ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Раскольники-филаретовцы будут обучать будущих педагогов на Украине.

02.03.2001

Соглашение о сотрудничестве подписали 28 февраля Сумской государственный педагогический университет и Сумское епархиальное управление так называемой Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), возлавляемой отлученным от Церкви раскольником Филаретом Денисенко.

Соглашением, в частности, предусматривается подготовка на базе университета регентов церковных хоров. В свою очередь, Сумское епархиальное управление УПЦ КП предоставит университету преподавателей и специалистов по богословским дисциплинам, а после окончания обучения будет заниматься трудоустройством выпускников.

Это соглашение, к сожалению, свидетельствует о том, что власти Украины склонны видеть истинную Церковь не в канонической Украинской Православной Церкви (МП), возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом), а в самозванном образовании, возглавляемом анафематствованным расстригой.

История нынешнего украинского раскола весьма сложна. Филаретовская ее часть не исчерпывает всего существа происходивших в церковной жизни Украины в последние годы процессов.

В 1990 г. после смерти Патриарха Пимена (Извекова) влиятельный, почти всесильный архиерей митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был не только одним из претендентов на избрание новым Патриархом. Он был уже избран Патриаршим Местоблюстителем, и с 4 мая по 6 июня 1990 г. фактически исполнял обязанности Патриарха и возглавлял работу по созыву Поместного Собора. Но Патриархом Филарет не стал. Летом 1991 г. он еще принимал новоизбранного Патриарха Алексия II в Киеве, призывал бороться с раскольниками-автокефалистами (с теми из украинских националистов, которые требовали независимой церкви для независимой Украины). Еще весной 1992 г. он участвовал в Архиерейском Соборе и убеждал архиереев дать Украинской Церкви каноническую самостоятельность, хотя уже с 1990 г. украинское церковное управление обладало самой широкой автономией во всех внутренних церковных делах. Филарету было мало даже широкой автономии. Не став Патриархом Московским, он стремился к патриаршеству хотя бы в пределах Украины, в чем митрополита Киевского весьма поддерживал в то время президент Леонид Кравчук, а еще более поддерживали националисты-радикалы из Верховной Рады.

Положение Филарета осложняли СМИ. В "Огоньке" Александр Нежный опубликовал в 1991 г. две статьи о Филарете. Журналист обвинил митрополита Киевского в жестоком обращении с духовенством (епископа Ионафана, одного из украинских архиереев, от Филарета прятали монахи чуть не в подвале - боялись за жизнь епископа), в нарушении монашеских обетов, выразившемся в многолетнем сожительстве с некоей Евгенией Петровной и их с Филаретом детьми (!). Обвиняли Филарета и в многочисленных финансовых злоупотреблениях, присвоении церковных денежных средств, во взяточничестве. Ситуация для Филарета складывалась критическая.

Однако самое непредвиденное и печальное для Филарета произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в марте 1992 г. Большинство украинских архиереев по вопросу о независимости Украинской Церкви поддержало не его, а архиереев российских. Общий голос украинских епископов был таков: наша паства нас не поймет и отвергнет, если, вернувшись с Собора, мы сообщим ей, что теперь являемся не частью Русской Православной Церкви, а самостоятельной юрисдикцией. Дело обернулось для Филарета всеобщим порицанием и требованием уйти на покой и обеспечить проведение выборов нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Приняв смиренный вид, митрополит Филарет заявил, что если для достижения церковного мира на Украине "требуется Иона", он готов "стать таким Ионою". Филарет имел в виду образ ветхозаветного пророка Ионы, которого Господь наказал за непослушание Его воле угрозой кораблекрушения, и спутники пророка решили выбросить Иону за борт, чтобы тем самым отвести от себя гнев Божий и не быть потопленными в морской пучине. Выброшенный ради спасения судна и путешественников пророк Иона оказался во чреве морского чудовища… Архиереи в большинстве своем оценили витийство митрополита Киевского, решились ему поверить и предложили дать крестоцеловальную клятву, что он уйдет на покой после избрания своего преемника, хотя некоторые призывали Патриарха Алексия II: "Не верьте Филарету, он все равно обманет!".

И Филарет обманул. Вернувшись в Киев, он 7 апреля 1992 г., в праздник Благовещения, во Владимирском кафедральном соборе заявил, что Собор в Москве был для него Голгофой, где его распинали, и претерпел он все это ради независимости Украинской Церкви. Потрясенный Патриарх Алексий II обратился к Филарету с телеграммой-запросом: правда ли то, что мы узнаем о ваших словах? Филарет ответил - и это был его последний ответ Патриарху Московскому - в том смысле, что это не его, Патриарха Московского, дело, все происходящее на Украине в церковных делах относится к исключительному ведению самого Филарета и никого больше. Это был раскол.

Одновременно Филарет начал выступать в соборе, по телевидению и в прессе только по-украински, хотя язык знал слабовато, но новое положение митрополита-раскольника требовало воздержаться от употребления русского языка. Кроме того, необходимо было начать переговоры с прочими раскольниками - теми самыми, которых еще год назад Филарет страстно обличал. Вероятно, для достижения большей сговорчивости собеседников Филарет при поддержке друзей во властных структурах присвоил кассу Киевского Экзархата, огромные по тем временам средства, став тем самым богатейшим из раскольников, а также оформил на себя здание епархиального управления и митрополичью резиденцию в центре Киева. Вызванные Филаретом в Киев на архиерейское совещание украинские епископы отказались явиться к нему. Всем все стало ясно: Филарет, в то время формально еще не лишенный сана, больше не собрат каноническим епископам Украины. Зато прочие раскольники приступили, пусть и без большого энтузиазма, к переговорам с Филаретом, поставив перед ним ряд условий, преимущественно кадровых и финансовых. Большинство из достигнутых на этих переговорах договоренностей стали для Филарета трамплином для получения высшей власти среди раскольников и, соответственно, титула "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" (!).

В Москве же (и в Киеве, среди сохранивших верность Патриарху Московскому архиереев и приходов, которых всегда оставалось большинство) шла подготовка к избранию нового Предстоятеля Украинской Церкви. Им стал митрополит Владимир (Сабодан), до этого митрополит Ростовский и Новочеркасский, управляющий делами Московской Патриархии, а еще раньше - ректор Московской Духовной Академии и Семинарии. Только несколько епископов (два-три, их число постоянно колебалось) и священников, безоговорочно поддержав Филарета, стали активно участвовать в его церковной политике - захвате храмов и церковного имущества, избиении священнослужителей и верующих "московской церкви", угрозах и шантаже епископов Московского Патриархата. Москва запретила Филарета в служении, затем лишила сана, потом лишила монашеского звания (теперь он уже не может называть себя монашеским именем) и, наконец, в 1997 г. отлучила от Церкви через анафематствование.

Сафонов Дмитрий, Страна.Ру


Союз православных граждан резко осудил осквернение места закладки нового храма в Москве.

02.03.2001

25 февраля, в Прощеное воскресенье, неизвестные злоумышленники спилили деревянный крест, заложенный на месте строительства храмового комплекса Святой Троицы, и осквернили место, отведенное для строительства часовни святого благоверного князя Александра Невского в Орехово-Борисово. Как мы сообщали ранее, храм в Орехово-Борисово будет построен в ознаменование Тысячелетия Крещения Руси и в память о торжествах, состоявшихся в Москве в 1988 году. Решение о строительстве такого храма было принято еще в конце 1980-х годов, тогда же был объявлен конкурс проектов храмового комплекса. Однако вследствие передачи множества полуразрушенных храмов Православной Церкви и необходимости их срочного восстановления конкурс проектов был прекращен, а судьба запланированного строительства оставалась неизвестной вплоть до нынешнего года, когда работы по сооружению храма были возобновлены.

В связи с осквернением места закладки храма Союз православных граждан распространил заявление. "Подобное беспрецедентное кощунство в Москве - столице православного мира не может остаться безнаказанным", - говорится в заявлении. "Еще совсем недавно православные кресты уничтожались крымско-татарскими экстремистами в Крыму. Видимо, в Москве действуют тоталитарные и сатанинские секты, которые боятся потерять свое влияние в случае массового православного храмостроительства, миссионерской деятельности и оживления приходской жизни в густонаселенных новых районах Москвы, где проживает подавляющее большинство жителей столицы", - полагают активисты Союза православных граждан.

Союз православных граждан призвал православных москвичей восстановить поруганные святыни, установить дежурство, чтобы не допустить новых кощунств, добиться, чтобы строительство храмового комплекса в Орехово-Борисово было осуществлено в срок. Союз также обратился с призывом к следственным органам возбудить по факту святотатства уголовное дело.

"Если мы не остановим богоборчество в зародыше, не встанем на защиту наших святынь - то завтра опять начнут взрывать храмы и преследовать православных", - говорится в заявлении Союза православных граждан.

Авторы заявления также обратили внимание на явно непропорциональное соотношение между районами проживания большинства московского населения и обеспеченностью их православными храмами. Союз православных граждан считает, что "православное возрождение в Москве и других мегаполисах не состоится до тех пор, пока в каждом новом жилом микрорайоне не будет построен православный храм - две трети московских церквей находятся в пределах Садового кольца, где проживает менее одного процента москвичей".

Союз православных граждан призвал своих членов создавать церковные общины по месту жительства, а также студенческие общины при высших учебных заведениях.

Тараторкин Филипп, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]



Видеостены, медиа экраны

Заказать по лучшим ценам

hotelstartup.ru



Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU