Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

 :: МОНИТОРИНГ СМИ

Св. апостол Иаков, епископ Иерусалимский, греческая икона XIII (о. Патмос) Найдено погребение св. Иакова Иерусалимского?

24.10.2002

Находка французского археолога, утверждающего, что он обнаружил гробницу св. апостола Иакова, брата Христа, должна быть подвергнута более тщательной экспертизе, считают представители Православной Церкви и научных кругов. Как отметил, управляющий патриаршими приходами в Северной Америке епископ Зарайский Меркурий, сложно составить представление о характере сделанного открытия по сообщениям прессы. Владыка Меркурий считает, что к экспертизе находки должны быть допущены представители Церкви. "Было бы уместно привлечь к этому церковных археологов, историков и богословов Русской Православной Церкви или братских Церквей в Святой Земле", - заметил епископ Меркурий. По его мнению, если сообщения прессы соответствуют действительности, речь идет об обнаружении гроба апостола Иакова, брата Божия.

Оссуарий Иакова, брата Иисуса, найденный Андрэ Лемэром Иаков был единственным из детей Иосифа, близким Христу, учеником Которого он являлся. После Воскресения и Вознесения Христова Иаков стал первым епископом Иерусалима, а позднее был низвергнут иудеями с крыла Иерусалимского храма. Обнаружение гроба св. Иакова Иерусалимского (если подтвердится, что найдена именно его погребальная урна) может считаться важнейшим свидетельством земной жизни Спасителя и его учеников.

Житие святого апостола Иакова, брата Господня по плоти

Одним из важнейших лиц древней Церкви являлся св. Иаков, брат Господень по плоти, сын св. Иосифа Обручника от первого брака. Ему Господь являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла (I Кор. 15, 7). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы (Деян. 12, 17). Иаков, как сообщается в книге Деяний, присутствовал и занимал важное место среди апостолов на первом Соборе Церкви Христовой (около 50 г.). К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, собрались пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Апостол Павел называл Иакова Братом Господним, Столпом Церкви.

Св. Иаковне предпринимал далеких путешествий апостольских для проповеди Евангелия. Однако ему достался жребий едва ли не самого трудного апостольского служения. Из всех народов, современных апостолам, самый упорным в неприятии Христа оставались иудеи, из всех городов - Иерусалим. В этом городе и народе оставлен был св. Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной Церкви Христовой, всеми гонимой. Великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие духовные дарования, но и видимые знаки власти иерархической. Поэтому он был избран на служение епископа или Самим Господом Иисусом Христом, как думал св. Иоанн Златоуст, или собором и избранием апостолов. Его Иерусалимская Церковь называлась Матерью всех Церквей. Его кафедра сделалась точкой соединения для всех пребывающих в лоне юной Церкви. К Иакову обращались в письмах или же приходили лично апостолы и посланцы из разных земель и народов с донесением об успехах проповеди Евангелия и для решения встречавшихся недоумений. Иаков первый предпринял труды для утверждения благочиния и порядка в церковном богослужении: он положил основание чину Божественной литургии, который получил в дальнейшем его имя. Эта литургия впоследствии легла в основу литургических чинов св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. Доныне ее совершают христиане в некоторых Поместных Церквах. Не выходя из Иерусалима, св. апостол и брат Господень умел действовать, как лицо вселенское по своему значению в Церкви.

Служение и жизнь св. Иакова были такими яркими и праведными, а совершаемые им чудеса - такими славными, что вызывали восхищение не только у христиан, но даже и у врагов христианства. Талмудисты говорят о св. Иакове как о чудотворце и даже указывают на селение Шеханию, где он якобы проживал. Вот их свидетельства. «Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника». «Приступил Иаков из мызы Шехании исцелить его во имя учителя своего Иисуса». Знаменитый автор «Иудейских древностей» - Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня. Св. Епифаний Кипрский, Егезипп, Никифор, Блаженный Иероним и другие христианские авторы изображают св. апостола величайшим подвижником. Он был девственником и строгим асектом. Св. Иаков находился в особо тесном общении и дружбе с апостолом Иоанном Богословом. Иаков ходил босиком, не пил вина и сикера, не умащивал тело елеем и не мылся в бане, не брил бороды и не стриг волос, носил простую льняную одежду. Пищей его были хлеб и вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленях сделалась твердой, как у верблюда. Подобно св. пророку Илии, он сводил с неба дождь во время засухи.

Иаков был уважаем и любим в Иерусалиме. Во время смут и бедствий народ видел в нем свою опору, а потому называл его «обли» (или «офли») – оплот, убежище народа. Эта любовь народная и высшая степень праведности, дающая способность примирять самые враждебные партии, дала св. Иакову возможность в мятежном городе-Христоубийце удерживаться на епископском престоле около 24-х лет и управлять Иерусалимской Церковью. В книге Деяний апостольских говорится о возмущении иерусалимлян против Стефана Первомученика, против апостолов Иакова Заведеева, Петра и Павла, но нет ни слова о ропоте против праведного брата Господня. Более 20 лет он был здесь не только терпим, но и глубоко уважаем. В то же время св. Иаков проповедует Евангелие жителям Иерусалима. Особенно яркими были его выступления в дни великих иудейских праздников – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. На эти праздники стекались в Иерусалим из разных земель и городов природные иудеи, язычники, обратившиеся в иудаизм, и даже язычники необращенные. В эти дни епископская кафедра Иакова превращалась в кафедру всемирную - брат Господень являлся тогда учителем Вселенной и был апостолом в собственном смысле, посольствуя во Христе к людям из разных народов. Богодухновенная мудрость его учения видна на примере его послания, написанного к верующим из числа израильского народа. Успех проповеди св. Иакова стал в итоге причиной его мученической кончины. Св. брат Господень пострадал при иудейском первосвященнике Анане, на 96 году своей богоугодной жизни, около 24 года по Вознесении Спасителя. Иудейский историк Иосиф Флавий пишет о смерти св. Иакова: «Анан, вообразивши, что теперь-то настало для него удобное время (ибо правитель Фест умер, а Альбин был еще в дороге), созывает синедрион судей, приводит в оный брата Иисуса, называемого Христом, – Иаков имя ему, и некоторых других, взводит на них вины, как будто на преступников закона, и предает на побиение камнями» (Древн. кн. 20, гл. I). Анан был первосвященником всего 3 месяца и был извержен Альбином именно за смерть Иакова и некоторых других (см. у Флав. там же).

Христианские авторы подробнее изображают мученичество св. Иакова. Они говорят, что в праздник Пасхи, когда в Иерусалим собрались люди со всех сторон света, фарисеи и книжники пришли к св. брату Господню и потребовали от его, чтобы он как человек всеми уважаемый призвал к отступлению от Христа. Его возвели на крыло Соломонова храма, но апостол вслух перед всем народом начал проповедовать о Христе Спасителе как об истинном Мессии. Обманутые фарисеи и книжники сбросили благовестника с высокого крыла храма. Израненный Иаков встал на колени и начал молиться. Толпа обрушила на него град камней. Некто из сынов Рихавовых хотел защитить праведника, но из толпы к Иакову ринулся ремесленник-иудей, который белильным деревом (вальком, которым валяют сукно) нанес апостолу смертельный удар в голову. Св. Иаков скончался, повторяя молитву брата и Господа своего Иисуса Христа: «Господи, отпусти им грех сей; не видят бо, что творят».

См. также:

Ссылки:

  • Biblical Archaeology Review. November-December 2002
  • Сюжеты на Портал-Кредо.ru
  • Найдено доказательство существования Христа
  • Седмица.ru - исторический аспект

    Новости:
    24.10.02 - "Biblical archaeology review": Свидетельство об Иисусе, высеченное в камне

    Седмица.ru


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]




  • Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU