ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


По мнению Патриарха Алексия, предстоящее совпадение Пасхи у западных христиан и православных - не повод для перехода последних на григорианский календ.

16.02.2001

Тот факт, что в западных христианских конфессиях и в Православии праздник Пасхи в этом году выпал на один и тот же день - 15 апреля, отнюдь не является мотивом для перехода Русской Православной Церкви с юлианского на григорианский календарь. Такую точку зрения высказал 14 февраля в Берне Патриарх Московский и всея Руси Алексий. "Знаменательно, что в этом году, первом году ХХI века и третьего тысячелетия, мы отмечаем Пасху вместе, в один день, - отметил Его Святейшество. - Но я не думаю, что это должно побудить нас переходить на григорианский календарь. Потому что благодаря соблюдению традиций Русская Православная Церковь выжила в послереволюционный период в тяжелых испытаниях богоборчества". Патриарх Алексий напомнил, что попытки внести изменения в календарь, предпринимались в 20-е годы так называемым "обновленчеством", "которое было спровоцировано советской властью для разрушения Церкви".

ИТАР-ТАСС


Патриарх Алексий считает, что необходимо укреплять православное единство перед лицом натиска тоталитарных сект.

16.02.2001

О необходимости укреплять православное единство перед натиском тоталитарных деструктивных сект заявил 14 февраля в Берне Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Речь идет о сектах, которые, по словам Его Святейшества, "пытаются осуществлять свою миссию на канонической территории Православной Церкви, а фактически - покупать души людей, пользуясь трудностями, в которых живут люди". "Мы должны быть вместе и противостоять этому натиску", - подчеркнул Патриарх. Святейший Патриарх Алексий не отрицает, что во взаимоотношениях Поместных Православных Церквей "есть проблемы", однако "благоразумие должно возобладать". У Московского Патриархата "есть сложности с Эстонией", которая в тяжелое послереволюционное время в 1923 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и находилась в ней 17 лет. Патриарх Алексий напомнил в этой связи, что, "начиная с Ярослава Мудрого, Русская Православная Церковь создавала Православие, строила храмы в Эстонии". "Если сравнивать века и 17 лет, то, думаю, мы больше имеем прав на юрисдикцию в Эстонии, чем Константинополь", - сказал Патриарх. Новый раунд переговоров с Константинополем по этому вопросу состоится в феврале в Вене. "Мы вступили в год 2000-летия совместным богослужением на месте Рождества Христова в Вифлееме, продемонстрировав единство Православных Церквей", - отметил Его Святейшество. Предстоятель Русской Церкви выразил убеждение, что все Первоиерархи Православных Церквей должны способствовать укреплению православного единства.

ИТАР-ТАСС


Патриарх Алексий II надеется на примирение с Русской Православной Зарубежной Церковью.

15.02.2001

Со временем будет преодолен раскол между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью. Такое мнение высказал 15 февраля в беседе с журналистами в Берне Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, он подчеркнул: "Думаю, что время лечит все недуги и расколы. Оно вылечит и этот раскол, потому что Русская Зарубежная Церковь и Церковь Московского Патриархата это плоть от плоть и кровь от крови своего народа".

На сегодняшний день, сказал Патриарх, отпали все причины, которые раньше оправдывали разделение. Когда создавался Синод Зарубежной Церкви в начале 20-х годов в Сремских Карловцах, его Председатель митрополит Антоний (Храповицкий) сказал, что он создается как временное учреждение до тех пор, пока в России Церковь не получит свободу, а когда это произойдет, мы принесем отчет о своей деятельности Патриарху Московскому.

Патриарх Алексий II подверг критике "совершенно надуманные причины", которые выдвигаются для затягивания восстановления единства. Раньше такой причиной называлось отсутствие канонизации Царской Семьи. Сейчас царская семья канонизирована. Московский Патриархат упрекают также за участие в экуменическом движении. "Но мы не можем быть в изоляции, мы должны иметь общение с другими христианскими церквами и свидетельствовать о православии, - отметил Патриарх. - Поэтому обвинения, которые высказываются сегодня со стороны Русской Зарубежной Церкви, просто не имеют под собой почвы".

Отношения двух юрисдикций переживают сегодня не лучшие времена. В свое время на Поместном Соборе 1971 года Московский Патриархат чуть не принял решение об отлучении от Церкви иерархов и духовенства Русской Зарубежной Церкви. Было понятно, что на этом наставивали власти, поскольку Зарубежная Церковь всегда была пристанищем монархистов, консерваторов и наиболее непримиримо настроенных по отношению к советской власти русских эмигрантов. Убежденные доводами митрополита Сурожского Антония (Блума), взявшего тогда "зарубежников" под свою защиту, участники Собора 1971 года воздержались от наложения от решительного шага.

После этого на какое-то время отношения, даже полемические, почти пресеклись, чтобы возобновиться в 1990 году.

С 1990 года Русская Зарубежная Церковь стала открывать свои приходы, а затем и епархии на территории России: в Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири, в Биробиджане, во Владимире и Суздали, а также на Украине (в Одессе, Симферополе). Это внесло во взаимоотношения юрисдикций особую остроту, поскольку церковные структуры Зарубежного Синода во множестве появились на канонической территории Московского Патриархата.

Нынешняя митротворческая готовность Патриарха Алексия II значительно осложняется непримиримой по отношению к Московской Патриархии позицией Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия (Устинова) и части архиереев Зарубежной Церкви. Наиболее далекими от готовности к компромиссам являются те из архиереев, которые служат в России (епископы Агафангел, Евтихий, Вениамин). Российские епископы Зарубежной Церкви категорически отвергают саму возможность диалога с Московской Патриархией.

Наиболее примирительно настроены к Московской Патриархии архиепископ Берлинский и Германский (и временно Лондонский и Великобританский) Марк (Арндт), епископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Александр (Миллеант), епископ Бостонский Митрофан (Зноско-Боровский). Архиепископ Марк даже встречался в Германии с Патриархом Алексием II, а также он проводит постоянные консультации с управляющим приходами Московского Патриархата в Германии архиепископом Берлинским и Германским Феофаном (у них, как видим, даже титулы совпадают). В последнее время одновременно с усилением влияния владыки Марка в Архиерейском Синоде Зарубежной Церкви, его выдвижение на первые роли в Синоде уравновешивается и ограничивается большой общественной и публицистической активностью радикальных противников диалога с Московским Патриархатом.

В октябре 2000 года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Зарубежной Церкви. В принятом Собором Послании дана в целом положительная оценка деяниям Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в августе прошлого года в Москве."С благожелательным сочувствием, - говорится в послании Собора Зарубежной Церкви, - мы приветствуем обращение всего русского народа к молитве всем святым Новомученикам российским и особенно Царственным новомученикам, которая стала отныне возможна, благодаря признанию их святости Архиерейским Собором Московской Патриархии. Нас обнадеживает принятие новой социальной концепции этим собором, которая по существу перечеркивает "Декларацию" митрополита Сергия 1927 года признанием главенства Божиих заповедей над теми требованиями мирских властей, которые привели бы к нарушению религиозных и нравственных основ".

Вместе с тем в Послании зарубежного церковного Собора подробно сформулированы основные претензии Русской Зарубежной Церкви к Московскому Патриархату.

"Особенно прискорбны агрессивные действия Патриархии по насильственному отнятию у Зарубежной Церкви ее храмов и монастырей, сохранение, а порой и спасение которых, стоило многих усилий русской эмиграции и представляет собою настоящий подвиг жертвенного служения русским святыням за пределами России", - говорится в послании. Речь идет о передаче в январе 2000 года в ведение Московского Патриархата монастыря Русской Зарубежной Церкви во Святой Земле. Это решение повлекло за собой затяжное противостояние юрисдикций и во многом свело на нет многие из миротворческих усилий расположенного к диалогу с Патриархом архиепископа Марка (Арндта).

"К этому печальному обстоятельству прибавляется и то,- продолжают участники Собора Зарубежной Церкви, - что Московская Патриархия на своем соборе фактически подтвердила свою приверженность к широкому участию в экуменизме и не озаботилась о предохранении от этой всеереси своего молодого поколения.

Не увидели мы и справедливой оценки собора Московской Патриархии антицерковным действиям митрополита Сергия (Страгородского), его Синода и их преемников, хотя нынешний собор близко подошел к исторической истине в Акте прославления сонма Новомучеников и косвенно признал достойным похвалы путь исповедников, не принявших курс митрополита Сергия, как в упомянутом Акте, так и в своей новой социальной концепции.

Руководствуясь Евангельским духом, мы с должным пониманием осознаем как трудно избавиться от последствий порабощения Церкви в России советским государственным строем с его атеистической идеологией. Это понимание подвигает нас сочувственно и доброжелательно относиться к верующим бывшей подъяремной Церкви и приветствовать существенные шаги к оздоровлению церковной жизни в России".

Зарубежный Архиерейский Собор ответил также на обвинения в изоляционизме, нередко звучащие в адрес Русской Православной Зарубежной Церкви. "Восьмидесятилетняя история нашей изгнаннической Церкви, - сказано в послании Собора, - ясно засвидетельствовала миру, что мы не превратились в замкнутое самовлюбленное общество, но остались истинной Церковью, обладающей полнотой душеспасительной благодати. Уходящие от нас не могли подорвать авторитета нашей Церкви, так как слава ее заключалась и заключается не в земном могуществе и не в многочисленности ее членов, а именно в неизменной приверженности истине, правде Божией".

Филипп Тараторкин, Страна.ru

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU