ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Русская Православная Церковь пока ещё участвует в работе Всемирного Совета Церквей.

01.02.2001

9 января в Потсдаме, Германия, начало свою работу очередное заседание Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (ЦК ВСЦ). От Русской Православной Церкви в заседании принимают участие секретарь по межхристианским связям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Иларион (Алфеев), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при ВСЦ священник Михаил Гундяев, сотрудник Секретариата ОВЦС по международным связям А.Елисеев.

30 января участники заседания имели специальный пленум по вопросам мировой экономики, на котором, в частности, рассматривались итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной социальному развитию. Члены ЦК ВСЦ обсудили проблему растущего глобального разрыва между богатыми и бедными, а также необходимость христианского свидетельства перед лицом мировой финансовой и торговой системы. Была подчеркнута необходимость влияния на глобализующуюся экономику с позиции моральных ценностей. Поднимался и вопрос о списании внешнего долга беднейшим странам, к чему многократно призывал ВСЦ. В тот же день к собравшимся обратился с приветствием Федеральный президент Федеративной Республики Германии доктор Йоганнес Рау.

Работа ЦК ВСЦ продлится до 6 февраля.

Русская Православная Церковь принимает участие в работе Всемирного Совета Церквей с 1961 г., хотя незадолго до своего вхождения в ВСЦ, на Совещании Глав и Представителей Поместных Православных Церквей в Москве в 1948 г.,было решено не участвовать в деятельности Совета, поскольку его политику определяет протестантское большинство, придерживающееся учения о Церкви, несовместимого с догматами Православной Церкви. Однако, в 1961 г.по настоянию и под давлением советской власти Московская Патриархия была вынуждена отправить своих представителей га Генеральную ассамблею ВСЦ в Нью-Дели.Власти хотели использовать трибуну ВСЦ для пропаганды бесконечных "советских мирных инициатив" и для создания видимости полной свободы совести в СССР. Православные иерархи, в свою очередь, получили возможность общения с православными собратьями со всего мира, а также могли свидетельствовать о Православной Церкви как хранительнице апостольской веры и неповрежденного церковного предания.

С течением времени положение Русской и других Православных Церквей в ВСЦ и экуменическом движении в целом становилось все более тягостным.Руководство ВСЦ всецело перешло в руки протестантов-модернистов, на ассамблеях стали устраивать сомнительные совместные "служения" с языческими церемониями, богослужениями австралийских аборигенов(в 1983 г. в Ванкувере)и прочих язычников. Участвовать в подобных церемониях православным участникам было бы более чем странно, так что Церкви, участвующие в деятельности ВСЦ, весьма к нему охладели, а Русская Православная Зарубежная Церковь в 1983 г. даже провозгласила анафему экуменизму.

В 1991 г. на ассамблее ВСЦ в Канберре православные участники выступили с совместным заявлением, выдержанным в духе резкого несогласия с ныне существующей практикой деятельности ВСЦ, а на последней ассамблее в Хараре, также как и теперь, в Германии, Русскую Православную Церковь представляли уже не митрополиты и епископы, как прежде, а священники - сотрудники Отдела внешних церковных связей, что свидетельствует о понижении уровня представительства Русской Церкви в ВСЦ и, соответственно, о постепенном отказе Церкви от прежнего вынужденного энтузиазма по поводу проектов и начинаний Всемирного Совета Церквей.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру


Господствующие религии в европейских демократиях.

01.02.2001

Как известно, в 1996-1997 гг., когда широко обсуждался отклоненный президентом Борисом Ельциным проект Закона о свободе совести и религиозных объединениях, Русская Православная Церковь недвусмысленнно высказывалась в пользу сохранения в тексте преамбулы Закона положения о приоритете традиционных для России религий (православия, ислама, буддизма) и об особой исторической и культурной роли Русской Православной Церкви. Именно это положение вызвало наибольшее несогласие правозащитников и иже с ними (американских конгрессменов, Папы Римского, президента США Билла Клинтона), убеждавших российского президента наложить на закон вето.

Одним из тезисов противников Закона было утверждение, что подчеркивание особой роли традиционных религий наносит ущерб всем остальным, а также радикально противоречит европейской законодательной практике и нормам международного права.

То же самое утверждал 1 февраля на пресс-конференции в Институте развития прессы заместитель уполномоченного по правам человека РФ Игорь Лебедев. Он призвал к тому, чтобы те нормы действующего российского закона, которые противоречат неким "международным обязательствам" России, не выполнялись, а приоритет во всех спорных ситуациях отдавался бы международным нормам, а не положениям российского закона.

Между тем, утверждение правозащитников, что Русская Православная Церковь в лице Патриарха Алексия II играет реакционную роль, настаивая на недемократических и нецивилизованных положениях преамбулы, не соответствует правовой практике десятков вполне демократических европейских стран.

Очевидно, что законодательство о свободе совести и правовые нормы, регулирующие деятельность религиозных объединений, существуют везде.

В некоторых странах, преимущественно мусульманских (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Судан, Иордания), такое законодательство не нуждается в особенно подробной прорисовке нюансов, поскольку правовой статус господствующей религии опирается на мощную практику обычного права, глубоко укорененного в психологическом, историческом и этнокультурном типе среднестатистического гражданина таких стран. В статье 2 конституции Египта 1971 г. прямо сказано: "Положения мусульманского права - шариата являются основой законодательства".

Большинство и превосходство, обеспеченные исламу в этих странах, автоматически ограничивает права всех прочих исповеданий, притом что само их право на существование отнюдь не подвергается сомнениям. Более того, в Турции, например, христианский храм и мусульманская мечеть часто соседствуют в одном и том же городском квартале, а в Египте мусульмане с почти протокольной регулярностью присутствуют на торжественных мероприятиях, проводимых Александрийской Православной Церковью.

В соответствующем законе, принятом в 1993 г. в Монголии, закреплено господствующее положение буддизма. Тем же законом в Монголии запрещено "проводить деятельность чуждую традициям и обычаям монгольского народа".

Поскольку правозащитники привыкли равняться на европейские образцы, обратимся к примерам из европейского конституционного и отраслевого права.

Здесь законодательство о свободе совести вовсе не тяготеет к безудержному либерализму; считается вполне допустимым и оправданным придание особого статуса исторической религии и закрепление за нею определенных прав, которых не имеют все остальные.

Уже немногие данные из законодательства европейских стран разрушают создаваемый правозащитниками миф о реакционном и дискриминационном характере ныне действующего российского закона "О свободе совести и религиозных объединениях".

Норвегия. Конституция, ст. 2. Евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей.

Дания. Конституция, ст. 4, ч. 7. Евангелическая лютеранская Церковь является государственной Церковью и в качестве таковой поддерживается государством.

Греция. Конституция, ст. 3. Преобладающей религией в Греции является восточная Православная Христианская Церковь. Греческая Православная Церковь, признавая своим главой Господа Иисуса Христа, едина по своей доктрине с великой Константинопольской Христианской Церковью.

ст.13. Все известные религии свободны, а право на отправление обрядов защищено законом.

Аргентина. Конституция, ст. 2. Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую Церковь.

Боливия. Конституция, ст. 3. Государство признает и поддерживает римскую апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного отправления любого другого культа. Отношения с Католической Церковью регулируются посредством соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом.

Ирландия. Конституция, ст. 44, ч. 2. Государство признает особое положение святой Католической апостолической римской Церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством ее граждан.

Италия. Конституция делит все религии на два разряда: "католическая" (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8). Мотивация сотрудничества государства с Католической Церковью в ст. 9 Конкордата формулируется так: "Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа..."

Испания. Преимущество при регистрации и обеспечении деятельности отдается религиозным объединениям, "получившим явное укоренение в Испании".

Литва. Статья 5 Закона Литовской Республики "О религиозных общинах и сообществах" от 4 октября 1995 г. перечисляет общины и сообщества, "представляющие из себя часть исторического, духовного и социального наследия Литвы: католиков латинского обряда, католиков греческого обряда, евангелистов-лютеран, евангелистов-реформатов, православных, старообрядцев, иудеев, мусульман-суннитов и караимов".

Израиль. Закон о возвращении, ст. 4а: право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил (дело "Руфайзен против Государства Израиль"), что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.

Болгария. Конституция, ст. 13. Традиционной религией является восточное православное вероисповедание.

В Англии, Дании, Швеции глава королевского дома является и официальным главой государственной церкви.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]



УЗИ

Помогает подготовиться к УЗИ правильно

med-express.info



Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU