ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Началось первое в истории собеседование между РПЦ и Армянской Церковью.

13.02.2001

13 февраля в Эчмиадзине в Армении, открылось первое двустороннее собеседование между делегациями Русской Православной и Армянской Церкви. Практика таких собеседований возникла в результате договоренности между Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Католикосом всех армян Гарегином II. Армянский Каталикос в прошлом году дважды посетил Москву и имел переговоры с Патриархом Алексием II. Во время первого его визита в Москву в марте 2000 года и была достигнута договоренность о начале диалога между Русской Православной Церковью и Армянской Церковью как по богословской проблематике, так и по широкому кругу актуальных вопросов, а также договоренность о регулярном обмене делегациями, студентами, богословами и специалистами, а также информацией о церковной жизни.

27 ноября 2000 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял председателя ОВЦС Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна). В ходе их беседы была достигнута договоренность о направлении в Армению в феврале 2001 года делегации Русской Православной Церкви для представления принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документа "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" и обсуждения тем, затронутых в данном документе.

Сегодня участники собеседований были приняты Святейшим Патриархом Гарегином II. Делегацию Русской Православной Церкви возглавляет первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент, делегацию Армянской Апостольской Церкви - председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник (Петросян). Участники собеседований, которые продлятся до 15 февраля, рассмотрят вопросы взаимоотношений Церкви с нацией, государством и светским обществом, миром политики, а также проблемы экономики, экологии, биоэтики, образования, международных отношений. Базой для дискуссии послужат Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам собеседований приветственное послание, в котором подчеркнул историческую важность встречи, так как "ею начинается прямой двусторонний диалог между нашими братскими Церквами". Патриарх подчеркнул, что этот диалог "жизненно важен и ценен и как труд на благо богозаповеданного христианского единства, и как вклад в дело развития исторически тесных братских отношений между нашими государствами и народами".

Армения первой приняла христианство как государственную религию после того, как Св. Григорий Просветитель в начале IV века обратил в христианство царя Тиридата III. Вскоре был построен собор в Эчмиадзине, по сей день остающийся центром Армянской Церкви. Как принято считать, около 404 года Св. Месроп Маштоц изобрел армянскую письменность, сделав таким образом возможным перевод Библии на армянский язык.

В 506 году собор армянских епископов отверг христологическое учение Халкидонского Собора 451 года, на котором не присутствовало ни одного армянского епископа. Таким образом, Армянская Церковь является монофизитской т.е. она признает только одну божественную волю во Христе и отрицает человеческую.

В XI веке Армения была полностью захвачена. Многие армяне бежали тогда в Киликию (южная центральная Малая Азия), где возникло новое армянское царство. Армяне установили здесь тесные контакты с крестоносцами-латинянами. Хотя новое царство перестало существовать уже в XIV веке, а армянский народ был рассеян по всему свету, он выжил, несмотря на то что находился под чужой властью. Самобытность армян коренится в их языке и Церкви.

В конце XIX - начале XX века армяне в Турции подверглись геноциду, многим из них пришлось бежать, причем от 1,5 до 2 миллионов армян погибло. Оставшиеся в живых перебрались в соседние страны и в Стамбул.

В настоящее время центр Армянской Апостольской Церкви находится в Армении, 23 сентября 1991 года провозгласившей свою независимость. Святой город Эчмиадзин, резиденция армянского католикоса, расположен недалеко от армянской столицы Еревана.

Чрезвычайно большую активность в отношениях с Армянской Церковью в последние годы развивает Ватикан. В ноябре 2000 года Гарегин II посетил Ватикан по приглашению папы Иоанна Павла II и таким образом продолжил политику своего предшественника, направленную на сближение с Римско-католической церковью.

На встрече Папа торжественно заявил, что "в году 2001 Армянская церковь будет праздновать 1700-летие Крещения Армении Святым Григорием Просветителем", хотя католическое присутствие в Армении началось только в конце XVIII века и, таким образом, Папа не имеет к юбилею прямого отношения. В своей проповеди Папа заявил: "Сейчас мы должны молиться и работать с жаром, чтобы вскоре настал день, когда наши престолы и наши епископы будут в полном единении снова, когда мы сможем праздновать вместе, на общем алтаре Евхаристию (причастие), как высочайший знак и начало единства во Христе". Единение церквей Папой Римским, как известно, мыслится как объединение всех церквей под властью Римского понтифика. При этом такие "мелочи" как отвержение армянами-монофизитами важнейших христологических догматов и всех догматов, принятых на IV-VII Вселенских Cоборах римской курией в расчет не принимаются.

В ходе встречи в Риме Гарегин II пригласил Папу посетить Армению в нынешнем году, когда отмечается 1700-летие крещения этой страны. Визит состоится, по всей видимости, летом.

Начало активного диалога между РПЦ и Армянской Церковью в какой-то степени призвано противостоять усилиям Папы Римского, направленным на распространения своего влияния в Армении. Диалог по социальным и другим вопросам, изложенным в Основах социальной концепции, безусловно, очень важен. Однако глубокий богословский диалог с монофизитами сейчас вряд ли возможен. В Русской Православной Церкви, как и у греков, существует сильная оппозиция признанию православности "восточных", как называют монофизитов. См. например: "Пагубное единомыслие. Уния: история и современность" // О духовном рассуждении. Вып. II. СПб., 1996. Оппозиция унии с монофизитами имеется и на Афоне: см. "Меморандум Священного Собрания Святой Горы (Гора Афон) относительно диалога между Православными Церквами и Монофизитскими церквами" //Православная Русь. 1995. N. 13. С. 2-3.

Главные препятствия к единству с армянами-монофизитами - неясность с их стороны в признании всецелой действенности человеческой воли во Христе (не только Сыне Божием, но и Сыне Человеческом) и, соответственно, правильности решений IV-VII Вселенских Соборов.

Особую активность дискуссия о возможности богословского согласия с монофизитами приобрела в 1993 году, когда делегацией РПЦ в Шамбези (Швейцария) была подписана декларация, которая, в случае ее одобрения священноначалием РПЦ и других поместных православных Церквей, предусматривала полное церковное общение с монофизитами и признание их богословских концепций. Против этого активно выступили многие православные богословы, в частности диакон Андрей Кураев ("На пороге унии. Станем ли мы монофизитами").

Православные богословы отмечали, что войти в общение монофизитами, в частности, с армянами, можно только при условии принятия ими в полной мере догматов и анафематизмов IV-VII Вселенских соборов, а также указывали на недопустимость малейших отступлений от решений этих соборов.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ru


Юбилей парижского православного храма.

13.02.2001

12 февраля, когда Православная Церковь празднует память свв. великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, свой престольный праздник отметило Трехсвятительское подворье Русской Православной Церкви в Париже. В этом году этот праздник совпал с семидесятилетием парижского храма Трех Святителей.

В юбилейных торжествах принял участие Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. За Божественной Литургией, совершенной митрополитом Кириллом, сослужили православные священники из Франции и других заграничных епархий Русской Православной Церкви.

На встрече с российскими и иностранными журналистами, как сообщает ИТАР-ТАСС, митрополит Кирилл подчеркнул, что часть русской диаспоры, оказавшаяся во Франции, осталась верной Московскому Патриархату. Митрополит выразил надежду на преодоление разногласий, которые в начале ХХ века "разделили русских, разрушили единство Русской Православной Церкви".

В свое время Трехсвятительское подворье в Париже было единственным храмом, сохранившим каноническое подчинение священноначалию гонимой Русской Православной Церкви и ее тогдашнему Предстоятелю митрополиту Сергию (Страгородскому), впоследствии Патриарху. В течение нескольких лет такой выбор православных русских эмигрантов был сам по себе исповеданием веры в единство Церкви. Не имея почти никакого общения с церковным центром в Москве и удостаиваясь постоянных косых взглядов большей части русских эмигрантов, осуждавших общение с "красной" Церковью, верующие Патриаршей Церкви собирались на молитву в гаражах и сараях, в квартирах прихожан, поскольку все существовавшие храмы принадлежали другим юрисдикциям: Русской Православной Зарубежной Церкви или Константинопольскому Патриархату, в который в 1931 году перешел со своими многочисленными приходами митрополит Евлогий (Георгиевский). Митрополит Евлогий отказался дать подписку о лояльности советской власти, потребовать которую у всех заграничных архиереев вынуждали митрополита Сергия (Страгородского)власти в Москве. Роскошный Александро-Невский собор на рю Дарю остался в юрисдикции митрополита Евлогия.

Прихожане Трехсвятительского подворья оказались в меньшинстве. Среди них были: епископ (а затем митрополит) Вениамин (Федченков), выдающийся духовный писатель и мемуарист, философы Николай Бердяев, Семен Франк, Николай Лосский, богослов Владимир Лосский.

После своего обращения к вере именно на парижское Трехсвятительское подворье пришел молиться и юноша Андрей Блум, ставший впоследствии одним из самых известных и авторитетных духовников и проповедников Православия в XX веке митрополитом Сурожским Антонием, управляющим русскими православными приходами в Великобритании. Вот как владыка Антоний, старейший на сегодня архиерей Русской Православной Церкви, вспоминает Трехсвятительское подворье тех лет.

"Я пошел в единственную нашу на всю Европу патриаршую церковь - тогда, в 1931 году, нас было 50 человек всего, - пришел к концу службы (долго искал церковь, она была в подвальном помещении), мне встретился монах, священник, и меня поразило в нем что-то.

Знаете, есть присловье на Афоне, что нельзя бросить все на свете, если не увидишь на лице хоть одного человека сияние вечной жизни... И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни. И я к нему подошел и сказал: я не знаю, кто вы, но вы согласны быть моим духовником? Я с ним связался до самой его смерти, и он действительно был очень большим человеком: это единственный человек, которого я встретил в жизни, в ком была такая мера свободы - не произвола, а именно той евангельской свободы, царственной свободы Евангелия".

Речь шла об одном из священников Трехсвятительского подворья - архимандрите Афанасии (Нечаеве).

Изредка в Трехсвятительский храм наведывались архиереи Московского Патриархата. Их в Западной Европе в то время оставалось наперечет, приезд архиереев из Советского Союза был невозможен вплоть до 1950-х годов, так что полноценного общения со своими архипастырями парижские прихожане были лишены.

Митрополит Антоний (Блум) описывает одну из редких встреч прихожан с епископом:

"Помню, когда я был студентом, я участвовал в богослужении в малюсеньком храме, размером с комнату. Это было в Париже; у нас тогда не было никаких денег, мы собрали гроши и создали эту церквушку. В этом участвовали большие люди: братья Ковалевские, иконописец Успенский, Владимир Николаевич Лосский, были другие люди, между прочим и я, тогда юноша. В этот храм можно было войти, пробравшись по длинному, темному коридору между кошками и крысами, которые дрались между собой; обрамление было ужасное. Потом открывалась дверь, и - храм был, действительно, беднее некуда: фанерный иконостас, бумажные иконы (пара настоящих икон была написана Успенским уже позже). И вот, приехал к нам митрополит Елевферий из Литвы. Священник его приветствовал и говорил: "Владыко, простите, что мы вас принимаем в таком убогом храме…" - и тот его остановил и сказал: "Никогда не называйте храм убогим; в храме живет Бог, и самый малый храм - шире небес…" Это я запомнил навсегда".

В годы Второй мировой войны по почину епископа Вениамина (Федченкова) и других клириков храма Трехсвятительское подворье было превращено в приют для нищих и бездомных, во множестве обретавшихся на улицах осажденного Парижа.

В послевоенные годы храм был значительно расширен и перестроен. В настоящее время он является кафедральным храмом для управляющего приходами Русской Православной Церкви во Франции Преосвященного Епископа Корсунского Иннокентия (Васильева).

Филипп Тараторкин, Страна.Ru


В Видяево совершено церковное поминовение погибших подводников.

12.02.2001

По сообщению ИТАР-ТАСС, сегодня в поселке Видяево на площади перед православным храмом собрались родственники погибших на "Курске" подводников, представители командования Северного флота, жители поселка. Специально для того, чтобы передать в дар храму святителя Николая Чудотворца две освященные иконы и совершить Божественную литургию и панихиду по морякам-подводникам, погибшим полгода назад на АПРК "Курск", в Видяево приехали епископ Красногорский Савва (Волков), председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата и архиепископ Львовский и Дрогобычский Августин (Маркевич), представитель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

После панихиды многие видяевцы собрались в Доме офицеров, где командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев передал ордена Мужества вдове капитана 2 ранга Юрия Шепетова Людмиле и вдове мичмана Константина Козырева Татьяне.

Нынешнее богослужение в Видяево не первое. Вскоре после аварии на АПРК "Курск" 12 августа 2000 года во всех храмах Мурманской епархии по благословению Преосвященного Симона (Гетя), Епископа Мурманского и Мончегорского приходские священники начали совершать молебны "о под водою бедствие терпящих". С каждым днем все меньше оставалось надежды на спасение моряков. В дни самой тяготстной неопределенности о моряках молились все епископы Русской Православной Церкви - участники Юбилейного Архиерейского Собора. Когда Государственная комиссия пришла к окончательному выводу о неизбежной гибели всего экипажа, Патриарх Алексий II благословил молиться о упокоении душ погибших подводников во всех храмах Русской Православной Церкви.

Когда дети погибших моряков приехали из Видяево в Москву, в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре для них была организована встреча с Патриархом Алексием II. Как признавались сами дети и сопровождавшие их учителя, эта встреча стала одним из самых ярких впечатлений, оставшихся от пребывания детей в Москве.

Храм в Видяево, где сегодня состоялись заупокойные богослужения, не случайно освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Святителя Николая издавна считают небесным покровителем моряков и флота. В житии святителя есть для этого основания: мы узнаем о неожиданной помощи Божией, которая бывала неоднократно ниспосылаема по молитвам святого путешествующим по штормовому морю.

Страна.Ru

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]



Препарат для борьбы с ВПЧ

Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU