ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Богословская комиссия решит, есть ли ересь в работах священника Георгия Кочеткова.

06.03.2001

В пятницу, 9 марта, состоится заседание Президиума Синодальной Богословской комиссии, которое будет посвящено богословской оценке писаний священника Георгия Кочеткова, который известен своими новшествами как в богослужебном обряде, так и в богословских вопросах. Ранее планировалось, что этот вопрос будет рассмотрен на Пленуме комиссии, который состоялся 19-20 февраля в Троице-Сергиевой Лавре, но из-за того, что дискуссия по вопросу об ИНН существенно затянулась, рассмотрение этого вопроса было отложено. Заседание будет проведено в закрытом режиме, и представители прессы на него допущены не будут.

Споры по поводу богословских взглядов и работ о. Георгия Кочеткова ведутся не первый год. Само имя о. Георгия Кочеткова постепенно становилось водоразделом между теми, кто безоговорочно принимал его нововведения и теми, кто столь же безоговорочно отрицал их как неправославные и даже призывал к лишению о. Георгия священного сана. Летом 2000 года Свято-Тихоновским православным богословским институтом был выпущен сборник "Суд им давно готов", специально посвященный разоблачению учения о. Георгия Кочеткова. В этом сборнике профессор Александр Дворкин, ведущий специалист по сектоведению и руководитель Центра священномученика Иринея Лионского, занимающегося борьбой с сектантством, обнаружил в учении и практике общины о. Георгия Кочеткова признаки тоталитарной секты (контроль над сознанием членов, непререкаемый авторитет лидера ("гуру") - т.н. "гуруизм" и др.)

Значительно раньше, в ноябре 1994 года, в Свято-Даниловом монастыре была собрана особая богословская конференция, посвященная обсуждению деятельности двух московских священников, которых обвиняли в модернизме и распространении неправославных учений - священника (ныне протоиерея) Александра Борисова и священника Георгия Кочеткова. На конференции 1994 года в адрес о. Георгия Кочеткова были сформулированы основные претензии, которые и будут рассматриваться Богословской комиссией.

Дело в том, что в конце 1980-х годов, еще будучи диаконом, о. Георгий Кочетков стал проводить активную работу по созданию системы оглашения (наставления в вере) людей, готовящихся к крещению, и последующего их объединения в православную общину. Став священником и настоятелем храма в подмосковном городе Электроугли, о. Георгий Кочетков получил возможность воплотить на практике свои весьма нетрадиционные взгляды на то, какой должна быть православная община и почему она не может оставаться в рамках привычной для русской церковной жизни приходской структуры.Приходская организация церковной жизни, по мнению о. Георгия, весьма устарела, а будущее принадлежит общинной ее организации.

В Электроуглях о. Георгий создал братство "Сретение", проводившее ежегодно свои Преображенские соборы, посвященные популяризации взглядов о. Георгия. В дльнейшем центром распространения учения о. Георгия стала Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа.

Члены общины о. Георгия Кочеткова регулярно проводили "агапы" ("вечери любви" - братские трапезы, которые когда-то были приняты у ранних христиан), вся община была разделена о. Георгием на "семьи", во главе каждый из семей был поставлен "пресвитер" из верных духовных чад о. Георгия. Именно здесь и коренится один из главных соблазнов общинной практики о. Георгия. "Пресвитер" - это то же самое что священник. Поскольку в общине о. Георгия был только один законно поставленный священник - он сам, - существование "пресвитеров" в созданных им "семьях" намекало на создание некоторой параллельной церковной структуры (ни у кого из епископов не получившей благословения на право своего существования, как это всегда принято в Церкви), в которой самому о. Георгию по логике усваивалось достоинство епископа, потому что в нормальной церковной иерархии над пресвитерами стоит епископ.

На конференции 1994 года по этому поводу высказывался протоиерей Димитрий Смирнов, один из самых авторитетных московских духовников. "Уже создано множество общин на огромной территории", - говорил о. Димитрий Смирнов. "Они есть в Москве, Петербурге, Мурманске, Екатеринбурге. Как правило, будущие члены общины проходят тотальную подготовку через систему "оглашения" и "катехизации" и, когда они "дозреют", создается новая община во главе с "пресвитером", который в знак своего пресвитерского достоинства носит наперсный крест установленного образца. Все "пресвитеры" духовно подчинены о. Георгию, и только он имеет право сказать решающее слово о том стал ли некий "неполный" член церкви "полным наконец". Для желающих повысить свой духовный и интеллектуальный уровень существует высшая школа, созданная также на базе новой концепции Церкви. Проходящий ее полный курс становится апологетом идей о. Георгия и может уже и сам начать деятельность по "оглашению" и "катехизации", правда, под неусыпным контролем главы "церкви".

Как мы видим, о. Георгий проводит разделение на "полных" членов Церкви - прошедших все этапы оглашения в общине у о. Георгия и "неполных" - крещеных православных христиан, но оглашения у о. Георгия не прошедших. Это еще более укрепляет возникающий параллелизм.

Многих богословов смущают также рассуждения о. Георгия о границах и признаках Церкви. Противники его екклесиологии (учения о Церкви) полагают, что вопрос о границах Церкви о. Георгий Кочетков трактует по-протестантски. Так, о. Георгий разводит понятия "канонической", то есть исторической, зримой, и "мистической невидимой" Церкви, утверждая, что вторая гораздо шире нежели первая. Такое представление несомненно близко к протестантскому.

Другим соблазном для многих богословов явилась очень активная переводческая деятельность о. Георгия Кочеткова. Он лично перевел с церковно-славянского на современный русский язык богослужебные тексты и начал служить исключительно по собственным переводам, опять же никем не рассмотренным и не благословленным.

Когда о. Георгий был переведен из Электроуглей в Москву, настоятелем Владимирского собора (ныне относящегося к Сретенскому монастырю, а тогда приходского храма) на Большой Лубянке,у него появилась возможность значительного расширения деятельности, что вскоре сделало его одним из самых известных московских священников с репутацией "либерала", "бунтаря", "борца за правду", "одного-в-поле-воина". За свою работу, посвященную системе оглашения в Православной Церкви, о. Георгий был удостоен звания магистра богословия в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Его статьи и проповеди постоянно публиковались в журнале "Православная община", издаваемом братством "Сретение", а также стали выходить отдельными книгами (были также напечатаны в нескольких выпусках сделанные о. Георгием переводы богослужебных текстов).

В январе 1995 года о. Георгия перевели из Владимирского собора в соседний храм Успения Божией Матери в Печатниках, что он сам воспринял как знак неблаговоления и опалы со стороны священноначалия. Однако самое существенное было еще впереди. 29 июня 1997 года в храме Успения в Печатниках произошел инцидент, породивший множество слухов и разноречивых интерпретаций. Назначенный в этот храм вторым священником о. Михаил Дубовицкий не нашел взаимопонимания с о. Георгием и его общиной. В тот день между ними в алтаре произошел конфликт, в результате которого о. Михаил был отправлен в больницу, а участники конфликта дали взаимоисключающие объяснения случившегося. Одни утверждали, что о. Михаила в алтаре избивали и сорвали с него священнический крест, который так и не был ему возвращен; другие обвиняли о. Михаила в неадеватном поведении и подозревали его в психической неуравновешенности. Для исследования случившегося Патриархом Алексием II была создана комиссия во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). По результатам работы комиссии о. Георгий Кочетков был указом Патриарха запрещен в священнослужении, а двенадцать членов его общины были отлучены от Причащения.

В марте 2000 года запрещение с о. Георгия и членов его общины было снято, он смог вернуться к совершению богослужений, но тогда же Синодальной Богословской комиссии было дано Патриаршее поручение исследовать опубликованные богословские труды о. Георгия Кочеткова на предмет их соответствия православной богословской традиции и Преданию Церкви.

Подобное рассмотрение новых богословских концепций не является в Православной Церкви чем-то невиданным. В середине 1930-х годов, например, богословскому исследованию были подвергнуты труды протоиерея Сергия Булгакова, обосновывавшего в книгах по догматическому богословию свою софиологию - новое учение о Софии Премудрости Божией, в котором большинство выдающихся богословов того времени, принадлежавших к разным церковным юрисдикциям (Владимир Лосский, архиепископ Серафим (Соболев), митрополит Антоний (Храповицкий)и др.), усматривали значительное уклонение от православной догматики и учения Отцов Церкви.

Предстоящее заседание президиума Богословской комиссии проводится во исполнение данного Патриархом поручения. Едва ли результаты обсуждения могут как-то повлиять на каноническое состояние самого о. Георгия, т.е. на его правоспособность как священника, но дать мотивированный и авторитетный отзыв на его работы, вызвавшие так много споров, комиссия может, причем вероятнее всего наиболее спорные моменты в учении о. Георгия Кочеткова будут квалифицированы либо как частное богословское мнение (теологумен), либо как лжеучение. Вся суть в том, какое из этих двух определений выберет и сможет обосновать Богословская комиссия.

Тараторкин Филипп, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU