о преподобном Сергии Радонежском или о святителе Николае Мирликийском.

-Сергей Леонидович, недавно сменился руководитель Издательского отдела Московского Патриархата. Как складываются у вас отношения с Издательским отделом? Я слышал мнение о том, что ваш центр вскоре может стать монополистом в области церковного книгоиздания, и лучшие кадры уходят в ваш центр. Нет ли здесь конкуренции или непонимания?

-Нет, у нас принципиально разные задачи. Наш Центр стремится развивать научную составляющую, прежде всего, а не издательскую. Мы более всего пытаемся стать своего рода церковным НИИ, в котором издательство является неотъемлемой частью. Издательский же отдел, я надеюсь, что новый председатель Издательского отдела отец Владимир Силовьев сможет поднять Отдел, оживить издательскую работу, поскольку Отдел сейчас находится, конечно, не в самой лучшей форме. У Отдела свои задачи, одна из которых - создание профессионального издательства. Мы с удовольствием сотрудничаем с Издательским отделом и будем обязательно продолжать сотрудничать с ним. Что касается кадров, скорее мы обмениваемся кадрами, потому что некоторые наши сотрудники, например, Людмила Павловна Медведева, которая там ведет календарную литургическую группу, это бывший сотрудник нашей редакции. Идет такой взаимный процесс, и уж никоим образом мы не стремися, да и не можем доминировать, господствовать. У нас очень своеобразная ниша. Ниша церковно-научных изданий. И даже если мы будем издавать что-то параллельно, - хотя сейчас у нас нет на это ни сил, ни возможности, - то это будет сугубо научное издание небольшими тиражами, необходимое для наиболее образованного слоя верующих людей и для наиболее заинтересованных в церковной науке светских ученых. А у Издательского отдела несомненно более массовые задачи. Но мы будем помогать, как и всякая церковная структура, я думаю, должна помогать другой церковной структуре, попавшей в сложное положение.

-Как известно, вашим куратором является Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). Почему именно он?

-Он не является нашим куратором. Он руководит работой Фонда Митрополита Макария, а офис этого фонда находится у нас, в нашем здании. Это во многом просто из-за того, что у нас есть помещение. Кроме того, у Патриарха есть идея, что наш Центр "Православная энциклопедия" должен быть центром, объединяющим все имеющие непосредственное отношение к науке церковные структуры. К нам скоро переедет Богословская комиссия Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Я думаю, будет и какое-то представительство Московской Духовной академии. А наше взаимодействие с митрополитом Мефодием началось с того, что он был назначен главой исторической подкомиссии Юбилейной комиссии, и Святейший Патриарх свел нас и попросил помогать друг другу, потому что у нас сложился очень мощный коллектив историков, которые и вошли в комиссию митрополита Мефодия. У нас есть куратор, но не от Синода, а нас курирует Архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха. Он является официальным куратором нашим, он же возглавляет наш Научный редакционный совет. А владыка Мефодий, который является членом Попечительского совета и Церковно-научного совета, - один из наиболее активных наших друзей и помощников.

-Через владыку Арсения Патриарх следит за вашей работой?

-Он участвует прежде всего лично. И я систематически докладываю Патриарху обо всем, что происходит. Патриарх читает статьи в энциклопедии и осуществляет их редактуру. Конечно, не все, он из словника выбирает те статьи, которые кажутся ему наиболее важными, он их читает и осуществляет их редактуру. Он непосредственный главный редактор. И все, что происходит в энциклопедии, делается не просто по его некоему отстраненному благословению, а при его живом участии. Поэтому наш Центр и есть в какой-то степени его детище. Он здесь знает все.

-Вы получаете от Патриарха и некоторые гарантии государственной поддержки?

-Да, и только при такой поддержке стала возможной работа над этой энциклопедией.

-Вы затронули тему архива. Как он будет формироваться, и какие материалы там уже есть?

-Пока мы разбираем то, что мы получили, приобретя фонд Патриарха Алексия I (Симанского). Там были и какие-то бумаги семейства Остаповых, очень близкого к семье Симанских. Сейчас у нас есть архивист. Она разбирает этот архив. Мы сразу приняли решение, что мы будем его создавать по госстандартам. Описание архива будет соответствовать государственным стандартам. Наш архивист учится на дополнительных курсах по архивному делу. Мы в постоянном контакте с Государственным архивом Российской Федерации, и как только у нас опись будет готова, мы ее передадим в этот архив.

-А планируется ли передача вам документов из архива Московской Патриархии?

-Мы говорили с Патриархом о перспективах развития архива, но это еще достаточно отдаленное будущее. Патриарх говорил, что какая-то часть церковных архивов будет нам передана. Там надо отделить личные дела, которые должны храниться, от других материалов. У нас есть мечта вместе с министерством культуры создать общедоступную библиотеку литературы о Православии, в которой будут самые редкие, самые уникальные издания. Конечно, это не будет публичная библиотека, но это будет место, куда любой исследователь, если ему это необходимо для научной работы, сможет придти и работать. Что же касается архива, то вы же понимаете, что бесхозных архивов нет, у них у всех есть хозяева, и сложный и тонкий вопрос в том, как, не обидев прежнего, пусть нерадивого хозяина, получить эти материалы.

-Когда планируется окончание работы над энциклопедией?

-2010 год.

- Сергей Леонидович, Вы стали первым православным мирянином, занявшим в Церкви такой высокий пост. Вы общаетесь с иерархами. Вы не чувствуете какого-то предубежденного отношения к вам? Вы человек светский, мирянин, а по положению - как руководитель синодального отдела, а там же все руководители - духовные лица. Нет ли по отношению к вам ревности с их стороны?

-Когда встречают по одежке, то первое впечатление есть такое, но обычно в процессе общения это очень быстро проходит. И многих иерархов нашей Церкви сегодня я могу воспринимать как своих, ну если не друзей, то соратников по делу создания энциклопедии и возрождения церковной науки. На самом деле, делателей не так много, чтобы можно было выбирать, кто в рясе, а кто в пиджаке.

- Каков штат самого Центра?

-Около ста человек, а всего вместе со всеми авторами получается тысяча.

-Авторы получают гонорары?

-Да, конечно.

- Скажите, на какие традиции русской богословской мысли и церковной науки ваш Центр опирается в своей деятельности?

-Это очень расплывчатый вопрос. Прежде всего мы строго придерживаемся православной догматики, но предметом нашего исследования могут становиться и становятся также частные богословские мнения - отца Павла Флоренского, отца Сергия Булгакова, например.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU