ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Минюст считает юридические лица верующих.

01.02.2001

Перерегистрация религиозных организаций закончилась 31 декабря прошлого года. Однако до сегодняшнего дня в Министерстве юстиции идет подсчет данных, поступающих из регионов, о количестве перерегистрировавшихся религиозных организаций.

В Центре общественных связей Минюста нам сообщили, что, по предварительным данным, 70-75% религиозных организаций прошли перерегистрацию. В том числе перерегистрировались около 65-75% православных, 78% протестантских, 60% исламских, 80% иудаистских и 65% буддистских организаций.

По словам специалистов из Минюста, многие ранее зарегистрировавшиеся религиозные организации распались и ни разу в течение трех последних лет не информировали территориальные органы министерства о продолжении своей деятельности.

С другой стороны, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который был принят в сентябре 1997 года, позволяет религиозной организации действовать и без регистрации. То есть она имеет право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей и так далее. Однако в этом случае не перерегистрировавшаяся организация не будет иметь юридического лица. Это отнюдь не означает, что деятельность этой религиозной организации будет запрещена.

По мнению экспертов из Минюста, "времени для перерегистрации у религиозных организаций было предостаточно, никто ничьих прав не ущемлял, и те, кто хотел сохранить свой статус юридического лица, имели возможность это сделать".

Закон "О свободе совести" действует. Религиозных организаций, имеющих юридическое лицо, стало меньше. По словам специалистов из Минюста, перерегистрацию не прошли тоталитарные секты, которых было так много в середине 90-х годов. Однако в министерство отказники с жалобами не обращались.

В сложившейся ситуации ни одна религиозная организация также не обращалась в Минюст с просьбой о продлении срока перерегистрации. Однако в отделе регистрации религиозных организаций Минюста нам сообщили, что любое религиозное объединение вправе вновь зарегистрироваться как юридическое лицо. То есть, если оно представит документ, подтверждающий свое вхождение в централизованную организацию, для регистрации не потребуется даже 15-летнего ценза оседлости.

Наталья Гриднева, Страна.Ру


Об истории принятия закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

01.02.2001

Напомним, что Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" 23 июня 1997 года был принят Государственной думой практически единогласно. После этого был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту Борису Ельцину.

Но после многочисленных обращений к президенту со стороны представителей "не традиционных для России" религиозных объединений, правозащитных организаций России, а также главы Римско-католической церкви, Борис Ельцин наложил вето на принятие закона "О свободе совести". Обосновывая свое решение, Ельцин заявил, что многие положения закона ущемляют конституционные права и свободы человека, устанавливают неравенство различных конфессий и противоречат принятым Россией международным обязательствам. Не остались в стороне и сенаторы США, постановившие, что если российский закон ущемит права и свободы верующих, то Россия лишится финансовой помощи США.

Что же не устраивало российских баптистов, католиков, свидетелей Иеговы и других верующих вкупе с правозащитниками и американскими законодателями?

Во-первых, в соответствии с законом все религиозные организации были поделены на традиционные для России (православие, ислам, буддизм и иудаизм) и не традиционные. Все они должны были не позднее 31 декабря 1998 года пройти государственную перерегистрацию. Не прошедших госперерегистрацию ожидала ликвидация. А условия перерегистрации не давали никаких шансов на легализацию последователям экзотических религиозных учений и новоявленных сект, нашедших в России благодатную почву для своей деятельности. Во-вторых, для того, чтобы получить общероссийский статус, религиозная организация должна была доказать, что она действует в стране как минимум 50 лет и имеет местные организации не менее чем в половине субъектов РФ. А местная религиозная организация должна была представить справку, что она действует на данной территории не менее 15 лет. Это была самая спорная статья законопроекта "О свободе совести и религиозных объединениях". В-третьих, иностранные проповедники имели право заниматься в России проповеднической деятельностью только по приглашению зарегистрированных российских религиозных организаций.

Сторонники закона, которых тоже оказалось немало, утверждали что ограничения свободы совести, вводимые новым законом, правомерны, поскольку направлены на охрану психического, физического и нравственного здоровья россиян и на сбережение культурной самобытности России.

После наложения президентского вето на законопроект общественность разделилась на два лагеря. В стане поддерживающих законопроект оказались РПЦ вместе с мусульманами и иудеями, а также представители Компартии. Русская Православная Церковь была крайне недовольна наложенным вето. Отношения исполнительной власти и церкви обострились. После неоднократных заявлений Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и встреч с ним Борис Ельцин направил законопроект в согласительную комиссию на доработку, которая велась в ходе регулярных рабочих встреч с представителями различных конфессий и депутатами парламента.

Через месяц с небольшим основные параметры новой редакции закона о свободе совести были практически согласованы, и Госдума еще раз приняла федеральный закон, рассмотрев 37 поправок к нему. Поправки к нашумевшему закону были вполне компромиссными. С одной стороны, РПЦ удалось отстоять упоминание особого вклада православия в становление российского государства и 15-летний "ценз оседлости" для регистрации религиозных объединений. С другой - "западники" смогли добиться упоминания о равноправии в религиозной деятельности россиян и иностранцев, а также изъять из документа требование создавать иностранные религиозные представительства только при российских религиозных организациях.

Наконец 26 октября 1997 года законопроект "О свободе совести и о религиозных объединениях" был подписан президентом.

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" закрепляет следующие гарантии свободы совести:

равенство людей независимо от отношения к религии;

запрет использовать принуждение при определении человеком своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или не участию в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии;

отделение государства от религиозных объединений и равенство последних перед законом;

светский характер образования;

законодательство, обеспечивающее свободу совести и государственный контроль за соблюдением этого законодательства;

юридическая ответственность за воспрепятствование осуществления свободы совести, за оскорбление религиозных чувств граждан и другие нарушения правовых норм, касающихся свободы совести.

В законе нормы, гарантирующие свободу совести, проработаны с учетом опыта правоприменения и рекомендаций общественности, особенно к положениям об отделении государства от религиозных объединений и равенстве последних перед законом.

В п.1 ст. 4 закона "О свободе совести" от 26 сентября 1997 года провозглашается, что религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Кроме того, здесь в соответствии со ст. 14 Конституции указывается, что Россия - светское государство, и что в нашей стране никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Один из основных камней преткновения - 15-летний ценз не является непреодолимым барьером на пути к безоблачной юридической жизни католиков, баптистов, протестантов, адвентистов седьмого дня и прочих конфессий. Поскольку подтверждением существования какой-либо религиозной организации могли считаться и задокументированный факт привода какого-нибудь адвентиста в милицию, и гневная публикация газеты "Правда" о баптистах-сектантах, и постановление суда об антисоветской деятельности, и т.д. Реальные трудности, по сути, ожидают лишь такие секты, как "Белое братство", "Аум Синрике", последователей преподобного Муна, а также кришнаитов, о которых 15 лет назад в СССР и не слыхали. Однако ограничения на деятельность религиозных сект, особенно тоталитарных, есть практически во всех странах мира.

Законом о свободе совести для перерегистрации религиозных организаций был предусмотрен срок - 31 декабря 1999 года. Затем этот срок по инициативе Минюста был перенесен на 31 декабря 2000 года.

Татьяна Восковская, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]



Металлоискатели minelab equinox 700 и equinox 900 www.12talerov.ru.

Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU