ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Иеромонах Сергий (Рыбко): на Пасху все кругом ликует и играет.

13.04.2001

[См. также: Пасха - Светлое Христово Воскресение ]

На вопросы Страны.Ru отвечает иеромонах Сергий (Рыбко) настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:

Отец Сергий, чем объясняется то, что Пасху называют "праздников праздник и торжество из торжеств"?

Праздников праздником и торжеством из торжеств Пасху называют именно потому, что это самый главный праздник для православного человека. Поскольку жизнь человека вся наполнена скорбями, болезнями, несчастьями. И в общем-то любой нормальный человек, не только верующий, неудовлетворен земной жизнью. Одни разрешают этот конфликт тем, что стараются получить побольше земных благ, и в этом есть смысл их жизни - в стяжании богатства, славы, наслаждений. Православие же понимает, что это все равно тупиковый путь, жизнь наша в Боге находится, всякий, кто открыл для себя Господа, понимает, что подлинная жизнь пребывает на небесах, а здесь остается для нас подготовка к этой небесной жизни. И поэтому догмат Воскресения из мертвых к вечной жизни является самым главным в христианстве. В это догмате сосредоточены чаяния всякого человека на земле: в том, что земная жизнь когда-нибудь кончится, наступит вечная блаженная жизнь. И вот благодаря празднику Пасхи нам дается прикоснуться к этому блаженству, и поэтому любой человек, приходящий в храм в эти дни, чувствует какую-то особую радость, какой-то подъем. Кто бы ни был этот человек, даже неверующий. Они чувствуют, что этот день какой-то особенный, что в храме какая-то особенная, совершенно другая атмосфера. И это не зависит от того, человек вечером придет в храм накануне Пасхи или в самый праздник. Все кругом ликует, играет, и это не есть какое-то самовнушение, это есть нечто от нас не зависящее. Человек православный эту радость особенно чувствует и переживает. При этом насколько человек знает и уважает веру и идеи христианские, настолько он чувствует эту радость, какое-то прикосновение. Поэтому мы все так ждем этот праздник. Церковная жизнь очень разнообразна, есть разные праздники - Великий Пост, другие какие-то праздники, - они все наполнены внутренним содержанием. А для человека постороннего, внешнего, это все просто разные молитвы и песнопения. А для православного человека, который знает суть, содержание этого праздника, событие, вокруг которого празднование возникает, это сопереживание, соприкосновение, участие в этих событиях. Не просто спектакль, созерцание какое-то театральное. Нет, тут глубина времен как бы раздвигается и мы сопричастными становимся Входу Господню в Иерусалим, Благовещению Пресвятой Богородицы, Пасхе. Поэтому это для нас реальные, действительные сопереживания событий. Так что любые праздники для православного человека очень радостны.

Как правильно духовно подготовиться к празднику святой Пасхи?

Во-первых, для подготовки к празднику Пасхи существует Великий пост. Человек, который не соблюдал Великий пост, все равно ощутит праздник Пасхи, радость Пасхи, потому что, как сказано в Огласительном слове святителя Иоанна Златоуста, которое читается на пасхальной заутрене, "постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь", то есть кто готов и кто не готов, вместе ликуйте. Но человек подготовившийся просто больше сумеет пережить, больше сможет почувствовать. А Пост заключается не только в том, чтобы что-то не есть, важнее всего этот пост для души. И пост душевный не менее труден. Бывает, что пост в отношении пищи человек просто иногда не в состоянии соблюдать по состоянию здоровья. В этом никакого греха нет, Церковь разрешает ослабить посту болящему человеку. А пост душевный нужно соблюдать всем. Это такой пост, когда человек удаляется от всего того, что способствует греховным переживаниям, мыслям. Лишний раз Постом в гости не пойдет, в театр не пойдет, лишний раз пойдет в храм, встанет на молитву. Человек Постом призван проводить более спокойную, более сосредоточенную жизнь. Но сосредоточиться необходимо не столько на себе, сколько на молитве как беседе с Господом. Тот, кто Пост достойно проведет, тот к Пасхе приходит уже в определенном состоянии духа. Если мы что-то делаем ради Господа, то любая молитва, вообще любой шаг отражается на нас, изменяет нас, помогает избавлению от каких-то греховных слабостей, греховных свойств и души и тела. Происходит освящение, облагораживание, возвышение к Богу. И вот когда человек проделает путь Великого Поста, приблизится к Пасхе, тогда он достойно радость Пасхи встретит. Подобно человеку, который подготовился к какому-нибудь земному торжеству, который умылся, оделся, позаботился о том как принять гостей, подумал о подарках для гостей, - когда приходят гости, то все у него бывает нормально, все готово. А когда человек неподготовлен, то как получается: человек с утра просыпается, вдруг ему звонят: "Вася, мы к тебе в гости едем". Он хватает что-то лихорадочно, из холодильника что-то достает, что-то одевает, наглаживает, все получается сумбурно, гости все равно приезжают, но праздник все равно уже немножечко не тот, праздник испорчен. На всей земле люди готовятся к земным праздникам, а тем более к такому событию. Внутренняя подготовка заключается во внутренней борьбе человека с грехами путем покаяния, осознания каких-то своих греховных качеств и, по возможности, преодоления их. Тогда действительно, Пасха - это радость, это награда человеку. Как сказал один из святых, преподобный Серафим Саровский, любой земной царь в награду своим подданным раздает подарки. Так и Бог верующим дает особый, благодатный подарок. Вот мы этот благодатный подарок от Бога получаем в празднике Пасхи.

Помните ли Вы Вашу первую сознательно и церковно отмеченную Пасху? Как и когда это было?

Да, помню очень хорошо. Я только-только начал ходить в храм, мне было 18 лет, даже еще не исполнилось, по-моему, восемнадцати лет, я был тогда еще хиппи. Только-только начинался мой путь к Богу. Но для меня это все было значимо, потому что мой путь к Богу завершился приходом в храм, но этому предшествовали долгие поиски, брожения, участие в разных неформальных движениях молодежи. Когда я пришел, я понял, что это то, что я искал. Постепенно все остальное начало отходить. Я пришел в храм, причем тогда молодежь не пускали, меня пытались не пустить какие-то дружинники. Там бабушки стояли, я их попросил: "Скажите, что я ваш внук". Меня пропустили, бабушки меня провели, хотя я был одет достаточно экстравагантно. И я прошел и отстоял в храме первую свою Пасху. Меня настолько поразило эта пасхальная служба сама по себе, эта радость какая-то, когда начали читать Евангелие на нескольких языках, я настолько был потрясен и поражен. Когда Огласительное слово Иоанна Златоуста читали, я не знал, на небе я или на земле. Такая радость была. Великий Пост я до этого соблюдал, но нем знал, что на Пасху можно причащаться. Потом пошел домой, разговелся после Великого Поста, настолько радостно это все было, одно из самых замечательных переживаний того времени. Я сейчас оглядываюсь назад и понимаю, что эта первая Пасха очень много мне дала в смысле богопознания. Я понял тогда: вот в этой радости нет никакого обмана, все это правда, так, как должно быть. Поэтому я очень Богу благодарен за то, что Он дал мне все это так пережить.

Люди на Пасху приходят в храм, в том числе люди нецерковные и даже неверующие. Как таким людям популярно объяснить смысл праздника Пасхи?

Бывают, что люди приходят посмотреть просто на какое-то торжество. И этого не надо отвергать, потому что многие люди пришли в храм случайно, а вышли оттуда верующими, поскольку Господь Сам любит каждого человека, открывается каждому человеку очень индивидуально. Есть, наверное, люди, которые Бога не ищут, но, как показывает опыт, в том числе мой собственный священнический опыт, большинство людей ищут Бога, не могут удовлетвориться безбожной жизнью, поскольку что бы человек не имел, без Бога все равно нет полноты жизни. Самая счастливая семья, самая интересная работа, самое богатое богатство, - все равно, если не будет Бога, то не будет подлинного содержания жизни, а будет только внешняя канва. Если люди как-то не спрашивают ничего, я стараюсь просто к ним не подходить, не трогать их, поскольку, знаете, Пасха говорит сама за себя. Эти песнопения, великолепие храма, сама обстановка в храме, торжественные лица людей. Приходят люди очень разнообразные. Раньше как думали: приходят, дескать, одни старушки, в журналах велели вымарывать лица молодых людей, чтобы было впечатление, что там одни старушки. А сейчас видно, что далеко не одни старушки. Творческая интеллигенция, молодежь, самые здравые силы общества. Поэтому я стараюсь у таких людей ни о чем не спрашивать и ничего не говорить, чтобы не обидеть человека, который чего-то не знает. Если же человек спрашивает, что такое Пасха, то тогда с ним непременно поговоришь, и тут важно даже не то, что скажешь, а важно то, как скажешь. Сейчас, слава Богу, на телевизионных каналах, в средствах массовой информации часто подробно объясняют, какой церковный праздник, что за праздник, так что если задают вопросы, то это в большинстве случаев что-то такое индивидуальное. Главное, чтобы человек что-то пережил, что-то почувствовал. Мне рассказывала одна женщина, как она приехала в какой-то монастырь, чтобы научиться иконы писать, даже не особенно верующей она тогда была. И вот она поговорила часа полтора-два с одним монахом. Ни о чем особенном они не говорили, но, как она потом сказала: "я поняла только одно - я хочу жить так, как живет этот человек". Вот этот пожилой инок смог открыть ей то, как человек живет верой. Так и Пасха говорит сама за себя.

Отец Сергий,что бы Вы могли пожелать нашим читателям в дни святой Пасхи, как церковным, так и людям нецерковным?

Я хочу пожелать пасхальной радости и сохранения этой радости. Храните ее, чтобы не просто прикоснуться к ней, а потом уйти, забыть и растерять ее. Ведь она может очень быстро потеряться, а может быть сохранена и даже может преобразить нас, каждого человека. Но хранится она, стяжается радость эта благодатная в жизни по совести, в доброй жизни. И хранится радость эта тоже в доброй жизни, в жизни евангельской. "Не делай другому того, чего не хотел бы себе". Вот это самая главная христианская заповедь, и если человек во всем, всегда и везде этим руководствуется, то он всегда живет этой пасхальной радостью.

Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU