ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Светлая печаль Великого поста

17.03.2001

"Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха", - такими словами начинается книга протоиерея Александра Шмемана "Великий пост".

Во времена первых христиан главной целью Великого поста становилась подготовка "оглашенных" (то есть новообращенных христиан) к крещению, совершавшемуся во время литургии в Великую субботу. Однако это первоначальное значение Поста не утратило своей актуальности и поныне.

Мы же живем так, будто Христос никогда не приходил. И это единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и грусть нашего номинального христианства. И если мы это поймем и признаем, то только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост.

В суете каждодневных забот мы забываем об истинном значении поста, о покаянии, считая, что пост - это обязательство воздерживаться от развлечений, скоромной пищи, исповедь и причащение (лучше на Пасху, потому как в этот светлый день батюшки разрешают причащаться практически всем, кто дойдет до храма и достоит до конца службы). И вот уже о Великом посте можно честно забыть до следующего года.

И все же главная наша задача за эти 7 недель - постараться вникнуть и понять учение Церкви о посте, то есть стать православными не только по имени, но и по сущности.

Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широкой дорогой. Христос через Евангелие предлагает: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Можем ли мы без помощи Церкви решиться на этот выбор, можем ли мы раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое каждый год Церковь дает нам в день Пасхи? Так вот для чего нужен Пост: это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь.

Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о 40-дневном посте Спасителя в пустыне. Еще в Ветхом Завете Господь велел сынам Израилевым каждый год отдавать десятину (т.е. десятую часть) из всего, что они приобретали. Поступая таким образом, они имели благословение во всех делах своих.

Зная это, апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, то есть время Великого поста посвящать Богу, чтобы и мы были благословлены во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, совершенных за год.

Общей особенностью великопостного богослужения является особая продолжительность службы с уменьшением торжественности: больше чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего"...

Утром Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня.

Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие.

В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров.

По субботам и в шестое воскресенье совершается Литургия св. Иоанна Златоуста, а в первые пять воскресений - Литургия св. Василия Великого, совершаемая также в Великий четверг и Великую субботу Страстной недели.

Особая тема великопостных суббот (за исключением первой и пятой) - это тема смерти. Это дни поминовения всех усопших "в надежде воскресения и жизни вечной", которые готовят нас к субботе Лазорева воскресения и Великой святой субботе Страстной недели, когда Христос победил смерть: "Где твое, смерте, жало. Где твоя, аде, победа". Радостный (седьмой, субботний) день Творения стал в грехопадении днем смерти. Но смерть Христова восстанавливает его, делая днем нового творения, побеждая и уничтожая то, что превратило этот мир в торжество смерти. И главная цель Великого поста - помочь нам обрести полноту христианской веры, надежды и любви.

Великим постом каждая неделя (воскресенье) посвящена воспоминанию какого-либо особого события, призывающего душу к покаянию, или святого, житие которого дает надежду на милосердие Божие.

В первое воскресенье после литургии совершается чин Торжества Православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 году в Византии. Вторая неделя посвящена Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (ныне Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV век). Третье воскресенье, называется Крестопоклонной неделей (поклонение совершается от воскресенья до пятницы). В четвертое воскресенье Православная Церковь вспоминает св.Иоанна Лествичника, игумена монастыря Синайской горы, автора "Лествицы" (VI- VII века). В четверг пятой недели на Утрени снова читается канон св.Андрея Критского, а также канон в память св.Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название "Стояние Марии Египетской"). В субботу на пятой неделе вспоминается избавление Константинополя в 626 году от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется "Похвала Пресвятой Богородицы" или "Суббота Акафиста"). Пятое воскресенье посвящено св.Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI веке. Суббота шестой недели - Лазарева - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Вербным воскресеньем начинаются дни Страстной седмицы, находящиеся уже за пределом Великого поста как святой Четыредесятницы и подводящие нас непосредственнно к тайне Пасхальной ночи.

Мария Свешникова, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU