ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Московская Патриархия: отлучение Толстого от Церкви не следует воспринимать как проклятие.

02.03.2001

Отлучение русского писателя Льва Толстого от Церкви в начале ХХ века "должно восприниматься не как проклятие, а как констатация того факта, что убеждения писателя очень серьезно расходились с православным учением". Так официальный представитель Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал в интервью "Интерфаксу" просьбу праправнука писателя снять анафему с его великого предка, сообщает "Эхо Москвы".

Речь идет о письме Владимира Толстого, управляющего музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, которое недавно было направлено Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В письме, в частности, отмечалось, что русские люди должны выбрать "между национальным гением и национальной религией".

Официального ответа главы Русской Церкви потомок писателя пока не получил. Между тем, как дал понять "Интерфаксу" представитель Патриархии, вряд ли стоит смешивать одно с другим. "Я думаю, все люди в нашей стране, в том числе верующие, относятся с уважением к Толстому как к писателю", - сказал Всеволод Чаплин. Однако, добавил он, "когда Лев Николаевич высказывал взгляды, противоречащие учению и духу Церкви, то Церковь, естественно, имела право сказать, что эти взгляды не могут считаться православными".

Представитель Патриархии напомнил, что мысли, которые "очень существенно отличались от православного вероучения", писатель "ясно выражал в своих книгах, таких, как, например, "Евангелие", "Исповедь", и после отлучения от Церкви убеждения писателя остались прежними, во всяком случае, публично он от них не отрекался".

"Есть также разные версии о том, получил ли Толстой перед смертью отпущение грехов, но основные сводятся к тому, что перед уходом в мир иной писатель не исповедовался и не причащался", - заметил Всеволод Чаплин. При этом он добавил, что, "может быть, имеет смысл еще раз сделать оценку творчества Льва Толстого и периода его жизни между отлучением от Церкви и кончиной".

НТВ.Ру


Священный Синод вряд ли отменит решение 100-летней давности об отлучении Льва Толстого от церкви.

01.03.2001

Церковь изучает просьбу правнука Льва Толстого Владимира отменить решение 100-летней давности об отлучении великого писателя от церкви. Корреспонденту НТВ удалось узнать мнение патриарха на сей счет. Судя по тому, что сказал Алексий Второй, Толстого вряд ли простят за то, что в свое время от отвернулся от Бога. То, что не удалось современникам автора "Войны и мира", скорее всего, не получится и у потомков.

"Есть огромное количество людей, которые верят в национальную религию и чтут национального гения. В душе каждого из этих людей закрадывается сомнение, закрадывается вопрос, как совместить две половинки своей души. И мне хотелось разговора. Не для осуждения Толстого или осуждения церкви, а для того чтобы понять, как нам жить дальше", - заявил Владимир Толстой, правнук великого писателя, директор Музея-заповедника "Ясная поляна". Письмо носит строго конфиденциальный характер, но проходит 3 недели, и его содержание становится известным прессе. Появляются первые публикации и комментарий. Официального ответа нет. В патриархии и околоцерковных кругах саму идею возможной посмертной церковной реабилитации Льва Толстого встречают, мягко говоря, без особого энтузиазма.

Свое мнение уже высказал патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. "Когда прошло 100 лет, разве можно принимать какое-то решение по этому поводу? Сейчас же все-таки не Священный Синод отлучил, а сам Лев Николаевич, написав "Мое евангелие" и некоторые произведения, которые были явно антиправославными, антихристианскими. Не можем мы сейчас пересматривать, потому что все-таки пересматривать можно, если человек изменяет свою позицию", - заявил патриарх в эксклюзивном интервью НТВ.

Сегодня Владимир Толстой выглядел явно расстроенным, если не сказать подавленным. Ему уже известна позиция патриарха. А на столе ворох бумаг – распечатка электронной почты от многочисленных потомков классика. Никто из родных ни в России, ни за рубежом праправнука не поддержал.

НТВ.Ру


Вернут ли Церкви отнятое в 1918?

01.03.2001

Проект постановления о передаче в собственность религиозным организациям имущества богослужебного назначения рассматривался на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Вице-премьер Валентина Матвиенко отметила, что после обсуждения в субъектах Федерации, документ будет рассмотрен Правительством.

Комиссия рассмотрела проект постановления об отсрочке от призыва на военную службу священнослужителей, сообщил секретарь Комиссии Александр Дубков. Он выразил надежду на то, что этот документ, также разрабатываемый для реализации положений Закона "О свободе совести", будет утвержден до конца года.

Чтобы понять сущность вопроса о церковном имуществе необходимо обратиться к истории вопроса. Декретом СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 года, все имущество Церкви было объявлено народным достоянием. Утратив, в силу Декрета, права юридического лица, Церковь лишилась возможности иметь в собственности даже то имущество, которое не было объявлено народным достоянием. В 1922 году была развернута широкая кампания по изъятию церковных ценностей, в ходе которой были изъяты и проданы за бесценок за рубеж все практически богослужебные предметы, представлявшие какую-либо материальную ценность. Против кощунственного изъятия выступили тысячи православных людей, многие из которых были расстреляны при подавлении выступлений. Большое количество священнослужителей было расстреляно по приговору судов, по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Среди расстрелянных был и митрополит Петроградский Вениамин.

В настоящее время, несмотря на то, что юридический статус Церкви восстановлен, значительная часть церковного имущества, и прежде всего объекты имущественного наследия (памятники истории и культуры), остается в собственности государства.

К сожалению, в России пока еще не принят закон о восстановлении (реституции) нарушенных в 1917 -1918 гг. прав Церкви, отсутствует также и специальный закон о приватизации имущества религиозного назначения. Между тем потребность в такого рода нормативных актах очевидна, ведь действующее законодательство о приватизации не устанавливает порядок передачи государственного и муниципального имущества в собственность РПЦ. Более того, законы о приватизации, так же как и принятые в соответствии с ними Указы Президента Ельцина, не распространяют свое действие на находящееся в государственной собственности имущество религиозного назначения. В этой ситуации абсолютно новым для действующего законодательства является положение п.3 ст.21 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года, принятия которого добивалась РПЦ. Согласно этому положению допускается безвозмездная передача в собственность религиозных организаций культовых зданий и сооружений, а также иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Однако Закон ничего не говорит о порядке такой передачи. Необходимо отметить, что еще до принятия этого закона в 1997 году государство предпринимало попытки вернуть часть собственности Церкви. Прежде всего, следует обратить внимание на Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г., предписывающее "осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий…и иного имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности". Как известно Распоряжения Президента не являются обязательными для неопределенного круга лиц, а относятся к разряду поручений конкретным исполнительным органам. Во исполнение указанного Распоряжения Президента Правительство в марте 1995 года приняло постановление "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения". Однако в силу того, что в иерархии нормативных актов постановления Правительства РФ занимают далеко не главенствующее место, они слабо реализуются на практике, что, к сожалению, в полной мере относится к упомянутому постановлению.

Передача имущества религиозного назначения в собственность РПЦ осложнена и тем, что существуют нормативные акты, запрещающие передачу особо ценных объектов культурного наследия негосударственным структурам. Так, согласно Положению об особо ценных объектах культурного наследия, утвержденному Указом Президента в 1992 году, внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью. Кроме того, согласно Закону "О Музейном Фонде РФ", принятому в 1996 году, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. Как известно, здания и предметы, включенные в Музейный фонд, являются церковными святынями, однако передача их Церкви, согласно этому Закону невозможна.

Однако существуют международные акты, которые Россия, как член Совета Европы должна выполнять. В частности согласно Заключению #193 (1996 г.) Совета Европы Россия обязана "в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций".

В настоящее время РПЦ пользуется церковными зданиями и имуществом в основном по праву безвозмездного пользования. Согласно этому праву, пользователь лишен возможности свободно распоряжаться переданным ему имуществом. Сделки в отношении этого имущества санкционируются его собственником - государством. Кроме того, это имущество у Церкви может быть отчуждено. Практика передачи Церкви имущества на праве пользования возникла в годы советской власти и существует до сих пор и является, пожалуй единственным пережитком периода, когда к Церкви власть относилась как некому злу, которое вынуждено терпеть.

Очевидно, что назрела необходимость восстановить историческую справедливость в отношении церковной собственности и возвратить Церкви то, что было у нее отобрано в 1918 и в последующие годы. Однако для этого, очевидно, недостаточно принятия очередного постановления Правительства, которое в очередной раз не будет выполнено. Необходимо принятия Закона, который предусматривал бы механизм такой передачи и регулировал бы сложные вопросы, касающихся прав на церковное имущество, находящееся в Музейном фонде.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU